Представьте себе Египет XV века до н.э. – могущественная империя, где правит божественный фараон. А теперь представьте, что на этом троне... женщина. Не просто царица-регент, а полноправный владыка Верхнего и Нижнего Египта, носитель двойной короны.
Такова была реальность эпохи Хатшепсут – одной из самых успешных и загадочных правительниц в истории человечества. Её имя означает "первая среди благородных женщин". И да, она действительно "сменила пол" – но не биологически, а в иконографии и титулатуре, чтобы укрепить свою божественную власть.
Хатшепсут была дочерью могущественного фараона Тутмоса I и царицы Яхмос. Выданная замуж за своего сводного брата Тутмоса II, она стала Великой Царской Супругой. После его ранней смерти трон унаследовал малолетний пасынок Хатшепсут – Тутмос III. Женщина стала регентом при юном царе. Но на этом Хатшепсут не остановилась.
Примерно на 7-м году регентства произошла беспрецедентная трансформация. Хатшепсут официально короновалась как фараон! Это был акт невероятной смелости и политического гения. В египетской теологии фараон был воплощением мужского бога, и женщина на этом месте нарушала миропорядок! Как же Хатшепсут решила эту проблему? Через мощнейший визуальный и идеологический ребрендинг...
На рельефах и статуях Хатшепсут стали изображать в традиционном мужском обличье фараона: с накладной ритуальной бородой, в мужском головном уборе (немесе) и набедренной повязке (шенти). Ее фигура лишалась явных женских признаков.
Она также приняла полную царскую титулатуру из пяти имен, включая могущественные имена Хора ("Могучий Ка") и "Сына Ра" (Хатшепсут). Последнее имя ("Хнумет-Амон Хатшепсут") означало "Первая из благородных дам, Соединенная с Амоном", но в официальном контексте акцент делался на ее статус фараона-правителя.
Чтобы легитимизировать свою власть как данную свыше, Хатшепсут приказала изобразить на стенах своего заупокойного храма сцену своего божественного зачатия. Бог Амон (в облике Тутмоса I) посещает ее мать, царицу Яхмос, и вдыхает в нее жизнь будущей царицы-фараона. Тем самым она провозглашала себя буквально дочерью Амона, что ставило ее выше любого смертного, включая мужчин.
Ее 22-летнее правление (ок. 1479-1458 до н.э.) стало эпохой небывалого процветания и культурного расцвета, особенно на фоне завоевательных походов ее предшественников и преемников.
Визитная карточка Хатшепсут – заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри, "возносящийся к небесам террасами". Архитектурный шедевр (приписываемый зодчему Сененмуту, возможно, ее фавориту) гармонично вписан в скалы Фиванского некрополя. Он превосходил размерами соседний храм Ментухотепа II и стал образцом для подражания на века. Это был не только памятник ей, но и грандиозный религиозный комплекс, посвященный Амону, Анубису и Хатхор.
Вместо военных кампаний Хатшепсут организовала легендарную торговую экспедицию в таинственную страну Пунт (вероятно, современное Сомали/Эритрея). Флотилия привезла несметные богатства: золото, слоновую кость, черное дерево, благовония (мирру и ладан), шкуры экзотических животных и даже живые мирровые деревья, которые были высажены перед ее храмом. Рельефы в Дейр-эль-Бахри детально изображают эту экспедицию – уникальное окно в древнюю географию и торговлю.
Помимо Дейр-эль-Бахри, Хатшепсут приказывала возводить и восстанавливать храмы по всему Египту (Карнак, Луксор, Спеос Артемидос). В Карнаке она воздвигла гигантские обелиски из красного ассуанского гранита (один стоит до сих пор – самый высокий сохранившийся древний обелиск в Египте!), а также восстановила разрушенные гиксосами святилища.
Правление Хатшепсут характеризовалось внутренней стабильностью, развитием ремесел и искусств. Доходы от торговли (особенно с Пунтом) и эффективное управление обеспечили процветание.
После ее смерти Тутмос III, ставший великим завоевателем, начал кампанию по damnatio memoriae (проклятию памяти). Статуи Хатшепсут разрушались, изображения соскабливались со стен.
Ключ к разгадке кроется в древнеегипетской концепции "деактивации" изображений. Египтяне верили, что статуи и рельефы являются вместилищем жизненной силы человека. Чтобы лишить умершего влияния в мире живых или мёртвых, нужно было "обезвредить" его изображения. Если присмотреться к бюстам и статуям некоторых фараонов, выставленным в музеях, можно заметить у них, например, сбитые носы .
Лишь в начале XIX века знаменитый востоковед Шампольон открыл науке феномен Хатшепсут. Он попытался перевести имя царя на скульптуре из внутренних камер храмового комплекса в Дейр-эль-Бахри и с удивлением для себя понял, что оно женское...
Хатшепсут совершила невозможное: будучи женщиной, она не просто правила Египтом, а стала полноправным, признанным фараоном, используя гениальную стратегию "смены" гендерного образа в официальной пропаганде. Ее правление доказало, что мудрость, дипломатия и созидание могут принести не меньше славы, чем завоевания. Хотя Тутмос III пытался стереть ее имя из истории, ее грандиозный храм в Дейр-эль-Бахри, устремленный к небу, ее обелиски, пронзающие века, и сама история ее удивительного восхождения к власти сделали ее бессмертной. Хатшепсут – вечный символ того, что сила духа и воля к власти способны преодолеть любые барьеры, даже те, что кажутся установленными самими богами.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: