Найти в Дзене
Blackwood history

Истории про историю. Зачем тебе рога на шлеме, сэр рыцарь?

А что нужно сделать, чтобы тебя, благородного рыцаря, когда ты выедешь на конную сшибку на турнире увидели и узнали на турнире вообще все? Особенно прекрасные дамы. Ну, конечно, можно заиметь себе запоминающийся герб и найти хорошего художника, чтобы нанести его на щит с минимальным количеством ошибок. Но кто разберет этот самый герб, сидя в полусотне шагов за границей ристалища? Можно понадеяться на силу голоса и знания герольда, в тот момент, когда он будет объявлять почтенной публике твое имя. Но все это тоже так ненадежно.

Можно пошить новую гербовую котту в своих цветах, да и попону коню заказать в них же. А еще можно нацепить на плечи айлеты, на копье - вымпел и всем этом тоже разместить свои семейные гербы. И вот выезжаешь ты такой на ристалище, со всех сторон прекрасный и украшенный девизами, финифтями и геральдическими животными. И, казалось бы, ну куда еще лучше? Но. Нет предела совершенству.

Ведь можно сделать свое присутствие на турнире еще более заметным. Например, нацепив на шлем, множество дополнительных украшений, что не только не дадут тебе затеряться в цветном море благородных шевалье, но и помогут окружающим, особенно прекрасным дамам, понять, что за отважный герой перед ними.

Ты узнаешь его из тысячи.
Ты узнаешь его из тысячи.

И снова ты прав, дорогой читатель. Сегодня речь пойдет о турнирных и геральдических украшениях, которые благородные рыцари крепили себе на шлем на турнире и иногда даже на войне.

Вообще, как бы это не звучало странным, средства дополнительного опознавания рыцарей на турнире были нужны даже на исходе классического Средневековья. Когда, казалось бы, и гербовые сюрко уже придумали, да и с важнейшей средневековой наукой геральдикой - все было нормально. А все дело в том, что эта самая геральдика, начав бурно развиваться, как любая другая молодая наука, немедленно залезла в то, за что раньше отвечали совсем другие социальные дисциплины.

Куртуазная куртуазность куртуазна.
Куртуазная куртуазность куртуазна.

И в этот раз ее интересы пересеклись с правилами куртуазности, уже пережившей свой расцвет в XII веке, но все еще остающейся важной частью социального взаимодействия, особенно во времена расцвета рыцарских турниров. Так-то и до появления на турнирах геральдики, правила куртуазность предполагали возможность непрямого общения с прекрасными дамами и всем окружающим обществом при помощи только цветов своей одежды. А уж когда были получены официальные разъяснения, какой цвет что значит в разных ситуациях, на турнирах начался полный бардак и беспредел.

Кроме родных, гербовых цветов, благородный шевалье мог оказаться одет в накидку, ленты и плащи множества разнообразных расцветок. Демонстрируя, например, фиолетовым - влюбленность, синим - ревность, зеленым - страсть. Более того, он вполне себе мог и сочетать их в разных пропорциях, превращаясь в настоящий фейерверк цветов и образов. И вот в таком виде, особенно если вспомнить, что главными турнирными шлемами того времени были закрытые колпаки топхельмов и "сахарных голов", немного лишнего опознавания рыцарю бы совершенно точно не помешало.

Шугерлофт и топхельм. Не близнецы но братья.
Шугерлофт и топхельм. Не близнецы но братья.

И в самом начале, еще в конце XI века, рыцари пытались решить проблему малой кровью. Просто раскрасив свой турнирный шлем в геральдические цвета. Это выглядело красиво, празднично и действительно первое время выделяло таких замечательно модных шевалье из общей рыцарской массы. Но очень скоро стало явлением повсеместным. Поэтому турнирная ценность такой раскраски быстро снизилась.

Впрочем, эта милая турнирная привычка внезапно оказалась полезной в реальных сражениях. Наряду со штандартами, вымпелами и баннерами, рыцари в подобных шлемах были отличным маркером положения командной группы на поле боя. И, судя по приличному количеству всадников в раскрашенных таким образом шлемах на миниатюрах XIII - XIV века, титулованное дворянство не упускало возможности использовать дополнительный способ управления своими вассалами в сражении.

Понятно, что краска со шлема почти моментально начинала облезать, особенно если речь шла о сколько-нибудь частом его применении. Но на турнире всегда можно было ее обновить. А в сражении.... Ну, в сражении всем, если честно, было плевать, насколько свежа краска на твоем топхельме. Он же различим для остальных союзников? Этого вполне достаточно.

