Как выглядел самый первый светофор, почему первый цветной аппарат запретили и когда устройства появились в России - продолжаем рассказывать вам о дорожных устройствах.
Светофор или жизнь
Новаторами в этой области снова стали британцы: в 1868 году первый светофор появился в Лондоне возле здания парламента. Его изобретатель — Джон Пик Найт, специалист по железнодорожным семафорам. В автомобильной версии также было две стрелки: в горизонтальном положении они означали "стоп", а опущенные под углом в 45 градусов- "движение с осторожностью".
Для версии "с цветом" для темного времени суток использовался вращающийся газовый фонарь со стеклом красного и зелёного цвета (тоже позаимствованы у железных дорог). Но жизнь устройства была недолгой: через год фонарь взорвался из-за чего пострадал полицейский. После этого случая подобные светофоры запретили по всей Европе.
Первый патент на автоматический светофор (в котором не нужно участие человека) получил в 1910 году Эрнст Сиррин из Чикаго. Предложенная им конструкция содержала две надписи: Stop (Стоп) и Proceed (Продолжайте).
Тем не менее, чаще всего с историей светофора связывают имя изобретателя Гаррета Моргана. В 1923 году, увидев аварию между автомобилем и конным экипажем на перекрёстке, он понял, что для безопасности нужно устройство, которое позволит определять "очерёдность проезда перекрёстка", причем сделать этот процесс "независимым от персоны, сидящей в автомобиле". Так он получил патент на трехцветный светофор, впервые указав его назначение.
В Европе светофоры заработали в 1922 году в Париже и Гамбурге. Уже тогда страны старались адаптировать устройства под себя и воплощали самые неожиданные идеи.
Например, австралийские старые светофоры были очень популярны, потому что они первые в мире стали показывать автомобилистам, сколько времени осталось ждать до переключения режима. Такие светофоры с секундной стрелкой использовались вплоть до начала 70-х годов 20 века.
Когда светофоры появились в России?
Первый светофор установили в Москве уже в 1930 году на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост.
Изначально сигнал устройства должен был быть только один — красный, но это намерение так и осталось на бумаге. Более того, светофоры по всей стране сильно различались. Например, в Москве зелёный сигнал располагался наверху, а в Ленинграде - снизу.
Только в 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. После этого устройства унифицировали.
В 1960-х годах в стране появились светофоры для пешеходов, похожие на разработку Эрнста Сирина. Устройства представляли собой две секции с лампами и надписями "стойте" (красная) и "идите" (зелёная) на русском языке. Позднее их заменили на привычные нам модели с "человечками".
Позднее, в 90-х годах в России появились светодиодные светофоры, и первым городом, где их массово ввели в использование, стал Саров.
На любой вкус и цвет
Почти все, что привычно нам в светофоре,- лишь ограничение технологий на момент его создания. В частности, круглая форма сигнала, была необходима как отражатель с обратной стороны источника света.
Тем не менее, множество стран разработали свои собственные устройства, ориентированные на местные потребности, колорит и другие факторы. Самые интересные и необычные можно посмотреть в карусели👇
Какое же будущее ждёт подобное оборудование? Предполагается, что в будущем искусственный интеллект сможет определять время работы светофоров для улучшения реагирования на чрезвычайные ситуации, снижения числа заторов и совершенствования работы общественного транспорта. Специальные программы будут анализировать агрегированные данные, полученные от датчиков дорожного движения и GPS на общественном транспорте, телефонах, машинах различных служб.