Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Почему Николо Паганини прозвали "скрипачом дьявола"?

На сцену выходит худой, невероятно бледный человек с впалыми щеками, пронзительным взглядом и длинными, скрюченными пальцами, больше похожими на паучьи лапы. Он берет в руки скрипку, и зал замирает. Из-под смычка льются звуки такой нечеловеческой красоты и сложности, что по спине зрителей бегут мурашки...

Портрет Паганини 1819 г. (автор рисунка Ж. Энгр).
Портрет Паганини 1819 г. (автор рисунка Ж. Энгр).

Он играет так быстро, что струны кажутся размытым пятном, а его скрипка издает звуки, похожие то на плач ребенка, то на смех безумца, то на шепот самого Сатаны. Неудивительно, что по Европе XIX века поползли слухи, якобы Николо Паганини заключил сделку с Дьяволом. Но где заканчивается миф и начинается реальность? Почему величайшего виртуоза в истории музыки прозвали "скрипачом Дьявола"?

-2

Прозвище родилось не на пустом месте. Паганини был не просто гением - он был революционером, перевернувшим представление о возможностях скрипки. Он исполнял произведения такой сложности, что современные ему музыканты не могли повторить их годами. Он мастерски использовал пиццикато (игра пальцами, а не смычком), игру на двух струнах одновременно и исполнял невероятные скачки и пассажи.

-3

Ходили легенды, что струны на его инструменте сделаны из кишок замученных любовниц или загубленных им врагов. На самом деле, Паганини использовал более тонкие струны, чем было принято, и часто настраивал скрипку на четверть тона выше для большей яркости звучания. А его смычок был на несколько дюймов длиннее стандартного.

-4

Его внешность — истощенное тело, длинные черные волосы, резкие черты лица и мрачный, почти демонический взгляд — идеально соответствовала ожиданиям публики от посланника ада. Он не пытался развеять слухи, а, наоборот, мастерски их культивировал, создавая себе образ загадочного и зловещего артиста.

Карикатуры на Никколо Паганини.
Карикатуры на Никколо Паганини.

Европа начала XIX века была идеальной средой для рождения такого рода легенд. Это было время, когда в искусстве ценились всевозможные крайности, бурные страсти, интерес к сверхъестественному, мистическому и потустороннему. Фигура гения-одиночки, бросающего вызов Богу и обществу, была центральной в романтической эстетике. Паганини стал ее живым воплощением.

Обществу, еще глубоко религиозному и верящему в чудеса и дьявольские козни, нужно было простое объяснение феномену Паганини. Объяснение "гений" казалось слишком скучным. Гораздо логичнее было предположить, что он продал душу дьяволу в обмен на невероятный талант. Ходили слухи, что во время его концертов в зале видели самого Люцифера, дирижирующего оркестром!

"Вдова Паганини" – так называют любимую скрипку маэстро работы Гварнери.
"Вдова Паганини" – так называют любимую скрипку маэстро работы Гварнери.

Многие менее талантливые музыканты, неспособные понять природу его дара, сами распускали слухи о его связи с нечистой силой, чтобы оправдать свою неуспешность.

А после смерти Паганини епископ Ниццы, где скончался музыкант, и вовсе отказался хоронить его по христианскому обряду, считая того исчадием ада. Тело несколько лет пролежало без погребения, пока не удалось добиться разрешения от папского престола!

-7

Конечно, у "дьявольского" дара Паганини было вполне земное медицинское объяснение. Современные ученые, изучив его портреты и симптомы (высокий рост, астеническое телосложение, гипермобильность суставов, проблемы с дыханием и зрением), склоняются к версии, что он страдал от редкого генетического заболевания — синдрома Марфана.

Этот синдром характеризуется, среди прочего, аномально длинными и гибкими пальцами ("паучьи пальцы") и повышенной подвижностью суставов. Для скрипача это было не проклятием, а даром — его пальцы могли изгибаться под немыслимыми углами, охватывая на грифе такие позиции, о которых другие музыканты не могли и мечтать.

-8

Миф о Паганини как о "скрипаче Дьявола" прочно вошел в мировую культуру. Он вдохновлял писателей, художников и композиторов. Ференц Лист, услышав Паганини, сказал: "Какой человек! Какая скрипка! Какой художник! Боже мой, что за муки, что за мученичество, что за судьба у этих четырех струн!".

Николо Паганини не продавал душу дьяволу. Он продал ее музыке. Природа наградила Паганини уникальным телом, а его гений, трудолюбие (он занимался по 12 часов в день в юности) и художественная смелость сделали остальное. И, судя по тому, что его имя спустя два столетия остается символом абсолютного мастерства, эта сделка оказалась вечной.

-9

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: