Найти в Дзене
Философия без догм

Движение - инвариант покоя

Способ бытия материи - изменчивость. Синоним которой - движение. Что есть движение? Всегда ли характер движения отмеривается временными интервалами? Как описать, при помощи какого формализма, движение, если оно происходит не в осях пространственно-временного континуума? Какие преобразования симметрии (отражения) могут быть применены для выявления скрытого смысла таких движений? Прежде всего, акт движения равен образованию связи, в результате которого происходит дискретизация, отделение сдвинувшегося сущего от континуума форм и способов существования вещей-в-себе-и-для-себя. Эти формы и способы представлены возможностями, ведущими абстрактное бытиё. В том, что такие способы и возможности существуют, нет сомнений. И вырвать вещь-в-себе-и-для-себя из вышеуказанного континуума, превратив её в сущее, способен Субъект Разрушения (СР), обрывая установленные ею связи с континуумом. Например, у тела в невесомости гравитация вырождена, в этом состоянии тело пребывает как вещь-в-себе-и-для-себя.

Способ бытия материи - изменчивость. Синоним которой - движение. Что есть движение? Всегда ли характер движения отмеривается временными интервалами? Как описать, при помощи какого формализма, движение, если оно происходит не в осях пространственно-временного континуума? Какие преобразования симметрии (отражения) могут быть применены для выявления скрытого смысла таких движений?

Прежде всего, акт движения равен образованию связи, в результате которого происходит дискретизация, отделение сдвинувшегося сущего от континуума форм и способов существования вещей-в-себе-и-для-себя. Эти формы и способы представлены возможностями, ведущими абстрактное бытиё. В том, что такие способы и возможности существуют, нет сомнений. И вырвать вещь-в-себе-и-для-себя из вышеуказанного континуума, превратив её в сущее, способен Субъект Разрушения (СР), обрывая установленные ею связи с континуумом. Например, у тела в невесомости гравитация вырождена, в этом состоянии тело пребывает как вещь-в-себе-и-для-себя. Предварительная констатация: такие способы и возможности дарует вещам-в-себе-и-для-себя наличествующее вокруг них и скрытое в них самих внутреннее движение.

Само по себе движение - это не просто перемещение, это отражение "неподвижного" тела от пространства, наполненного другими телами - от континуума. В этом смысле движение - философская инварианта дискретности, тогда как протяжённость - во времени, пространстве - континуальности. Расшифровка термина "неподвижное": покоящееся, доселе пребывавшее в состоянии вещи-в-себе-и-для-себя. Результатами отражения, его мнимым изображением является реакция континуума, возмущение среды, например, ветер, волна. Реакция, результирующее движение - есть критерий движения. Беспорядочное, бессвязное перемещение сущих - не есть движение. Поток битов информации без "оседания" их в законченном, упорядоченном, несущем смысл отражаемой им связанности файле - не может быть движением. Броуновское движение молекул не могло бы стать движением в отсутствие создаваемого таким образом давления - будь то в замкнутом объёме - статическое давление, будь то в открытом пространстве - динамическое давление - ветер. В результате движения образуется смысл. Бессмысленное движение - хаос.

Потенциал к реализации возможного движения выглядит как покой. Однако, покой без им обеспеченного, противопоставленного ему движения - не потенциал, но неБытиё, потому что условием сосуществования движения и покоя является связанность. Движение, как и покой, проявляются в форме. Бесформенный покой - неБытиё. Абстрактное бытиё отличается от неБытия тем, что наделено способами и возможностями, оно инвариантно потенциалу. Способ бытия неСвязанности - неБытиё. Без подчинённости в рамках единой связанности движение - есть хаос, а покой - неБытиё.

Как сказано выше, потенциал не может быть в отсутствие движения. Например, не существует магнитный потенциал соленоида в отсутствие движения тока по нему. Здесь, одно движение провоцирует появление другого - магнитного. Если, конечно, трактовать потенциал и движение инвариантными друг к другу. Так, субстратом магнитного потенциала является движение, но иное, чем то, которое реализуется (или не реализуется) им в дальнейшем. В противном случае нужно рассматривать наличие "противоположно-заряженных "магнитных" зарядов, наподобие электрического потенциала, создаваемого наличием противоположно заряженной частицы. Каковая пребывает в обездвиженном положении до тех пор, пока вблизи неё не оказывается антагонист. Вроде бы, статичная картинка. Однако, на самом деле ситуацию следует рассматривать по-иному: есть некая движущаяся среда - носитель или субстрат электрического поля, и заряды, попав в эту среду, начинают взаимодействовать друг с другом. Связанность - среда, наделяющая смыслом элементы её - заряды, находится в постоянном движении. Может ли осуществляться гравитационное взаимодействие двух тел, например, в отсутствие движущегося гравитационного поля? Поле - электро-магнитное, гравитационное - не покоится, но субстрат его находится в постоянном движении. Что за субстрат, что является материальной, элементарной основой полей? Если в случае электрического поля можно предположить, что некая компонента движения электрона и является субстратом электрического поля, а значит, и притяжения данного электрона к протону, тогда в случае гравитации - это движение недавно открытой частицы гравитона. В случае магнитного - магнетона?

В духовной сфере абстрактное приобретает значение такового - а, значит, и потенциальную силу - лишь при условии движения смыслов вокруг него, оставаясь, в противном случае, только набором вещей-в-себе-и-для-себя.

Само понятие потенциал и инвариант его - абстрактное - хорошо иллюстрируют последовательность "прошлое, настоящее, будущее". "Прошлым" потенциала является наличие субстрата, существование которого - есть абсолютное условие появления потенциала. "Настоящее" - движение этого субстрата. Тогда как "будущее", как и в случае с абстрактным - не рассматривается. Взаимодействие, связь, канал обмена энергией - словом, наступление конкретного бытия - может состояться, а может - нет. В этом смысле абстрактное - вечно, потому что у него нет будущего. В соответствии с вышеуказанной временной последовательностью может выстраиваться и причинно-следственная связь. Это важно для понимания принципа относительности.

В силу спонтанности, неустойчивости, переходного характера связанности, предварительно можно обозначить существование переходного состояния (ПС) между движением и противопоставленным ему покоем (скрытым, "встречным" движением, обеспечивающим потенциал - "абстрактным движением", "противодвижением"). Это ПС включает оба - движение и покой одновременно, оно - и есть связанность - континуум, обладающий теми свойствами и возможностями (см. выше), ведущими абстрактное бытиё.

Чтобы перейти к тому, как оценивается характер движения, отмеривается его количество, необходимо посмотреть на движение сквозь категории глобальное - локальное. Движение вообще - синоним континуума изменчивости, что до локальных (не в смысле координатном, но уникальных) видов движений, открывающихся в виде расщепления уровней, реализации потенциалов, появления дополнительных степеней свободы (СС) - то они - есть дискретизации отдельных форм движения от вышеуказанного континуума.

Итак, "элементарная частица движения" инвариантна по отношению к преобразованиям "точки отсчёта", и выступает в разных формах, требуя своих соответствующих параметров для количественной оценки. Например, движение "отражение" инвариантно движению "возмущение". Свойство инвариантности проявляет только связанность. Математика пытается представить связанности в виде алгебраических объектов - групп. В физике в качестве "аппарата", отражающего все вышеуказанные свойства и взаимосвязанности движений, покоя выступают "многокомпонентные физические величины". Структура, "каркас" - εἶδος тензорных величин, толкование ими локального/глобального смысла движения - есть отражение многокомпонентности последнего в только что указанном смысле. Поэтому, нет таких величин, которые бы не являлись характеристиками ни связей, ни переходов энергии, ни движения. А величина потенциала косвенно, не прямо, по определённой зависимости, на основании знания закономерностей лишь движения, заложенного в появление потенциала - его субстрата, "скрытого движения" - может быть предсказана. Но не отталкиваясь от последующего, реализовываемого потенциалом движения, включаемого в расчётный алгоритм тензорных величин как ранг, валентность.

Прежде чем попытаться найти ответы на вопросы, поставленные в посыле статьи, нужно поставить несколько предварительных вопросов и сделать уточнений. Если есть величины - характеристики наличествующего движения - дискретности, то имеет ли смысл говорить о величинах, характеризующих покой, континуальность? Последними могли бы явиться величины, описывающие потенциал, абстрактность. Как надёжно отделить в многокомпонентной величине, описываемой тензором, друг от друга компоненты, пребывающие в абстрактном, обездвиженном, континуальном состоянии - глобальной возможности движения - от компонент, описывающих локальное - наличное движение здесь и сейчас? Далее, может ли тензорная величина иметь в качестве ранга, валентности не континуум - то есть упорядоченно изменяющееся значение показателя вдоль оси, но подчиняющееся закону, диктуемому связанностью? Если переформулировать, может ли быть так, что ось не бесконечна, во-первых, а во-вторых в процессе перемены характера движения перетекает в другую ось? Ведь континуальность оси значит - природа движения предполагает развитие его интенсивности в рамках постепенного изменения параметра. Ось не бесконечна, если при достижении какого-то уровня развития движения возможность последнего исчезает, движение останавливается. Возможно, переходит во что-то иное.

И ещё важное уточнение, раз уж речь зашла о тензорном исчислении, в основу которого положена система отсчёта, и как частный случай такой системы - четырёхмерный континуум протяжённого во времени и расстоянии пространства. Расстояние - это одна величина, тогда как размер - другая. Расстояние отражает процесс отражения симметрии тела при его дискретизации от континуума вещей-в-себе-и-для-себя, тогда как размер - это эквивалент плотности внутренней связанности тела. Расстоянием меряется пустое пространство, без связей, размером - пространство связей.

Однако, всегда ли размер тела - есть эквивалент количеству связей, свойственных телу? Водораздел между идеальными (без энергетическими) связями и материальными пролегает по границе, очерчиваемой размером. Ведь идеальное тело - мысль, построение, концепция, εἶδος, насыщенное связями, не имеет физического размера. Тогда что есть эквивалент "поступательного", "вращательного", "колебательного" движений идеальных "тел" - построений? Что есть "размер" идеального тела, например, εἶδος?

Многоречивость философских построений - эквивалент системе материальных точек, когда идее не может быть противопоставлена одна связь, но множество. "Вращая" построение, которое при этом отражается в границе раздела фаз, и предстаёт в глазах Субъекта (С) разными своими гранями, С познаёт его. Чего не может сделать через вглядывание в одну главную связь, если только она не εἶδος построения в отношении какой-либо особенной сферы его применения, употребления, использования. Как и материальное тело, идеальный предмет имеет Число Степеней Свободы (ЧСС), дающее ему возможность совершать обратимые движения в пространстве смыслов.

Итак, тензорная величина - есть эквивалент места С в иерархии абсолютной связанности. Тогда, не являются ли "тензорные величины" характеристиками не движения - производными, инвариантами ЧСС - но характеристиками СР, как источника, инициатора движения? Будь то с энергетической, будь то с информационной точки зрения?