Грамотная организация учебного места — это больше, чем просто «где поставить стол». Учебная зона влияет на концентрацию, мотивацию и даже успеваемость ребёнка. Как сделать рабочее пространство удобным, красивым и функциональным — разбираемся вместе с Дмитрием Сергеевичем Весмановым, старшим преподавателем, начальником департамента экономики и управления ИЭУиП МГПУ.
Зонируем!
Идеально, если у ребёнка есть отдельная комната. Но даже если он делит пространство с другими членами семьи, можно выделить ему тихий уголок для занятий. Подойдут ширма, стеллаж или шторы. Всё это поможет создать ощущение уединения и помочь ребёнку включиться в учебный процесс.
Учтите простой, но важный момент: если ребёнок правша, стол лучше ставить левым боком к окну, если левша — правым. И по возможности — пусть за спиной будет стена, а не экран телевизора или игровая зона. Это снижает количество отвлекающих факторов.
Раскрашиваем и освещаем
Младшие школьники легко отвлекаются, и обстановка влияет на их внимание. Слишком яркие цвета возбуждают, серые — усыпляют. Оптимальны пастельные и тёплые тона, а настроение можно задать с помощью аксессуаров — цветных коробок, яркой подставки под книги или забавного органайзера.
Важную роль играет освещение. Лучший вариант — поставить стол рядом с окном. Днём это даст максимум естественного света. Но вечером лампа обязательна: для правши — слева, для левши — справа. Оптимальная мощность — 60–80 Вт, свет — мягкий, не бьющий в глаза. Важно, чтобы в комнате был ещё и общий свет — люстра или торшер, чтобы избежать контраста и утомления глаз.
Подбираем мебель
Школьная мебель рассчитана по стандартам, а вот дома родители часто недооценивают значение высоты стола и стула. В результате — сутулость, усталость, потеря интереса к учёбе.
Проверка простая:
- локти ребёнка лежат на столе свободно;
- ноги согнуты под прямым углом;
- ступни стоят на полу;
- между грудью и краем стола — 8–10 см.
Идеально, если мебель регулируется по высоте, а угол наклона столешницы можно менять:
- 0–5° — для рисования,
- 10° — для письма,
- 20° — для чтения.
Если это кресло — пусть будет с анатомической спинкой, а если стул — добавьте мягкую подушку. И обязательно убедитесь, что ребёнок сидит ровно, глубоко, с опорой на спинку.
Предусмотрите рядом со столом ребёнка место для взрослого, ведь в начальной школе детям часто нужна помощь родителей. В будущем место может пригодиться для репетитора.
Если для учебного процесса нужен компьютер, важно правильно го разместить на столе:
- монитор на уровне глаз, на расстоянии 60–70 см;
- при работе с клавиатурой или мышью локти на столе;
- есть возможность затенить окно, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на монитор или в глаза.
Раскладываем вещи
Заваленный книгами стол не вдохновляет. Для хранения учебников, тетрадей, канцелярии нужны ящики, полки, коробки. Часто используемые вещи — ближе, реже — выше. Отличный вариант — стеллаж над столом, а также органайзер для мелочей, мусорное ведро под столом и подставка для книг (подставку нужно расположить на расстоянии вытянутой руки).
В качестве завершающего штриха повесьте над столом магнитную или грифельную доску. Там можно прикреплять расписание, напоминания, делать заметки. Это приучает к самоорганизации.
Дайте ребёнку выбрать детали самому. Пусть он почувствует, что это его учебное место, а не только ваше дизайнерское решение. Так он охотнее будет идти в свою «рабочую зону» и делать уроки. А вам останется только мягко направлять и поддерживать. Ведь уют, порядок и личная мотивация — вот три кита, на которых строится эффективное обучение дома.