Мария:- Добрый, прекрасный день.
Ирина:- Добрый день.
Мария:- Мы по-прежнему находимся в Сербии, в городе Белград.
Ирина:- Белград — город контрастов, но мы нашли место, которое приятно для меня — Дунай. Ну, вы уже в курсе, что это моя мечта, увидеть реку Дунай.
Мария:- А сегодня мы продолжаем нашу тему о серьёзном, тяжёлом речевом нарушении — сенсомоторной алалии. Мы добрались до ОНР-2. Что же происходит с детьми на уровне ОНР-2 при сенсомоторной алалии?Как выглядят эти дети? И главное — как с этим бороться? Хотя, наверное, правильнее сказать: как им помочь.
Что такое ОНР-2 при сенсомоторной алалии?
Ирина:- Как бороться с сенсомоторной алалией второго уровня речевого недоразвития? Дети с сенсомоторной алалией второго уровня — умные. Развитие у них обычно идёт очень-очень медленно,но вот случилось счастье — ОНР-2. Ребёнок многое уже понимает —и не только на бытовом уровне, он начинает воспринимать более абстрактные вещи. Он понимает вопросы, умеет отвечать на самые простые из них: например, «Кто это?» — он уже может ответить. Может сказать, «Что делает?» — и тоже ответить. Он уже может ориентироваться в пространстве: понять, где находится предмет, показать, кто на, кто под. То есть он уже понимает обращённую речь, в том числе с простыми пространственными указаниями. И, в принципе...Ребёнок уже может самостоятельно сказать: «Оскар сидит на лавке».
Мария:- Да, это при хорошем раскладе, когда на уровне ОНР-2 у нас сравнялись сенсорный и моторный компоненты. Но бывает и так, что сенсорная алалия уже дошла до уровня ОНР-2, а вот с моторной частью мы ещё продолжаем бороться.
Ирина:- Поэтому я ещё раз напомню: довольно сложно точно определить, на каком именно уровне находится ребёнок с сенсомоторной алалией. Потому что проблема состоит из двух частей. И действительно, часто бывает, что понимание подтянуто, и оно уже на уровне ОНР-2 или даже выше, а вот в речи — мы всё ещё топчемся на месте. Ребёнок не может пользоваться словами: он их либо забывает, либо не может выговорить. То есть, когда преобладает моторный компонент, мы видим нарушения звуковой и слоговой структуры речи. И вот именно тогда у нас и возникают сложности с точной оценкой уровня речевого недоразвития.
Развитие понимания и речи: первые успехи и трудности
Мария:- И на этом этапе детям становится гораздо тяжелее, потому что понимают они уже больше, а вот сказать — не могут. Они начинают осознавать свою ограниченность, им хочется выразиться, но не получается — и тогда ребёнок может начать вести себя хуже.
Ирина:- Он начинает страдать, и это может выражаться в истериках. В принципе, любой человек, когда понимает, что он не может что-то сделать, а надо — и хочется, реагирует эмоционально. «Я плохой», «Я не такой», «Отстаньте от меня» — это не капризы, это реальная интеллектуальная боль. Истерика — это не «вредничает». Это: «Почему я не могу это сказать? Почему у меня не выходит?» Им очень тяжело в этот момент. Поэтому — чаще целуем в макушку, помогаем, подсказываем, чтобы ребёнок чувствовал: он не один в этой борьбе с трудностями своего мозга. Что рядом есть взрослые, которые любят, ценят, уважают и готовы поддержать. И вот тогда постепенно он начинает выходить из безречия, начинает произносить звуки. Ура! Звуки пошли! Ребёнок смог соотнести все три уровня речевого аппарата, слог становится словом. Обязательно — по языковой концепции — мы никогда не работаем со звуком отдельно, как просто со звуком. Непроизвольно выданный звук — это одно, а вот осознанный звук — мы сразу придаём ему смысл. Мы задаём вопрос: «Что этот звук будет обозначать?» Желательно, чтобы он соответствовал общеупотребительному значению,чтобы звук стал словом,а слово — частью речи и общения.
