Найти в Дзене
ОССП оператор

Как появился первый светофор и что его ждёт в будущем

Сложно представить современную жизнь без светофора, «трехцветный» регулировщик работает круглосуточно и помогает обеспечить безопасное движение автомобилистов и пешеходов. Светофор полностью оправдывает свое название, которое в переводе с греческого означает «несущий свет». Когда и где появилось первое устройство, кто его придумал и как оно менялось со временем, расскажем далее.

Фото: https://mosreg.ru/
Фото: https://mosreg.ru/

Первые прототипы

История светофора началась в XIX веке, когда рост городского транспорта потребовал регулировки движения для предотвращения аварий.

Предшественник светофора появился 10 декабря 1868 года в Лондоне. Его изобрел британский железнодорожный инженер Джон Пик Найт. Как выглядел самый первый светофор и почему первый цветной аппарат запретили, можно прочитать тут.

Двадцатый век: совершенствование идеи

С развитием автомобилей необходимость в автоматическом регулировщике стала критически важной. Первый электрический светофор был запатентован в 1910 году американским изобретателем Эрнстом Сиррином в Чикаго. Устройство работало на основе сменяющихся надписей Stop и Proceed, которые указывали, когда останавливаться, а когда ехать. Этот светофор не имел подсветки, поэтому был бесполезен в темное время суток. Хотя конструкция Сиррина была далека от современных светофоров, она заложила основу для автоматизированного регулирования дорожного движения.

Первый электрический светофор с двумя круглыми сигналами — красным и зелёным изобрел Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (США) в 1912 году. Однако патент на это изобретение Вайр не оформил.

Джеймс Хог создал свой вариант электрического светофора, и 5 августа 1914 года Американская светофорная компания установила четыре его устройства на перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида в Кливленде (штат Огайо, США). Светофоры Хога имели красный и зелёный сигналы, и при переключении издавали звук. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке.

Фото: Уильям Поттс, https://avatars.dzeninfra.ru/
Фото: Уильям Поттс, https://avatars.dzeninfra.ru/

В 1920 году офицер полиции Детройта Уильям Поттс создал четырёхсторонний трёхцветный светофор. Поттс добавил желтый цвет, который означал, что участники движения должны притормозить и дождаться переключения на основной цветовой сигнал. После установки регулирующего устройства Уильяма Поттса прозвали «Мистер Светофор». Сейчас четырёхсторонний светофор Поттса образца 1920 года хранится в музее Генри Форда в городе Дирборн, штат Мичиган (США).

В эти же годы в Нью-Йорке заместитель комиссара по транспорту Джон А. Харрис пошёл на эксперимент. На пяти перекрёстках Пятой авеню он приказал возвести регулировочные башни. Каждая башня оборудовалась будкой для полицейского, телефоном и светофором с ручным управлением. Идея заключалась в том, что башня гораздо более безлична, чем уличный регулировщик, и, следовательно, водители и пешеходы не будут игнорировать её сигналы. Мистер Харрис был настолько уверен в своей идее, что построил башни за свой счёт. Результат: через месяц путь от 57-й до 34-й улиц сократился с сорока до десяти минут.

Кто изобрел светофор, которым мы все его знаем? В ноябре 1923 года изобретатель из Кливленда афроамериканец Гаррет Морган запатентовал светофор оригинальной конструкции. Это был далеко не первый патент на похожее изобретение, однако Морган стал первым человеком, который в патенте кроме технических данных указал назначение устройства – «сделать очередность проезда перекрестка независимой от человека, сидящего в автомобиле». Спустя десятилетия президент США Билл Клинтон назвал Моргана основоположником всех нынешних систем безопасности движения.

А как у нас?

В 1930-е светофоры появились в Европе и СССР. Первый светофор установили в Москве на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост, а в Ленинграде – на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов). Как они выглядели и почему изменились, можно увидеть тут.

Один из самых любопытных образцов советского светофора – в виде циферблата. По круглой пластине, отмеченной тремя цветами, ходила стрелка. Она указывала на цвет и преимущество в движении. Но такой светофор оказался неудобным в использовании, поэтому от него скоро отказались. Во второй половине 30-х годов уже все светофоры были в классическом исполнении – секционные.

Человек среди машин

Удивительно, но до 1952 года светофоры во всем мире регулировали исключительно движение автомобилей. Именно машины считались настоящими хозяевами городских улиц, а пешеходы должны были подстраиваться под нужды транспорта, а не собственные потребности.

Первой исправить это несправедливое положение решила полиция Нью-Йорка. 5 февраля 1952 года там появились первые светофоры, предназначенные исключительно для пешеходов. Вскоре новинка была внедрена по всему миру, и сейчас трудно себе представить улицу мегаполиса без подобных конструкций.

Повсеместное развитие компьютеров во второй половине двадцатого века привело к тому, что ЭВМ стали использоваться даже в коммунальном хозяйстве. В Торонто в 1963 году за переключение световых сигналов на светофорах стал отвечать электронный мозг, а со временем он начал делать это не в автоматическом режиме, а в соответствии с загруженностью дорог.

В середине 1990-х появились зелёные светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, после чего начались эксперименты со светодиодными светофорами. Закрытый город Саров в России стал первым, где подобные светофоры стали массово применяться.

Будущее светофора

Сегодня компьютеры управляют светофорами, поэтому они адаптируются к потоку машин, оснащены датчиками и даже камерами. А в некоторых странах даже экспериментируют с голографическими и LED-светофорами.

В последнее десятилетие ничего принципиально нового со светофорами не произошло. Однако существует множество проектов, которые предусматривают внедрение инноваций в этот элемент уличной инфраструктуры.

Фото: Лазерная стена, https://novate.ru/
Фото: Лазерная стена, https://novate.ru/

Например, существует технология с названием «Виртуальная стена». Она представляет собой лазерную завесу с движимыми изображениями, которая перекрывает дорогу на красный свет, превращается в желтый при подготовке к смене сигнала светофора и исчезает, когда можно продолжить движение. Такой умный светофор «встанет» на пути у тех водителей, которые по тем или иным причинам игнорируют запрещающие сигналы. Ведь можно не остановиться на красный свет, но практически невозможно заставить себя проехать сквозь стену, пусть она и не каменная, а лазерная.

Фитнес-светофор, https://novate.ru/
Фитнес-светофор, https://novate.ru/

На этом развитие светофора не останавливается. Он может быть не только нашим надежным защитником от ДТП, но и личным фитнес-тренером. Ведь если существуют конструкции с движущимися светодиодными человечками на табло, то почему бы не придать этому элементу дизайна еще и полезную функцию? К примеру, эти человечески могут показывать людям, собравшимся в ожидании зеленого света светофора, простые физические упражнения, которые можно выполнить здесь и сейчас, потратить время с пользой для здоровья.

В каком бы городе мира вы не стояли на перекрестке, всегда помните: красный – стой, зеленый – иди.

Безопасных дорог!