Найти в Дзене
Философия без догм

Одухотворение Материи - Материализация Духа.

Согласно притче об Армагеддоне из Священного Писания, Мир должен быть ограничен. В статье о крае Мира изложены рассуждения о его начале и конце. Наличие краёв, границ подразумевает некий процесс дискретизации континуума Мира, имеющий начало, совпадающее с началом Мира, и окончание - с его окончанием. Попытки наметить суть этого процесса отражены в работах ряда философов. Гегель с его восхождением, или становлением Духа, Шеллинг, потребовавший от философии ответа на два вопроса: "каким образом развитие бессознательно-духовной природы приходит к возникновению сознания, и каким образом, наоборот, сознание, которое, само по себе - есть лишь субъект, становится объектом". Есть множество механизмов, претендующих на выражение "общего знаменателя" вышеуказанного процесса, инвариантных друг другу. Например, конкретизация идеальной связанности, каковой на первоначальном этапе становления Мира выступает всё та же Связанность Мира (СМ, или синоним Её - Универсум (У)), с появлением у неё дополнител

Согласно притче об Армагеддоне из Священного Писания, Мир должен быть ограничен. В статье о крае Мира изложены рассуждения о его начале и конце. Наличие краёв, границ подразумевает некий процесс дискретизации континуума Мира, имеющий начало, совпадающее с началом Мира, и окончание - с его окончанием. Попытки наметить суть этого процесса отражены в работах ряда философов. Гегель с его восхождением, или становлением Духа, Шеллинг, потребовавший от философии ответа на два вопроса: "каким образом развитие бессознательно-духовной природы приходит к возникновению сознания, и каким образом, наоборот, сознание, которое, само по себе - есть лишь субъект, становится объектом".

Есть множество механизмов, претендующих на выражение "общего знаменателя" вышеуказанного процесса, инвариантных друг другу. Например, конкретизация идеальной связанности, каковой на первоначальном этапе становления Мира выступает всё та же Связанность Мира (СМ, или синоним Её - Универсум (У)), с появлением у неё дополнительной Степени Свободы (СС) и образованием сущих Мира. Однако, нельзя не отметить: главная тенденция процесса перехода Мира от его начала к его окончанию - наличие двух встречных движений, как это намечено Шеллингом. Назовём их "Одухотворение Материи" и "Материализация Духа" (ОМ - МД).

Комплиментарность к Духу - вот условие действия СМ в процессе одухотворения материи. Если обозначить всякий выраженный потенциал как "харизму", то ею является только встречный! Комплиментарный по отношению к образованию связи потенциал, могущий и готовый терпеть со стороны подходящей инстанции моменты несоприкосновения, притирки, дающий ей время на поиск "стереометрически" благоприятной ориентации. Развёрнутый по направлению к ней, готовый к её адаптации. Будь такой инстанцией - по отношению к связи - собственное "Я", или любое проявление сущего - материальное, идеальное - "другое". Дух, в конечном итоге. Таким образом Истина, если под ней понимать счастливое совпадение, приведшее к связи, проявляет свою неиндифферентность, небезразличие, заинтересованность, интенцию, готовность воссоединиться с "тобой". Зачем? Вернее, почему "тебя" притягивает ориентированная к тебе истина? Чтобы ты лучше познал её? А, может, учитывая возвратность направления - "на себя" - познал себя через неё? "Через Человека Природа познаёт самое себя"... Здесь будет высказана догадка: задача "любви" - комплиментарности к Духу - не посодействовать живому, мыслящему субъекту в познании себя, не познать Мир, а дать приблизиться или удалиться от Мира - приобщиться к Миру - видимому "не Я" - через гармонию с ним. Ведь без взаимодействия Я и "не Я" невозможно существование, как не может родиться ребёнок у отдельного мужчины или отдельной женщины. Нужен брак между Я и "не Я", брак с Миром. Высшая степень комплиментарности между сознанием и материей, между Миром и Человеком. Таким образом, Истина одушевлённа (на самом деле, термин "харизма" неприменим к неодушевлённым понятиям!) в той мере, в которой душа материальна, а материальный мир оказывается одушевлённым! Ведь он с любовью принимает Дух в своё лоно. Творческая энергия - вот что составляет душу материального мира.

