Предыстория
Рынок труда регулярно претерпевает серьёзные изменения, поскольку активно развиваются технологии, компании, коллективы. Немаловажное влияние на него, а также на всех людей и любые отношения, оказывает современная система ценностей (западная модель). В результате чего разрушаются не только институты семьи, родственных связей, дружбы, но и традиционные системы управления и отношений между работниками, снижается уровень компетентности управленческого и иного персонала.
За последние 7-8 лет я столкнулся с большим количеством негативных ситуаций в (наемной) работе: несоблюдение работодателями оговорённых обязательств, создание искусственных препятствий для осуществления трудовой деятельности и профессионального развития, несправедливая система мотивации, разрозненность коллективов, неадекватное поведение руководителей и т. п. Всё это полтора года назад вынудило меня заняться своим небольшим бизнесом (проведение вебинаров для соискателей, арендодателей, руководителей; консультирование организаций по управленческим вопросам; написание различных управленческих статей). Поскольку развитие бизнеса - это процесс и причём не всегда быстрый и гладкий, я периодически запускаю процесс поиска работы для того, чтобы стабильно обеспечивать свою семью, успешно продвинуть свое дело и наработать новые практические кейсы.
Так вот, за последние 3-4 месяца я прошёл несколько десятков собеседований и в очередной раз зафиксировал определённые тенденции поиска работы в управленческой* сфере Казани, которыми хотел бы поделиться. Спойлер: пока не нашёл адекватных руководителей (учредителей), которые ценят реальные управленческие знания, навыки и компетенции (высоких требований по заработной плате не выставлял и не озвучивал).
В настоящей статье я намеренно планирую рассказать преимущественно о "подводных камнях" и сложностях в процессе поиска работы - не вижу смысла рассказывать о том, как человек "родился - жил - умер", "отлично работал", "какой у него был классный работодатель" 😀 Моя задача морально подготовить соискателя к трудным ситуациям и сделать это максимально правдиво.
Другие мои статьи о поиске работы можно прочитать здесь.
* - рабочие вакансии и должности в обзоре не рассматриваю, поскольку не имею релевантного опыта и считаю, что представители данной профессии сегодня "банкуют" (чрезмерно востребованы и диктуют условия работодателям).
Тенденции поиска работы
Во время поиска управленческой работы я обратил внимание на следующие тенденции** (наметились "не вчера", но стабильно усиливаются):
✅ Должностные обязанности и объем работы.
Достаточно прочитать описание практически любой вакансии и становится понятно, что работодатель сегодня за одну зарплату ищет какого-то "сверхчеловека" или "раба", который за небольшие деньги будет выполнять работу двоих или даже троих сотрудников, должен знать и владеть всеми современными инструментами и программами, а также соответствовать большому количеству требований, которые сложно наработать даже за всю профессиональную деятельность.
- Пример. Кандидат на вакансию "управляющий торговым центром" должен выполнять некоторые функции менеджера по аренде, маркетолога, администратора, главного инженера и энергетика, "хозяйственника", руководителя организации.
Кстати, у меня есть подборка статей о профессиях и должностях.
✅ Размер заработной платы.
Из всех "утюгов" страны нам вещают, что заработная плата растёт и даже называют цифру средней заработной платы (например, порядка 80 тыс. руб.). Скажу мягко (а хотелось бы жёстко) - это не так! Я даже не буду говорить о том, как в реальности рассчитывается средняя зарплата, о темпах инфляции - все всё видят и знают - как говорится, спасибо, что все мы стали немного экономистами 😀
Зарплата растёт (как правило, за счёт скромной индексации) только у тех, кто годами или всю карьеру работает в одной компании. Как только ты начинаешь искать работу, то сразу "спускаешься на грешную землю" и видишь реальную картину: работодатели предлагают новым сотрудникам зарплату меньше или в лучшем случае такую же, причём уже с большим количеством обязанностей (см. предыдущий пункт).
