Найти в Дзене

«Анкор, ещё анкор!» (1992) Петра Тодоровского: абсурд статичного замкнутого мирка

Из цикла «Вступление в зону абсурда. Наше кино начала 1990-х»

Где найдёшь людей могучей

В ратном деле и труде?

Разогнали вражьи злые тучи,

Победили мы везде!

(из звучащей в фильме песни «Россия», 1947 г., муз. А. Новикова, сл. С. Алымова)

Режиссёр и сценарист – Пётр Тодоровский. Композитор – Пётр Тодоровский, Игорь Кантюков. Оператор – Юрий Райский. В ролях: Валентин Гафт, Ирина Розанова, Евгений Миронов, Елена Яковлева, Сергей Никоненко, Владимир Ильин и др.

Как правильно смотреть кино?
Как правильно смотреть кино?

Удивляет, как невнимательно иные люди смотрят кино. Фоновый, вполглаза, просмотр подходит для сериалов вроде традиционных детективов или бесконечных «мыльных опер», но совсем не годится для авторских фильмов, которые всегда содержат какую-либо законченную историю с определённым набором смыслов в преломлении сознания сценариста и режиссёра. Авторское (и не обязательно высокоинтеллектуальное артхаусное) кино требует некоего минимума сосредоточенности, внимания, последовательных усилий мысли и чувства. Иначе получится, что человек, смотрящий на экран, будет видеть не то, что хотел показать режиссёр, а только лишь свои ассоциации, чаще всего поверхностные и шаблонные. Именно так многие зрители восприняли первый постсоветский фильм Петра Тодоровского, автора прежде номинированного на Оскар «Военно-полевого романа».

Полковник Виноградов в исполнении Валентина Гафта
Полковник Виноградов в исполнении Валентина Гафта

Действительно, по формальным признакам это, как и предыдущая картина режиссёра, – типичная мелодрама. Действие происходит в провинциальном военном городке конца 1940-х годов, и в жизни офицеров со своими жёнами вскрывается множество интриг, чудачеств и измен. Начальник гарнизона полковник Виноградов (в исполнении Валентина Гафта) без ума от своей фронтовой жены Любови Антиповой (Ирина Розанова) и никак не может вернуться к законной довоенной жене Тамаре. Люба обращает внимание на молодого лейтенанта Полетаева (Евгений Миронов), с которым у неё завязывается роман. А жена капитана Крюкова Анюта (Елена Яковлева) настолько любвеобильна, что привечает многих военных – как правило, из высшего офицерского состава. Чем не мелодрама, или, иначе говоря, фильм о любви? Требуется внимательно всмотреться и осмыслить увиденное, чтобы понять, что никакой любви здесь нет и в помине, наоборот – здесь показано то, что занимает место любви при её категорической нехватке. Иными словами, это вовсе не мелодрама, и даже не пародия на неё. Это антимелодрама.

Люба Антипова в исполнении Ирины Розановой
Люба Антипова в исполнении Ирины Розановой

Между Виноградовым и Антиповой нет полноценных отношений любви, которые предполагают безусловное принятие как личности другого человека, так и его жизненных обстоятельств. Герой Советского Союза, заслуженный полковник питает горячую страсть к своей походно-полевой жене и не в состоянии ни побороть эту страсть, ни развестись с прежней женой, от которой у него две дочери. Он застрял в транзитном переходе между двумя женщинами и не в силах сделать шаг ни туда, ни сюда, то есть фактически является двоеженцем. Согласитесь, это постыдное положение для героя войны и настоящего полковника. Доблесть на фронте, против очевидного внешнего врага – это одно, а радикальное решение собственных внутренних проблем – другое, и для последнего порой требуется ещё большие мужество и воля. Полковник Виноградов мечтает закончить Военную академию и получить генеральскую звезду, но фактически за него учится ординарец сержант Серебряный (в интеллигентном исполнении Андрея Ильина), что только подчёркивает странное безволие нашего воина. Не найдя в себе сил разрешить своё основное противоречие, Виноградов прибегает к характерному для офицеров во все времена крайнему выходу.

Лейтенант Полетаев в исполнении Евгения Миронова
Лейтенант Полетаев в исполнении Евгения Миронова

Положение Любы Антиповой, фронтовой медсестры, а теперь старшего лейтенанта медслужбы, ничуть не лучше, чем у её походно-полевого мужа. Будучи зрелой красивой женщиной, она нуждается в настоящей любви и полноценном муже (не таком, который наполовину там, наполовину здесь), но её настойчивый и горячий поклонник не отпускает её, держит при себе словно на привязи. Положение было бы не столь печально, если бы дело происходило не в маленьком военном городке, а, например, в большом городе с его многочисленными возможностями. За глядящего на неё с восхищением и быстро увлекающегося лейтенанта она хватается как за соломинку, но быстро понимает, что и здесь нет ни любви, ни будущего – ничего, кроме увлечения. Володьке Полетаеву, который, в сущности, наполовину ещё мальчишка, нужна не Люба и не любовь, а приключения, яркие ощущения и веселье (не случайно в гарнизоне он аккордеонист и штатный массовик-затейник). Поверив, что Полетаев женится на его Любочке, Виноградов обманывает сам себя. Трезво смотрит на вещи только сама Люба, для которой смерть Виноградова становится единственным шансом вырваться из замкнутого круга.

Анюта Крюкова в исполнении Елены Яковлевой
Анюта Крюкова в исполнении Елены Яковлевой

Пустоту и неполноценность в отношениях мужчин и женщин военного городка с готовностью восполняет Анюта Крюкова, которая ради служебного продвижения своего недотёпы-супруга способна переспать со всем начальством начиная с подполковника. Если положительное разрешение противоречия выводит человеческие отношения на новый более высокий уровень, то длительное отсутствие такого разрешения, наоборот, приводит к деградации отношений, снижению их содержания, глубины и прочности. Там, где нет любви, рано или поздно торжествует разврат, и ценность другой личности заменяется удовольствием физического соития (оправдываемого под любыми предлогами). В показанном в «Анкоре» застывшем мирке практичная и деловитая Анюта совершенно необходима, как деталь, вполне завершающая неспособность мужчин избавиться от сомнений, влечений и двойственного положения. В противоположном мире, где мужское начало реализуется до конца, а смелость и доблесть проявляются как на внешнем, так и на внутреннем плане, Анюте и таким, как она, просто не было бы места. Так что героиня бесподобной Елены Яковлевой служит наилучшим доказательством того, что фильм Тодоровского – не о любви, а именно об отсутствии любви.

Распространённый образ "лихих 90-х"
Распространённый образ "лихих 90-х"

В этой картине российский кинематограф отошёл от стресса, в который он погрузился после безвременной кончины нашего дорогого и любимого Советского Союза. Ужас нового рождения, выражающийся в непроизвольном крике, сменился попыткой осмотреться в окружающей среде (не только и не столько пространственной, сколько временной). И это естественно: чтобы понять, куда мы движемся, надо знать, откуда мы идём. Там, в советском прошлом, истоки нашей неустроенности "лихих 90-х". Чтобы по-настоящему освоиться в новой реальности, нужно поднять прошлые проблемы – и либо разрешить, либо отбросить их. Выбранные режиссёром время (поздний сталинизм, первые послевоенные годы) и среда (советская армия в российской глубинке) выглядят удачными для решения этой задачи: именно в 1940-е СССР сформировался как мировая сверхдержава, а армия представляла собой наглядный слепок советского общества в миниатюре. Отсутствие любви, обнаруженное Петром Ефимовичем Тодоровским в этой советской модели, – как некий дефицит человеческих чувств и отношений – является, однако, не причиной, а скорее следствием негативных процессов в нашем общем бытии середины прошлого века. До всего комплекса причин добраться не так-то просто, но частью его, безусловно, следует считать замкнутость и статичность выстроенной системы, отсутствие в ней внутренних стимулов к развитию. И надо признать, что если от первого из названных пороков либеральная Россия с успехом избавилась, то со вторым дело обстоит по сей день не так однозначно.

Примерно так увеличивается энтропия
Примерно так увеличивается энтропия

Показанные в фильме «Анкор, ещё анкор!» человеческие отношения в военном городке, затерянном в российских бескрайних просторах в конце 1940-х, абсурдны. Но ответственны за этот абсурд не люди и не социальная система. Источником этого распространяющегося и неуничтожимого абсурда является неупорядоченность, хаос – да, да! та самая пресловутая энтропия, которая в замкнутой системе всегда возрастает. Советский большевизм, начавшийся с грёзы о мировой революции, вынужденно замкнулся в себе и начал строить социализм в одной отдельно взятой стране. Это была мощная заявка на будущее – и весь мир замер в восхищении и ожидании. Но социализм состоял не из одной экономики с политикой, а представлял собой совершенно новую, невиданную доселе систему ценностей – то есть был не столько общественным строем, сколько строем сознания людей. Здесь-то и начались настоящие сложности: никто не знал, что это за ценности, чем они существенно отличаются от старых и каким образом рождаются и растут в человеческом сознании. Энтузиазм трудовых и ратных свершений, подходивший для первых пятилеток ускоренной индустриализации и победы в великой войне, не годился для послевоенного восстановления и совершенствования общей жизни, а новые стимулы так и не были созданы. Это означало не что иное, как торможение, застой, замыкание на достигнутом и привычном, и следовательно – возрастание духовной энтропии. Получается, что знаменитый застой советской системы начался вовсе не при Брежневе, а ещё при позднем Сталине, и первые следствия этого застоя мастерски и со знанием дела показаны бывшим военным Петром Тодоровским на примере жизни маленького военного городка конца 1940-х.

Другие статьи цикла:

Ценимый мною читатель! Если ты хоть что-то почерпнул из моего не слишком простого и, может быть, даже странного текста, если проделанная мной работа хоть в чём-то оказалась тебе полезной, то я на всякий случай напоминаю, что продемонстрировать это лучше всего лайком. Если же, наоборот, мои взгляды и мысли вызвали у тебя резкое отторжение, раздражение и, может быть, даже ненависть, то дизлайк также приветствуется. Поверь, читатель, я сильно тоскую по обратной связи с тобой…