Держимся за тем парнем в красном шлеме.
Держимся за тем парнем в красном шлеме.

Полувеком позже, какой-то чрезвычайно умный человек как раз, вероятно, перечитывал средневековые книги по античной истории и подумал, что неплохо бы украсить шлема рыцарей, выходящих на ристалища, гребнями из перьев и собственно перьями. Понятно, предварительно выкрасив их в необходимые, цвета. Сделав еще одним маркером конкретного человека.

И это была неплохая идея. Во-первых, и без того прекрасный рыцарь становился ещё немного более похожим на павлина - самую красивую в мире птицу. Во-вторых, что угодно, надёрганное у гусей в соседнем крестьянском огороде, тут не подходило. Нужны были длинные и прочные перья экзотических птиц, что выгодно оттеняло знатных и богатых на фоне обычных и экономящих.

Прости птичка, но так было нужно.
Прости птичка, но так было нужно.

В общем, перья и гребни прижились на шлемах моментально, превратившись со временем в натуральные султаны и небольшие баннеры, на которых изображались гербы и героические сцены прошлого. Даже во времена позднего Средневековья, когда идея утратила новизну и колорит, перья не только остались в стандартной турнирной номенклатуре, но и официально перешли в геральдику.

Впрочем, с проблемой надежного опознавания друг друга, будущим героям турниров они помогли не то чтобы очень сильно. Ну просто потому, что геральдических цветов было по-прежнему всего семь. И количество: "рыцарей в лазоревом с красно-белыми перьями на шлеме", внезапно, оказалось не то чтобы очень маленьким.

Но, конечно же, все эти отличные, но ни к чему не приведшие решения, не остановили рыцарство в их нескончаемом желании выделится на поле боя, и особенно на турнире.

Рыцарь в красно-белых перьях.
Рыцарь в красно-белых перьях.

Поэтому следующим шагом на пути облегчения идентификации стал намет. Короткая накидка - пелерина, которую первые крестоносцы надевали на шлем, чтобы спастись от жаркого солнца во время конной атаки. Изначально это был простой кусок белой льняной ткани, закрепленный на шлеме кожаным ремешком или даже бечевкой. Хотя конечно-же, в таком неэлегантном виде на турнире ему делать было нечего.

Намет стали шить из тонкой крашеной шерсти, а в некоторых совсем уж запущенных случаях и из византийского шелка. После чего раскрашивать в геральдические цвета и даже вышивать на нем гербы и девизы. В общем, рыцарство на ровном месте получило еще одну геральдическую котту. Только на этот раз она была надета на голову. И это оказалось мыслью, в общем, здравой не только на рыцарском турнире, но и бою.

Точно так же, как и раскраска шлема, намет дал возможность выделять на поле боя командные группы и аристократию, чьей задачей было вести в атаку своих вассалов. В отличие от цветных шлемов, геральдические накидки на них не стали чрезвычайно популярны на поле боя, однако использовались высшей аристократией на протяжении всего классического и начала позднего Средневековья. Ну а на турнире намет прижился, превратившись в практически обязательный атрибут рыцарства. Без которого, ни один приличный человек просто не появится на этом празднике силы, стали и любви.

Синий намет, а сверху красно золотой гребень. Кто сказал петух?
Синий намет, а сверху красно золотой гребень. Кто сказал петух?

Вместе с наметом, в рыцарское снаряжение пришел также и бурелет. Тот самый кожаный ремешок, который удерживал простой белый лоскут ткани в песках арабских пустынь. Только в отличие от своего коллеги, который сразу был не только функционален, но и красив, с яркой и броской красотой у бурелета с самого начала не сложилось. Только к концу XII века он превращается из тонкого ремешка сначала в толстую скрученную полосу ткани, а потом и вовсе в плотный круглый валик, одеваемый на шлем для надежной фиксации на нем всего, чего только можно.

Изначально, кстати, он был символом того, что рыцарь побывал в крестовом походе. Но уже к концу XII века стало ясно, что бурелет - это не только отличное нашлемное украшение, при помощи которого также можно демонстрировать свои гербовые цвета, выделяясь из общей массы благородных до последней степени рыцарей, но и неплохая дополнительная зашита. Даже обычные открытые "нормандки", на которых удосужились натянуть этот плотно набитый тканевый валик, немедленно начинали отлично держать удар, амортизируя не только лезвие меча или сабли, но также топор и даже рыцарский мейс.

Бурелет - крайне полезная штука.
Бурелет - крайне полезная штука.

А еще, его можно было надеть на кольчужный капюшон, превращая в отличную систему амортизации для грейтхельмов. А если судьба лишила тебя коня и вынудила снять твой тяжелый шлем, ты оставался на поле боя не в одном только кольчужном койфе, но и в довольно толстом, а главное, прочном головном уборе поверх него. Что было чрезвычайно приятно. В общем, нет ничего удивительного, что бурелет был признан, бесспорно полезным рыцарским снаряжением. После чего немедленно распространился во всех христианских армиях от Апеннин до Балкан.

Да и на турнире он оказался более чем к месту. Во-первых, красив, во-вторых, отлично удерживает намет, а в-третьих. Он настолько прочно сидел на шлеме, что какому-то неизвестному человеку с безупречным пониманием средневековой рыцарской эстетики, немедленно пришла в голову идея: а не использовать ли его как площадку под крепления нашлемной фигуры. Которая уже совершенно точно выделит своего владельца из массы остальных благородных рыцарей с менее тонким вкусом.

Ну красота же неземная.
Ну красота же неземная.

И вот возникновение и использование собственно нашлемной фигуры к действующей армии отношение имеет чуть менее чем никакое, оставаясь исключительно турнирной историей.

К XIII веку, рыцарство на турнирах, в своих попытках выглядеть не как все достигло своего пика. И посмотрев на рыцаря, который не пренебрегал денежными вложениями в свой сценический образ, неподготовленный человек легко и просто мог бы приобрести косоглазие.

Яркие сюрко, попоны и флаги, сложные геральдические гербы на щитах, гербовых коттах и вообще везде, где их только можно разместить. Ленты, платки и наметы в турнирных цветах, символизирующих любовь, страсть, верность, благородство и черта с рогами. Знамена и штандарты. В общем, помните, я говорил в самом начале о павлинах? Так вот, они жалкие дилетанты в умении показать себя в приличном обществе.

Требовалось, категорически требовалось нечто, способное выделить благородного человека в этом турнирном круговороте стали, благородства, любви и всех возможных сочетаний цветов. И тогда кто-то решил: А давайте присобачим еще один отличительный знак, а лучше герб, прямо на самую верхушку шлема рыцаря. И все такие сказали, - а давайте!

Ну вот теперь точно все понятно.
Ну вот теперь точно все понятно.

Первая полноценная нашлемная фигура, или, как ее называли, клейнод, появились в середине XIII века и изначально была обычной парой рогов, возможно, бычьих, возможно, сшитых из ткани или кожи. Эта немудрёная красота кожаными же ремешками крепилась к бурелету и действительно неплохо выделяла своего владельца среди прочих благородных шевалье. Ну и, как ты понимаешь, дорогой друг, эти самые рога не очень долго остались именно что рогами.

Для того чтобы вся эта красота не мешала благородному рыцарю в схватке, ее делали максимально легкой, используя в качестве материала простёганную ткань, толстую кожу, пергамент и лишь иногда тонкие тесаные планки. Да, дорогой друг, все эти массивные с виду конструкции, редко весили более одного килограмма и крепились исключительно на бурелете. Что давало им возможность спокойно оставаться на своем месте во время разгона до самого момента удара. Кстати, падение клейнода после удара в шлем, считалось показателем чистоты, точности и силы удара противника.

Говорят первыми украшениями были рога.
Говорят первыми украшениями были рога.

Уже к последней четверти XIII века, клейноды начали усложняться и превращаются во множество разнообразных нашлемных фигур, впрочем, чаще всего имеющих прямое отношение к гербу владельца и его геральдическому зверю или предмету. И после этого знаменательно события, на ристалище появились рыцари, несущие на шлеме: лебедей, кабанов, розы, гребни, мечи, кулаки и даже миниатюрные колокольни с крестами и колоколами. И вот это было то, что нужно.

Больше не надо было присматриваться к гербу на щите и знамени. Все знали, что за рыцарь сражается в красно-белых цветах и золотых рогах на шлеме. И про то, насколько прекрасна его возлюбленная, все тоже знали. В общем, появление клейнода, при сохранении остальных средств геральдической идентификации, наконец-то сделала рыцарей по-настоящему индивидуальными и узнаваемыми. Окончательно превратив турниры из камерных междусобойчиков заинтересованных в дополнительной боевой подготовке людей в настоящее шоу, в котором и поучаствовать приятно, и людям показать не стыдно.

Ну так-то на шлеме можно закрепить вообще все что угодно.
Ну так-то на шлеме можно закрепить вообще все что угодно.

А на этом все. Про нашлемные фигуры, что таскали на турнир рыцари, мне рассказать вам больше нечего. Про собственно же турниры мы, конечно, еще поговорим. Но совершенно точно не в этот раз. Ведь это уже совсем другая история.