В феодальной Японии женщины обладали большей властью, чем можно было бы ожидать. Эти женщины-воительницы принимали участие в определяющих историю событиях на поле боя и за его пределами.
Средневековая японская культура, находившаяся под влиянием конфуцианских идеалов, устанавливала строгие гендерные роли. Хотя японские женщины обладали большей властью, чем их европейские коллеги, от них по-прежнему ожидалось, что они будут домохозяйками и будут подчиняться мужчинам. Хотя военное дело было преимущественно мужской профессией, многие самурайки обучались владению оружием, чтобы защищать свои дома в отсутствие мужей. На протяжении всей истории появлялись онна-бугэйся, женщины-воительницы, некоторые из которых даже правили. Примечательно, что одна из выдающихся фигур даже не была самураем. Вот истории некоторых из самых выдающихся онна-бугэйся.
1. Акаи Теруко, сильнейшая женщина периода Сэнгоку (1514-1594).
Акаи Тэруко была воплощением поговорки «Бойтесь стариков в профессии, где многие умирают молодыми». Она вышла замуж за Юру Сигэру, чтобы обеспечить себе политическое влияние, и также обучалась боевым искусствам с детства. Клан Юра, располагавшийся между кланами Одавара Ходзё (названными здесь так, чтобы отличать их от кланов Ходзё периодов Хэйан и Камакура) и Уэсуги, часто выступал в роли буфера и посредника между двумя более могущественными кланами. Следует понимать, что союзы в феодальной Японии менялись практически постоянно, и Тэруко знала, как лучше всего поддерживать статус и влияние своей семьи.
Сигэру умер от болезни, и Тэруко, как было принято, постриглась в монахини, взяв имя Мёин-ни. Однако она продолжала быть политическим и военным советником своего сына Кунисигэ, которому не хватало лидерских качеств отца. Клан Одавара Ходзё , стремясь расширить свои владения и пользуясь кажущейся слабостью, попытался поглотить клан Юра в 1584 году. Тэруко с отрядом из 3000 воинов более года помогала защищать замок Канаяма-дзё. В то время ей был 71 год.
Акаи Тэруко сражался во время осады Одавары против Тоётоми Хидэёси, но сдался, а затем присоединился к Хидэёси и атаковал замок Мацуида.
2. Охори Цурухиме, страж Оямацуми-дзи (1526-1543)
Охори Цурухимэ выделяется среди всех обсуждаемых нами фигур: она была синтоистской жрицей, а не принадлежала к сословию самураев. Святилище, которым она руководила, было посвящено Оямацуми, ками войны, моря и гор. Поэтому оно стало местом паломничества самураев. С юных лет она обучалась боевым искусствам.
Остров, где она жила, находился на границе враждебного клана Оучи. Не дожидаясь подкрепления, Цурухимэ вооружилась и сражалась с захватчиками с таким мастерством и яростью, что её самопровозглашённый титул «Мёдзин Мисимы» не казался посторонним столь уж неправдоподобным. «Мёдзин» — это титул божеств в синтоизме, и поэтому Цурухимэ называли японской Жанной д’Арк, хотя Жанна лишь командовала и была знаменосцем; она редко участвовала в боях.
Захватчики из клана Оучи вернулись несколько месяцев спустя, и Цурухимэ пробралась на борт вражеского корабля и убила капитана в поединке . Она продолжала сопротивление, пока её жених не был убит в бою. От горя Цурухимэ прыгнула в океан и утонула.
3. Тачибана Гинчиё, монахиня-воительница (1569-1602)
Гинтиё из клана Татибана была редкостью среди самураев. В то время как многим женщинам из этого списка приходилось сражаться на передовой или, как в случае с Ходзё Масако, быть сёгунами, Гинтиё с самого начала была готова к лидерству в качестве даймё . Говорят, что у неё был свирепый нрав, который пугал многих её собратьев-самураев. Когда её отец Досэцу умер от болезни, по его желанию она была назначена главой клана в возрасте 16 лет.
Она заставила всех женщин замка изучить боевые искусства, чтобы в случае нападения на замок они могли сражаться. В частности, она научила их владеть огнестрельным оружием. В то время винтовки тэппо или танегасима, появившиеся в 1543 году, были самым смертоносным оружием на полях сражений в Японии.
В более поздние годы Гинтиё стала монахиней после развода с мужем Мунэсигэ. Когда её храм подвергся нападению, она сплотила монахинь, чтобы защитить его, как она это сделала и в случае с замком Татибана.
