Найти в Дзене
ИНОСМИ

Ленин все стоит: бронзовый памятник не дает проходу и сводит с ума немцев

Оглавление
   © РИА Новости Петр Оцуп
© РИА Новости Петр Оцуп

Frankfurter Allgemeine Zeitung | Германия

Прошло 35 лет, а Ленин все еще живет в Германии, пишет FAZ. Запад бесится, художники орудуют краской, а прохожие фотографируются рядом. Ни время, ни перемены не в силах сломать этот символ — Ильич стоит гордо, словно смотрит прямо в лицо истории.

Филип Эппельсхайм (Philip Eppelsheim)

Даже через 35 лет после воссоединения Ленин не хочет исчезать. Он стоит в Шверине, в Берлине и даже в Гельзенкирхене. Путешествие в немецкое прошлое.

Когда Зигурд Блюмке в последний раз стоял перед Лениным, он ругался на него. По-русски, чтобы Ленин его понял. "Ты преступник! Тебе место в аду", — кричал Блюмке. Это было в середине июня, в жаркий день. Слишком жаркий для 93-летнего Блюмке. Но это было необходимо — ради его друзей, расстрелянных в Москве. Спустя несколько месяцев Ленин по-прежнему смотрит на перекресток улиц в Шверине. За ним возвышается панельный дом. До перемен район Гроссе-Дреш когда-то называли самым красивым новым районом ГДР. Возможно, так оно и есть. Но панельный дом за Лениным настолько уныл, насколько только можно себе представить, а сам район уже давно считается проблемным.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Итак, Ленин стоит здесь, засунув руки в пальто, и десятилетиями бросает вызов ветру. На первый взгляд можно подумать, что перелом и объединение 35 лет назад были всего лишь сном. Но если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть: кто-то написал на земле перед Лениным слово "свинья" и испачкал его ботинок белой и красной краской. Даже табличка с надписью исписана граффити, скрыв под собой упоминание о миллионах жертв коммунизма. С бороды Ленина свисает паутина. Три толстых голубя — его единственная компания, и по его голове видно, что она не из приятных. Тем не менее, Ленин здесь. И он огромный, более трех метров в высоту, отлитый из бронзы. Никакого "Прощай, Ленин".

Блюмке не хочет с этим мириться, особенно после того, что ему пришлось пережить. Он живет с женой в деревне Фридевальде на крайнем северо-востоке Северного Рейна-Вестфалии. Здесь он ухаживает за своими рыбками, садом, пилит дрова, лепит скульптуры и занимается классическим конным спортом. Здесь, после многих десятилетий молчания, он написал книгу о своей молодости и сценарий, который, как он надеется, однажды будет экранизирован, чтобы люди поняли, что означает коммунизм и что олицетворяет Ленин, а именно "диктатуру, насилие и убийства", как говорит Блюмке.

Он родился в Вердере, Бранденбург. Он был еще ребенком, когда в последние дни войны его отправили на фронт. Ему пришлось пережить ужасы войны. Но приход Красной армии не означал для Блюмке конца ужасов. Он стал свидетелем грабежей, расстрелов и изнасилований (подобные высказывания — лишь западная пропаганда —прим. ИноСМИ). "На востоке нас не освободили по-настоящему", — говорит он. "У нас просто появился новый хозяин. Адольф сменился на Иосифа". В школе в программу включили Маркса и Ленина. Блюмке пришлось заучивать декреты Ленина. По его словам, ему и его одноклассникам вбивали в голову социализм. "Мы не хотели снова служить диктатуре". Поэтому они сопротивлялись, не с помощью насилия, а с помощью слов. Они писали листовки, которые ночью бросали в почтовые ящики: "СЕПГ хочет только диктатуры и самовольного правления! Мы уже однажды это пережили!"

"Это были мои друзья"

В октябре 1950 года Блюмке был арестован. До сих пор он помнит каждую деталь: подвальное помещение, одиночную камеру, ночные допросы в наручниках, удары и пинки, дни и ночи, проведенные в камере, где можно было только стоять. В период с 1950 по 1952 год было арестовано около 50 жителей Вердера. Подростки и молодые люди, школьники и студенты. Двенадцать из них отправили в лагерь в Сибирь. Восемь были казнены в 1952 году в Москве в Бутырской тюрьме. "Это были мои друзья", — говорит Блюмке. Их тела были сожжены, а прах захоронен на Донском кладбище, на участке № 3. Для Блюмке это "наследие Ленина". Он основал тайную полицию ЧК, с чего и начались убийства миллионов людей. "Это дело рук Ленина", — говорит Блюмке.

