Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Что такое Вальпургиева ночь и почему она так называется?

Ночь накануне 1 мая. Тёмный лес озаряется десятками огней. В воздухе витают ароматы распускающихся трав и дым костров. Где-то в глубине, у подножия горы, пляшут тени… Это не сцена из фэнтези-фильма, а образ, веками живущий в европейской культуре. Это — Вальпургиева ночь, самый таинственный и противоречивый праздник года, где причудливо переплелись древние верования, христианские легенды и человеческие страхи.

Чтобы понять суть Вальпургиевой ночи, нужно перенестись во времена, когда Европа говорила на языке кельтских и германских племён. Для них ночь с 30 апреля на 1 мая была одним из важнейших рубежей года — праздником Бельтайн.

Иоганн Преториус, «Шабаш на ведьминой горе», 1668 год.
Иоганн Преториус, «Шабаш на ведьминой горе», 1668 год.

Кельты верили, что в эту ночь стирается граница между миром живых и миром мёртвых, а также миром волшебных существ. Чтобы отогнать злых духов и очистить землю, они гасили все огни в деревнях и разжигали огромные ритуальные костры от «чистого» источника огня, добытого трением. Между этими кострами прогоняли скот, а сами прыгали через пламя, чтобы обеспечить плодородие и здоровье на весь предстоящий год.

Бельтайн знаменовал окончание зимы и начало светлой, пастушеской половины года. Это был праздник солнца, жизни и пробуждения природы. Ритуалы были направлены на то, чтобы почтить богов плодородия и обеспечить богатый урожай. Никаких упоминаний о сборищах ведьм для поклонения дьяволу в эту ночь у древних кельтов, конечно, не было. Это был народный, аграрный праздник.

-2

Откуда же тогда взялось название Вальпургиевой ночи? Здесь на сцену выходит христианская церковь. Столкнувшись с устойчивыми языческими традициями, церковь часто применяла стратегию «перекрывания»: на место старого праздника ставился день почитания какого-либо святого.

Так случилось и с Бельтайном. 1 мая Церковь назначила днём памяти святой Вальпургии (Вальбурги) — реальной исторической фигуры. Эта английская монахиня VIII века приехала в Германию, чтобы основать монастырь, и позже была канонизирована. Согласно житию, её мощи обладали чудодейственной силой, исцеляя от болезней.

Вальбурга Хайденхаймская. Антикварное изображение XIX века. Автор неизвестен.
Вальбурга Хайденхаймская. Антикварное изображение XIX века. Автор неизвестен.

Но как святая, несущая свет, стала ассоциироваться с нечистой силой? Всё дело в народной мифологии. Считалось, что в ночь перед своим праздником (то есть с 30 апреля на 1 мая) святая Вальпурга спускается с небес, чтобы защитить людей от происков нечисти, которая в эту пору особенно активна. Таким образом, Вальпургиева ночь изначально была не «ночью ведьм», а «ночью борьбы святой с ведьмами».

-4

Настоящий переломный момент наступил в эпоху позднего Средневековья и Раннего Нового времени (XV-XVII вв.) — печально известный период «охоты на ведьм». Церковные проповедники и инквизиторы, такие как Генрих Крамер, автор зловещего «Молота ведьм» (1487), активно формировали образ организованной дьявольской секты.

Именно тогда языческий праздник Бельтайн, который народ ещё тайно отмечал в лесах, был демонизирован. Что же, согласно обвинительным протоколам и «учёным» трактатам того времени, происходило на шабаше в Вальпургиеву ночь?..

«Шабаш ведьм», Франсиско Гойя.
«Шабаш ведьм», Франсиско Гойя.

Легендарная гора Броккен в горах Гарц (Германия) стала главным местомшабаша. Считалось, что ведьмы слетаются туда на метлах, козлах или даже с помощью дьявольской мази. Центральным событием была церемония, где ведьмы отрекались от Бога и целовали дьявола (часто в образе чёрного козла) под хвост в знак почтения. После церемонии следовал пир с отвратительными яствами (например, из мяса некрещёных младенцев) и дикие пляски, перераставшие в оргии. На шабаше ведьмы получали от дьявола указания, как наводить порчу на людей, скот и урожай.

Карта горы Брокен c ведьмами, 1732 г.
Карта горы Брокен c ведьмами, 1732 г.

Современные исследователи, такие как итальянский историк Карло Гинзбург в своей фундаментальной работе «Ночная история» (Storia notturna), видят в образах шабаша не реальные события, а проекцию коллективных страхов и архаичных фольклорных мотивов. Образы полётов и превращений могли быть навеяны ритуальными употреблением галлюциногенных растений (например, белены или болиголова), использовавшихся в народной медицине.

«Осмотр ведьмы», Томпкинс Харрисон Мэттесон.
«Осмотр ведьмы», Томпкинс Харрисон Мэттесон.

Миф о Вальпургиевой ночи оказался невероятно живуч и вдохновил многих творцов. В XIX веке Иоганн Вольфганг Гёте в «Фаусте» изобразил сцену на Броккене, где Мефистофель приводит Фауста на шабаш. Это литературное произведение окончательно закрепило образ празднества нечисти в массовой культуре.

Сегодня Вальпургиева ночь переживает новое рождение.В Германии, Скандинавии и Прибалтике это веселый народный праздник встречи весны. Жгут костры, поют песни, пьют глинтвейн. Во многих деревнях устраивают театрализованные шествия, где местные жители наряжаются ведьмами и чертями — это способ в шутливой форме изгнать зиму и все беды.

-8

Вальпургиева ночь — это уникальный культурный феномен. За одним названием скрываются сразу несколько слоёв истории: языческий праздник жизни, христианская борьба со злом, порождение инквизиторского кошмара и, наконец, современный карнавал. Она напоминает нам о том, как человеческое воображение, питаемое страхом и верой, может превратить простой сельский праздник в одну из самых захватывающих легенд, переживших тысячелетия.

-9

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: