Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Собекнеферу: первая женщина-фараон Египта?

Оглавление

Популярная история Древнего Египта чаще всего ассоциируется с образом фараона — и почти всегда это образ мужчины. Но как быть с женщинами-правительницами? Кто была первой среди них?

Когда мы слышим слово «фараон», многие сразу представляют Тутанхамона, Рамсеса или, в некоторых случаях, Клеопатру. Однако при изучении истории египетских правителей женщины остаются в стороне, и фараон почти всегда мыслится как мужчина. Между тем, Собекнеферу была первой женщиной, которая правила Египтом как фараон на законных основаниях. Несмотря на это, её имя редко встречается в учебниках истории. Между тем история женщин-фараонов важна не только для политической истории Египта, но и для истории всего человечества.

Право Собекнеферу на трон

-2

Архитрав с изображением Аменемхета I и божеств, 1981–1952 гг. до н.э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Собекнеферу (также Нефрусобек, Неферусобек, Собеккара) правила Египтом с 1760 по 1756 год до н.э. и была последним правителем XII династии (1938–1756 гг. до н.э.). Её имя означает «красоты Собека» и связано с богом-крокодилом. Цари XII династии сделали оазис Файюм экономическим и религиозным центром — именно там поклонялись крокодилам и заботились о них.

Структура египетской монархии была выстроена под власть мужчин. Фараон считался земным воплощением бога Гора, и обычно трон переходил к старшему сыну царя. Однако время от времени эта система давала сбой, и женщина оказывалась на вершине власти в Египте.

Отец Собекнеферу — фараон Аменемхет III. Кто была её мать — точно не известно. После смерти отца трон перешёл к её (возможно, сводному) брату, уже немолодому человеку. Некоторые утверждают, что он был и её супругом, однако достоверных доказательств этому нет.

-3

Сфинкс фараона Аменемхета III, XII династия, Египетский музей, Каир

Когда её брат умер без наследника, трон оказался вакантным. По крови Собекнеферу была ближайшей к престолу и заняла его. Она приняла царские титулы и правила как фараон. При этом она никогда не использовала титул «жена царя», что дало бы повод думать, будто она вышла замуж за брата.

Став фараоном, Собекнеферу прошла традиционную церемонию наречения и получила пять тронных имен, как и другие цари. В одном из них она сослалась на бога Собека — крокодилоголового покровителя военной мощи и царской власти, а также плодородия.

Считается, что у неё была старшая сестра по имени Неферуптах, которую готовили к престолу. Однако та умерла ещё при жизни Аменемхета III, и трон перешёл к брату. Это указывает на то, что фараон был готов к тому, чтобы передать власть дочери.

Об этом свидетельствует картуш, заключавший имя Неферуптах — честь, обычно оказываемая только царям. Она также носила титулы, подобные тем, что присваивались царским жёнам, хотя никогда замуж не выходила. В отличие от сестры, Неферуптах была похоронена в одной гробнице с отцом, а не в собственной пирамиде (хотя такая пирамида для неё была построена неподалёку — но в неё она так и не была перезахоронена).

Согласно Туринскому канону, Собекнеферу правила три года и десять месяцев. В хрониках упоминается, что она расширила погребальный комплекс Аменемхета III в Хавара (тот самый «лабиринт», о котором писал Геродот), а также вела строительные работы в Гераклеополе Великом.

Первая женщина-фараон?

-4

Мраморный бюст Клеопатры VII, музей Альтес, Берлин

Некоторые утверждают, что до Собекнеферу были и другие женщины-фараоны. Одной из самых ранних считается Меритнейт (I династия), предположительно жена фараона Джета, которая исполняла обязанности регента при своём сыне Денне. Хотя это давало ей некую власть, она не была правительницей от своего имени, в отличие от Собекнеферу.

Другой претенденткой считается Хенткаус I (IV династия). Над входом в её гробницу в Гизе обнаружена надпись, которую можно перевести как «Мать двух царей» или «Царь и мать царя». Изображения в гробнице представляют её в царском облике, с накладной бородой и в позах, характерных для фараонов.

Как и Меритнейт, она могла править в качестве регента при малолетнем сыне Сахуре, возможно — вместе с фараоном Усерафом, основателем V династии. Хенткаус I была увековечена в пирамиде Хенткаус II, но её имя не встречается в царских картушах, а современные списки правителей Египта её обычно не включают.

