Найти в Дзене

Школьный психолог: чего от него ожидать

Оглавление

У первоклашек начался третий месяц обучения. Уже многое стало яснее, но появляются и первые проблемы. Пройдёт само или пора обращаться за профессиональной помощью? Рассказывает Анна Сергеевна Павлова, доцент ИПКР МГПУ, кандидат психологических наук.

Адаптация: в чём проблемы

Поступив в школу, ребёнок вынужден адаптироваться к изменившимся условиям жизни. В период адаптации закладывается основа для дальнейшего обучения и развития. При стойкой неуспеваемости в начале обучения ребёнок может:

  • потерять веру в себя,
  • сформировать заниженную самооценку,
  • нарушить взаимоотношения с родителями,
  • сформировать негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.

Часто проблемы в школе приводят ребёнка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению здоровья. Такое развитие событий неблагоприятно отражается на формировании личности, на том, как сложится жизнь ребёнка после школы.

Большую роль в процессе адаптации к школе играет слаженная, совместная работа педагога, психолога, родителей, других специалистов и администрации школы, положительное эмоциональное отношение к ученикам на протяжении всего периода обучения.

Чем поможет психолог

Профессиональная деятельность специалистов образовательного процесса (педагога, психолога, логопеда, социального педагога) включает в себя следующие направления:

  • психологическая и педагогическая диагностика;
  • профилактическая и развивающая работа;
  • психокоррекция;
  • консультирование педагогов и родителей;
  • методическая работа;
  • организационно-консультативная работа со школьной администрацией;
  • информационно-просветительская деятельность.

Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе предполагает комплексную реализацию всех направлений работы. Однако, нередко специалисты отдают предпочтение диагностике, коррекции, консультированию педагогов и родителей, недооценивая значения психопрофилактики в решении проблем адаптации учащихся. Это неверно, так как даже у внешне благополучных детей отмечаются психологические проблемы и отклонения.

Без просветительской деятельности, без создания благоприятного психологического климата в учреждении, без мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки дети будут испытывать чрезмерное нервно-психическое напряжение, что приведет первоклассников к их невротизации, психосоматическим заболеваниям.

Центральная фигура в создании оптимальной образовательной среды – психолог. Он координирует образовательный процесс, «дирижирует» им, и от него во многом зависит качество исполняемой «оркестром» музыки.

Прежде, чем мы «услышим» стройные, наполненные глубиной звучания аккорды, «дирижёру» (психологу) придётся отдельно разучить с каждым «музыкантом» (педагогом, логопедом, социальным педагогом, администрацией школы) его партию.

Часто бывает так, что психолог – вчерашний выпускник вуза, он намного моложе и неопытнее педагога или директора школы. Как же быть в этом случае? В середине 80-х годов появились термины:

  • содействие – включение школьного психолога в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего ученикам, учителям, родителям;
  • поддержка (позднее – психологическое сопровождение): школьный психолог, не навязывая и не заставляя, всегда должен находиться рядом с ребенком, чтобы в случае необходимости помочь, поддержать или остановить.

Такая стратегия поведения психолога и в отношении педагогов, родителей, администрации, специалистов школы будет эффективна. Психологу необходимо с искренним уважением относиться ко всем участникам образовательного процесса, исключить из арсенала методов своей работы обвинения, критику, любые формы агрессии, помня о том, что все мы в оркестре играем одно произведение, а его основной лейтмотив – создание благоприятного психологического климата в школе, оказание помощи детям в адаптационный период для обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности.

Что почитать по теме?

И, конечно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы по разнообразным темам, касающимся детей и детства!

А.С. Павлова, доцент ИПКР МГПУ, кандидат психологических наук с практическим опытом работы школьным психологом. Фото: mgpu,ru
А.С. Павлова, доцент ИПКР МГПУ, кандидат психологических наук с практическим опытом работы школьным психологом. Фото: mgpu,ru