Нет, ну зарплата растёт, конечно, у рабочих и инженерных профессий (спрос есть, а предложение маленькое) в строительстве и энергетике, у IT-специалистов (все-таки живём в эпоху цифровых технологий), в компании "Газ@@@@". Но я здесь говорю больше про обычных людей ("без паровоза"), работающих в обычных коммерческих компаниях мелкого-среднего уровня, которые функционируют без поддержки или участия государства.
В целом на рынке труда имеется очень большой "перекос" по размерам зарплат.
- Пример. Заместителю генерального директора или даже руководителю небольшой компании, пришедшему "по объявлению" (без лобби), как предлагали условные 80-100 тыс. руб. в 2015 году, так и в 2025 году ничего не изменилось. При этом условный рабочий на стройке или дорожный рабочий может получать 150 тыс. руб. и ещё остаётся недовольным ("маловато будет").
✅ Количество вакансий.
Достаточно зайти на любую известную платформу по поиску работы, чтобы понять "вакансии есть и их много". Но почему тогда я и многие другие соискатели жалуются на отсутствие откликов? С резюме и опытом работы ведь все в порядке!
Мои статьи о составлении резюме можно прочитать здесь.
Оказывается, некоторые работодатели поручают профильным специалистам размещать вакансии не только когда реально требуется работник, но и в других ситуациях:
📍создание кадрового резерва;
📍оценка спроса на должность;
📍анализ зарплатных ожиданий соискателей;
📍поиск замены работникам, которые в последствии передумали увольняться;
📍манипуляции сотрудниками, требующих повышения зарплаты ("смотри мы уже замену тебе ищем").
✅ Взаимодействие с HR-сотрудниками компаний.
С каждым поиском работы и посещением собеседования я все больше разочаровываюсь в представителях данной профессии - вызывают вопросы отношение к соискателям и уровень компетентности. Почему?
Данные сотрудники:
📍практически перестали сами искать резюме кандидатов - сидят и ждут отклики на ресурсах по поиску работы или ждут телефонных звонков от соискателей, а потом вальяжно (неохотно) реагируют на них и очень избирательно приглашают кандидатов на собеседования;
📍не дают обратную связь кандидатам, если принято решение об отказе - необходимо звонить или дозваниваться самому (хотя если работодатель не перезванивает, то решение и так понятно).
- Пример. HR-специалист озвучил мне намерение дать ответ 5 июля. Вечером этого дня я решил позвонить сам, но сотрудник трубку не взял. 8 июля я написал ему в чат мессенджера - молчание, ответил только на следующий день (9 июля). Кстати, ответ, который я получил заслуживает отдельного освещения - смеялся долго и многим рассказал уже 😀 Я собираюсь написать статью о смешных случаях, с которыми я столкнулся во время поиска работы или прохождения собеседований.
Подобных примеров поведения "персональщиков" много и это все начинает становиться похожим на профдеформацию.
Кстати, посмотрите мою подборку статей для HR-сотрудников.
✅ Длительность процесса подбора кандидатов.
В процессе прохождения собеседований я зафиксировал следующий факт: процесс подбора кандидатов работодателями стал более долгим, особенно, при 3-этапных собеседованиях или собеседованиях в крупных компаниях - может занимать 3 недели и больше. Почему столько? Проведение собеседований на каждом этапе занимает у работодателя порядка 1 недели (вакансия наверняка не одна + нужно просмотреть всех кандидатов), а если этапов 3, то получается - до 3 недель.
- Пример. На прохождение 2-этапных собеседований и получение обратной связи в одной очень крупной компании у меня ушло 3 недели.
Мои статьи о прохождении собеседования можно прочитать здесь.
✅ Формат собеседования.
Широкое развитие продолжает получать удалённый формат собеседования.
Вот эта тенденция скорее положительная. Мне импонирует, когда первый этап собеседования с hr-специалистом проходит в формате "видеоконференция". Это экономит время обеих сторон, особенно, когда становится понятно, что предложение не интересно или hr-специалист невнимательно изучил резюме и поспешил с назначением интервью (не выполняются определённые требования работодателя).
