Найти в Дзене

Адаптация ребёнка к школе: инструкция для родителей первоклассников

Оглавление

Поступление в первый класс — это смена образа жизни ребёнка и его семьи. Адаптация к школе занимает от 2 недель до 2 месяцев, иногда дольше. Основная задача родителей — создать условия, при которых ребёнок сможет освоить новый режим, правила и учебные требования без перегрузки. Эксперт «Родительского университета МГПУ», кандидат психологических наук, доцент ИПКР МГПУ Анна Сергеевна Павлова рассказала о секретах адаптации родителям участников программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» на прошедшем 6 сентября вебинаре.

Даём короткую выжимку из вебинара. Её можно использовать как чеклист: проверить, а так ли у вас. На вопросы «почему нужно делать именно так» и «как это работает» ответят вебинар и статьи экспертов «Родительского университета», на которые мы дали ссылки.

1. Режим дня

  • Сон. Для первоклассника необходимо 10–11 часов ночного сна. Желательно фиксированное время отхода ко сну (не позже 21:30).
  • Утро. Вставать лучше за 1–1,5 часа до выхода, чтобы избежать спешки.
  • Учёба и отдых. После школы — обед, 1 час отдыха без гаджетов. Домашние задания (если задают) лучше выполнять в первой половине дня.
  • Активность. 1–2 часа прогулок ежедневно обязательны для восстановления сил.

2. Учебное место

  • Зону для учёбы нужно выделить из общего пространства квартиры любым доступным способом.
  • Рабочее место должно соответствовать росту ребёнка: ноги стоят на полу, спина прямая.
  • Освещение — слева (для правшей) или справа (для левшей).

3. Учебная нагрузка

  • В первые месяцы у детей снижается работоспособность после 2–3 уроков. Нормально, если ребёнок устаёт.
  • Важно не перегружать дополнительными кружками. Даже подготовленному первокласснику стоит заниматься в кружках не чаще 2 раз в неделю, а «домашним» первоклассникам на первое время может быть лучше от них отказаться.
  • Домашние задания у первоклассников официально запрещены, на практике же бывает нужно что-то сделать дома. Это должно занимать не более 15–30 минут. Если больше — стоит обсудить вопрос с учителем.

5. Правила и дисциплина

  • Ребёнок должен понимать основные школьные правила: вставать на перемене, поднимать руку, выполнять задания учителя.
  • Родителям важно поддерживать требования учителя и не обесценивать их.
  • Регулярно проговаривать с ребёнком, что правила помогают всем работать вместе.

6. Общение и коллектив

  • Не стоит сходу вмешиваться в каждую конфликтную ситуацию с другими детьми. Разрешайте ребёнку пробовать договариваться самому.
  • Если трудности повторяются, обсудите их с учителем.
  • Важно научить ребёнка простым фразам для общения: «Можно с вами поиграть?», «Давай обменяемся», «Извини».

7. Поддержка дома

  • Ежедневный короткий разговор: «Что нового было сегодня?», «Что понравилось?».
  • Не требовать только отличных отметок, особенно в первый год. Главная цель — освоение школьных навыков.
  • Хвалить не за результат, а за старание: «Ты постарался аккуратно написать».

8. Здоровье

  • Обязательные профилактические осмотры у педиатра, окулиста, ортопеда
  • Ограничить время перед экраном до 30–40 минут в день.
  • Поддерживать физическую активность: плавание, гимнастика, прогулки.

9. Роль родителей

  • Родители — партнёры школы, а не контролёры ребёнка.
  • Важно не выполнять задания за ребёнка, а помогать организовать процесс.
  • Контактируйте с учителем раз в 1–2 недели, чтобы уточнять динамику.

Успешная адаптация к школе зависит от стабильного режима дня, умеренной нагрузки и согласованных требований семьи и школы. Если к концу первого полугодия ребёнок по-прежнему испытывает сильные трудности (плачет по утрам, жалуется на здоровье, категорически отказывается идти в школу), стоит обратиться к школьному психологу и педиатру: речь может идти о дезадаптации.

Интересна тема адаптации и дезадаптации? Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии! Преподаватели Московского городского ответят на них в статьях «Родительского университета МГПУ».