Найти в Дзене
Blackwood history

История оружия. Композитная броня средневекового рыцаря.

Ко второй половине XIII века - середине классического Средневековья рыцарство переживало свой расцвет. Окончательно сформировавшаяся военная элита всерьез и надолго заняла место главной ударной силы королевских армий, и казалось, что ничего под небом этого мира не может ее остановить. Затянутые в длинные прочные кольчуги рыцари, подобно удару кувалды, сносили любого, что осмеливался встать у них на пути. Казалось, что до конца времен не найдется ничего, способного противостоять им. Но это только казалось.

Уже к началу века, пехоте, лучникам в вообще всем, кому не повело оказаться на пути рыцарской атаки, стало ясно, что с этими обнаглевшими гражданами, высокомерно игнорировавшими все, что могли предъявить им их неблагородные коллеги на поле боя, пора что-то делать. Поэтому ничего удивительного, что в руках пехоты начали понемногу появляться билли, вужи и даже первые архаичные алебарды и пики.

Тяжелое лезвие на длинном древке оказалось настолько эффективной штукой, что рыцарство немедленно надело под кольчуги плотные стеганые куртки. Впрочем, ничуть не удовольствовавшись этим, стало думать, как бы еще можно было усилить и свое и без того неплохое бронирование. В ход шло, кажется, вообще все. Массово распространившиеся глухие забрала на шлемах. Два, а иногда и три слоя кольчуги, прикрывающих самые уязвимые места. Котты, закрывающие доспехи. И даже композитное разнесенное бронирование, о котором мы сегодня и поговорим.

Броня, скорость, напор.
Броня, скорость, напор.

Главная проблема того времени заключалась в том, что было практически невозможно выковать сколько-нибудь большую стальную пластину приемлемого качества. Вернее, выковать ее как раз было можно, вот только времени и материала на такое чудо кузнечного мастерства уходило чуть больше, чем очень много. Выколачивание кузнечным молотом остатков шлака из железной крицы, которую все еще производили из болотного железа, было задачей не только не быстрой, но и затратной.

Как бы кузнец не старался, но выколотить вручную сколько-нибудь здоровую и равномерно прочную стальную пластину было почти невозможно. И именно поэтому была так популярна кольчуга, очень нетребовательная к качеству материала. И поэтому же, большая часть защитного снаряжения до самого конца XIII века собиралась отдельных частей при помощи клепки или кузнечной сварки. Даже здоровенные топхельмы, как правило, собирались на клепку из нескольких сравнительно небольших деталей.

Но дополнительная защиты всё равно была нужна, причем здесь и сейчас. И тогда неизвестный мастер оружейник вполне здраво решил, - если дополнительная защита нужна, но из металла ее сделать невозможно, давайте делать ее из чего-то другого. Явив после недолгого раздумья миру "маленькое крыло", или, как его называли на старофранцузском, айлетт (ailette). Простейшую конструкцию, собираемую из кожи, дерева а середине XIV, когда с кузнечным делом все стало получше, и из металла. И эта штука, собранная буквально из всего и кожаных шнурков, оказалась невероятно полезной, причем не только как защитное снаряжение.

Маленькое крыло
Маленькое крыло

Так что же такое этот ваш айлетт? А это просто щиток, выполненный и дубленой кожи или тонкого дерева, проклеенный толстой тканью. Размером он был в две - три человеческие ладони и при помощи шнурков или ремней крепился, как правило, прямо на кольчугу. И казалось бы, ну от чего может защитить такая, с позволения сказать, броня? Ну, на самом деле. Кусок толстой кожи или сантиметровой толщины доска, пускай и армированная тканью, не выдержит ни удара меча, ни уж тем более копейной рыцарской сшибки. Ну да, все верно, после первого же серьезного удара вся эта конструкция неизбежно придет в негодность. Но в этом то и был весь смысл.

Чаще всего айлетты крепили на плече, используя их как наплечник и это внезапно оказалось чертовски хорошей идеей. Большая часть ударов в пешем и конном бою, если мы говорим о мечах, топорах и прочих мейсах, приходится как раз в район плеча, шеи и ключицы. Потому что корпус противника прикрыт щитом, а до ноги попробуй еще дотянуться. Эти же удары, особенно удары в шею, являются самыми опасными. И вот именно на их пути и оказывалась эта торчащая во все стороны навесная конструкция.

Хотя и плотно закрепленный на кольчуге, айлетт всё же оставался штукой довольно подвижной. Поэтому любой удар, приходящийся в него, как правило, не врубался жестко в этот щиток, а отклонял его, соскальзывая по поверхности, теряя большую часть силы. Делая, таким образом, попадание в кольчугу или шлем не таким четким и акцентированным. А если его владельцу не везло, и клинок врага всё-таки врубался в "крыло" своим острием, то и тут были одни сплошные плюсы. Разрубая толстую кожу или проклеенную деревяху, меч, топор и даже вуж, всё равно терял заметную часть убойности и проникающего действия. Нет, конечно, изуродованный наплечник было жалко. Но, во-первых, жизнь всё равно дороже. А во-вторых, стоил он не то чтобы каких-то невероятных денег.

И даже если сломают, не жалко.
И даже если сломают, не жалко.

Вообще, очень быстро стало понятно, что способов использования этой странной навесной брони, в общем, сильно больше одного. Айлетты стали крепить на кольчуге несколькими разными способами, в зависимости от того, в чем планировалось участвовать в рамках предстоящего мероприятия.

Например, на рыцарском турнире или, если предполагалась копейная сшибка, их закрепляли на передней части плеча под небольшим углом. И не то чтобы эта хитрость могла гарантированно защитить от удара рыцарского копья. Однако шанс того, что попавший в плечо удар рыцарского ланса соскользнёт или сорвав айлетт, уйдя в сторону, был. И одно это было уже достаточной причиной использовать эти щитки.

Кстати, во время турниров, судя по дошедшим до нас изображениям того времени, иногда использовался только один айлетт, закрепленный на левом плече. Что, в общем, понятно. В условиях контролируемой лобовой атаки, когда противник метит тебе в голову или в щит, одевать хотя и не тяжелую, но довольно громоздкую конструкцию на правую руку просто незачем.

А можно закрыть шею и голову.
А можно закрыть шею и голову.

Если же предполагалась пешая схватка, то айлетты могли и вовсе закрепить ремнями в районе шеи и ключицы, закрывая таким образом шею и часть головы. Такое себе решение на первый взгляд. Но мы де помним, что топхельм, главный рыцарский шлем того периода, для пешей схватки подходил не то чтобы очень хорошо. Поэтому нередко рыцари, оказавшиеся на своих двоих, сбрасывали его, жертвуя защитой ради подвижности и обзора, оставаясь в кольчужном капюшоне, надетом на стеганый подшлемник. И вот в такой ситуации никакая, даже самая спорная защита лишней совершенно точно не была.

Также из крепили на нижней части плеча, закрывая, таким образом, правую руку почти до локтя. А еще на плечах сзади, наподобие крыльев. Но это была уже чисто геральдическая история, и о ней мы поговорим чуть позже.

Форма и варианты крепления.
Форма и варианты крепления.

Одним словом, несмотря на свою довольно субтильную и не то чтобы очень надежную конструкцию, "маленькое крыло" почти мгновенно стало чрезвычайно популярным элементом рыцарской экипировки. Мы видим его на множестве иллюстраций XIII - XIV века, о нем пишут в летописях, описях имущества и даже в "Списке покупок, сделанных для турнира в Виндзорском парке".

  • Тридцать восемь пар кожаных ailettes были куплены у шорника по восемь пенсов за пару. для Виндзорского парка турнира в 1278 году. "Список покупок, сделанных для турнира в Виндзорском парке".

И даже появление в конце XIII века первых настоящих, хотя все еще не очень больших наплечников - лепестков не уменьшило популярность айлеттов. До самой середины XIV века они оставались, судя по дошедшему до нас массиву документов, самой распространённой защитой плеча и дополнительной защитой среди военной аристократии средневековой Европы. Впрочем, принимая во внимание их дешевизну и отсутствие любой другой альтернативы, это не вызывает ни малейшего удивления.

ПРостая и массовая защита.
ПРостая и массовая защита.

