Найти в Дзене

Здоровые привычки у детей: младшие школьники

Оглавление

В феврале мы поговорили о том, как привить здоровые привычки дошкольникам. Сегодня вместе с доцентом ИПКР МГПУ, кандидатом биологических наук Еленой Геннадьевной Гравицкой обсудим, чему и как нужно учить школьников 7–11 лет, чтобы привить им здоровый образ жизни и сберечь здоровье. Семилетки переживают необычайную перестройку ритма жизни и режима дня. Поэтому возникает некоторое напряжение со стороны адаптивных систем организма, повышается утомляемость, снижается иммунитет. И нервная система переживает непростые времена. Как родителям не растеряться, не пустить всё на самотёк, но и не перегнуть палку?

Режим дня

Поступление в школу, возвращение к учёбе после каникул — всё это крутые изменения образа жизни ребёнка. Физиологически они проявляются стрессом и вызывают у ребёнка нервную и психическую напряженность. А значит, будьте готовы столкнуться с капризами и упрямством. «Лекарство», которое поможет легче перенести перемены — режим дня.

Идеально, если ребёнок уже в дошкольном возрасте жил по режиму: ложился, просыпался, ел и гулял в одно и то же время. Привычный распорядок дня — островок спокойствия и стабильности посреди искрящейся переменами жизни. Вот только сам режим несколько изменится, и будет хорошо, если школьник подойдёт к новому распорядку плавно.

Ребёнку важно чередование бодрствования, сна, подвижных игр, приёма пищи и развлекательных моментов. Спать ученик начальной школы должен 9–12 часов в сутки, не обязательно непрерывно. Если ребёнок приходит утомлённым, часть времени можно потратить на дневной сон после уроков.

Во сколько ложиться спать? Это зависит от того, как ребёнок просыпается утром и как он чувствует себя вечером. Переутомление у детей проявляется возбуждением. Капризность, плач, непослушание, безудержные поскакушки на диванах вечером — важный признак того, что ребёнок уже устаёт. А значит, на следующий день постарайтесь уложить его пораньше. Постепенно вы определитесь с тем, в какое время школьнику лучше засыпать.

Укладывание — момент, в котором важно не перегнуть! Рамки режима дня не должны быть слишком строгими. В 21:00 ребёнок должен лежать в кровати — и хоть трава не расти? Так не сработает. Если малышу важно поговорить с родителями, дочитать книжку, доиграть — пусть он ляжет на 10–15 минут позже, зато без скандала. Лучше, когда режимные моменты перетекают друг в друга естественно.

Осанка

Угроза формирования неправильной осанки в начальной школе — реальна, и это может осложнить ребёнку всю будущую жизнь. Слабые мышцы спины не выдерживают длительной статической нагрузки, спина сутулится, голова склоняется над партой, плечи опускаются, грудная клетка суживается. Из-за этого неправильно работают внутренние органы: сердце, легкие, пищеварительный тракт.

Дома можно легко проверить отклонения в осанке. Попросите ребёнка встать у стены, соприкоснувшись с ней спиной. Негоризонтальность линии плеч и ушей, отклонение головы в сторону, большие просветы в пояснице между телом и стеной должны вас насторожить. Это веская причина обратиться к ортопеду.

Для формирования правильной осанки нужно подобрать соответствующую возрасту ребёнка мебель, использовать на стульях анатомические корректоры, создать на рабочем месте достаточное освещение, обеспечить необходимую жесткость спального места. И двигаться!

Движение

Движение — потребность человека, которая не лучшим образом удовлетворяется в условиях цивилизации. 7–11 лет — время интенсивного развития скоростных качеств.

Вспомните, как дети младших классов бегают на переменах! Но этой активности ребёнку мало. Поэтому в режиме дня обязательно нужно находить время для подвижных игр на свежем воздухе, занятий спортом: футболом, регби, танцами, гимнастикой. Если не получается, сделайте крюк по дороге из школы домой. Даже просто пешая прогулка с наблюдением за окружающей природой будет полезна для всех.

Питание

Затраты энергии нужно восполнять. Рациональное питание в дошкольном возрасте включает 4–5 приёмов пищи, но без перекусов. Нормальное пищеварение нуждается в периодах покоя, которые позволяют организму полноценно расщеплять и усваивать питательные вещества.

В рационе ребёнка обязательно должны быть полноценные белки животного происхождения (яйца, мясо, рыба, птица) и углеводы, обеспечивающие интенсивные и энергоёмкие процессы роста и развития.

В начальной школе стоит продолжить приучать ребёнка есть больше овощей. Дома — только «правильная» еда без консервантов и избытка сахаров. Отличное лакомство — морковные палочки, дольки сладкого перца и огурцов. Картофель фри заменят тыквенные палочки, запечённые к духовке. Не забудем про ритуал приёма пищи и соблюдение гигиены: мытьё рук перед едой, сенсорное восприятие еды и запахов создает физиологический и психологический настрой, улучшает пищеварение.

Чтение и кино

Казалось бы, дети во втором-третьем классе читают уже сами. Но иногда так хочется почувствовать себя малышами… К тому же семейное чтение перед сном — тоже полезная привычка: обогащающая, развивающая, сближающая ребёнка и родителей. Главное, чтобы книга была интересная.

Чтение перед сном расслабляет и помогает погрузиться в сказку, которая продолжится уже во сне. К тому же ребёнок, совершенствуя навыки чтения, может начать читать сам — про приключения и путешествия, про животных и волшебство.

А вот в плане просмотра телевизора, игр в приставку или «зависание» в гаджетах придётся быть строже. Во-первых, это возбуждает нервную систему, поэтому прямо перед сном телевизору и тем более планшету придётся строго отказать. Во-вторых, Роспотребнадзор, педиатры и психологи сходятся во мнении, что экранное время для детей нужно ограничивать: просмотр телевизора в 7-11 лет должен занимать не более 50 минут в день, а за компьютером и планшетом дети могут проводить:

  • в 1-2 классе — 30 минут в школе и 80 минут дома;
  • в 3–4 классе — 45 минут в школе и 90 минут дома.

Это — включая время на выполнение домашнего задания. Вот и мотивация: успел сделать «домашку» быстро и хорошо — дольше сможешь развлекаться. Не сделал — что ж, экран так или иначе погаснет. Чтобы не трепать себе понапрасну нервы, доверьте функцию выключения таймеру. Он есть в большинстве программ для родительского контроля.

Гигиена

Ребёнок в начальной школе уже достаточно самостоятельный. Практически все гигиенические процедуры он уже может выполнять сам, но контроль со стороны взрослых все же необходим. Например, придётся напоминать почистить зубы (и проверить, достаточно ли хорошо это получилось), помыть руки после возвращения домой, умыть лицо. Проконтролировать придётся и привычку убирать за собой, заправлять постель, а главное — готовить школьный рюкзак и форму с вечера, чтобы точно ничего не забыть.

Младший школьник быстро усваивает всё новое, и положительная направленность этого нового зависит от родителей. Но ещё раз напомню: не надо действовать через силу, не надо ломать ребёнка. Иначе вместо полезной привычки вы рискуете получить автоматическое выполнение неприятных действий, которое прекратится, как только вы ослабите контроль.