Мария:- Да! И как только ребёнок попробовал что-то сказать, и у него получилось — или даже получилось наполовину — мы его обнимаем, целуем, радуемся за него! Даже если в этот момент нам совсем не хочется его целовать, потому что перед этим он вёл себя ужасно.
Ирина:- Или даже потому, что мы потратили столько сил, что у нас просто нет уже энергии на объятия.Хочется сказать: «Фух…» — и всё. Но всё равно — он молодец, и его нужно похвалить.
Это несёт две важные функции:
- Ребёнок эмоционально одобрен, он почувствовал поддержку.
- У него что-то получилось, и мы зафиксировали его внимание на этом успехе.
И что происходит? В следующий раз он это же действие сделает уже легче —
даже не столько с желанием, сколько на физиологическом уровне: мозг запомнит путь, и движение станет точнее, проще. Кстати, бывает и наоборот. У меня есть случай: ребёнок на ОНР-2, много говорит, всё вроде бы замечательно, но по речи — очевидно моторик. Потому что с грамматикой — тотальные проблемы,а лексика и объём — хорошие. Он говорит много, но понимание отстаёт очень сильно. По говорению — уже можно ставить уровень ОНР-3, а по пониманию — самое начало ОНР-2. Он может ответить буквально на три вопроса, и всё. Дальше он теряется, он с трудом понимает, что от него хотят. С чем это связано — непонятно.Может быть, это какое-то уникальное явление. Но такая асимметрия — тоже встречается.
Мария:- Да, поэтому дети с сенсомоторной алалией на этом уровне порой выглядят по-разному. Их нельзя сравнивать между собой,
нельзя сказать: «Вот у него так — и у нас будет так же», или: «Почему у того ребёнка одно, а у нас совершенно другое?» У каждого ребёнка — своя динамика, и выглядят они по-разному. Кстати, давай здесь же остановимся на симптоматике — расскажем, как выглядят эти дети. На этом уровне ребёнок уже многое понимает: он понимает бытовую обращённую речь, понимает не только маму, но и папу, и начинает понимать других окружающих людей. Но! Это не значит, что вы можете спокойно выйти с ним на улицу, и если к нему обратится кто-то из знакомых — он сразу же отреагирует.Ребёнок может не отреагировать вообще — не потому, что не понял, а потому, что он ещё не привык взаимодействовать с другими людьми, и не осознаёт, что обращение может быть направлено на него.Дело в том, что длительное время ребёнок просто был рядом, вы вместе с ним ходили куда-то, к вам обращались люди, вы отвечали — а ребёнок стоял рядом и просто слушал. Он привык, что взаимодействие — между вами и другими. Поэтому сейчас ему нужно помочь перестроиться, научить понимать, что "теперь и к тебе тоже обращаются", и научить реагировать. Так что ещё мы можем сказать о таких детях?..
Поведение при сенсомоторной алалии.
Ирина:- Поведенчески это проявляется в том, что ребёнок уже понимает, о чём его спрашивают, в том числе и логопед. Но на этом этапе мамы продолжают “переводить” логопеда для ребёнка. Постарайтесь этого не делать. Постарайтесь поменьше говорить за него, побольше замолкать, давать ребёнку возможность самому ответить — не маме, а конкретно логопеду. Это как раз и формирует у ребёнка привычку, что отвечать можно не только на мамины вопросы, но и другим людям. Логопед — это первый “проводник” в большой внешний мир.Так что, дорогие мамы, это вам небольшая напоминалка.
Мария:- Опять же, дети часто могут не отреагировать на слово логопеда не потому, что не поняли, а потому что просто ждут, пока мама повторит. Такое тоже бывает. Что касается поведения на уровне ОНР-2… Наши дети, которых мы долго воспитывали и приучали к тому, что нужно слушаться маму, что нужно делать то, что говорит мама, вдруг начинают вести себя плохо. Они начинают понимать, что: «А можно было маму не слушаться!» «А можно вообще было вести себя плохо — и тебя просто уведут в другую комнату.» А порой ребёнок сам встаёт и уходит. Или, например, сидит и громко хохочет, и тут же понимает, что ему ничего за это не будет.
