У первоклашек начался третий месяц обучения. Уже многое стало яснее, но появляются и первые проблемы. Пройдёт само или пора обращаться за профессиональной помощью? Рассказывает Анна Сергеевна Павлова, доцент ИПКР МГПУ, кандидат психологических наук.
Адаптация: в чём проблемы
Поступив в школу, ребёнок вынужден адаптироваться к изменившимся условиям жизни. В период адаптации закладывается основа для дальнейшего обучения и развития. При стойкой неуспеваемости в начале обучения ребёнок может:
- потерять веру в себя,
- сформировать заниженную самооценку,
- нарушить взаимоотношения с родителями,
- сформировать негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.
Часто проблемы в школе приводят ребёнка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению здоровья. Такое развитие событий неблагоприятно отражается на формировании личности, на том, как сложится жизнь ребёнка после школы.
Большую роль в процессе адаптации к школе играет слаженная, совместная работа педагога, психолога, родителей, других специалистов и администрации школы, положительное эмоциональное отношение к ученикам на протяжении всего периода обучения.
Чем поможет психолог
Профессиональная деятельность специалистов образовательного процесса (педагога, психолога, логопеда, социального педагога) включает в себя следующие направления:
- психологическая и педагогическая диагностика;
- профилактическая и развивающая работа;
- психокоррекция;
- консультирование педагогов и родителей;
- методическая работа;
- организационно-консультативная работа со школьной администрацией;
- информационно-просветительская деятельность.
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе предполагает комплексную реализацию всех направлений работы. Однако, нередко специалисты отдают предпочтение диагностике, коррекции, консультированию педагогов и родителей, недооценивая значения психопрофилактики в решении проблем адаптации учащихся. Это неверно, так как даже у внешне благополучных детей отмечаются психологические проблемы и отклонения.
Без просветительской деятельности, без создания благоприятного психологического климата в учреждении, без мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки дети будут испытывать чрезмерное нервно-психическое напряжение, что приведет первоклассников к их невротизации, психосоматическим заболеваниям.
Центральная фигура в создании оптимальной образовательной среды – психолог. Он координирует образовательный процесс, «дирижирует» им, и от него во многом зависит качество исполняемой «оркестром» музыки.
Прежде, чем мы «услышим» стройные, наполненные глубиной звучания аккорды, «дирижёру» (психологу) придётся отдельно разучить с каждым «музыкантом» (педагогом, логопедом, социальным педагогом, администрацией школы) его партию.
Часто бывает так, что психолог – вчерашний выпускник вуза, он намного моложе и неопытнее педагога или директора школы. Как же быть в этом случае? В середине 80-х годов появились термины:
- содействие – включение школьного психолога в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего ученикам, учителям, родителям;
- поддержка (позднее – психологическое сопровождение): школьный психолог, не навязывая и не заставляя, всегда должен находиться рядом с ребенком, чтобы в случае необходимости помочь, поддержать или остановить.
Такая стратегия поведения психолога и в отношении педагогов, родителей, администрации, специалистов школы будет эффективна. Психологу необходимо с искренним уважением относиться ко всем участникам образовательного процесса, исключить из арсенала методов своей работы обвинения, критику, любые формы агрессии, помня о том, что все мы в оркестре играем одно произведение, а его основной лейтмотив – создание благоприятного психологического климата в школе, оказание помощи детям в адаптационный период для обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности.
Что почитать по теме?
И, конечно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы по разнообразным темам, касающимся детей и детства!