Священные сокровища Японии передаются из поколения в поколение на протяжении тысяч лет, предположительно, имея божественное происхождение. Вот история этих артефактов и их значение для Японии.
Три священных сокровища — Драгоценность Ясакани, Меч Кусанаги и Зеркало Ята — относятся к числу самых легендарных и загадочных предметов, найденных в истории Японии. Собранные вместе, эти священные предметы называются Императорскими регалиями Японии и олицетворяют собой как основу императорской власти, так и японской духовности. В этой статье рассматривается происхождение этих древних артефактов — от времён древних мифов до наших дней, — углубляясь в их историю, мифологию и значение.
Три священных сокровища Японии: символы императорского наследия
Три священных сокровища, или императорские регалии Японии, – это меч, зеркало и драгоценный камень. Каждое сокровище символизирует три главные добродетели: мужество, мудрость и доброту, которые должен воплощать японский император. Эти артефакты символичны по своей природе и намеренно скрыты от посторонних глаз, чтобы усилить их таинственность как мощных символов императорской власти.
Из-за секретности, окружающей сокровища, их историческое происхождение также окутано тайной. Три священных сокровища имеют глубокое религиозное значение и являются важной частью многих синтоистских ритуалов. Однако, чтобы сохранить их таинственность, синтоистские священники используют деревянные изображения каждого сокровища, называемые масакаки, вместо самих сокровищ.
Три сокровища чаще всего используются во время ритуала интронизации – церемонии, символизирующей восхождение нового императора и связывающей его с божественным родом Аматэрасу. Только некоторые синтоистские жрецы и сам император имеют право участвовать в этом священном обряде, а сами сокровища никогда не снимаются с защитных оболочек. Считается, что меч, хотя и не используется в этой церемонии, хранится в святилище Ацута в Нагое, драгоценность – в Трёх дворцовых святилищах Императорского дворца в Токио , а зеркало – в Великом святилище Исэ в префектуре Миэ, хотя точное местонахождение этих предметов неизвестно.
Несмотря на то, что артефакты скрыты от глаз общественности, они подчёркивают непреходящую святость и божественное происхождение императора. Тайна, окружающая эти древние символы, поддерживает таинственность японского правителя. Более того, нежелание японской королевской семьи проводить исторический анализ этих сокровищ сохраняет их легендарный статус и усиливает их символическое значение.
Мифологическое происхождение священных сокровищ
Хотя их точное происхождение неизвестно, Три Священных Сокровища восходят к синтоистской мифологии. Два священных текста, «Кодзики» и «Нихон Сёки», повествуют о богине солнца Аматэрасу, которая считается родоначальницей японской императорской семьи. Согласно этим легендам, Аматэрасу передала сокровища своему сыну, императору Дзимму, первому императору Японии, тем самым узаконив его правление и установив прямую линию родства с богами.
Самым важным из трёх сокровищ, пожалуй, является Зеркало Яты. Согласно легенде, боги синтоистской мифологии использовали это зеркало, чтобы мягко призвать Аматэрасу, которая пряталась в пещере после битвы со своим братом Сусаноотом, выйти и вернуть свет в мир. Согласно легенде, Аматэрасу была выведена из пещеры своим отражением в зеркале, которое вернуло солнце.
Второе священное сокровище, Меч Кусанаги, Сусаноо нашёл в хвосте мифического дракона. Первоначально он был известен как «Ама-но-Муракумо-но Цуруги» (Меч Сгущающихся Небесных Облаков). Согласно легенде, он преподнёс его Аматэрасу в знак доброй воли после их примирения, и сегодня этот меч символизирует божественную силу императора, его храбрость и способность богов защищать мир смертных.
Последнее из трёх священных сокровищ – драгоценность Ясакани. Эта драгоценность представляет собой магатама – изогнутую бусину в форме боба, изготовленную из драгоценного камня, например, нефрита. Эта драгоценность символизирует благосклонность и щедрость императора. Бусина магатама на протяжении поколений использовалась в синтоистских ритуалах, и её происхождение, как считается, относится к периоду Дзёмон (14 000–300 гг. до н. э.).
Роль трех священных сокровищ на протяжении истории
Несмотря на скудность исторических свидетельств, священные сокровища неоднократно упоминаются в истории Японии. Согласно историческим данным, в конце войны Гэмпэй в 1185 году шестилетний император Антоку вместе со своими императорскими регалиями перешёл под контроль клана Тайра. Регалии присутствовали при разгроме клана Тайра со стороны враждебного клана Минамото в морском сражении при Дан-но-Ура в проливе Каммон.
Некоторые исторические источники предполагают, что меч Кусанаги был утерян в это время, и впоследствии была изготовлена его копия. В других же источниках утверждается, что утерянный меч сам по себе был копией, а оригинал был возвращён в Японию богами. Независимо от их происхождения, значение императорских регалий для японской императорской семьи огромно. В конце Второй мировой войны император Хирохито даже поручил лорду-хранителю Малой печати Японии защищать их «любой ценой».
Хотя исторических свидетельств о происхождении Трёх Священных Сокровищ крайне мало, ещё меньше известно о месте их хранения. Предположительно, зеркало хранится в одном из самых святых мест синтоизма, посвящённом Аматэрасу, Великом святилище Исэ . Меч хранится в святилище Ацута в Нагое, а драгоценность Ясакани находится под охраной в Императорском дворце.
Три священных сокровища и обряды преемственности
Когда Три Священных Сокровища не хранятся, они играют важнейшую роль в обрядах престолонаследия японского императора. Эти артефакты, прослеживающие родословную современной императорской семьи непосредственно от Аматэрасу и синтоистских богов, символизируют божественное право императора на власть во время церемонии интронизации нового императора.
Процесс интронизации включает в себя ряд сложных синтоистских церемоний, начиная с Сокуи-но-рей (церемонии восшествия на престол). Идея монархии, одобренной Богом, укрепляется, когда император официально получает сокровища как часть своего права на власть. Ритуалы полны символики и символизируют божественное право и продолжение королевского рода.
Три священных сокровища находились под серьёзным риском утраты или уничтожения в бурные исторические периоды Японии, включая войну Онин, Реставрацию Мэйдзи и потрясения Второй мировой войны. Их дальнейшее существование свидетельствует о стойкости и устойчивости японской культуры и стремлении королевской семьи сохранить эти бесценные свидетельства наследия и власти.
Символизм сокровищ в современной Японии
Три священных сокровища до сих пор окутаны тайной и благоговением в технологически развитом и светском обществе современной Японии. Чтобы сохранить святость и целостность оригиналов, во время публичных церемоний часто используются копии.
Три священные драгоценности оказывают непреходящее влияние. Хотя современная Япония сильно отличается от той эпохи, когда, как считается, эти сокровища имели мифологическое происхождение, они символизируют непрерывную линию императорской власти, незыблемость традиций и союз мифа и истории. Три священные драгоценности также олицетворяют политическую стабильность и единство Японии. Постоянное присутствие императорской семьи часто служило стабилизирующей силой в периоды политических потрясений и катастроф, укрепляя национальную солидарность.
Хризантемовый трон: эмблема старейшей монархии мира
Хотя императорские регалии Японии, безусловно, являются самыми священными артефактами, связанными с японским императором, Хризантемовый трон служит мощным символом старейшей в мире непрерывной наследственной монархии. Термин «Хризантемовый трон» буквально относится к трону, использовавшемуся во время коронации японского императора; он также является метафорой императорской системы в целом.
Трон, центр императорских регалий, символизирует светскую и духовную власть императора, который почитается не только как политическая фигура, но и как культурный и полубожественный символ страны. В японской культуре хризантемы являются символом благородства, долголетия и возрождения, которые издавна связаны с японской императорской семьёй. Несмотря на то, что политическая роль императора в настоящее время носит преимущественно церемониальный характер, Хризантемовый трон остаётся символом культурного наследия современной Японии.
Новая Конституция Японии, вступившая в силу после окончания Второй мировой войны , переосмыслила роль императора, превратив его в символ государства и единства народа, но ограничив его возможности осуществлять реальную политическую власть. Несмотря на ослабление роли императора, Хризантемовый трон продолжает оставаться вечным символом культурной приспособляемости и исторической преемственности Японии, даруя японскому народу чувство безопасности и сплоченности.
Это наследие воплощает нынешний император Нарухито, вступивший на престол в 2019 году. Он не только переносит легендарные традиции в современность, но и олицетворяет надежду и возрождение будущего