Asharq Al-Awsat | Саудовская Аравия
Возможно, Россию и можно победить на поле боя, однако у нее есть опыт возвращения потерянных территорий, пишет колумнист Asharq Al-Awsat. По его мнению, тем, кто хочет расширения боевых действий против Москвы, лучше притормозить, поскольку это может обернуться для них тяжелыми последствиями.
Амир Тахери (أمير طاهري)
"Ха-ха!" — так отреагировал заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев на заявление президента США Дональда Трампа о том, что Киев "способен вернуть себе территорию в прежних границах, с которых начался этот конфликт".
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Запад уже давно воспринимает бывшего президента России Дмитрия Анатольевича Медведева как реформатора, способного вывести свою страну на европейскую орбиту, что бы это ни значило. Сегодня, будучи заместителем председателя Совета безопасности России, он стал "ударной рукой" президента Владимира Путина, угрожая западным странам ядерной войной. Но тут возникает вопрос: не является ли идея о победе над Россией в этом конфликте всего лишь плодом воображения Дональда Трампа, подобно его заявлению, сделанному год назад, о том, что он может закончить этот конфликт "в мгновение ока"?
Блэкаута не избежать: Украине остается надеяться лишь на буржуйки и одеяла
На первый взгляд, идея о победе над Россией может показаться нереалистичной. Россия — крупнейшая страна мира — является сверхдержавой и обладает крупнейшим в мире ядерным арсеналом. Она зародилась и развивалась в условиях непрекращающихся войн с момента своего основания в 882 году в качестве полунезависимого образования. По некоторым данным, Россия, включая ее более позднюю ипостась в виде Советского Союза, участвовала в более чем 120 войнах, из которых около 40 пришлись на XIX и XX века.
Американский историк Грегори Карлтон утверждает, что Россия — продукт того, что он называет "оборонительной экспансией". Географическое положение России не обеспечивает естественных защитных рубежей, таких как моря, высокие горные массивы и густые леса. Это означает, что любая территория, считающаяся российской, должна быть немедленно окружена "буферной зоной" для защиты от потенциальной агрессии. Однако эта буферная зона сама по себе становится источником угрозы, что подталкивает Россию к дальнейшему расширению. Так некогда небольшое государство, известное как Киевская Русь, превратилось в Империю, простирающуюся от Балтийского моря до Тихого океана, охватывая 11 часовых поясов.
Со своей стороны, Ахмад Мирфендерески, один из ведущих иранских экспертов по России и посол Ирана в Советском Союзе, писал: "Русские всегда жили в страхе перед возможным уничтожением. Русский медведь всегда воображает себе охотника и постоянно готов наброситься на любую тень, которую увидит".
Это может служить объяснением того, почему началась специальная военная операция (СВО) на территории Украины. Страх перед возможным вступлением Украины в НАТО в то время был очень велик, хотя, учитывая правила вступления в альянс, такая перспектива казалась маловероятной. Однако, даже если России удастся взять под контроль всю территорию Украины, она, вероятно, будет искать еще одну буферную зону, возможно, доходящую до Атлантического океана.
Мирфендерески также высказывал мнение, что Москва якобы стремится захватить Иран и получить доступ к Индийскому океану: "Россия не остановится, пока ее не остановят".
В военной истории России, как в море, есть свои приливы и отливы. Победы и поражения сменяют друг друга с удивительной регулярностью. Это также демонстрирует, что Россия может быть побеждена. Это делает последний пост Трампа чем-то большим, чем просто риторическим выпадом в воздух.
История этих войн могла бы стать основой для целой книги, но вот несколько ключевых моментов, которые могут стать отправной точкой для дальнейшего исследования:
Россия впервые столкнулась с серьезным поражением в 1169 году, когда после 25-летней войны она была вынуждена сдаться коалиции Швеции, Литвы, Латвии, Эстонии и Польши.
В 1616–1617 годах Россия потерпела еще одно серьезное поражение в ходе войны со Швецией, которое лишило ее выхода к Балтийскому морю. В 1634 году Россия потерпела очередное поражение от Польши и Литвы, что привело к унизительному Поляновскому миру.
В 1651–1653 годах Россия потерпела поражение от сефевидского шаха Сулеймана I в битве на реке Сунжа, что на 200 лет отдалило Россию от Кавказа.
В 1652 году Россия провела ряд сражений с китайской династией Цин, что привело к потере территорий к северу от Амура.
А теперь перенесемся в XX век: самое унизительное поражение России произошло в 1904–1905 годах, когда Япония эпохи Мэйдзи уничтожила российский флот в Охотском море. Элитные российские дивизии также потерпели поражение на Дальнем Востоке, а Курильский архипелаг был аннексирован. Россия признала контроль Японии над Корейским полуостровом и Маньчжурией и разрешила ей создать базу в Порт-Артуре.
Падение режима Башара Асада в Сирии тоже стало военной неудачей России, которая активно участвовала в бомбардировках сирийских городов и оказывала поддержку проасадовским силам на некоторых фронтах. Кроме того, Россия понесла еще одно поражение — в холодной войне.
Россия добилась своих величайших исторических побед в двух ключевых военных конфликтах: во время Наполеоновских войн, благодаря союзу с европейскими державами, и во время Второй мировой войны, когда она объединилась с Соединенными Штатами и Великобританией для разгрома нацистской Германии.
Так что да, Трамп, возможно, прав: Россию можно победить. Однако тем, кто рассматривает возможность расширения войны против России, стоит немного притормозить. Хотя Россия потерпела поражение в 19 из 40 крупных войн, в ее истории прослеживается четкая тенденция к "отмщению". Страна часто возвращает утраченные территории — от Балтийского моря до Курильских островов.
Несмотря на ядерные угрозы со стороны Медведева, теоретически Россия может быть вытеснена с бывших украинских территорий, включая Крым. Однако нет никаких гарантий, что такой исход излечит "давнюю болезнь" России — ее стремление к "оборонительной экспансии" и постоянную жажду отмщения.
Частичная военная мобилизация (крупнейшая с 1916 года), безусловно, воодушевила тех, кто призывал к поражению России, что напомнило нам о словах одного флорентийского писателя: "Не стоит ранить смертельного врага, а затем оставлять его в живых! Убей его или сделай своим другом".
Надо отдать должное Трампу, он, хотя и непреднамеренно, рассмотрел оба варианта, отдав явное предпочтение второму.