-5

Пирамида Хеопса

Другой возможной царицей была Нитокрис, о которой писал египетский историк Манефон — якобы она построила третью пирамиду (сейчас мы знаем, что это неверно). О ней также упоминал Геродот: по его рассказу, она мстила за своего брата-царя, заманив множество египтян на пир в подземный зал, который затопила водой из Нила. После этого, по словам Геродота, она покончила с собой, чтобы избежать возмездия.

Однако источник Геродота вызывает сомнения. Имя Нитокрис — греческое прочтение египетского Нити́крети. Такое имя встречается в Туринском царском списке XIX династии, а также в папирусе VI династии.

Изначально учёные считали, что имя принадлежит великой царице, но последующий анализ показал: на самом деле оно входило в состав титулатуры мужского правителя — царя Сиптаха.

Итак, кто была первой?

Таким образом, только в эпоху Среднего царства мы имеем достоверные доказательства того, что женщина занимала трон Египта как фараон в полном смысле слова. Этой женщиной была Собекнеферу.

Изображения Собекнеферу

-6

Бюст Собекнеферу, музей Лувр, Париж

Память о царствовании Собекнеферу сохранилась в ряде её изображений. К ним относятся памятники и артефакты, включая пять статуй и фрагменты из погребального храма Аменемхета III. Сохранились также записи о разливах Нила, скарабеии, печати и бусы.

Во многих своих памятниках она подчёркивала связь с отцом — фараоном Аменемхетом III. Один из примеров — изображение сереха (царского герба), на котором Аменемхет III подносит к Собекнеферу анх — иероглиф, означающий «жизнь». Это изображение, по мнению исследователей, символизирует легитимность притязаний Собекнеферу на трон. Некоторые учёные трактуют его как свидетельство совместного правления отца и дочери.

На её статуях Собекнеферу представлена в полном царском облачении, подобно мужчинам-царям, и позирует в традиционных для фараонов позах. На одном изображении она одета одновременно в облегающее женское платье и мужскую набедренную повязку. В другом — в праздничный плащ, использовавшийся при празднике сед (юбилей царствования). На одной из статуй она изображена в необычном головном уборе, который, по мнению некоторых исследователей, представляет собой попытку объединить короны фараона и царицы. Эта скульптура хранится сегодня в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

-7

Голова женского сфинкса, ок. 1876–1842 гг. до н.э., Бруклинский музей, Нью-Йорк

Три обезглавленные статуи, обнаруженные в Файюме, предположительно изображают Собекнеферу. На одной из них она одета в элементы как мужского, так и женского наряда — подобно ранее упомянутому головному убору.

Хотя на многих изображениях она носит мужскую одежду, нет доказательств, что она пыталась выдать себя за мужчину. В большинстве случаев она использовала женские окончания в своих царских титулах. Тем не менее, некоторые учёные полагают, что ношение мужской одежды могло быть способом успокоить критику в её адрес, связанную с тем, что она — женщина у власти. Некоторые даже утверждали, что Собекнеферу стыдилась своей принадлежности к женскому полу и пыталась это скрыть.

Против этой точки зрения выступили такие исследователи, как Кэролин Грейвз-Браун, Джойс Тилдесли и Гэй Робинс. Они утверждают, что главной целью Собекнеферу было следование традиционному образу фараона, и её выбор одежды никак не был связан с гендерной идентичностью. Поскольку до неё фараоны были исключительно мужчинами, она была вынуждена воспринимать и использовать мужские атрибуты царской власти, чтобы быть признанной законной правительницей.

Смерть Собекнеферу

-8

Резной чёрный деревянный саркофаг с золотыми вставками, обнаружен египетской археологической миссией в гробнице TT28. Фото: Халед Десуки/Getty Images

К сожалению, место захоронения Собекнеферу неизвестно. Некоторые предполагают, что оно может находиться в разрушенном погребальном комплексе рядом с пирамидой Аменемхета IV в Мазгуне. Однако египтолог Эйдан Додсон считает, что нет никаких доказательств в пользу этой версии.

Сегодня Собекнеферу помнят как последнего царя Среднего царства Египта. Она также была последним правителем до начала Нового царства, упомянутым в царских списках Абидоса и Саккара. Хотя её правление длилось менее четырёх лет, она была первой женщиной-фараоном, правившей с полным царским титулатуром и вошедшей в Туринский царский список.