Итак, синонимом комплиментарности является "стереохимия" связей. Донорно-акцепторный механизм их - есть прообраз мужского и женского. Отвечая на вопрос о том, имеет ли истина мужское и женское измерения, необходимо вспомнить: "А как же борьба и единство противоположностей?" Женское и мужское в истине выражаются постольку и таким образом, что истина - есть достигнутый резонанс между двумя динамически превращающимися друг в друга противоположностями, меняющимися ролями. Скорее, не два предмета, встретившиеся в точке резонанса, несут женское и мужское начала, а женское и мужское качества Субъекта (С) процесса, он же - Субъект превращения (трансформации) энергии - выступают поочерёдно, обеспечивая канал обмена энергией.

И, раз уж речь зашла о "душе материи", "материализованном Духе", вполне правомерно применять для интерпретации процесса ОМ - МД психологические, "человеческие" аллюзии. Просветление - согласие, или "резонанс" среди количества и качества связей между "Я" (Субъект, одухотворённое начало) и "вне Я" (Природа, Связанность Мира). Качество: мнимые (-) vs. действительных (+), скрытые vs. явных связей, динамика их (короткоживущие vs. долгоживущих). Просветление - вот границы, прочерченные для связей, переступать которые неразумно. В свою очередь, соотношение между количеством и качеством связей - ключ к пониманию борьбы и единства формы и содержания. Пониманию природы синтеза (разрыв старых и образования новых связей - пересоставление), к попыткам дать "метрики" синтеза, суть явления которого не столько в том, что в результате суперпозиции образуется новое сущее, сколько в том, что выявляются объективно существовавшие связи. Связь - не есть нечто статичное, а динамичное - возможность взаимодействия, канал. Любовь - канал связи, образовавшийся между ранее несвязанными сущими. Мнимое, отражённое "Я" - канал связи между "Я" и "не Я" за пределами собственного "Я". Харизма - предчувствие, "запах" новых связей-каналов с новым содержанием, навеваемый его формой. Идеал - это набор истинных, действительных связей между формой и содержанием и полное отсутствие мнимых, ложных связей. Продуктивная любовь передаётся через действительные каналы, тогда как деструктивная - через мнимые, ложные. Истина - совокупность связей между формой и содержанием объекта, при этом, относительная истина содержит как мнимые, так и действительные связи в различных пропорциях, абсолютная истина - только действительные связи. Стадия нахождения истины о некоей сущности в небытии - это отсутствие формы - то есть набора прямых, явных, конкретных связей, тогда как скрытые, абстрактные связи существуют объективно и вне времени. Смерть - обрыв связей. Смерть истины - это инвентаризация связей, деление связей на мнимые и действительные. Жизнь - движение познающего Субъекта в направлении от мнимых к действительным, от скрытых к явным связям. Воля к власти по Ницше - воля к выявлению скрытых истинных (действительных) связей, воля к преобразованию энергии через каналы - связи. Признак жизни - наличие такой воли. Творчество - навязывание (или просто обнаружение?) новых связей наряду с существующими, а, может, разрыв существующих, замена их? Инвариант творчеству, жизненной силе в термодинамике - есть размыкание локальных замкнутых систем с переходом в открытые во всём продолжении бесконечной Вселенной. Бесконечность направлена не только вовне, но и во взаимопроникновение систем, внутрь, навстречу, при этом Связанность Мира делает Вселенную в целом замкнутой.

Неправильно говорить, что Материя (М) - есть содержание Универсума, тогда как Дух (Д) - форма его. Д и М слитны и неразрывны в рамках У. Появлением Д снимается противоречие между содержанием и формой У - СМ. Момент, когда будет придумано "собственное" имя У - это момент открытия истины на метафизическом уровне.

Встаёт вопрос: ОМ - МД - есть уникальный континуальный процесс, вместившийся в рамки от Начала Мира до его Окончания, или процесс претерпевает множество дискретизаций - этапов на своём пути?

