Вот и пролетело лето, скоро 1 сентября. Лежат в портфеле лучшие в мире тетради, ручки, карандаши, на стульчике висит парадная одежда, в вазе стоит роскошный букет для той самой первой учительницы, которая научит всему на свете, а будущий первоклассник или первоклассница никак не могут заснуть. Завтра – в школу! Чтобы радостное ожидание не разбилось о стену рутины и страха совершить ошибку перед всем классом, родителям придется потрудиться. Как именно, рассказывают Анна Сергеевна Павлова и Татьяна Викторовна Скребец, доценты ИСОП МГПУ, кандидаты психологических наук.
1. Как можно раньше забудьте распространённые фразы типа «Как ты пойдёшь в школу, если не умеешь того-то», или «Вот пойдёшь в школу – там тебя уму-разуму научат». Не нужно так говорить. Фразы, которые родители произносят без злого умысла, формируют у ребёнка образ школы-монстра, для которой он недостаточно хорош.
Чем заменить: «Ты уже взрослый, ты пойдёшь в школу, получишь много знаний, у тебя будет много хороших друзей и интересных событий».
День знаний завершается не в школе. Ребёнку важно, что самые близкие люди придают смене его статуса особое значение. Здорово было бы отметить 1 сентября всей семьёй, но, если это не получится, найдите другой вариант подарить ребёнку праздник!
2. Первый вопрос родителей, когда ученик вышел из школы, часто звучит как «Что ты получил?» или «Что задали?». Это важная информация, но уже во многих регионах её можно получить в электронном дневнике. Гораздо важнее спросить: «Чему ты сегодня научился?». Это ориентирует ребенка на получение знаний, а не отметок и помогает обобщить знания, полученные за учебный день.
3. Школа для первоклашки – волшебное место, а первая учительница – совершенно особый человек. Поэтому если у вас возникли вопросы к учителю, не обсуждайте их, пожалуйста, при ребёнке. Делу это не поможет, а вот поставить ребёнка между выбором между двумя важными для него категориями взрослых может вполне. Родителям младшеклассники доверяют полностью, но и учитель для них крайне важный человек. Конфликт между важными взрослыми ввергает ребёнка в растерянность.
4. Постарайтесь в первом классе соблюдать режим дня, близкий к садовскому, насколько это возможно. Выделите время для дневного отдыха и прогулок. По возможности постарайтесь хотя бы в первый год обойтись без «продлёнки».
5. Дополнительные занятия. Конечно, хочется показать ребёнку множество интересных и разнообразных занятий, выявить его склонности… Но очень важно соизмерять его силы с нагрузкой, ведь учёба – это сложнее, чем детский сад.
6. Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка, не нужно бояться идти на консультацию к школьному психологу или логопеду. Если у вашего ребёнка есть какие-то проблемы со здоровьем, об этом должен знать учитель и медицинский работник.