Ночь накануне 1 мая. Тёмный лес озаряется десятками огней. В воздухе витают ароматы распускающихся трав и дым костров. Где-то в глубине, у подножия горы, пляшут тени… Это не сцена из фэнтези-фильма, а образ, веками живущий в европейской культуре. Это — Вальпургиева ночь, самый таинственный и противоречивый праздник года, где причудливо переплелись древние верования, христианские легенды и человеческие страхи.
Чтобы понять суть Вальпургиевой ночи, нужно перенестись во времена, когда Европа говорила на языке кельтских и германских племён. Для них ночь с 30 апреля на 1 мая была одним из важнейших рубежей года — праздником Бельтайн.
Кельты верили, что в эту ночь стирается граница между миром живых и миром мёртвых, а также миром волшебных существ. Чтобы отогнать злых духов и очистить землю, они гасили все огни в деревнях и разжигали огромные ритуальные костры от «чистого» источника огня, добытого трением. Между этими кострами прогоняли скот, а сами прыгали через пламя, чтобы обеспечить плодородие и здоровье на весь предстоящий год.
Бельтайн знаменовал окончание зимы и начало светлой, пастушеской половины года. Это был праздник солнца, жизни и пробуждения природы. Ритуалы были направлены на то, чтобы почтить богов плодородия и обеспечить богатый урожай. Никаких упоминаний о сборищах ведьм для поклонения дьяволу в эту ночь у древних кельтов, конечно, не было. Это был народный, аграрный праздник.
Откуда же тогда взялось название Вальпургиевой ночи? Здесь на сцену выходит христианская церковь. Столкнувшись с устойчивыми языческими традициями, церковь часто применяла стратегию «перекрывания»: на место старого праздника ставился день почитания какого-либо святого.
Так случилось и с Бельтайном. 1 мая Церковь назначила днём памяти святой Вальпургии (Вальбурги) — реальной исторической фигуры. Эта английская монахиня VIII века приехала в Германию, чтобы основать монастырь, и позже была канонизирована. Согласно житию, её мощи обладали чудодейственной силой, исцеляя от болезней.
Но как святая, несущая свет, стала ассоциироваться с нечистой силой? Всё дело в народной мифологии. Считалось, что в ночь перед своим праздником (то есть с 30 апреля на 1 мая) святая Вальпурга спускается с небес, чтобы защитить людей от происков нечисти, которая в эту пору особенно активна. Таким образом, Вальпургиева ночь изначально была не «ночью ведьм», а «ночью борьбы святой с ведьмами».
Настоящий переломный момент наступил в эпоху позднего Средневековья и Раннего Нового времени (XV-XVII вв.) — печально известный период «охоты на ведьм». Церковные проповедники и инквизиторы, такие как Генрих Крамер, автор зловещего «Молота ведьм» (1487), активно формировали образ организованной дьявольской секты.
Именно тогда языческий праздник Бельтайн, который народ ещё тайно отмечал в лесах, был демонизирован. Что же, согласно обвинительным протоколам и «учёным» трактатам того времени, происходило на шабаше в Вальпургиеву ночь?..
Легендарная гора Броккен в горах Гарц (Германия) стала главным местомшабаша. Считалось, что ведьмы слетаются туда на метлах, козлах или даже с помощью дьявольской мази. Центральным событием была церемония, где ведьмы отрекались от Бога и целовали дьявола (часто в образе чёрного козла) под хвост в знак почтения. После церемонии следовал пир с отвратительными яствами (например, из мяса некрещёных младенцев) и дикие пляски, перераставшие в оргии. На шабаше ведьмы получали от дьявола указания, как наводить порчу на людей, скот и урожай.
Современные исследователи, такие как итальянский историк Карло Гинзбург в своей фундаментальной работе «Ночная история» (Storia notturna), видят в образах шабаша не реальные события, а проекцию коллективных страхов и архаичных фольклорных мотивов. Образы полётов и превращений могли быть навеяны ритуальными употреблением галлюциногенных растений (например, белены или болиголова), использовавшихся в народной медицине.
Миф о Вальпургиевой ночи оказался невероятно живуч и вдохновил многих творцов. В XIX веке Иоганн Вольфганг Гёте в «Фаусте» изобразил сцену на Броккене, где Мефистофель приводит Фауста на шабаш. Это литературное произведение окончательно закрепило образ празднества нечисти в массовой культуре.
Сегодня Вальпургиева ночь переживает новое рождение.В Германии, Скандинавии и Прибалтике это веселый народный праздник встречи весны. Жгут костры, поют песни, пьют глинтвейн. Во многих деревнях устраивают театрализованные шествия, где местные жители наряжаются ведьмами и чертями — это способ в шутливой форме изгнать зиму и все беды.
Вальпургиева ночь — это уникальный культурный феномен. За одним названием скрываются сразу несколько слоёв истории: языческий праздник жизни, христианская борьба со злом, порождение инквизиторского кошмара и, наконец, современный карнавал. Она напоминает нам о том, как человеческое воображение, питаемое страхом и верой, может превратить простой сельский праздник в одну из самых захватывающих легенд, переживших тысячелетия.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: