Найти в Дзене
Простота и Сложность.
Фразу, брошенную Бергсоном, в отношении простоты и сложности, стоит процитировать целиком: «В общем, когда один и тот же объект предстает в одном аспекте как простой, а в другом – как бесконечно сложный, эти два аспекта неравнозначны или, точнее, не обладают реальностью в одной и той же мере. В подобных случаях простота присуща самому объекту, а бесконечная сложность – точкам зрения, с которых объект открывается нам, когда мы, например, обходим вокруг него, символам, в которых наши чувства или разум...
2 дня назад
Кентавр Сущее-Бытиё.
Представить себе бытиё сущего в ходе континуального, безразрывного изменения, или, что ещё трудней, неизменного состояния - столь же невероятно, как и начальный шаг из ниоткуда в происхождении этого сущего, или завершающую вспышку в никуда на небосклоне бытия. Всё дело в том, что бытиё сущего начинается со связей и сводится к бытию связей его с другими сущими и внутри него самого. А, главное, к связи с лоном той связанности, которая наделяет его свойствами. Природа связей дискретна, энергетика их...
1 неделю назад
А сущее ли - Субъект?
Что есть субъектное действие? Отражает ли оно, главным образом, перемены в состоянии сущих, или тождественно бытийным процессам, или, что-то имманентное, в той или иной степени, и первому и второму философским началам? Словом, где искать место субъектности - среди бытия или сущего? Может, Субъект (С) - есть синоним потенциала? Ответ: Субъектность проявляется в движении. Что есть субъектное движение? В противоположность - если таковое существует - бессубъектному, спонтанному, произвольному. Познание Мира, но не только, а и Жизнь вообще, напоминает химический процесс в реакторе...
2 недели назад
Компактность - ключ к пониманию внутреннего устройства Субъектности.
Если "внешнему" измерению Субъектности дана характеристика в виде иерархии Субъектностей, то природа внутренней её структуры не вполне понятна. Познавая Мир, стоит установить - в полном соответствии со стремлением к новизне - какие понятия, инвариантные новообретённой паре противоположностей: компактное - разрозненное, помогут приблизиться к расшифровке этого непонятого. Такими инвариантами, навскидку, могут быть названы: компактному - организованность, разрозненному - рыхлость и дезорганизованность...
3 недели назад
О структуре субстанциональности.
Если и есть в Мире нечто постоянное и несомненное, правда, никем до конца не понятое, то это - субстанция. Являет ли собой субстанциональность разрозненный набор элементов, событий, явлений или подчиняется согласованным структурным правилам в каждый отдельно взятый момент, когда, по Канту, "относительно этой постоянной определяется всякое временное явление"? Если вообразить, что Мир представляет собой хаотическое нагромождение не связанных между собой монад, ведущих беспорядочное существование, то...
1 месяц назад
Первый вдох Жизни.
Первая связанность, с которой сталкивается "Я" человека - это Жизнь. Вторая связанность - есть Мир. Чтобы ответить на главный вопрос: "А как же оживить созданный мной Мир?" в ранее предложенном философском эксперименте, нужно понять, где, как и когда проходит граница живого и не живого. Человеческому восприятию привычны два состояния сущего - отсутствие, пустота, ничто и наличие, присутствие, наполненность. Это обусловлено тем, что Ч воспринимает сущие, составляющие Мир через контрастность: нечто образует с ним связь, и нечто - с ним связи образовать не может...
1 месяц назад
I и II Начала Термодинамики. 1-й, предварительный круг общих вопросов.
Несомненно, за Первым и Вторым Началами Термодинамики скрыта тайна, заложенная в основу Мироздания. Вопреки, вроде бы, непосредственной очевидности содержания, при констатации положений Начал, используется множество оговорок. Таких, как: идёт ли речь о замкнутой системе, или открытой, рассматриваются ли процессы в равновесии или оно смещено в ту или иную сторону, необратимые сдвиги претерпевает сущее или же обеспечивается полная обратимость, имеют место самопроизвольные переходы энергии/работы или с соблюдением условий...
1 месяц назад
Связанность Мира - "законодатель" свойств сущих и способов бытия.
Два полюса реальности - бытиё и сущее - не могут друг без друга. Где линия их разграничения? Бытиё протекает в рамках связанности, оно есть обязательно взаимодействие сущих, без их взаимодействия нет бытия - просто безвестное существование. Сущее - континуум связей, из которого на бытийных траекториях - процессах - Субъект (С) дискретизирует связь за связью, или все одновременно, меняя сущее. Поэтому-то, бытиё - есть бытиё связей, а связь - атрибут сущего. Портрет составляющих его связей - и есть свойство сущего...
1 месяц назад
Экзистенция - философский инвариант необратимости.
Можно ли дать исчерпывающее онтическое - то есть, такое, которое связано с аспектами сущего - толкование устойчивым выражениям: необратимая связь, необратимая потеря, необратимые изменения, последствия? Или для объяснения явления необратимости следует привлечь онтологическое исследование? Иными словами, к чему в большей степени относится свойство необратимость - к бытию или сущему? Поиск инвариант - последовательных преобразований симметрии, при которых феномены погружаются в различные "оптические...
1 месяц назад
Новизна - как idea fix любого познания.
Можно ли поставить знак равенства между познанием Мира и поиском новизны в нём? Для ответа на этот вопрос следует провести "инвентаризацию" способов такого поиска. В статье о будущем, как сущем, обсуждались сходства и различия научной фантастики и фэнтези. Есть ещё один жанр, связанный с методиками нахождения нового. Эвристика. Причём, нет разницы, осуществляются ли "процедуры, направленные на решение творческих задач" в отношении уже полученных экспериментальных данных - то есть, прошлого, или неизведанного нового, контуры которого проступят в будущем...
2 месяца назад
Одухотворение Материи - Материализация Духа.
Согласно притче об Армагеддоне из Священного Писания, Мир должен быть ограничен. В статье о крае Мира изложены рассуждения о его начале и конце. Наличие краёв, границ подразумевает некий процесс дискретизации континуума Мира, имеющий начало, совпадающее с началом Мира, и окончание - с его окончанием. Попытки наметить суть этого процесса отражены в работах ряда философов. Гегель с его восхождением, или становлением Духа, Шеллинг, потребовавший от философии ответа на два вопроса: "каким образом развитие...
2 месяца назад
Пустота и Связанность.
Причин, по которым обыденное сознание не воспринимает скрытую континуальность Мира две: это неявная природа связи и вечное движение. В результате действия этих причин континуальность воспринимается как пустота. Вся проблема в том, что обыденному сознанию не удаётся придать пустоте форму. А, что же, действующая методом погружения в иную оптическую среду наука? Она, пытаясь придать "форму" пустоте, предлагает ей "объяснение", сначала в форме удалённо действующих сил (Ньютон). В дальнейшем разрабатывая...
2 месяца назад