4. Юки-но Ката, защитник замка Аноцу (неизвестно)
В 1600 году Западная армия под командованием Исиды Мицунари и Восточная армия под командованием Токугавы Иэясу были готовы к решающему столкновению. Победитель получал беспрепятственный путь к сёгунату. Томита Нобутака, даймё Аноцу, получил приказ отправиться на север с армией для сражения с Уэсуги Кагэкацу, вступившим в союз с Западной армией. Их замок находился прямо на пути движения Западной армии вдоль реки Накасэндо.
Его жена Юки-но Ката организовала и возглавила оборону – воплощение идеала самурайской женщины. Она и менее чем 2000 воинов обороняли замок против 30 000 достаточно долго, чтобы войска Нобутаки успели отступить и помочь. Преследуя врага, он попал в окружение. Юки взяла нагинату и возглавила отряд, чтобы расчистить путь мужу. Западный командующий позволил им отступить, выразив своё уважение к их мужеству и ярости, проявленным в обороне.
5. Ходзё Масако, сёгун-монахиня (1157-1225)
После войны Гэмпэй клан Минамото стал практически бесспорным правителем Японии под предводительством Минамото Ёритомо. Он погиб в результате несчастного случая, оставив наследником своего малолетнего сына Ёриие. Жена Ёритомо, Ходзё Масако, взяла на себя командование, сосредоточив в своих руках реальную власть. Семья Ходзё стратегически выходила замуж за влиятельных людей в сёгунате, тем самым оказывая огромное влияние на политику того времени. Хотя Масако и стала буддийской монахиней, это было лишь формально, поскольку она оставалась во дворце и принимала активное участие в управлении страной. Благодаря её усилиям был создан совет регентов. Их обязанностью было править вместо несовершеннолетнего сёгуна.
Среди регентов был дед Ёрииэ, Ходзё Токимаса, и, как говорят, Ёрииэ его ненавидел. Масако, видя, что Ёрииэ недостаточно компетентен, организовала его изгнание и заменила своим вторым сыном Санэтомо. После его смерти Масако и её брат Ёситоки назначили сёгуном младенца Ёрицунэ, и Масако продолжала фактически управлять страной до самой смерти. Это напоминало практику замкнутого правления, распространённую среди императорской династии до появления сёгуната.
6. Хангаку Гозен, героиня восстания Кеннинов (неизвестно)
Хангаку Годзэн прославилась безупречной стрельбой из лука и стойкой обороной замка Тоссака во время восстания Кэннин 1201 года, предпринятого сторонниками Тайра для свержения недавно созданного сёгуната Минамото. Клан Дзё, к которому принадлежала Хангаку, воспользовался растущим недовольством внутри сёгуната и предпринял попытку переворота в январе, напав на столицу с целью заставить императора свергнуть клан Минамото. Этому не удалось, и Дзё Сукенага была схвачена и обезглавлена.
Хангаку и её двоюродный брат Сукэмори знали о неминуемом возмездии за неудавшееся восстание их дяди и решили дать последний бой замку Тоссака. Она заняла оборонительную позицию на вершине самой высокой башни замка, стреляя из лука, и, как говорят, убила сотню вражеских солдат, сбив каждого с ног одним выстрелом. Стрела пронзила её бедро, и Хангаку заковали в цепи и доставили ко двору Минамото Ёрииэ, тогдашнего сёгуна. Затем она вышла замуж за одного из его вассалов и родила ребёнка, но никаких записей о её дальнейшей судьбе не сохранилось.
7. Томоэ Годзэн, Воин, достойный тысячи (неизвестный)
Возможно, самой известной женщиной-самураем является Томоэ Годзэн. Она была женой Минамото Кисо/Ёсинаки и, как говорили, была одним из самых грозных воинов Японии эпохи Хэйан. В военном эпосе «Хэйкэ Моногатари» ее описывают как «воина, достойного тысячи». Она владела тати, длинным изогнутым мечом, используемым верхом, а также юми, длинным луком самураев, для смертельной атаки. Часто Ёсинака посылал ее в качестве своего заместителя. Последнее известное и самое известное действие Томоэ произошло в битве при Авадзу в 1184 году. Ёсинака был смертельно ранен и приказал ей уйти, сказав, что не хочет умирать в присутствии женщины, предпочитая вместо этого быть рядом со своим названным братом.
Она неохотно подчинилась, задержавшись лишь на мгновение, чтобы убить нескольких воинов Минамото в знак последней преданности. Дальнейшая судьба Томоэ остаётся неизвестной. Некоторые источники утверждают, что она вошла в море, прихватив с собой отрубленную голову мужа, чтобы она не стала военным трофеем. Другие же утверждают, что она просто сбежала с поля боя и стала монахиней. Это всего лишь легенды; никакие исторические свидетельства не подтверждают дальнейшую судьбу Томоэ.