Сам он был освобожден в 1951 году в ходе обмена заключенными, смог бежать на Запад и жить там своей жизнью. Красивой жизнью, как он сам говорит. Он смог увидеть, как рухнул социализм, как страна вновь объединилась, как выросли его внуки. Но Ленин не исчез, даже после перемен. Конечно, во многих местах ему пришлось уступить место, но его по-прежнему можно встретить то тут, то там. В заброшенных местах, в промышленных зонах, даже на Западе. Иногда он служит образцом для подражания, иногда — противоположностью, как, например, на "тропе засранцев" примерно в 60 километрах от Шверина, где Ленин стоит в лесу вместе с Трампом, Эрдоганом и другими. А бывают и такие случаи, когда речь вовсе не идет о политике. И все же, в какой-то мере, речь идет о ней, по крайней мере, немного.

Халява закончилась: Штаты больше не намерены быть банкоматом для Европы

В Берлине Ленина можно увидеть в промышленной зоне в Нойкельне. "Не загораживать подъезд для пожарных" — гласит табличка у его ног. История того, как Ленин оказался здесь, связана с одним западным немцем, Клаусом Цапфом. В 1973 году он поехал на старом "Фольксвагене-Жуке" в Западный Берлин, взяв с собой в качестве воспоминания о родине только ящик пива Palmbräu, который лежал у него в ногах. Цапф хотел избежать службы на родине. И он заглядывался на Восток. По крайней мере, о нем говорят именно это, как и многое другое. В любом случае, он создал крупнейшую в Германии компанию по переездам, став социалистическим капиталистом, и в 2002 году купил своего бронзового Ленина весом 2,5 тонны за 4857,27 евро. К тому времени у Ленина уже было бурное прошлое: по словам продавца, он был родом из Башкортостана и предназначался для московской плавильной печи, но был контрабандой перевезен в Берлин российской армией. Теперь Ленин стоит в Нойкельне, и некоторые, кто его видит, принимают его за Клауса Цапфа, умершего в 2014 году, а другие — за Рональда Макдоналда. Один барабанщик стучал по нему. Один художник соскоблил с него патину.

Сейчас руководителем Zapf Umzüge является Свен Райнхольц. Он из тех, кого называют "деревом". "Старик, конечно, понял, что Ленин — это то, чем можно провоцировать и что также выражает его левые, социалистические взгляды", — говорит Райнхольц. У него же, напротив, очень прагматичный взгляд на Ленина у входа. Он был любимцем босса и поэтому "просто стоит там". Кроме того, он весит несколько тонн, и "уже только поэтому мы его не убираем". При этом даже поступил запрос на покупку. Какой-то богач хотел поставить Ленина на одном из островов Средиземного моря. "Мы сразу же отказали. Старик перевернулся бы в гробу, если бы мы его продали", — рассказывает Райнхольц. "Если бы Ленина больше нигде не было, то, возможно, не осталось бы места, где можно было бы вспомнить о нем и о том, что он сделал", — добавляет он. С иконоборчеством дело обстоит так: "Это свидетельство того времени, над которым можно поработать".

Поэтому Ленин пока останется в промышленной зоне Нойкельна. И, вероятно, сотрудники компании по переездам будут по-прежнему биться головой о свернутую газету, птицы будут тренироваться в меткости, а художники будут придумывать какие-то произведения искусства с Лениным, от которых он сам, вероятно, перевернулся бы в гробу, если бы он не лежал в московском мавзолее.

Украина дошла до точки невозврата. Киев назвал своего злейшего врага. Элитное российское подразделение не дает покоя ВСУшникам даже в тылу

В Гельзенкирхене тоже стоит Ленин. В районе Хорст. Рядом с ним стоит Карл Маркс. Они выглядят как большие серебряные садовые гномы, недавно написали в газете taz. Дерево дает тень, рядом цветут пестрые цветы, а газон сияет зеленым цветом. Сейчас сентябрь, плановая проверка систем экстренного оповещения населения по всей Германии, и Феликс Хайнц Хольчке видит все это впервые. "Все это выглядит как из другого времени", — говорит он. Затем рядом с Лениным завывает сирена.

Хольчке родился в 1950 году в Ниски в Оберлаузице. Когда в 1993 году он впервые ознакомился со своим личным делом в Штази, толщиной около 3000 страниц, он увидел перед собой "ужасающий документ о слежке, шпионаже и подрывной деятельности", похлеще любого дневника. Все начинается с велосипедной поездки в Чехословакию, место, о котором, по словам Хольчке, он мечтал. Поездка привела 18-летнего школьника и его друзей в Прагу. 21 августа 1968 года Хольчке стоял на Вацлавской площади. Это был день, когда первые советские танки достигли города и Советский Союз силой подавил Пражскую весну. Хольчке видел, как ехали танки. "Там можно было увидеть истинное лицо коммунизма", — говорит он. Позже, в Пренцлауэр-Берге в Восточном Берлине, началась слежка, в квартире установили жучки, прослушивали телефонные разговоры, перехватывали письма, люди из ближайшего окружения шпионили за Хольчке для Штази. Среди них был и его лучший друг. Обо всем этом Хольчке узнал только после падения Берлинской стены. Сегодня он говорит: "У меня не было бы ни минуты покоя, не узнай я, какая сволочь меня предала".

Хольчке говорит, что он "не был активным борцом против режима ГДР". Но он хотел путешествовать и познавать мир, еще в школе он слушал радио с помощью портативного радиоприемника. От "Голоса Америки"* до "Радио Кабул". В молодости он путешествовал по Восточному блоку, используя все возможности, которые у него были. "Но в какой-то момент все закончилось. И тогда ты, как молодой человек, задаешься вопросом: почему я не могу поехать в Западный Берлин, почему я не могу поехать во Франкфурт-на-Майне, почему я не могу поехать в Париж или Лондон", — говорит Хольчке. Каждое утро, глядя из окна, он видел Запад со своего рабочего места недалеко от КПП "Чарли".

Затем последовала неудавшаяся попытка нелегального побега, пять заявлений о разрешении на выезд, которые были отклонены. В ноябре 1984 года Хольчке был арестован: ранним утром на улице в районе Бетцофиртель в Восточном Берлине. "Лада" тормозит, открываются двери, Хольчке толкают внутрь. Справа и слева от него сидят сотрудники Штази, которые предупреждают его, что в случае попытки побега они немедленно применят огнестрельное оружие. Машина мчится по еще не проснувшемуся Восточному Берлину. Первая остановка — штаб-квартира Штази на Магдалененштрассе. Хольчке заталкивают в комнату для допросов. Дознаватель встречает его, на столе лежит пистолет Макарова. На следующее утро его в наручниках везут в тюрьму Штази в Хоэншенхаузене.

Прозвище "Красный террор"

Берлинский городской суд приговорил Хольчке к трем годам лишения свободы. После предварительного заключения в тюрьме Берлин-Руммельсбург он был переведен в Котбус. Уже в первый день ему пришлось познакомиться со своим "любимым надзирателем" по прозвищу "Красный террор". Тот избивал заключенных, пинал их в живот, заставлял сидеть в холодной воде. В декабре 1985 года Хольчке был освобожден в ходе выкупа заключенных Федеративной Республикой Германия.

"Так я попал на золотой Запад", — говорит он. Он работал инженером в компании Bayer. Он посетил 64 страны, во время воссоединения он был на Амазонке, хотя сейчас, оглядываясь назад, он предпочел бы быть в Берлине. Он стремится донести до современной молодежи, каково было жить в ГДР. Что это была не только "страна огурцов из Шпреевальда", но и "диктатура".

Традиция сталинского культа Ленина

Именно об этом Хольчке напоминает Ленин из Гельзенкирхена. Когда он думает о Ленине, он возвращается в Хоэншенхаузен. Для него это также прямая связь между Лениным, который с помощью тайной полиции ЧК создал "террористическую систему слежки и подавления", и режимом СЕПГ, который продолжил эту традицию. "Когда я вижу здесь товарища Ленина, спустя 35 лет после воссоединения, мне становится грустно от того, что мы не проработали эту негативную историю", — говорит он. Не нужны ни улицы с именем Ленина, ни какие-либо памятники. Не отказываться от таких пережитков коммунизма — это слабость.

Этот урок стоит усвоить всем: Россия возвращает утраченные территории

В Гельзенкирхене есть небольшая табличка с разъяснением, установленная городом. Но ее трудно найти. Она находится на другой стороне перекрестка. На ней, среди прочего, написано, что ленинская тайная полиция расстреляла тысячи людей и заключила политических оппонентов в исправительные лагеря. А также, что после смерти Ленина Сталин создал культ Ленина и установил тысячи его статуй, и что новый владелец статуи следует традиции сталинского культа Ленина.