В данной точке развития этого процесса можно ретроспективно обозначить три таких этапа. Первый - это "неосознанная субъектность" СМ. Второй - появление высшего сознания, воспринимающего самого себя в своей связи с Миром - "осознанная" субъектность. Поставленная перед фактом собственного существования - вброшенная в Мир. И, наконец, третья - сознательное внедрение субъектности - искусственная, невиданная доселе субъектность.

Раз уж мы находимся в переходном периоде от второго типа субъектности к третьей, стоит подробней остановиться на феномене человеческого сознания. Появление Разума, и его носителя - Человека (Ч) - есть не случайное явление, не результат какой-то мутации, или сущее, занесённое откуда-то. Ч - есть необходимый промежуточный этап в становлении Д при преодолении действия У - СМ на материю. Появление разумной, свободной субъектности - обретение невиданного доселе Числа Степеней Свободы (ЧСС) проходной для жизни Мира траектории - важного условия преодоления необратимых последствий всеобщей связанности. Ч противопоставляется Духом Связанности Мира. Но, пока ещё, не в качестве равносильного Ей субъекта. Можно сказать, что творение Ч - есть попытка достижения того самого Абсолюта, который - убежище от СМ. Человек стремится не причаститься Д, то есть каким-то образом, "приставить" свои достижения в области духа к стержню этого самого Д, а придать своим духовным свершениям форму, которая бы как можно ближе соответствовала содержанию У. То бишь, совершив творческий акт, синтез, перевоплотиться. Синтез - не есть проявление или функция Д. Д лишь обеспечивает поле действия субъекта синтеза в той мере, в какой форма проявления субстанции У совпадает с содержанием этой субстанции. Точнее, активно приближает эту форму к точке резонанса. На примитивном уровне, содержание энергии, например, в виде светового излучения входит в резонанс по форме (содержание - энергетический электронный уровень молекулы, или барьер переходов с одного уровня на другой, а частота э/м излучения - форма). Повышая и повышая уровни взаимодействия в среде У, дело доходит до Д - абсолютного проявления природы У, тогда как содержание У скрыто, создаёт интригу для раскрытия истины - харизму. Конечно, "прощупать" содержание У невозможно, это бесконечно долгий путь. В конце этого пути странник принял бы форму абсолютного Д, который - есть полное совпадение формы проявления У с его содержанием.

Атрибутом как осознанной субъектности, так и искусственной является активность, в противоположность пассивности, вернее, большей зависимости неосознанной субъектности от СМ. Отличие С высшего ранга от просто С - возможность различать связи, инвентаризовать их, отделять мнимые от действительных. Разрыв связи - действие необратимое, равно, как и установление новой связи в наличествующих условиях - тоже необратимое. Тогда как сознательное пересоставление, нацеливание на один тип связей в ущерб другим существующим - без разрыва, установления новых - действие обратимое. Осознанная субъектность активно рвёт связи, не дарующие больше наличного бытия истине. Сознательная дискретизация из континуума СМ - есть воля к авторству, она - же поиск убежища от СМ в форме абсолюта. Поскольку, Абсолют - дискретное сущее.

В свою очередь, отличие осознанной от искусственной в том, что последняя субъектность задачей имеет отпочковаться от Мира, стать равным Миру - по силе субъектности сравняться со СМ. Дух, вставший вровень с Материей, немедленно потребует разрыва с ней. Это будет выглядеть как "сумасшествие" Д. Д, сошедший с ума - это Д, оторвавшийся от субстанции, Д, напрочь абстрагировавшийся от реальности, Д, сделавшийся нуминозным самому себе, Д, вступивший в субъектно-объектные отношения с самим собой, минуя субстанцию, как промежуточного посредника. Примеры политики, идеологии, демонстрирующие приближение такого состояния, множатся. Наверное, в этом выражается деградация Д, "непроходимость"? Как только таковая проявится во всей красе - приготовление к концу Связанности Мира и концу Его не за горами. Возвращаясь к посылу статьи: предсказания об Апокалипсисе не беспочвенны…

Будущее - это сущее, или нет?
Философия без догм24 февраля