Найти в Дзене

«Домашние» первоклашки

Оглавление

Поступление в школу – новый этап в жизни ребёнка, его родителей и ближайшего социального окружения. Это серьёзное испытание. Ребёнку требуется максимальная мобилизация интеллектуальных, эмоциональных и физиологических ресурсов. Если ученик перед школой посещал детский сад, родители уже знают, легко ли он включается в социальную среду, какие у него особенности поведения, как развивается речь, память, внимание, мышление и другие психические процессы; насколько он быстр и ловок на занятиях физкультурой, как часто возникают различные заболевания. Но что делать тем, кто ребёнка в садик по каким-то причинам не отдавал? Рассказывает Анна Сергеевна Павлова, кандидат психологических наук, доцент ИПКР МГПУ.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

«Домашний» и «садовский»: в чём разница?

«Домашние» первоклассники чаще всего приспосабливаются к новой социальной роли ученика сложнее и дольше, чем выпускники детского сада. Ведь для них и их родителей школа становится двойным стрессом: кроме учебной нагрузки им нужно научиться взаимодействовать с новым коллективом. Родителям тоже многому предстоит обучиться. Например, коммуникации с другими родителями и педагогами.

Дети, которые до школы воспитывались дома (даже если они посещали кружки или секции), чаще пропускают занятия из-за болезней, жалуются на повышенную утомляемость, головные боли, плохой сон, перепады настроения. Если не обращать внимания на них, к концу учебного года это может отразиться на здоровье ребёнка. 

Создайте у ребёнка положительный образ школы! Тогда перемены будут восприниматься как приятные. Если же в семье будут преобладать фразы с негативной окраской («опять эти уроки с утра до ночи», «вот и наступил самый трудный период в твоей жизни» и пр.), то у ребёнка сформируется негативное представление о школе, а это чревато множеством проблем.

Если учёба не вызывает отрицательных чувств и переживаний у ребёнка, адаптация к школе будет не проблемой, а закономерным этапом жизни первоклассника.

Успешность прохождения адаптационного периода во многом зависит от грамотных действий родителей и понимания ими механизмов адаптации – физиологической и социально-психологической.

Для многих первоклассников в адаптационный период характерны повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, тревожность. Если у ребёнка возникают трудности в обучении, а общение с учителем или одноклассниками вызывают страх или панику, он может замкнуться в себе, с трудом утром просыпаться и ходить в школу, плохо себя чувствовать, часто болеть.

«Красные флаги» первоклашки

Если ребёнок: 

  • грызёт ногти,
  • сосёт пальцы и волосы, 
  • кусает губы, 
  • беспокойно спит, 
  • долго засыпает, с трудом просыпается, 
  • испытывает головокружения и обмороки, 
  • заикается, 
  • часто моргает, 
  • не может сосредоточиться,
  • рассеян, 
  • раздражителен, 
  • легко пугается, 
  • плачет, дрожит от возбуждения или волнения, 
  • бывают приступы злобы, грубости,

то необходимо обратиться к психологу и врачу. При заикании и других речевых проблемах необходимо подключить и логопеда. 

Дополнительные признаки того, что первокласснику нужна помощь, похожи на симптомы болезней. Это могут быть отсутствие аппетита, головные боли, боли в сердце, в животе, тошнота, рвота, чрезмерная потливость; ребёнок может неожиданно краснеть или бледнеть. Могут появляться различные новые страхи: темноты, чужих людей, животных и др.; всего нового, одиночества, неудач.

Как организовать режим дня

Заранее составьте режим дня для своего ребёнка, учитывая особенности жизни каждого члена вашей семьи. Следите за тем, как он выполняет распорядок. Обратите внимание на то, достаточно ли развиты навыки самообслуживания и чему нужно уделить пристальное внимание. 

Для первоклассника особо актуально, чтобы он просыпался, ел, ложился спать в одно и то же время. Ребёнка обязательно нужно кормить завтраком дома, при этом не отказываясь от горячего питания в школе. Даже если ребёнок не съест всё, у него будет возможность выпить тёплый напиток и перекусить между уроками на перемене. Питание должно быть разнообразным, с включением в ежедневное меню свежих фруктов и овощей.

Нужна ли первокласснику продлёнка

Не отказывайтесь от группы присмотра и ухода во второй половине дня, если вы не уверены, что сможете организовать ребёнку послеобеденный период. Проверяйте задания, которые ребёнок выполнил по рекомендации учителя. Установите контакт с воспитателем ГПиУ, поддерживайте его требования и постарайтесь оказывать помощь в организации свободного времени детей.

Как помогать ребёнку в учении

Помогайте выполнять ребёнку задания для развития мелкой моторики и отработки навыков чтения. Приучайте первоклассника укладываться в то время, которое отведено для этого режимом дня. Организуйте рабочее место для выполнения ребёнком творческих заданий по предметам, всегда следите за его осанкой. Старайтесь не задавать дополнительных заданий без согласования с учителем.

Оценки первоклассников

Всегда проявляйте заинтересованность результатами труда. Трезво оценивайте возможности вашего ребёнка в отношении каждого школьного предмета. Старайтесь спокойно реагировать на возможные неудачи. Не допускайте в разговоре с ребёнком деление предметов на главные и второстепенные. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с результатами работ других детей класса. Старайтесь замечать удачные моменты и поддерживать, когда ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала.

Досуг с детьми

Необходимо ограничить просмотр телепередач и игр за компьютером. Следите за количеством времени, которое ребёнок проводит с гаджетами. Напомним, что для первоклассника это не более 30-40 минут в день. Необходимо находить время для совместных походов в театр, музеи, занятия спортом, прогулок в парках. Перед сном можно предложить ребёнку стакан тёплого молока, почитать интересную книгу, рассказать сказку или о чём-то вместе помечтать.