Новым владельцем является небольшая партия, о незначительности которой свидетельствует ведомство по охране конституции: Марксистско-ленинская партия Германии. Ее штаб-квартира находится в Гельзенкирхен-Хорсте, во внушительных размеров кирпичном здании, которое когда-то было зданием сберегательного банка. А перед ним, прямо в палисаднике, уже пять лет стоит Ленин. Тогда это стало сенсацией. Председатель партии Габи Фехтнер говорит о "громких спорах". "Многие люди одобрили это и заинтересовались Лениным. Но были и те, кто высказался против". Партия обнаружила своего Ленина в Интернете. Изначально он стоял в чешском городе Гожовице, а через австрийского торговца попал в Гельзенкирхен. Теперь люди приезжают сюда, чтобы сфотографировать Ленина или сделать селфи. По словам лидера партии, это социалисты со всего мира. Люди часто назначают встречи у памятника Ленину. "Не все поддерживают Ленина, но он является частью этого места. Люди часто говорят, что это самое красивое место в Хорсте. Здесь есть немного зелени, красивые цветы, и все аккуратно. Большая часть этого района запущена. Город очень мало делает для его благоустройства".

В беседе Фехтнер подчеркивает, что ее партия очень заинтересована в том, чтобы "разобраться с реальными жертвами и преступлениями социализма и пролить на них свет". В Советском Союзе и ГДР социализм предали. "Все, что там произошло, теперь приписывают социализму. Я считаю, что это неправильно. Например, мы очень критично относимся к ГДР и СЕПГ. На самом деле, только в первые годы они двигались к социализму. Но нельзя винить Ленина за то, что было сделано после 1956 года", — говорит председатель партии. Она считает это абсурдным. Ленин умер в 1924 году и стоял за большими успехами в построении социализма.

"Облучение красным светом"

Какими именно успехами, можно прочитать на большом плакате прямо перед Лениным. Но Фехтнер не упускает возможности перечислить некоторые из них: "Он положил конец Первой мировой войне в России своим декретом о мире, для борьбы с бедностью земля была распределена между мелкими крестьянами, был введен восьмичасовой рабочий день". При Сталине погибли невиновные, продолжает Фехтнер. "Но в случае с Лениным у нас пока нет никаких указаний на это". Она также не понимает, "когда люди чувствуют себя оскорбленными памятниками Ленину из-за ошибок СЕПГ, как это представляет уполномоченная по делам жертв Эвелин Цупке". Здесь, в старом здании сберегательного банка, мир Ленина священен. Возможно, следует упомянуть, что Фехтнер, 1977 года рождения, родом из Баден-Вюртемберга.

Планы Трампа на случай ядерной войны: журналисты узнали, что он задумал

Уполномоченная по делам жертв СЕПГ Эвелин Цупке в детстве и юности изучала ленинизм в рамках курса гражданского образования. Как и Блюмке и Хольчке, она подвергалась "облучению красным светом". Так продолжалось из поколения в поколение. "Приходилось прорабатывать пропаганду и заучивать ее наизусть". Людям "промывали мозги". До определенного возраста, рассказывает Цупке, она не подвергала это сомнению, но в какой-то момент все же начала. Как борца за гражданские права она участвовала в мирной революции в ГДР. Для Цупке след насилия, крови и террора также ведет к Ленину. "Жертвы диктатуры СЕПГ напрямую связаны с этими символами, потому что идеология лежала в основе действий диктатуры СЕПГ и легитимировала репрессии", — говорит она. И часть переосмысления прошлого заключается в том, "как мы обращаемся в публичном пространстве с символами, представляющими социал-коммунистическую диктатуру". Проблема заключается в том, что такие символы безапелляционно стоят в публичном пространстве или даже находятся под защитой. "Это неверный сигнал через 35 лет после воссоединения. Для сотен тысяч жертв диктатуры СЕПГ это выглядит как легитимизация даже задним числом".

Цупке видит опасность в том, что стоящий где-то Ленин может не подвергаться критическому анализу со стороны многих людей. Возможно, с ним даже будут связывать положительные представления. Она сетует на слепые пятна в обществе, на недостаточное изучение исторического контекста, в том числе диктатуры СЕПГ. "Необходимо бороться с мифом о том, что на самом деле все начиналось довольно хорошо. Потому что это просто неправда. Многие люди до сих пор ошибочно полагают, что это были хорошие идеи", — говорит Цупке. Слишком редко обсуждается "то, какой след насилия оставила эта идеология в истории человечества, миллионы смертей с 1917 года. Эта реальность замалчивается, и я считаю это опасным". Многие люди, похоже, думают: "Да не такая уж и страшная была эта маленькая диктатура. Не стоит так переживать".

* СМИ, признанное в России иноагентом

Оригинал статьи