Найти в Дзене
Виктор Павлов

Полет корабля "Джемини-5". США вырываются вперед в "космической гонке".

Эта статья продолжает серию статей о событиях 60-летней давности, а именно: о космических полетах в 1965 году. Предыдущие статьи можно посмотреть здесь: Настоящая статья будет посвящена полету космического корабля "Джемини-5", который происходил с 21 по 29 августа 1965 года. На фоне эффектного полета корабля "Джемини-4" с первым выходом американца в открытый космос, этот полет кажется не столь ярким, однако именно он послужил своеобразной чертой в "космической гонке" двух сверхдержав, после пересечения которой США из "догоняющих" перешли в "лидирующие". Ведь именно во время этого полета был превышен рекорд длительности пребывания в космосе, до этого принадлежащий Советскому Союзу (5-суточный полет Валерия Быковского на корабле "Восток-5"). А установленный новый рекорд (8 суток) был превышен в том же 1965 году экипажем американского корабля "Джемини-7" (14 суток) и лишь в 1970 году Советский Союз превысил это достижение в полете корабля "Союз-9" (более 17 суток). Полет предыдущего кораб
Оглавление
Коллаж автора из обложек журнала "LIFE".
Коллаж автора из обложек журнала "LIFE".

Эта статья продолжает серию статей о событиях 60-летней давности, а именно: о космических полетах в 1965 году. Предыдущие статьи можно посмотреть здесь:

Настоящая статья будет посвящена полету космического корабля "Джемини-5", который происходил с 21 по 29 августа 1965 года. На фоне эффектного полета корабля "Джемини-4" с первым выходом американца в открытый космос, этот полет кажется не столь ярким, однако именно он послужил своеобразной чертой в "космической гонке" двух сверхдержав, после пересечения которой США из "догоняющих" перешли в "лидирующие". Ведь именно во время этого полета был превышен рекорд длительности пребывания в космосе, до этого принадлежащий Советскому Союзу (5-суточный полет Валерия Быковского на корабле "Восток-5"). А установленный новый рекорд (8 суток) был превышен в том же 1965 году экипажем американского корабля "Джемини-7" (14 суток) и лишь в 1970 году Советский Союз превысил это достижение в полете корабля "Союз-9" (более 17 суток).

Иллюстрация из журнала "Америка" апрель 1970/№162. Из архива автора.
Иллюстрация из журнала "Америка" апрель 1970/№162. Из архива автора.

Основные задачи полета.

Полет предыдущего корабля ("Джемини-4") вызвал среди некоторых руководителей НАСА определенную эйфорию, так что они предложили включить в программу полета корабля "Джемини-5" и сближение с ракетой-мишенью "Аджена" и ещё один выход в открытый космос. К счастью, трезвых голов в НАСА оказалось больше, и на полет корабля "Джемини-5" определили более скромные задачи, чтобы не взваливать непомерную нагрузку на экипаж (астронавты и так работали по 16 час в сутки без выходных, чтобы закончить подготовку к полету во время).

Основной экипаж корабля "Джемини-5" отрабатывает покидание капсулы в Мексиканском заливе 21 июля 1965 года. Фото из Википедии.
Основной экипаж корабля "Джемини-5" отрабатывает покидание капсулы в Мексиканском заливе 21 июля 1965 года. Фото из Википедии.

Основными задачами запуска являлись:

1. Исследование воздействия продолжительного космического полета на организм человека. Продолжительность полета должна была составить восемь суток, что соответствовало длительности полета на Луну, предусмотренного программой "Аполлон".

2. Испытания бортовых систем корабля при восьмисуточном полете, в частности, испытания топливных элементов и радиолокатора, которые не устанавливались на предыдущих кораблях "Джемини". На "Джемини-5" стояли две секции топливных элементов, обеспечивающие при выходном напряжении 27 В ток до 45 А. Интерферометрический радиолокатор "Джемини-5" имел одну излучающую и три приемные антенны, расположенные в виде буквы Г. В сочетании с приемоответчиком на мишени и с использованием бортового компьютера он позволял определить дальность, азимут и угол места, линейную скорость и угловую скорость линии визирования. Дальность и относительная скорость выдавались на специальный индикатор, а компьютер рассчитывал по данным с радара необходимый корректирующий импульс.