Ирина:- Здесь ребёнок фактически начинает осваивать большой мир и пытается этим миром управлять. Это то, что у обычных детей называют “кризис трёх лет” — момент, когда ребёнок осознаёт, что его желания могут отличаться от желаний других людей, и что с этими желаниями нужно как-то взаимодействовать, иногда — даже бороться. Это биологическая программа, называется попытка раздвинуть границы допустимого. Только у детей с сенсомоторной алалией это происходит не в конкретном возрасте — два с половиной или три года, а в связи с развитием понимания, в момент, когда ребёнок начинает “добираться” до этого осознания.
Мария:- А порой они просто молчат и делают вид, что не знают ответ на очень простой вопрос, который мы с ними проходили сотни раз. И мы знаем, что ребёнок это точно знает. А он просто смотрит в потолок, или отворачивается, или вдруг пугается чего-то, а мама начинает переживать: «Наверное, у нас случился откат…» А он просто снова разглядывает дырочку на стене, или находит повод отвлечься.
Ирина:- А иногда ребёнок начинает рассказывать что-то своё, не по теме. Я это называю саботажем. Это такой способ борьбы с окружающим миром —
«Я буду делать то, что вам не нужно, а вы давайте уговаривайте меня, подстраивайтесь под меня,удовлетворяйте мои хотелки.» Это — нормальное поведение нормального ребёнка. Классно? Нет. Нам — тяжело,
а ребёнку — логично и удобно. Мы, взрослые, в такие моменты: «Боже мой, что случилось?» Я всегда говорю:ищите во всём хорошее. Приходит мама: «Ирина Петровна, ребёнок плохо себя ведёт…» А я отвечаю: «А давайте посмотрим на это с точки зрения ребёнка: он понял!» Радуемся! Купили торт, порадовали себя, порадовались за ребёнка — он взрослеет, умнеет, развивается, не стоит на месте. То, что врачи называют динамикой — вот она. Радуйтесь!
Мария:- Именно так. Что здесь ещё может наблюдаться у ребёнка с сенсомоторной алалией на этом уровне?Могут по-прежнему сохраняться эпизоды активного беганья по комнате, какое-то бесцельное поведение. Хотя дети на этом уровне уже учатся играть, понимают простые правила игр, но вот эти моменты — они ещё остаются. Например, родители говорят: «Он залез на диван и прыгал на нём очень долго.» Или: «Он бегал по комнате и что-то разбрасывал…» На самом деле, так делают все дети. Это нормально. Просто наш ребёнок делает это больше, или в чуть более старшем возрасте, чем принято. Но это поведение адекватное и закономерное.
Дети могут до сих пор:
– махать руками от радости,
– поднимать руки,
– взвизгивать.
И про взвизгивания — это тоже может ещё сохраняться.
Не у всех, но у тех, кто ещё не говорит хорошо — да. Потому что ОНР-2 — длинный этап, и мы сейчас описываем всех, кто на нём находится. У тех детей, кто говорит лучше — повизгивания уже уходят. А у тех, кто только начинает —могут появляться звуки, которые родителям не нравятся, и часто они начинают бояться: «А вдруг у нас аутизм? Почему он так визжит?» Но ребёнок смотрит на вашу реакцию. Он видит, что вас это коробит, что вам это неприятно, и что вы просите его прекратить. А для ребёнка — это может быть игра.«Ага, вы реагируете — я повторяю.» Он так испытывает границы, а заодно и взаимодействует с окружающими.
Ирина:- Ему нужны чужие эмоции. Он понимает, что таким образом он “включает” других в контакт.И если вы реагируете —готовьтесь, это будет повторяться.
Мария:- Либо он ещё не умеет выразить словами, что ему что-то не нравится, что он устал, что не хочет вас слушать, или что вы ему просто надоели. И он взвизгивает, издаёт звуки — чтобы заглушить то, что вы говорите,
или выразить протест. Даже если у ребёнка уже есть фраза, он ещё не может сказать.
Ирина:- Он просто не знает, какую фразу сказать в этот момент.
Мария:- Именно так. В принципе…
Ирина:- Мы можем даже дать этому название. Периодически, когда нам перестаёт нравиться поведение ребёнка —жесты, звуки —мы должны понять, что у него происходит в голове в этот момент. Ему что-то не нравится, и мы должны дать ему слово, которым он сможет воспользоваться вместо поведения. И тогда он вместо повизгивания скажет: «Мне не нравится.»
Мария:- Или: «Не хочу», «Не буду». Но как только вы даёте ему эти слова —
«не хочу», «не буду» — родители тут же говорят: «Теперь он это говорит везде — даже в туалет не идёт!»
Ирина:- Да-да, потому что он понял силу речи. И тут начинается фаза, когда он будет всё отрицать: «не хочу», «не буду», просто чтобы проверить, как это работает. И пока он не опробует все возможные ситуации с этим “не хочу”, вы будете страдать: он останется голодным, он не пойдёт в туалет, он будет говорить: «не хочу», даже если на самом деле — хочет.
Навыки самообслуживания: чем раньше — тем легче.
Мария:- Теперь про навыки самообслуживания. Если на этом уровне вы уже занимались со специалистом по языковой концепции, то, скорее всего, вы уже прошли этапы: туалет, питание, сон и всё остальное. Но если этого не произошло, или к нам приходят дети, с которыми занимались много лет, но дошли только до ОНР-2, то, конечно, навыки могут быть не сформированы. И тогда — мы, безусловно, начинаем с этим срочно работать.
Ирина:- Это — обязательно.
Мария:- И неважно, сколько ребёнку лет. Мы всё равно начинаем с формирования базовых навыков.
Ирина:- Да, мы формируем всё точно так же, даже если ребёнок не понимает — мы работаем ритуально, стабильно, повторяем действия, и постепенно обучаем.
Мария:- Да. Кстати, у нас есть отдельные видео по питанию, сну, туалету — их можно найти на нашем канале.
Ирина:- Не обольщайтесь, если ребёнок много чего понимает. Если вы вдруг скажете ему: «Иди в туалет», то для него это всё равно может быть незнакомая конструкция. Слово нужно связать с понятием. Только тогда появится управление через речь.
Мария:- На самом деле, есть ещё один важный момент: дети, которые начинают осваивать туалет на уровне ОНР-2, осваивают его гораздо сложнее, чем дети на уровне ОНР-1. Как бы странно это ни звучало — но это действительно так. И это, наверное, одна из самых больших ошибок некоторых специалистов и родителей. Когда говорят: «Да подождём, он сейчас начнёт понимать, начнёт говорить — и тогда всё наладится».
Ирина:- «Вырастет — и сам научится».
Мария:- Не получается — значит, не получается, потому что в этот момент дети начинают осознавать, что они ходят в туалет. Более того, они уже привыкают делать это определённым образом: где-то «в своих местах», за шторкой, в памперсе, а некоторые уже прямо просят памперс. Я не хотела бы это называть психологическими проблемами, но, по сути, это уже так и есть. Ребёнок начинает испытывать чувство стыда, у него появляются непонятные переживания, потому что мы вовремя не сформировали нужное поведение. И теперь он не знает, как относиться к этим ощущениям, не знает, что с ним происходит,и пытается где-то спрятаться. Поэтому, пожалуйста, всё нужно делать вовремя. А если не успели —значит, в срочном порядке делаем это сейчас, особенно если ребёнок уже на ОНР-3.
