Старое здание Парижской оперы на улице Ле Пеллетье когда-то оказалось в немилости у Наполеона III – именно там на главу Французской республики в 1858 году было совершено покушение...
Вскоре был проведен конкурс на лучший архитектурный проект новой Оперы - победу одержал никому не известный Шарль Гарнье. В 1875 году высокое здание со сверкающим золотом куполом было открыто для публики, а с 1989 году получило в честь архитектора название Опера Гарнье.
Французский художник Жюль-Эжен Леневе украсил потолок Парижской оперы в классическом стиле XIX века. Композиция включала изображения 12 муз и Аполлона и носила название «Музы и часы дня и ночи». В настоящее время эскиз хранится в музее Д’Орсе, а недавно был показан на выставке, посвященной художнику, в Музее изящных искусств Анже.
Спустя некоторое время плафон был поврежден, и в 1963 году министр культуры Андре Мальро принял решение обновить зрительный зал. Для росписи плафона зрительного зала он пригласил Марка Шагала.
Решение было довольно смелым – художник представлял авангардное направление в искусстве, и противники такого выбора озвучивали аргументы о несоответствии стиля Шагала исторической ценности театра. Но Андре Мальро было не привыкать принимать сложные решения. ..
Новый плафон был призван заменить старый, местами поврежденный, а также украсить старинный зал. Работа заняла год.
«Я хотел, чтобы в вышине, как в зеркале, сонм видений гармонично отражал игру артистов, музыкантов и разноцветные одежды заполнившей зал публики. Хотел петь как птица, не руководствуясь никакими теориями и правилами» - Марк Шагал.
Композиция условно делилась на пять цветных секторов — зеленый, синий, желтый, красный, белый. В каждом секторе была запечатлена сцена или герои из классических постановок — «Бориса Годунова» Мусоргского, «Лебединого озера» Чайковского, «Волшебной флейты» Моцарта, «Ромео и Джульетты» Берлиоза и других.
Кроме того, на плафоне можно увидеть изображение Эйфелевой башни, Триумфальной арки и само здание парижской Оперы. Любимые мотивы Шагала - влюбленные, животные, музыканты и ангелы тоже здесь. Так же можно разглядеть фигуры самого художника и заказчика работы – Мальро.
- Белый сектор — «Пеллеас и Мелизанда», Клод Дебюсси;
- Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт;
- Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан;
- Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель;
- Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер.
В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и Кристофа Виллибальда фон Глюка.
При этом Шагал сохранил оригинальный плафон кисти Леневе, создавав собственное произведение на 24 съемных панелях: они установлены поверх старой росписи плафона и, при необходимости, могут быть демонтированы.
Пригласить Марка Шагала было довольно смелым решением. Еврей родом из Белоруссии, эмигрант, уже пожилой человек (Шагалу было 77 лет), художник с совсем не классической манерой живописи... Сам Шагал обижался на то, что прожил в Париже долго, но так и не стал своим для французов. Однако критика смолкла после того, как публике был представлен новый плафон.
23 сентября 1964 года более двух тысяч гостей пришли в парижскую Опера на торжественное открытие плафона. Люстра под потолком была погашена, на сцену вышел весь кордебалет и была исполнена симфония "Юпитер" Моцарта - любимого композитора Шагала. После этого люстра зажглась и все зрители увидели новый плафон Опера.
Сочетание интерьера зала и живописи Шагала оказалось вдохнуло новую жизнь в обстановку парижской оперы.
«Я хотел, чтобы в вышине, как в зеркале, сонм видений гармонично отражал игру артистов, музыкантов и разноцветные одежды заполнившей зал публики. Хотел петь как птица, не руководствуясь никакими теориями и правилами».
Уже в новом тысячелетии часовая компания Vacheron Constantin выпустила 15 моделей часов с изображением фрагментов плафона Оперы. Расписной циферблат — точная копия купола, созданного Шагалом.
По краю циферблат обрамлен золотым ободком с двенадцатью нимфами, каждая из них размером всего 2 миллиметра, и при этом у всех нимф детально прорисованы лица. Эта коллекция воздавала честь и художнику, и композиторам, чьи произведения увековечило и время, и – в какой-то степени – работа Шагала.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: