Найти в Дзене

Как для войны в Афганистане дорабатывали советскую технику: от «Шилок» без РЛС до БТР-Д с турелью от Ми-24

Оглавление

Война в Афганистане стала серьезным испытанием для советской армии, которая готовилась в первую очередь к полномасштабному конфликту с НАТО, а не к противопартизанским действиям в горах.

Адаптироваться к новым условиям пришлось не только людям, но и технике. В этой статье я расскажу о том, как дорабатывались различные боевые машины под условия Афганистана. Речь пойдет как о заводских модификациях, так и о кустарных улучшениях.

«Шилка» без РЛС

Несмотря на отсутствие у моджахедов своей авиации, зенитные самоходные установки «Шилка» все равно шли в Афганистан в составе своих подразделений. И без работы они, конечно, не остались.

«Шилка» на горной дороге
«Шилка» на горной дороге

Четыре скорострельных 23-мм зенитных автомата позволяли эффективно бороться с пехотой и легкими укреплениями. Благодаря большим углам вертикальной наводки можно было эффективно работать по склонам гор из глубины ущелий.

Поскольку воздушных целей все равно не было, с машины демонтировался радиолокационный прицельный комплекс, а освободившееся пространство заполнялось дополнительными снарядами к пушкам. В результате боекомплект увеличивался с 2000 до 3000 патронов.

Колонна «Шилок» на марше
Колонна «Шилок» на марше

Также есть сведения, что машины оснащали ночными прицелами и дополнительным бронированием, однако подробной информации по типу прицела и конфигурации бронирования найти не удалось.

БМП-2Д

БМП-2Д
БМП-2Д

Существует довольно популярное заблуждение, что БМП-2 появилась на свет из-за того, что 73-мм орудие «Гром» на БМП-1 плохо проявило себя в Афганистане из-за своего в первую очередь противотанкового предназначения и скромных углов вертикальной наводки.

Но это не так. Новый комплекс вооружения прорабатывался на протяжении второй половины 1970-х, и выбор в пользу 30-мм автоматической пушки 2А42 был не так очевиден, поскольку ГРАУ всячески выступало за модернизированный вариант «Грома».

Обычная БМП-2 в Афганистане
Обычная БМП-2 в Афганистане

При этом ввод войск в Афганистан действительно повлиял на масштабы производства БМП-2, поскольку первоначально планировалось продолжать выпуск БМП-1, а «двойку» производить лишь в объеме 10% от предшественницы. Но боевые действия в горах показали острую необходимость в автоматической пушке, способной вести огонь по высотам, так что заказ на БМП-2 серьезно увеличили.

Однако разработанная для большой войны в континентальной Европе машина все равно не совсем подходила для противопартизанских боевых действий в горах с обилием засад и подрывов на минах: требовалось усилить защиту от пуль крупнокалиберных пулеметов, кумулятивных гранат РПГ и мин.

В 1981 году была разработана модификация БМП-2Д, заключавшаяся в установке на базовую машину дополнительных экранов на борта и башню, а также бронелиста под местом механика-водителя.

Защищенность выросла, но из-за утяжеления машина потеряла возможность плавать. Но для ведения боевых действий в горном Афганистане, где нет необходимости форсировать широкие реки, это не было проблемой.

Дополнительное бронирование показало себя с хорошей стороны, модернизированные машины воевали вплоть до вывода войск в 1989 году. К сожалению, данный опыт не был развит в дальнейшем и во всех последующих конфликтах БМП-2 российской армии участвовали в исходном виде, то есть с более низкой защищенностью. При этом выведенные из Афганистана БМП-2Д после распада СССР остались в Узбекистане.

Машина разминирования БМР-1

БМР-1
БМР-1

Если прошлые два примера широко известны, то следующий уже не так часто упоминается в контексте техники ОКСВА.

ОКСВА — Ограниченный контингент советских войск в Афганистане.

В 1950-е годы в СССР была разработана самоходная артиллерийская установка (штурмовое орудие) СУ-122-54* на базе танка Т-54. К моменту начала серийного производства машина, созданная по лекалам САУ времен Великой Отечественной войны, устарела. В итоге выпустили меньше сотни единиц.

СУ-122-54
СУ-122-54

К началу 1980-х СУ-122-54 была уже совсем не актуальна как САУ/штурмовое орудие, но ей было найдено другое полезное применение — в качестве боевой машины разминирования.

БМР-1
БМР-1

Для этого с самоходки снималось орудие, амбразура под него закрывалась бронелистом, а впереди устанавливался минный трал КМТ-5М. Бронезащита оставалась на уровне базовой машины, за исключением днища в районе обитаемого отделения: его дополнительно бронировали на случай подрыва на мине.

БМР-1 после подрыва на мине
БМР-1 после подрыва на мине

Для самообороны на крыше расположили башню от бронетранспортера БТР-60ПБ с крупнокалиберным пулеметом КПВТ и спаренным с ним ПКТ винтовочного калибра.

БТР-целеуказатель

Еще один не самый известный, но интересный пример. Когда в Афганистане во второй половине 1980-х начали применять новейшую управляемую ракету класса «воздух-поверхность» Х-29Л с лазерным наведением, возникли сложности.

Х-29Л
Х-29Л

«Подсвечивать» цель необходимо вплоть до ее поражения, а перед этим ее еще нужно найти и навестись. На самом самолете делать это очень сложно, поскольку летчику нужно одновременно управлять самолетом (а вокруг горы), своими глазами искать цель, затем поворотом самолета на нее навестись и сохранять курс до поражения.

Сейчас эта проблема решается обзорно-прицельными станциями на самолетах, переносными целеуказателями у авианаводчиков или «подсветкой» с БПЛА. Но ничего их перечисленного не было.

Выручила смекалка. В 378-м отдельном штурмовом авиаполку из новейшего на тот момент БТР-80 и снятой со списанного Су-25 лазерной станции «Клен-ПС» была создана боевая машина авиационного наводчика — БОМАН.

БОМАН
БОМАН

Станцию установили на крышу на специально сконструированную тумбу с простыми механизмами наведения. Внутри же было оборудовано рабочее место оператора, который обеспечивал связь со штурмовиками.

Всего подобным образом, по разным данным, были переоборудованы 5-7 бронетранспортеров. Машины показали себя с лучшей стороны, существенно повышая эффективность применения управляемых ракет. При этом все они отличались и не строились по какому-то единому стандарту.

Бронетехника с авиационным вооружением

Ну и закончу статью подборкой техники, которую военнослужащие дорабатывали своими силами.

Вот этот грозный «Урал» вы наверняка где-то видели. Его сконструировали в 56-й отдельной десантно-штурмовой бригаде, автором идеи был майор Александр Михайлович Метла.

В кузов «Урала», который уже имел бронированную кабину, установили часть корпуса от БРДМ-2 и блок УБ-32-57 для запуска 57-мм неуправляемых авиационных ракет С-5 со сбитого Ми-24.

Машина применялась в 1987-1988 годах для проводки колонн. Несмотря на грозный вид, установка для пуска ракет себя особо не проявила из-за большого рассеивания. Но пригодился бронекорпус от БРДМ: в 1988 году во время операции «Магистраль» на машине вывезли более десяти раненных десантников.

-14

Это, кстати, была уже вторая версия ракетного гантрака. В первой блок для пуска НАР просто монтировался в кузове.

Первая версия «Метлы»
Первая версия «Метлы»

До грузовиков с блоком НАР, Александр Иванович также экспериментировал с установкой автоматического 82-мм миномета 2Б9 «Василек» на станине от ЗУ-23-2.

«Василек» в кузове грузовика
«Василек» в кузове грузовика

В целом, практика установки «Василька» на различную технику была весьма распространенной. Например, на МТ-ЛБ и БМП, как на фото ниже. Отмечу, что этот опыт не забыт и 2Б9 по-прежнему часто монтируют на разные боевые машины и автомобили.

Случаи установки блоков НАР на технику также не были единичными. При этом монтировали их даже на танки. Например, в сети можно найти даже вот такой «ракетный» Т-62.

Т-62 с тремя блоками для пуска 57-мм НАР С-57
Т-62 с тремя блоками для пуска 57-мм НАР С-57

Также у авиации заимствовали и пулеметы с пушками. Например, на фото ниже довольно знаменитый бронетранспортер БТР-Д, на который установили турель с четырехствольным 12,7-мм скорострельным пулеметом ЯкБ-12,7 с вертолета Ми-24В.

Главный вопрос к этой конструкции — как осуществлять прицеливание? На вертолете для этого предусмотрен прицел, а тут ничего нет. Но зато залп должен быть внушительный.

И последний пример кустарной модификации. Тут для повышения огневой мощи на БМП-1 установили универсальный пушечный контейнер УПК-23-250 с 23-мм автоматической пушкой ГШ-23.

БМП-1 с УПК-23-250
БМП-1 с УПК-23-250

У этой машины проблем с прицеливанием особых быть не должно, поскольку контейнер с пушками поднимается и опускается вместе с орудием «Гром».

На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Также рекомендую подписаться на мой канал в Telegram. Там я публикую ссылки на все новые статьи, а также лучшие архивные материалы и короткие заметки о военной технике, оружии и исторических событиях.

Чтобы новые большие и интересные материалы выходили чаще, можете поддержать канал финансово. Сделать это можно это по ссылке или через кнопку «пожертвовать» под статьей.