3. Проведение эксперимента по сближению со специальным спутником-мишенью - модулем оценки сближения REP (Rendezvous Evaluation Pod) - в качестве подготовки к проведению эксперимента по встрече и стыковке на орбите кораблей "Джемини" с ракетами-мишенями "Аджена D".

4. Проведение 17 научных экспериментов.

Ход космического полета показал, что решение не ускорять события, а двигаться "маленькими шагами" было вполне оправдано в данной ситуации.

Экипаж корабля.

В основной экипаж корабля были назначены:

  • Гордон Купер - командир
  • Чарльз Конрад - пилот.

Дублирующий экипаж:

  • Нил Армстронг - командир
  • Эллиотт Си - пилот.
Астронавты основного и дублирующего экипажа, корабля "Джемини-5": Эллиотт Си, Чарльз Конрад, Гордон Купер и Нил Армстронг. С сайта cropman.ru.
Астронавты основного и дублирующего экипажа, корабля "Джемини-5": Эллиотт Си, Чарльз Конрад, Гордон Купер и Нил Армстронг. С сайта cropman.ru.

Командир основного экипажа - Гордон Купер - был астронавтом первого набора НАСА, уже побывавшим в космосе (22 витка вокруг Земли за 34 часа). После завершения полета на корабле "Джемини-5" он стал первым человеком, совершившим два космических полета (Вирджилу Гриссому с его первым суборбитальным космическим полетом в этом было отказано).

Все остальные астронавты были из второго набора НАСА и не имели опыта космических полетов. Одному из них суждено было навсегда войти в историю мировой цивилизации, как первому человеку, ступившему на поверхность Луны, ещё один стал третьим таким человеком, а судьба последнего сложилась трагически: Эллиотт Си погиб в авиакатастрофе 28 февраля 1966 года во время подготовки к своему первому космическому полёту в качестве командира основного экипажа космического корабля "Джемини-9".

Запуск и первые 26 часов полета.

Запуск ракеты-носителя "Титан-2" с кораблем "Джемини-5" был запланирован на 19 августа 1965 года, однако в этот день он не состоялся.

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Предстартовый отсчет несколько раз прерывался в связи с обнаружением неисправностей в топливных элементах корабля, а затем, вследствие приближения к мысу Кеннеди грозы, запуск был отложен на 14 час 00 мин 21 августа 1965 года.

Запуск корабля "Джемини-5" был произведен 21 августа 1965 года в 13 час 59 мин 59,6 сек (Т - время запуска).

На 126 секунде полета (Т+126 сек) ракеты-носителя "Титан-2" с кораблем "Джемини-5" амплитуда продольных колебаний достигла 0,38 g (максимально допустимая амплитуда 0,25 g), однако руководители полета не сочли это опасным для астронавтов.

В Т+156,8 сек была прекращена работа двигателей первой ступени (на 1,9 сек раньше предусмотренного программой), после чего включился двигатель второй ступени, произошло отделение первой ступени и её падение в океан. Часть корпуса первой ступени длиной 7,2 м была выловлена из воды.

В Т+336,4 сек прекратил работу двигатель второй ступени (тоже на 2,2 сек раньше предусмотренного программой). Скорость в момент выключения двигателя составляла 7864, м/сек.

Корабль с помощью бортовых двигателей отделился от второй ступени и вышел на орбиту с высотой перигея 161 км и высотой апогея 346,65 км.

Через 56 мин после запуска (Т+56 мин) в апогее первого витка Конрад включил бортовые двигатели корабля на 13 сек после чего корабль перешел на орбиту с высотой перигея 169 км и высотой апогея 350 км.

Чарльз Конрад в кабине "Джемини-5" вскоре после выхода на орбиту. Фото с сайта humus.livejournal.com.
Чарльз Конрад в кабине "Джемини-5" вскоре после выхода на орбиту. Фото с сайта humus.livejournal.com.

Главной задачей первого дня полета было испытание радиолокатора, впервые установленного на корабле "Джемини". На втором витке от корабля был отделен (с помощью пружинных толкателей) спутник-мишень REP. В течение некоторого времени астронавты проводили запланированные эксперименты с использованием мишени: примерно 20 мин с помощью охлаждаемого радиометра регистрировалось его излучение и около 43 мин осуществлялось слежение за ним с помощью бортового радиолокатора, а также съемка кинокамерой при удалении REP от корабля на 1,5 км.

Однако все эти эксперименты пришлось прервать после того, как в конце второго витка вышел из строя нагреватель бачка с жидким кислородом, используемым в топливных элементах. Давление в бачке резко упало, подача кислорода в топливные элементы сократилась, а мощность, вырабатываемая этими элементами, снизилась. Руководитель полета приказал астронавтам выключить все потребляющие электроэнергию системы, кроме самых необходимых, снизив потребление до 10-12 А.

Совещание в ЦУПе по поводу сложившейся аварийной ситуации. Из отчета НАСА о полете корабля "Джемини-5".
Совещание в ЦУПе по поводу сложившейся аварийной ситуации. Из отчета НАСА о полете корабля "Джемини-5".

Эксперимент по сближению с модулем REP был отменен, оказались также сорваны сложные маневры, к которым астронавты долго и напряженно готовились, – выход корабля на коэллиптическую орбиту и "перехват" цели.

REP оставался вблизи "Джемини-5" в течение 8 часов и однажды подошел настолько близко, что вспышки его светового маяка освещали коpабль. Однако питание спутника-мишени было рассчитано только на 6 часов работы. На 6-м витке, когда световой маяк погас, астронавты потеряли REP из виду.

Началась подготовка к аварийному приводнению после шести витков, так как аварийные источники электропитания (химические батареи) могли обеспечить корабль электроэнергией только на 9 часов.

На четвертом витке давление в бачке с жидким кислородом стабилизировалось на уровне 4,2 кг/см2 (нормальное давление не ниже 50 кг/см2). При таком давлении топливные элементы вырабатывали достаточную мощность для обеспечения "минимальной активности" корабля, поэтому руководитель полета Кристофер Крафт принял решение не производить аварийной посадки и продолжить полет ещё на сутки.

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

В дальнейшем каждые сутки астронавтам давалось разрешение продолжать полет ещё в течение одних суток.

В таком режиме "минимальной активности" корабль совершал полет ещё в течении 10 часов. При этом на корабле были постоянно включены только два насоса хладоагента, вентилятор в системе снабжения кислородом скафандров астронавтов, преобразователь мощности постоянного тока и УКВ-приемник. При пролете корабля над станциями слежения включались также УКВ-передатчик, телеметрический передатчик и радиолокационный маяк.

Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.
Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.

22 августа давление в бачке с жидким кислородом начало постепенно повышаться.

Из журнала "Знание-сила" №5 за 1966 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "Знание-сила" №5 за 1966 год. С сайта publ.lib.ru.

На 18 витке были проведены испытания бортового радиолокатора корабля. Поскольку спутник-мишень REP уже не функционировал, был использован аналогичный приемоответчик, установленный на башне на мысе Кеннеди. Бортовой радиолокатор начал получать сигналы приемоответчика, когда корабль находился на расстоянии 960 км от башни. До сближения на расстояние 400 км сигналы приемоответчика принимались с перебоями, на расстоянии менее 400 км - без перебоев. При удалении корабля от башни на расстояние более 960 км прием сигналов прекращался. Астронавты должны были определять по этим сигналам расстояние до башни и направление на неё, однако годных к использованию измерений расстояний получить не удалось в связи с неисправностью бортового индикатора.

За первые 26 часов полета астронавты спали только два часа и ели очень мало. По рекомендации медицинского руководителя полета в ночь с 22 на 23 августа астронавты спали 10 часов.

Испытания на выносливость.

23 августа астронавты провели неудачную попытку засечь запуск МБР "Минитмен" с Восточного полигона США.

Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.
Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.

После этого был произведен эксперимент по сближению с воображаемой ракетой "Аджена D". Этот эксперимент не был предусмотрен первоначальной программой полета, но вследствие отказа от сближения со спутником-мишенью REP на корабле оказался "лишний" запас топлива (34 кг). Эксперимент по сближению с воображаемой ракетой должен был послужить репетицией по сближению с реальной и в какой-то степени скомпенсировать неудачу с экспериментом по сближению со спутником-мишенью.

Было принято условие, что "ракета" находится на эллиптической орбите с высотой перигея 228 км и высотой апогея 340 км на расстоянии 800 км от корабля, который на момент эксперимента находился на орбите с высотой перигея 167 км и высотой апогея 338 км. Для воображаемого сближения было произведено четыре маневра с использованием бортовых двигателей.

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

После завершения всех маневров корабль прошел на расстоянии 30 км от воображаемой ракеты. Если бы эксперимент проводился с реальной ракетой и на борту корабля было достаточное количество топлива, то корабль мог бы провести пятый маневр и оказаться в непосредственной близости от ракеты, после чего с помощью шестого маневра могла быть обеспечена стыковка корабля и ракеты.

24 августа давление в бачке с жидким кислородом повысилось до 7,5 кг/см2 и топливные элементы стали обеспечивать мощность 40-50 вт.

Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.
Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.

А вот температура в скафандрах астронавтов упала, и руководители полета позволили им несколько увеличить расход мощности топливных элементов на обогрев скафандров. Космонавты проводили в этот день научные эксперименты, предусматривающие фотографирование Земли. В ходе экспериментов вышла из строя телескопическая приставка фотокамеры (отказ подсветки наведения). Купер разобрал её почти полностью и заменил неисправный шнур питания аналогичным с пульта Конрада. Это был первый серьезный ремонт, выполненный в космосе.

На 47 витке были повторены испытания бортового радиолокатора с использованием радиолокационного приемоответчика на мысе Кеннеди. На расстоянии 960-480 км сигналы принимались с перебоями, на расстоянии менее 480 км - без перебоев. Кроме того астронавты засекли запуск МБР "Минитмен" с Западного полигона США, шесть раз сфотографировали ракету, когда она находилась на расстоянии около 200 км от корабля и зарегистрировали с помощью радиометров инфракрасное излучение факела двигателя.

На 61 витке (25 августа), пролетая на базой ВВС Холломан, астронавты видели факел ракетного двигателя, установленного на рельсовых салазках Им удалось зарегистрировать инфракрасное излучение факела. Также астронавты видели и сфотографировали авианосец "Лейк Чемплейн" (флагман флотилии по обеспечению спасения астронавтов после приводнения) и засекли второй запуск ракеты "Минитмен" с Западного полигона. А вот запуск ракеты "Тор-Дельта" с Восточного полигона астронавты не увидели. Астронавты также в этот день сфотографировали отдельные районы Мексики, Восточной Африки, Аравийского полуострова и Австралии. Астронавты видели также специальные знаки, выложенные на земле в Техасе и в Австралии, правда не очень отчетливо.

26 августа астронавты превысили рекорд продолжительности пребывания в космосе, принадлежащий с 1963 года советскому космонавту Валерию Быковскому (5 суток). А вскоре был преодолен и психологический "шестисуточный барьер" (некоторые ученые предполагали, что пребывание в космосе свыше 6 суток вызовет болезненные явления в организме астронавтов).

Валерий Быковский во время полета на корабле "Восток-5". Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.
Валерий Быковский во время полета на корабле "Восток-5". Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.

Но долго радоваться этому событию не получилось. В этот же день на корабле вышли из строя два бортовых двигателя системы ориентации и маневрирования на орбите. В результате корабль начал медленно кувыркаться, но это, по заявлению астронавтов, не причинило им неудобств, хотя заставило отказаться от некоторых экспериментов, предусматривающих фотографирование. С помощью оставшихся двигателей можно было стабилизировать корабль, но это привело бы к перерасходу топлива, которого и так оставалось немного.

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

В топливных элементах корабля стало образовываться слишком много воды, что грозило переполнением бачка, где эта вода собиралась. В связи с этим было принято решение отключить одну из батарей топливных элементов и отказаться от некоторых экспериментов.

27 августа значительно снизилась температура в кабине корабля: пары воды, выдыхаемые астронавтами стали замерзать на стеклах кабины. Отказали ещё два двигателя маневрирования и ориентации.

28 августа руководители полета приказали астронавтам включить вторую батарею топливных элементов и провести последнюю серию экспериментов.

Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.
Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.

Астронавты смогли засечь дымовые сигналы в районе Вудли Рэнч (Австралия). А в конце этого дня вышли из строя ещё два бортовых двигателя ориентации.

В этот же день было принято решение возвратить корабль на Землю после 120, а не 121 витка, как планировалось первоначально. Это было вызвано тем, что в направлении первоначального района посадки двигался ураган "Бетси". Новый район посадки находился в 800 км севернее от прежнего.

Завершение полета и спуск на Землю.

Последний день пребывания на орбите (29 августа) начался с разговора астронавтов со своим коллегой - Скоттом Карпентером, находившимся в то время на борту подводной лаборатории "Силэб-2" на глубине 60 метров у берега Калифорнии (в 1967 году Карпентер окончательно покинул НАСА и стал акванавтом).

Из журнала "LIFE" от 8 октября 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "LIFE" от 8 октября 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Перед сходом с орбиты астронавты приняли таблетки декседрина (для повышения концентрации внимания).

Над Тихим океаном была включена тормозная двигательная установка и корабль успешно сошел с орбиты.

Перед сходом с орбиты. Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.
Перед сходом с орбиты. Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.

Во время спуска компьютер показал, что корабль идет с большим перелетом, однако эта информация оказалась неверной и появилась из-за грубой ошибки в компьютерной программе, из-за которой на борт были заложены неверные данные на торможение. Не зная этого и пытаясь уменьшить подъемную силу, Гордон Купер увеличил крен с расчетных 53 град. до 90 град. Ещё Купер преждевременно дал сигнал на выпуск тормозного парашюта, однако основной парашют раскрылся вовремя.

Выпуск основного парашюта. Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.
Выпуск основного парашюта. Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.

В результате корабль приводнился с недолетом в 168 км от расчетной точки в 620 км к юго-западу от Бермудских островов.

Капсула корабля после приводнения. Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.
Капсула корабля после приводнения. Скрин из фильма "8 дней в космосе Gemini V" 1965 год. С сайта youtube.com.

Через 45 минут после приводнения корабля над ним появился вертолет, который сбросил водолазов, а они уже подвели под капсулу специальный понтон. Ещё через 15 минут астронавты были подняты на борт вертолета, который доставил их на авианосец "Лейк Чемплейн".

Через два часа авианосец подошел к месту приводнения и поднял из воды на борт капсулу. В связи с приводнением корабля в нерасчетном районе не удалось спасти отделившийся от него перед приводнением отсек радиолокатора: к тому времени, когда корабли подошли к месту приводнения отсека, он уже затонул.

На борту авианосца астронавты прошли первичное медицинское обследование, встретились с экипажем корабля и поговорили по телефону с президентом США Линдоном Джонсоном. А после прибытия в США астронавты прошли 11-суточное медицинское обследование в госпитале.

Заключение.

