Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Реальная история легендарного ниндзя Хаттори Ханзо

Оглавление

Синоби вошли в историю Японии как легенда благодаря своему искусству хитрости и скрытности; одно имя особенно вспоминается, когда речь заходит о ниндзя: Хаттори Ханзо.

Период Сэнгоку Дзидай был, безусловно, самым бурным периодом в истории Японии. Страна была разделена на десятки отдельных княжеств. У разных даймё были свои представления о том, как управлять страной, и они были готовы вести за неё войну. Некоторые, как Хаттори Хандзо Масанари, командовали синоби и помогали набирающему силу клану Токугава стабилизировать хаос того времени. Его мастерство и подвиги, связанные с синоби, сделали его объектом сотен историй и слухов. Так кем же был настоящий Хаттори Хандзо и почему он стал такой влиятельной фигурой в истории?

Ига: Дом Хаттори

Ига: Шестьдесят с лишним провинций, автор Утагава Хиросигэ, 1853 г. Источник: Ukiyo-e.org
Ига: Шестьдесят с лишним провинций, автор Утагава Хиросигэ, 1853 г. Источник: Ukiyo-e.org

Хаттори исторически обосновались в провинции Ига, горной и лесистой местности, которую часто было трудно преодолеть крупным армиям. Поэтому Ига была практически независимой провинцией. Будучи свободным объединением крестьян, провинция воспринималась соседями как угроза, поскольку они опасались, что она может спровоцировать массовые беспорядки, подобные тем, что действовали икко-икки, что может подорвать самурайскую власть.

Относительная недоступность Иги позволяла ниндзя иметь там базы для действий и тренировок; для этой цели служили многочисленные скрытые лесные и горные общины. Некоторые самураи, стремясь повысить свою эффективность в бою на благо своих даймё, обучались (или им было приказано обучаться) искусству ниндзюцу. Это приводит нас к Хаттори Хандзо Масанари, архетипическому гибриду синоби и самурая.

Обучение Хаттори Ханзо

Ниндзя, автор Утагава Кунисада, 1830 г. Источник: Ukiyo-e.org
Ниндзя, автор Утагава Кунисада, 1830 г. Источник: Ukiyo-e.org

Хотя Хаттори Хандзо за время своего долгого пребывания в Иге обучался традиционным самурайским боевым искусствам (фехтованию, стрельбе из лука, верховой езде и т. д.), он освоил и более нетрадиционные тактические приёмы, такие как ночное передвижение, партизанскую тактику и шпионаж. Он неоднократно использовал эти приёмы, а также своё знание местности Иги, чтобы помочь Токугаве Иэясу.Освобождение заложников в Каминога и служба в клане Токугава

В молодости Хаттори Хандзо тренировался и учился в буддийском храме Дзёдо Синсу («Истинная Чистая Земля»). Исторических свидетельств, точно указывающих на то, кто именно обучал Хандзо (в различных причудливых рассказах описывается, что его обучали тэнгу , или горные духи ), мало, но такая ситуация часто встречается в японском фольклоре боевых искусств. Многие учителя, разрабатывавшие необычные тактики, вместо того, чтобы считаться отступниками от социальных норм того времени, выдавали свои знания за божественное вдохновение, создавая видимость легитимности, особенно если они уходили в уединение, чтобы оттачивать своё мастерство.

Освобождение заложников в Каминога и служба в клане Токугава

Токугава Иэясу, автор Кано Тан Ю, ранний период Эдо. Источник: Викисклад.
Токугава Иэясу, автор Кано Тан Ю, ранний период Эдо. Источник: Викисклад.

Клан Хаттори происходил из Иги, своих родовых земель, но при жизни Хаттори Хандзо они жили в Микаве, служа вассалами клана Токугава, ранее называвшегося Мацудайра. Одним из первых поступков, заслуживших ему доверие Токугавы Иэясу, стала его доблесть при осаде замка Каминога.

В то время клан Токугава находился под контролем клана Имагава, однако после поражения от Оды Нобунаги при Окэхадзаме он был значительно ослаблен. Чтобы заручиться поддержкой клана Мацудайра, они взяли в заложники нескольких дочерей и других членов семьи.

Хандзо взял небольшую группу ниндзя из Ига и раздобыл одежду, соответствующую форме стражников у ворот, и нес фонарь с изображением мон (символа клана) генерала-оккупанта Удоно Нагатэру, вассала недавно расколотого Имагавы. Стражники, вместо того чтобы удостовериться в личности людей, пропустили Хандзо и его группу через ворота замка, где они рассредоточились и развели небольшие костры, которые быстро распространились.

Большинство японских зданий были деревянными, поэтому любые пожары приходилось тушить как можно скорее. В суматохе отряд Хандзо сумел найти и сопроводить заложников в безопасное место, что помогло освободить Токугаву от требований Имагавы.

Анегава и Микатагахара

Битва при Микатагахаре, автор Тоёхара Тиканобу, 1886 год. Источник: Ukiyo-e.org.
Битва при Микатагахаре, автор Тоёхара Тиканобу, 1886 год. Источник: Ukiyo-e.org.

Хандзо, как уже упоминалось, был самураем, участвовавшим в нескольких открытых сражениях, наиболее известными из которых были битвы при Анэгаве и Микатагахаре. Эти два сражения известны тем, что помогли Токугаве укрепить свою власть. Битва при Анэгаве стала первым случаем, когда два даймё сражались бок о бок. Токугава всегда был известен как терпеливый командир; он почти никогда не бросал свои силы в бой полностью, как некоторые его современники. Токугава не вступал в битву до последнего, поскольку ходили слухи, что Хандзо пытался разведать путь для продвижения армии. Говорят, что он доблестно сражался, чтобы сохранить жизнь Иэясу.

Битва при Микатагахаре в 1573 году ознаменовалась решительным поражением Иэясу от Такэды Сингэна. Войска Такэды сошлись на его позициях, и он был вынужден отступить к замку Хамамацу и выдержать осаду. Хаттори Хандзо вновь продемонстрировал свою склонность к ночным атакам, взяв с собой отряд из 30 синоби (ниндзя) из Ига и беспокоя наступающие войска Такэды, используя партизанскую тактику и задерживая их продвижение.

Подвиги Хандзо, многие из которых упомянуты в «Кансэй Тёсю Сёкафу», были основаны на асимметричном ведении войны, и многие из его предполагаемых сверхъестественных способностей были результатом искусного отвлечения внимания и нанесения ударов в нужный момент. В итоге действия Хандзо обеспечили Токугаве преимущество перед численно превосходящими силами противника.

Сопровождение в Микаве

Ига-но Юки (Снег Иги), автор Нисидзима Кацуюки. Источник: Укиё-э
Ига-но Юки (Снег Иги), автор Нисидзима Кацуюки. Источник: Укиё-э

Самая известная и, пожалуй, самая важная услуга, оказанная Хандзо Иэясу, состоялась после убийства Оды Нобунаги Акэти Мицухидэ. В 1582 году Мицухидэ совершил нападение в храме Хонно-дзи, чтобы отомстить за резню буддийского населения, устроенную Нобунагой, и Нобунага удалился в заднюю комнату храма, чтобы совершить сэппуку. План Мицухидэ состоял в том, чтобы затем уничтожить оставшихся сторонников Нобунаги.

В то время Иэясу находился в провинции Сакаи с небольшой группой соратников, среди которых был Хандзо, в опасной близости от позиций Мицухидэ. Вместо того чтобы схватить его и, вероятно, казнить, он решил отступить в свою родную провинцию Микава.

Поскольку действовать нужно было быстро, Ханзо предложил группе отправиться через Ига. Это был кратчайший путь в Микаву, но чреватый опасностями. Ига подверглась одной из чисток Нобунаги и по большей части была враждебна к любым чужакам. Так называемые «банды самураев-охотников», или отимуся-гари, укрывались в лесах и горах, подстерегая всех встреченных самураев, отбирая их снаряжение и убивая.

Хандзо и небольшая группа верных ему воинов Ига сопровождали свиту Токугавы через горные перевалы Ига до границ Микавы. Хандзо служил Иэясу ещё в нескольких важных сражениях, включая осаду Одавары против Ходзё и битву при Нагакутэ ​​против Тоётоми Хидэёси.

Шиноби но Хиден, Руководство Ханзо по ниндзюцу

Эскиз ниндзя, спускающегося по веревке, Хокусай-Кацусика, 1817 г. Источник: Wikimedia Commons
Эскиз ниндзя, спускающегося по веревке, Хокусай-Кацусика, 1817 г. Источник: Wikimedia Commons

Хотя ниндзюцу является, мягко говоря, секретным искусством, существует три всеобъемлющих руководства по их различным учениям и опыту: «Бансэнсюкай», «Сёнинки» и «Синоби но Хиден». Последнее было написано неким Хаттори Хандзо. Разделенное на пять томов, оно имеет разные даты общепринятого авторства, но наиболее общепринятой датой считается 1560 год. Хандзо Масанари в это время, около 18 лет, изучал ниндзюцу и сражался за тогдашний Мацудайра. Однако, поскольку клан Хаттори передавал имя «Хандзо», вполне вероятно, что оно было написано его отцом Хаттори Ясунагой.

Первый том представляет собой введение, в котором рассказывается о зарождении синоби в Китае и его последующем распространении в Японии, а также приводится список инструментов и техник, но без подробностей. Второй том содержит иллюстрации инструментов синоби, таких как устройства для переноски огня, отмычки и даже схема примитивного водолазного шлема, однако документальных подтверждений его использования нет.

В третьем томе объясняется использование различных инструментов, а в четвёртом — более социальные аспекты проникновения, или навыки ё-нин, такие как поиск потенциальных информаторов. Наконец, в пятом томе рассказывается о навыках, которые синоби следует практиковать в мирное и военное время.

Судьба Хаттори Ханзо

Сайнен-дзи, место захоронения Хаттори Ханзо. Источник: Викисклад.
Сайнен-дзи, место захоронения Хаттори Ханзо. Источник: Викисклад.

Хаттори Ханзо Масанари вёл жизнь, окутанную тайной и интригами, как и подобает легендарному синоби генералу, обученному на опыте. Точные обстоятельства его смерти также вызывают серьёзные споры: некоторые утверждают, что он погиб в морском сражении от руки лидера враждебного клана синоби Фуумы Котаро. Хотя синоби Фуумы были экспертами в морской тактике, в преданиях говорится, что битва между ними произошла во Внутреннем Японском море.

Однако, как говорят, в то время Хандзо вёл монашескую жизнь в храме Сайнэн-дзи. Этот храм, расположенный в Токио, он построил в память о сыне Иэясу, Нобуясу, которому Иэясу приказал совершить сэппуку в знак преданности Оде Нобунаге.

Считается, что Хандзо умер в 1597 году в возрасте 54 лет от болезни, но в открытых источниках не указано, какой именно болезнью он страдал. Синоби Ига, служившие под началом Хандзо, были назначены стражами замка Эдо, где располагалась резиденция сёгуната Токугава, а впоследствии столица страны. Сам Хандзо был похоронен в храме Сайнэндзи