Ирина:- Ох... А на ОНР-3 я сейчас расскажу один короткий случай. Мальчик научился с помощью туалета управлять родителями. Прямо так:
«Не дадите конфетку — я вам сейчас сделаю вот это.» Вот на таком уровне манипулятивного пониманиялучше уже не затягивать с обучением. Срочно исправляем! В соответствии с возрастом и возможностями ребёнка — быстро формируем навыки самообслуживания.
Кроме туалета, это уже и:
• одевание,
• обувание,
• все базовые бытовые действия.
Возраст не важен — формируем как можно скорее.
Мария:- Что у нас там ещё по поводу высших психических функций?
Ирина:- Пока что всё то же самое: внимания не хватает, вербальной памяти — тоже не хватает, а вот невербальная память — хорошая. Мы уже замечаем, что ребёнок многое помнит: где, когда и кто его наказал, где похвалили,
что с ним происходило. Он уже может проявлять свою память — пусть не всегда вербально, но мы это видим — и это уже радует.
Мария:- Да, и дети очень любят игры на развитие памяти. Они умеют, знают, и с удовольствием в них участвуют.
Ирина:- Мы их уже используем как отдых или как поощрение.
Мария:- А вот про внимание я хотела бы добавить. Иногда кажется, что внимания стало меньше, чем было на ОНР-1. Как будто мы его формировали, а тут оно вдруг начинает «выпадать» На самом деле, это нормально.Это происходит потому, что ребёнок больше знает, больше видит, больше понимает — и,соответственно, отвлекается больше.
Ирина:- Да, отвлекается больше, и это тоже — часть развития.
Мария:- А внимание всё ещё остаётся недостаточным. Оно, конечно, улучшилось, да, оно стало лучше, но одновременно объём восприятия стал шире и глубже. Поэтому кажется, что внимания стало меньше. На самом деле — нет. Просто у ребёнка стало больше возможностей, он больше замечает,обращает внимание на новое, а самого внимания ему пока не хватает на всё сразу.
Ирина:- Да, поэтому мы стараемся различать типы внимания:
• Внимание в жизни — насколько он слушает, насколько может удержаться в рамках задания.
• И внимание, например, на картинках — найти что-то в корректурной пробе, отыскать загаданный предмет на большой иллюстрации. Это две разные вещи. Там, где внимание сконцентрировано, он покажет, что там у него всё в порядке. А вот в жизни — у него всё: «Небо, попугаи, радуга, я побежал». Всё отвлекает, всё интересно — и жизнь прекрасна.
Мария:- При этом ребёнок до сих пор очень тонко считывает ваши эмоции. Потому что долгое время это был его главный “анализатор”. Когда он не понимал слов, он ориентировался на ваше состояние.
И сейчас он всё ещё очень чувствителен к тому:
• как вы себя чувствуете,
• что вы думаете о нём,
• нервничаете вы или спокойны. И, безусловно, если вы нервничаете, если вы переживаете — это отразится на поведении ребёнка.
Ирина:- Да. Это бывает видно прямо на лице, а иногда — проявляется только в поведении. Поэтому — анализируйте себя. Учимся управлять своими эмоциями. Если вы хотите от ребёнка позитивной реакции —вцепитесь зубами в улыбку, забудьте на время про все свои проблемы, покажите ему хорошие эмоции, и — проживите их с ним. А потом… Когда он будет не рядом, где-нибудь с логопедом — вот тогда поплачете. Потому что, ну да — нервы сдают.
Мария:- Да, или поплачете уже с логопедом, но без ребёнка. Отдайте его поиграть — и дышите глубже. А ещё — ромашковый чай, который мы всем рекомендуем. Сегодня одна наша просто чудесная мама сказала: «Я так не люблю ромашку… но я её пью.»
Ирина:- Я, например, не люблю валерьянку, поэтому я её заменила на настойку пиона уклоняющегося. Это тоже хорошее успокоительное средство.
Мария:- А сейчас Ирина Петровна расскажет нам про всё, что успокаивает.
Ирина:- Пустырник, настойка пустырника - но только в аптечном готовом виде. Не заваривайте травки самостоятельно — там сложная дозировка.
Симптоматика ребёнка на ОНР-2
Мария:- Итак, по симптоматике. Ребёнок понимает уже гораздо больше, может понимать всех, но не всегда реагирует на вашу просьбу. Если это ему не нужно — он может и не ответить. Давайте поговорим о том, что происходит с родителями в этот момент. Когда вы дома, работаете с ребёнком, видите динамику, сравниваете: «Где мы были — и где мы стали» — вроде бы всё хорошо. И уже с ребёнком можно выйти в магазин, он умеет ждать, подождать, реагирует правильно. Но даже там могут случаться неприятные ситуации, и тогда родителям становится тяжело. Кажется: «Ничего не получается… Всё останется так, как есть…» Или наоборот: «Вау! Мы можем пойти погулять — какое счастье!»
Ирина:- То есть у родителей начинаются эмоциональные качели. Поэтому — опора на логику. Эмоции — эмоциями, но ими можно управлять. Все эти сказки «эмоции управляют нами» — можно и нужно управлять эмоциями. Как? Просто: стало тяжело — заглянули в воспоминания, или посмотрели, где вы были и где вы сейчас, успокоились, увидели динамику — и пошли дальше. Стараемся выдерживать ровный эмоциональный фон, особенно в общении с ребёнком.
Мария:- Часто в этот момент окружение и близкие (которые, может быть, давно вас не видели) реагируют по-разному. Кто-то говорит: «Вау, как он изменился!» А кто-то — «По-моему, ничего не поменялось…»
Ирина:- А кто-то скажет: «Он стал хуже себя вести. Раньше был тихий, а теперь что-то с ним происходит…» И обязательно добавит: «Вы, наверное, с логопедом зря занимаетесь — он испортился.» Нет! Он не испортился — он развился.
Мария:- Теперь это не просто удобный молчун, который сидит в уголочке. Теперь — это развивающаяся личность.
Ирина:- Поэтому, общаясь с друзьями, родственниками, знакомыми — выбирайте тех, кто вас поддержит. И по возможности избегайте тех, кто портит настроение. От вашего эмоционального состояния зависит очень многое. Иногда не нужно даже анализировать, что вам сказали — если возникло чувство неудобства,лучше ограничить контакт с этим человеком, до тех пор, пока не покажете ему готовую “конфетку” — и скажете: «Я была права, что занималась с ребёнком. И вот — результат.»
Открытие личности и поведенческие проявления
Мария:- Да, даже если вы устали. Кстати, я очень люблю детей с сенсомоторной алалией на ОНР-2, потому что в этот момент они как будто раскрываются. Ты вдруг начинаешь видеть их личность,появляются особенности, характерные черты, то, что присуще именно им. И это — чудесно и интересно. А ещё дети начинают ругаться. Один малыш после занятия вышел и прошептал сквозь зубы:«Собака…» То ли на меня, то ли на маму — неважно. Где-то услышал, понял, и применил — в нужный момент.Разве это не шикарно?
Ирина:- Да, даже у сенсориков и моториков это бывает реже. А вот у сенсомоториков — они отлично цепляют то, что слышат, особенно не литературную речь.
Мария:- А как называется такое явление?
Ирина:- Почему такие дети быстрее всего цепляют “нехорошие” слова? Потому что они эмоционально окрашены. Что-то упало — и взрослый эмоционально отреагировал. Ребёнок видит: «О, это работает!» И запоминает. Один мальчик вдруг начал говорить: «А мне пофиг. А мне пофиг.» Извините, это не я — это цитата. Оказалось, что у него старшая сестра приехала и сказала один раз — а он услышал и запомнил, и теперь это — его способ выражения отношения к происходящему. Поэтому, дорогие родители — следите за своей речью.
Мария:- Да, именно сейчас уже нужно следить за своей речью. И не только за тем, что вы говорите, а ещё и за тем, как ребёнок это воспринимает. Он может не всё понимать, но он чувствует, что сказано что-то неприятное. Более того, это может быть ещё тяжелее для него, потому что он понял часть фразы, но не до конца, и ему уже кажется, что сказали что-то плохое. Он может попытаться закрыть маме рот, или показать: «Тихо!» — просто потому, что ему некомфортно.
Ирина:- Он может уйти в себя по принципу: «Не только я сам считаю себя плохим — но даже мама меня оценила как плохого.» Нужно быть аккуратнее.
Мария:- Да, здесь уже нам, взрослым, нужно вести себя очень бережно.
Кстати, на этом уровне дети начинают… шутить. Как ни странно, но это происходит! Особенно — на занятиях.
Ирина:- И даже врать начинают.
Мария:- Да, это видно на занятиях. Ты спрашиваешь ребёнка:
*«Кто это?» или «Что он делает?», а он знает точно, что изображено — но намеренно говорит другое.Например, на картинке — лиса. А он говорит: «Волк!» Или говорит: «Это лиса?- Это не лиса!». И добавляет везде «не». Он шутит, как может. И это — прекрасный признак: у ребёнка формируется чувство юмора, а это значит — интеллект развивается.
Ирина:- Да. Я всегда говорю: чувство юмора — это высшее проявление интеллекта и мышления.
Мария:- Так что, каким бы сложным ни был ОНР-2, это всё равно очень приятный этап. Ты наблюдаешь становление личности ребёнка.
Ирина:- Все эти маленькие плюсики, все изменения — мамы иногда буквально визжат от радости. Да, это долго, но каждый день ребёнок приносит что-то новое. Он удивляет, радует, раскрывается.
Мария:- Мальчики начинают хотеть какие-то конкретные игрушки, на которые раньше вообще не обращали внимания. А девочки начинают обращать внимание на наряды, на то, что надели, что выбрали. И это всё — очень трогательно и интересно.
Ирина:- Это такое ускоренное детство, которое происходит здесь и сейчас.
Мария:- Поэтому — берите видеокамеру и снимайте все эти моменты!
Краткий итог о коррекционной работе на уровне ОНР-2
Мария:- Давай кратко скажем, что происходит с коррекционной работой на ОНР-2.
• Продолжается развитие высших психических функций,
• Ребёнок больше знает, больше понимает, больше умеет.
Но самое главное — мы продолжаем развивать понимание у ребёнка. И параллельно — развиваем активную речь.
Ирина:- Понимание обращённой речи, понимание поддержанных конструкций, понимание предложных конструкций. Мы учим ребёнка ориентироваться в словах, а не просто — в предметах.
Мария:- Да, да. Именно так.
Ирина:- Параллельно мы обязательно занимаемся
• общей моторикой,
• рисованием,
• аппликацией,
• пазлами,
• мозаикой —
всё, что есть в доме, используется либо для развития речи, либо как отдых, чтобы затем снова вернуться к речи.
Мария:- Да. И это всё — с индивидуальным подходом. Потому что каждый ребёнок — разный. Только специалист, который с вами работает, может точно сказать: что добавить, что усилить, что пока не трогать, и куда вести.
Ирина:- А вот если приходит сенсомоторик — то вне зависимости от возраста, они очень похожи в своих проявлениях. А вот на ОНР-2 уже начинает проявляться индивидуальность. До полноценной личности ещё далеко, но особенности характера, соотношение сенсорного и моторного компонента — всё это уже видно.Поэтому — только индивидуальный подбор плана. Есть онтогенетический ориентир, но в каком порядке, как и что — решается со специалистом.
Ирина:- Ну что, надеемся, что наше видео поможет мамам лучше понять, где они сейчас находятся, меньше нервничать, а где-то — наоборот, больше радоваться.
Мария:- Можно мы ещё передадим привет всем нашим мамам,
которые занимаются с детьми? Я обещала.
Ирина:- Да, передаём! А мы тогда пойдём дальше искать хорошие места —
у нас ещё много, что рассказать. Всё. Пока-пока!