Ну и, конечно же, геральдика не могла пройти мимо такой замечательной возможности продемонстрировать себя всем окружающим. С самого начала Айлетты, наряду со щитом и гербовой коттой служили отличным способом идентификации свой - чужой на поле боя. И, казалось бы, ну куда еще больше? Гербовые налатники и без этого отлично позволяли разбирать цвета друзей и противников. Но дополнительной коммуникации никогда не бывает много. Тем более что геральдических цветов всего семь, а основных сочетаний - десять. Поэтому возможность дополнительно продемонстрировать свой герб - это всегда полезная идея, которой не нужно пренебрегать.

Сначала на раскрашенные в цвета владельца щитки, наносили разнообразные геральдические фигуры, Но очень быстро стало ясно, что их, так-то, можно еще дополнительно украшать. Например, цветными шнурами, кисточками и даже небольшими бронзовыми колокольчиками. Ну, просто для того, чтобы показать свою лихость, богатство и широкую натуру.

Примерно в то же время, рыцарство и особенно благородное дворянство отринуло идею, что айлетты должны быть исключительно квадратными и прямоугольными, и на полях сражения и турнирах появились более замысловатые конструкции ромбовидной, круглой, крестообразной и пятиугольной формы. Особо утонченные натуры делали айлетты даже в виде небольшого крыла, помещая их на задней стороне плеча, превращаясь в натуральных бронированных амуров. Понятно, что никакой защитной функции такие "крылья" не несли, однако в купе с плащом на рыцарском турнире выглядели чудо как хорошо.

Хорошо выглядеть на турнире, это важно.
Хорошо выглядеть на турнире, это важно.

И, казалось бы, обычная недорогая эрзац защита, появившаяся только потому, что в ней была крайняя необходимость, а никаких других альтернатив не проглядывалось даже на горизонте. Но, появившись в правильное время в нужном месте, этот примитивный наплечник стал одним из отличительных признаков военной элиты. Исполняя попутно множество задач, от собственно защитных до представительских.

Впрочем, одну функцию, приписываемую ему нашими современниками, айлетт совершенно точно не исполнял. И речь идет о распространённом заблуждении, что эти наплечные щитки были прообразом погон. Нет, не были. Вот даже не близко. Ну, просто потому, что понятие и функционал погон в Средние Века не просто отсутствовал, он даже не был бы понятен рыцарству в те далекие времена.

Средневековая армия, вернее, ее часть, состоящая из феодального ополчения, строилась совсем на других принципах, отличных от армий Нового Времени. Никакой командной иерархии в современном ее понятии просто не существовало. В XIII веке, не было капитанов, лейтенантов и даже полковников все ещё не изобрели. Была простая и надежная, как скала, связка - вассалы и их сюзерен, который всеми ими командовал. А если вассалов было очень много, то второй их половиной командовал специально выделенный для этого человек. Поэтому никакие звания и погоны ему были совершенно точно не нужны.

Да тут все свои. Ну покрайне мере все друг друга знают.
Да тут все свои. Ну покрайне мере все друг друга знают.

Появившись в середине XIII века, айлетты просуществовали едва ли не больше века, вполне успешно конкурируя с первыми металлическими наплечниками, появившимися парой десятков лет позже. Они успели поучаствовать во множестве войн и полудюжине крестовых походов разного размаха. Засветившись, кажется, вообще везде - от песков Египта до ливонских болот. Даже в походе на монголов они могли бы поучаствовать. Но, к несчастью, главный восточный союзник Инокентия IV Даниил Галицкий, сказался больным и не явился. Вследствие чего мероприятие отменилось.

Исчезли с полей сражений айлетты только во второй половине XIV века, не выдержав конкуренции с первыми настоящими наплечниками. Которые хотя и были вполовину не такими красивыми, а еще чертовски дорогими, но зато их делали из полутора миллиметров стали. Новомодные pauldron полностью, а главное, надежно закрывали не только плечевой сустав, но и все плечо почти до локтя. Выгодно отличаясь в этом вопросе от навесной кожанно-деревнянной конструкции.

И даже в крестовых походах.
И даже в крестовых походах.

Вот такая история. Про навесную композитную средневековую броню, которую более чем удачно использовали на тогдашнем аналоге бронетехники, времен классического Средневековья.