Некоторые результаты полета:

1. Человек способен выдержать восьмисуточный космический полет без ущерба для здоровья, сохраняя полную работоспособность.

2. Астронавт может выполнять важные задания военного характера, включая обнаружение пусков ракет, фотографирование наземных объектов и их опознавание, а также фотографирование объектов в космосе.

3. Созданные по программе "Джемини" средства сближения на орбите (радиолокатор и бортовое вычислительное устройство) достаточно эффективны.

4. Бортовые элементы корабля способны надежно работать в течение восьми суток: выход из строя нагревателя в топливных элементах не означает наличия каких-либо недостатков в самих топливных элементах, а отказ двигателей ориентации был вызван "замерзанием" двигателей из-за отвода паров жидкого водорода, что являлось также следствием отказа нагревателя в бачке с жидким кислородом (причину которого так и не удалось установить).

5. Несмотря на неисправность некоторых бортовых систем астронавты выполнили 83% предусмотренных программой экспериментов.

6. Оба астронавта за время полета потеряли в весе. Было установлено, что сон астронавтов по очереди в течение 6 часов каждый не способствует нормальному отдыху и приводит к постоянному просыпанию от малейшего шума.

7. Несмотря на то, что астронавты почти весь полет находились в корабле без шлемов и перчаток, постоянное нахождение в корабле в скафандре вызывало неудобства, и было признано желательным в дальнейшем обеспечить пребывание астронавтов в корабле без скафандров (реализовано в полете корабля "Джемини-7").

8. Очень много времени астронавтов уходило на раскладывание предметов по местам и уборку мусора.

Вскоре после полета астронавты с женами были приняты в Белом доме президентом Джонсоном, а после совершили турне по ряду африканских стран.

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору этот полет показался похожим на полный драматизма аварийный полет корабля "Аполлон-13": тот же недостаток электроэнергии, вызвавший необходимость отключать многие системы корабля, та же холодная атмосфера в кабине. Конечно не было столь драматичного развития событий, да и опасность для жизни была меньше, но все же этот полет потребовал от астронавтов мужества, а главное большой выдержки и терпения.

И теперь традиционно о дальнейшей судьбе астронавтов.

Гордон Купер больше в космос не полетел, хотя был командиром дублирующих экипажей кораблей "Джемини-12", "Аполлон-10" и претендентом на полет в качестве командира корабля "Аполлон-13". В 1970 году Купер покинул НАСА и занялся бизнесом. Гордон Купер скончался в 2004 году в возрасте 77 лет. Он включен в Зал славы астронавтов.

Чарльз Конрад ещё три раза летал в космос. В 1966 году он был командиром дублирующего экипажа корабля "Джемини-8" и командиром корабля "Джемини-11", в 1969 году - командиром дублирующего экипажа корабля "Аполлон-9", а в ноябре 1969 года стал командиром корабля "Аполлон-12" и третьим человеком, ступившим на поверхность Луны.

В 1973 году Чарльз Конрад стал командиром миссии "Скайлэб-2" - первой пилотируемой экспедиции на орбитальную станцию "Скайлэб".

8 июля 1999 года в результате мотоциклетной катастрофы на горной
дороге в штате Калифорния 69-летний Чарльз Конрад получил травмы,
которые сначала внешне не выглядели серьёзными, но через 6 часов в
госпитале стали причиной его смерти от внутреннего кровотечения.
Похоронен Чарльз Конрад на Арлингтонском национальном кладбище. На похоронах присутствовали многие астронавты программы "Аполлон". Это случилось за несколько месяцев до юбилея его полёта на Луну и всего за две недели до торжеств по случаю 30-летия первой лунной миссии. Имя Чарльза Конрада также включено в список членов Зала славы астронавтов.

На этом серия статей о космических полетах 1965 года заканчивается, так как последними полетами в декабре 1965 года были полеты кораблей "Джемини-6" и "Джемини-7", о которых уже вышла статья на этом канале.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите
в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.