- Пример. В одной компании я прошёл удаленно сразу 2 этапа собеседования: во время первого этапа подробно пообщались по телефону с hr-специалистом, а на втором этапе - с непосредственным руководителем по видеосвязи.
✅ Формат помещений Open Space.
Все больше компаний создают офис, рабочее пространство в формате Open Space ("открытое пространство").
Узнайте больше офисных терминов в моей статье "Офисный язык".
"Опенспейс" - это одно большое открытое помещение с рабочими местами (все отделы в одном месте) или кабинеты отделов имеют прозрачные (стеклянные) перегородки.
- Пример. Минимум в 3 компаниях, которые я посетил несколько месяцев назад, я наблюдал данный формат рабочего пространства - смотришь и прям жалко людей - "муравейник". Я работал в таком формате и специалистом (в начале карьеры), и руководителем (у последнего работодателя).
Прошу прощения, но что за дурак это все придумал?! 😀 Не все идеи (в том числе западные) нужно копировать!
Да, я понимаю, что главный и чуть ли не единственный плюс офиса Open Space - контроль сотрудников "главным руководителем" в компании ("все на виду"). Кстати, я нашёл ещё один плюс - это офисный юмор 😀 Вокруг много разных коллег с разным чувством юмора - скучно точно не будет!
Но все же минусов у офиса Open Space явно больше:
📍невозможность сосредоточиться на работе из-за постоянного шума (ора);
📍больше ненужных (вынужденных) контактов с коллегами;
📍отсутствие условий (тишина, конфиденциальность и т. п.) для проведения нормальных переговоров с клиентами;
📍сложности с переодеванием (например, к деловой встрече "в галстуке");
📍нарушение личного и рабочего пространств ("стирание границ").
Мои статьи для офисных работников можно прочитать здесь.
✅ Компетентность руководителей.
Опытным соискателям на вакансии руководителя низшего или среднего звена нужно быть готовым к тому, что на этапе собеседования с непосредственным руководителем придётся столкнуться с ситуациями, когда кандидаты рассматриваются не только с позиции опыта и пользы, но и конкуренции.
- Пример. В прошлом месяце я проходил собеседование у одного из региональных министров (у меня также есть диплом по специальности "государственное и муниципальное управление"). Спойлер: я не питал иллюзий относительно трудоустройства, так как этого "брата" (чиновника) знаю уже давно - он никогда не возьмёт человека со стороны, тем более сильного. С первой фразы министр дал мне понять, что не знает как использовать мой опыт в государственной службе (он, конечно, лукавил) и даже пошутил, что я хочу на его место - оговорился по Фрейду?!
По-настоящему сильный и компетентный руководитель всегда будет окружать себя такими же сотрудниками, не боясь "потерять свое место" и действуя в интересах компании!
- Пример. Начиная с 2017 года я пока не встречал руководителей (учредителей), которые хотя бы до конца дослушивали мои предложения по улучшению бизнес-процессов и развитию компании. А я, например, всегда мечтал, чтобы мои подчинённые проявляли инициативу и озвучивали предложения, это такое редкое ("вымирающее") качество.
Мои статьи для руководителей можно прочитать здесь.
** - выражаю только свое мнение, основанное на моих взаимодействиях с работодателями.
Друзья, если вам понравилась моя статья или она оказалась полезной, то вы можете поддержать автора канала донатом (добровольным финансовым пожертвованием) на любую сумму 💰 Поддержать автора можно здесь.
Рекомендую подборки статей:
С уважением и благодарностью к своим читателям,
Азат Хабибуллин
#рыноктруда#поискработы
#работа#должность#вакансия
#работодатель#компания
#руководитель#труд
#обязанности#функции
#соискатель#кандидат#работник
#сотрудник#персонал#hr
#отбор#подбор#собеседование
#резюме#оффер#трудоустройство
#классикауправления
#classic_management
#classicmanagement
#азатхабибуллин#казань
#azatkhabibullin#kazan#8