Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Древнекитайская социальная структура

Оглавление

Древнее китайское общество было невероятно структурированным: каждый человек точно знал свое место в социальной иерархии.

Еще во времена династии Чжоу (ок. 1046–256 гг. до н. э.) все люди в Китае были причислены к одной из четырех социальных групп, также известных как социальные «классы».

В китайском языке эти группы назывались ши, нонг, гун и шан. Каждая из них более подробно описана ниже.

Хотя технически переход человека из одного социального класса в другой был возможен, для большинства людей это было крайне маловероятно.

Только благодаря удачному стечению обстоятельств или вступлению в брак с представителем более высокой социальной группы люди могли надеяться подняться по иерархической лестнице.

Для большинства людей класс, в котором они родились, был той социальной группой, в которой они оставались на протяжении всей своей жизни.

Социальная структура

Социальная структура Китая основывалась на идее «четырех занятий». Каждая социальная группа классифицировалась по роду занятий, которые мужчины этой группы выполняли ежедневно, и по услугам, которые они оказывали китайскому государству.

Четыре класса находились ниже императора, который стоял на вершине китайского общества.

1. Ши (знатные особы, ученые и чиновники)

Эта социальная группа составляла правящий класс и находилась на вершине социальной лестницы. Они сосредоточили в своих руках большую часть власти в обществе.

Класс ши состоял из правителей областей Китая, таких как Чжао, Цинь и Вэй. Большинство этих правителей были региональными военачальниками.

Эти военачальники обладали невероятной властью, особенно во времена династии Шан (1600 г. до н.э. - 1046 г. до н.э.).

Было обнаружено множество гробниц этого периода, в которых находятся мощные боевые колесницы и останки тысяч последователей, погребенных вместе со своими хозяевами.

Вторым типом людей в классе ши были дворяне-землевладельцы. Представители этой социальной группы приобретали свою власть, унаследовав землю, власть и статус, принадлежавшие к знатным семьям.

Дворяне были обязаны собирать армии для губернаторов и выступать в качестве командиров на поле боя во время войны.

Очевидно, что солдаты, которых принудительно вербовали в эти армии, были выходцами из крестьянского класса.

Последнюю категорию людей в этой группе составляли ученые: люди, посвятившие свою жизнь учебе для того, чтобы работать бюрократами в имперском правительстве.

Ученые не владели землей, но к ним относились с большим уважением, поскольку они были очень образованными и умели читать и писать.

Люди класса ши осуществляли свою власть над остальными социальными классами, находившимися ниже их, что составляло большую часть древнекитайского общества.

2. Нонг (Крестьяне-фермеры)

Люди, принадлежавшие к социальному классу нонг, составляли подавляющее большинство китайского общества: возможно, до 90%.

Эти люди были крестьянами, которые жили в небольших сельских общинах, и их основной работой была работа на фермах по всему Китаю.

Однако все фермы принадлежали членам класса ши, и крестьяне были обязаны обрабатывать свои поля в обмен на военную защиту.

Сельское хозяйство было важнейшей частью экономики древнего Китая, и чем больше урожая выращивали крестьяне, тем богаче становились их хозяева.

Крестьянам можно было поручить разведение овец, свиней, птицы, буйволов и быков, а также выращивание зерновых культур, таких как пшеница, просо и ячмень.

В результате люди класса нонг производили все продукты питания для страны и платили большую часть налогов.

Поэтому они считались очень важной частью китайского общества и по этой причине располагались выше двух других социальных классов.

Традиционная картина китайской фермы (1693). Музей Метрополитен, экспонат № 2017.327.5a–m. Общественное достояние. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61825
Традиционная картина китайской фермы (1693). Музей Метрополитен, экспонат № 2017.327.5a–m. Общественное достояние. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61825

Однако большинство людей в группе нонг были бессильны изменить свою жизнь, и большинство из них оставались относительно бедными на протяжении всей истории Китая.

У большинства крестьян было всего один-два гектара земли, за которыми нужно было ухаживать и с которых можно было получать доход, которого зачастую едва хватало, чтобы не влезать в долги.

К сожалению, во времена засухи, войны или экономических трудностей крестьяне часто сталкивались с голодом, и, как показывают факты, некоторые крестьянские семьи были вынуждены продавать своих детей в рабство, чтобы просто выжить.

Когда их сеньорам требовалось собрать армию для войны, крестьяне привлекались для создания пехотных подразделений.

Их основной задачей было участие в рукопашных боях с другими крестьянами, призванными в армию противника.

Как и следовало ожидать, большинство погибших на поле боя были среди крестьян, а если их захватывал враг, их часто казнили или продавали в рабство.

Однако какой бы трудной ни была жизнь крестьянина в древнекитайском обществе, в социальной иерархии существовало еще два социальных класса, стоявших ниже.

Китайский крестьянин. (1738–1745). Музей Метрополитен, экспонат № 53.600.1018(5). Общественное достояние. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/394203
Китайский крестьянин. (1738–1745). Музей Метрополитен, экспонат № 53.600.1018(5). Общественное достояние. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/394203

3. Гун (Ремесленники и мастера)

Третий социальный класс в древнекитайском обществе составляли ремесленники и ремесленники.

Люди этой группы обладали особыми навыками, необходимыми для изготовления узкоспециализированных изделий. В эту группу входили оружейники, мастера по металлу и плотники.

Численность людей, принадлежавших к социальному классу гун, была намного меньше, чем численность крестьян, поскольку обучение этим навыкам требовало времени, которого у большинства крестьян не было.

Однако, в отличие от крестьян, ремесленники не работали на земле, а поскольку сельское хозяйство и землевладение играли столь важную роль в Древнем Китае, их деятельность не приносила столько дохода, как земледелие.

В результате ремесленники стали считаться «низшими» по сравнению с классом нонг.

Однако, несмотря на то, что технически они стояли на более низкой социальной лестнице, чем крестьяне и дворяне, ремесленники и мастера производили продукцию, которую все остальные использовали в повседневной жизни.

Например, большинство предметов домашнего обихода изготавливалось из той или иной формы керамики, и, как следствие, большинство людей в Древнем Китае зависели от гончаров.

Их умения ценились так высоко, что семьи обычно держали их в тщательном секрете и передавали из поколения в поколение.

Некоторые ремесленники и мастера даже смогли создать предприятия, которые нанимали других людей для работы на них.

Китайский художник-портретист. (XVIII век). Музей Метрополитен, № 29.100.528. Общественное достояние. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/49082
Китайский художник-портретист. (XVIII век). Музей Метрополитен, № 29.100.528. Общественное достояние. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/49082

4. Шан (торговцы и ремесленники)

Четвертый и последний социальный класс в древнекитайском обществе составляли купцы и торговцы.

Члены группы шан сосредоточились на зарабатывании денег путем продажи предметов другим людям.

Причина, по которой торговцы в Древнем Китае находились на самом дне социальной структуры, заключается в том, что они ничего не производили сами.

В отличие от крестьян, которые добывали пищу собственным упорным трудом, или ремесленников, которые изготавливали предметы собственными усилиями, торговцы просто покупали товары у одного человека и продавали их другому.

Это считалось «бесчестным» и «ленивым».

Однако, несмотря на то, что они находились на самом дне китайского общества, торговцы могли стать невероятно богатыми.

Многие зарабатывали деньги, просто давая деньги в долг тем, кто был в долгу, а затем взимая регулярные платежи до тех пор, пока заем не был возвращен.

Другие торговцы наживали богатства, экспортируя дорогостоящие товары, такие как шелк, в другие королевства или страны.

Рабы

Единственными членами древнекитайского общества, которые считались «менее почетными», чем торговцы, были рабы.

По оценкам, менее 1% древнекитайского общества были рабами и формально не были включены в социальную иерархию.

Большинство людей становились рабами либо попав в плен на войне, либо продав себя в рабство, чтобы выплатить семейный долг.

В некоторых случаях людей приговаривали к рабству в качестве наказания за совершение преступления.

Рабами мог владеть представитель любого социального класса, если он мог себе позволить их купить и прокормить.

Однако большинство рабов работали на представителей класса ши , поскольку они были достаточно богаты, чтобы себе это позволить.

А как насчет императора?

Вы заметите, что, хотя мы подробно рассмотрели четыре социальных класса, мы ни разу не упомянули самого могущественного человека в древнекитайском обществе: императора .

Хотя многие полагают, что он будет включён в высший социальный класс — ши , на самом деле это не так.

Император считался самой важной персоной в китайском обществе, поскольку ему был дан «мандат неба», который ставил его в особое положение над всеми остальными в Китае.

Поэтому император и королевская семья считались стоящими выше всех остальных социальных слоев.

Такое высокое положение означало, что император и королевская семья имели прямой контроль над всеми остальными.

Все четыре социальных класса должны были беспрекословно подчиняться его приказам, и император мог приказать убить любого члена общества, когда бы он ни пожелал.

Благодаря этим невероятным способностям к императору и императорской семье все относились с величайшим уважением.

Однако от императора ожидалось хорошее правление. Если Китай переживал череду стихийных бедствий или проигрывал войны захватчикам, остальное общество могло решить, что император утратил « небесный мандат », и свергнуть его.

Если императора свергали, на его место всегда ставили нового императора, которому говорили, что теперь у него «мандат небес».

Император Цяньлун (1736–1770-е гг.). Музей искусств Кливленда, экспонат № 1969.31. Общественное достояние. Источник: https://www.clevelandart.org/art/1969.31
Император Цяньлун (1736–1770-е гг.). Музей искусств Кливленда, экспонат № 1969.31. Общественное достояние. Источник: https://www.clevelandart.org/art/1969.31

Женщины в китайском обществе

Вы также могли заметить, что в нашем исследовании китайского общества мы не упоминали конкретно женщин.

Все четыре упомянутых до сих пор социальных класса в равной степени относились и к мужчинам, и к женщинам.

Однако в древнекитайском обществе считалось, что женщины по своей природе уступают мужчинам, и в повседневной жизни к ним относились соответствующим образом.

Эта тенденция зародилась с самого рождения. В китайских семьях к сыновьям относились лучше, чем к дочерям, и в трудные времена бедные семьи могли убивать новорожденных девочек, чтобы кормить на одного ребёнка меньше.

Напротив, женщины, принадлежавшие к богатому классу ши, вели относительно привилегированную жизнь.

Они имели бы доступ к лучшей еде, развлечениям, одежде и разнообразной прислуге.

Однако, независимо от того, к какому социальному классу они принадлежали, женщины считались наиболее ценными после рождения ребенка.

В частности, к женщинам относились с наибольшим уважением, если они рожали мужу сына.

Когда девушки становились достаточно взрослыми, чтобы выйти замуж, предполагалось, что они будут жить с семьей мужа.

Это объясняется тем, что в традиционном китайском обществе считалось, что мужчина должен заботиться о своих пожилых родителях, а его жена должна помогать ему в этом.

Поэтому от женщин ожидалось, что они будут подчиняться не только своему мужу, но и его матери и отцу.

Отдел редких книг Нью-Йоркской публичной библиотеки. (1745–1747). Китайские дамы. Источник: https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47e0-0013-a3d9-e040-e00a18064a99
Отдел редких книг Нью-Йоркской публичной библиотеки. (1745–1747). Китайские дамы. Источник: https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47e0-0013-a3d9-e040-e00a18064a99