Пограничное расстройства личности (ПРЛ), как и пограничный уровень психической организации сегодня встречается достаточно часто. Что это такое, какие квалифицирующие признаки, чем отличает ПРЛ от пограничного уровня и как формируется такая личность, я писала в цикле статей:
В данной публикации давайте сравним разные подходы к терапии данной проблемы* и методы, которые в таких подходах используются.
Гуманистическая психотерапия
Напомню, что в данном подходе ведущими являются идеи о том, что главная ценность бытия - это человек, личность; что его свобода выбора и воли - это его основная данность и безусловность, что личность - это целостная система, а каждая личность уникальна.
1. Принятие терапевтом (психологом) клиента. Люди с ПРЛ, как правило, вышли из тяжелого детства. Их матери или отцы были холодными, слишком занятыми, слишком авторитарными, у многих родители были с сильными зависимостями, например, с алкогольными или наркотическими, либо родителей не было вовсе. Соответственно задача психолога на сессиях создать безопасное пространства, в котором клиент чувствует себя принятым, его никто не осуждает, здесь можно быть самим собой, в том числе со своими личностными расстройствами.
2. Подлинность отношений. Терапевт создаёт с клиентом здоровые отношения, которые сам клиент, учитывая его пограничный уровень, создавать не умеет. Попадая в такую благодатную среду, клиент знакомится с новым видом отношений, находится в них, перенимает навык. Соответственно сам терапевт должен быть здоров и регулярно проходить терапию и супервизии.
3. Сопереживание. Терапевт глубоко и включено погружается в историю и проблематику клиента. У людей с ПРЛ один из ведущих признаков - это проблемы в дистантной материнской фигурой, они изначально обделены глубоким и искренним вниманием к себе. Они ищут внимания и не находят его, потому что не получается у ни составить глубокие и близкие отношения. В кабинете терапевта такой клиент находит интерес к себе и сочувствие.
4. Ориентация на настоящем. Гуманистическая терапия не фокусируется на интерпретациях, на сопоставлении сегодняшних ситуаций с ситуациями детства. Терапевт работает с текущим моментом. Это не значит, что в такой терапии мы не идём в детские травмы и переживания. Просто это не главное. Здесь важнее текущие переживания и чувства клиента.
Минусом данного подхода терапевты отмечают недостаточную структурированность. Клиент с ПРЛ сам по себе живёт в неорганизованном пространстве, подвержен импульсам, часто находит свою жизнь и выборы хаотичными и непредсказуемыми, будто его ведёт судьба, а не он сам идёт по жизни. Отсутствие структуры в терапии может его несколько раскачивать либо "собирать" достаточно медленно.
Но при умелом подходе данный аспект может быть и плюсом терапевтирования.
Гештальт-подход
Ориентирован на целостность проживаемого опыта, личность берёт ответственность на себя за свои выборы, большое внимание уделяется работе с чувствами, эмоциями, состояниями, а также сопоставлением данных аспектов с телесными ощущениями.
1. Осознанность и принятие ответственности. Сразу отмечу, что данный метод может быть эффективным, но при поверхностном или неумелом использовании может оказаться минусом данной терапии.
С осознанностью и ответственностью у людей с ПРЛ особенно сложно, и на первых порах данная тема для них может быть травматична. Потому здесь терапевт должен очень аккуратно вести клиента от восприятия жизни через магию, судьбу, предначертанность (что характерно для клиента с ПРЛ) к осознанности и ответственности.
Годами человек думал и воспринимал жизнь следующим образом: мне попадаются не те мужчины просто потому, что есть некий родовой сценарий; меня постоянно увольняют с работы потому, что я просто невезучий; со мной не дружат соседи и приятели потому, что просто завидуют и издавна не любят и тд. и тп. А тут вдруг надо посмотреть иначе и найти в таких данностях свой весомый вклад, принять за них ответственность на себя.
Человеку с ПРЛ и так плохо, а тут ещё такая ноша. Потому от терапевта такая работа требует тонкости и чувствительности, то есть очень бережного отношения к своему клиенту.
2. Диалог, терапевтические беседы. Это снова и про принятие, и про выдерживание, и про формирование осознанности и новых ментальных связей.
3. Работа с чувствами, состояниями и телесными ощущениями.
Я предлагаю на эту тему, например, следующее упражнение:
Сканирование эмоционального состояния
4. Работа в технике "пустой стул", что позволяет клиенту проживать проблему здесь и сейчас, прорабатывать незакрытые, прерванные, опыты.
5. Эксперименты.
В следующих публикациях мы рассмотрим психоаналитическую терапию в работе с пограничным расстройством личности, а также терапию ПРЛ методом ментализации.
Как работаю я? Я использую интегративный подход в своей практике с преобладанием психоаналитического. Я понимаю и чувствую данные методы, владею ими, зная их практические плюсы и минусы, а также особенности применения. Я отношусь к каждому человеку индивидуально и воспринимаю его историю уникальной, поэтому я подбираю те или иные методики максимально эффективно и бережно, умело сочетаю особенности каждого рассмотренного подхода и его методов. Я использую психоаналитическую диагностику, работу с защитами, переносом и контр-переносом (о чём пойдёт речь в следующих публикациях). Также работая, например, с методами гештальт-терапии, я могу использовать и методы терапии, основанной на ментализации, что в совокупности ведет к той самой искомой осознанности и ответственности.
________
* Данные методики приведены и рассмотрены по результатам моей клинической практики по терапевтированию клиентов, по материалам пройденного мною курса "Терапия пограничной личности" Н. Медведева в Институте Психотерапии и Психоанализа, по анализу трудов Ирвина Ялома, Виктора Франкла, Ролло Мея, Отто Кернберга, Фонаги и Бейтмана.
________
Другие мои статьи по данной теме:
Пограничная личность - критерии по концепции MISERY
Как НЕ вырастить из ребёнка пограничную личность или клиента с ПРЛ? Пограничная семья.
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru