Продолжение рассказа об экспедиции на Луну корабля "Аполлон-12", 55-летие которой будет отмечаться в ноябре 2024 года. Начало рассказа:
Выход на селеноцентрическую орбиту и посадка на Луну.
18 ноября 1969 г. в Т+ 83 час 25 мин полетного времени, когда "Аполлон-12" находился над обратной стороной Луны и связь с Землей была прервана. На высоте 155 км от ее поверхности, на 352 сек (5 мин 52 сек) был включен маршевый двигатель корабля, в результате "Аполлон-12" был выведен на окололунную орбиту с параметрами 313 км в апоселении и 114 км в периселении. Всего перелет с околоземной до окололунной орбиты занял 80 ч 38 мин 01 сек (3 суток 08 ч 38 мин 01 сек). В Т+87 час 45 мин маршевый двигатель был включен снова и перевел корабль на расчетную, близкую к круговой, селеноцентрическую орбиту с высотой переселения 100 км и высотой апоселения 122 км.
Вскоре после этого Конрад и Бин снова перешли в лунный модуль для проверки бортовых систем и пробыли в нем два часа.
Астронавты испытывали некоторые болезненные ощущения: Конрад жаловался на то, что приклеенные к телу биотелеметрические датчики раздражают кожу, а у Бина пересыхала слизистая оболочка носа (каждые 8 часов он принимал таблетки отхаркивающего средства). Эти болезненные явления были сочтены несущественными, и астронавты получили разрешение на расстыковку лунного и командно-сервисного модулей. Конрад и Бин уже в скафандрах перешли в лунный модуль примерно за 4 часа до расстыковки.
Расстыковка командно-сервисного и лунного модулей произошла 19 ноября в Т+107 час 54 мин полета, на 13-м витке, на высоте 116 км над лунной поверхностью, вскоре после того, как "Аполлон-12" вышел из-за обратной стороны Луны. Оба модуля после разделения получили собственные позывные - лунный модуль "Интрепид" ("Неустрашимый"), командно-служебный "Янки Клипер". Вскоре после этого, в Т+108 час 24 мин, астронавт Дик Гордон, который остался в командном модуле, при помощи 16-секундного включения двигателей ориентации произвел маневр отхода на безопасное расстояние от лунного модуля.
В Т+109 час 23 мин полета, над обратной стороной Луны, было произведено 29-ти секундное включение двигателя посадочной ступени лунного модуля для перехода на орбиту снижения с параметрами 114 x 16 км, на которой лунный модуль оставался еще около часа до начала снижения к поверхности.
В периселении в Т+110 час 20 мин двигатель посадочной ступени был включен вторично для обеспечения торможения и посадки на Луну. При этом отрабатывалась автоматическая программа Р-63. Астронавты получили с Земли и ввели в бортовой компьютер уставки на коррекцию плоскости траектории, дальности полета при торможении и высоту полета. Двигатель посадочной ступени лунного модуля после включения проработал 717 сек (11 мин 57 сек) до момента посадки. 16-мм кинокамера "Maurer" DAC, находившаяся в правом иллюминаторе пилота лунного модуля, была включена примерно через семь минут после начала снижения и работала до самой посадки при частоте 12 кадров в секунду. Лунный модуль в это время летел окнами вверх и экипаж с трудом мог видеть поверхность вблизи лунного горизонта. В Т+110 час 29 мин модуль совершил маневр наклона вперед и Конрад наконец увидел цель прямо по курсу - формацию кратеров в виде "Снеговика" с "кратером Сурвейора" в центре.
За одну минуту до посадки в начале этапа ближнего подхода Лунный модуль находился на высоте 162 метра, имел горизонтальную составляющую скорости 14,3 м/сек и вертикальную составляющую скорости 4,3 м/сек. В этот момент завершилась отработка автоматической программы Р-64 и началась отработка полуавтоматической программы Р-66. Отмечалось, что бортовое оборудование лунного модуля работало исключительно эффективно и, по словам Конрада, если бы вместо полуавтоматической программы Р-66 отрабатывалась автоматическая программа Р-65 (такая возможность была предусмотрена) то лунный модуль опустился бы прямо на аппарат "Сурвейор". "Эта вычислительная машина стоит своих денег" - в восторге воскликнул Пит.
Однако, посадка внутри кратера с относительно крутыми склонами была небезопасной, кроме того, нужно было, насколько это возможно, избежать попадания поднятой двигателем пыли на сам находящийся внутри кратера аппарат "Сурвейор-3", поэтому, в Т+110 час 30 мин, примерно в 200 метрах от поверхности, Пит Конрад перешел на ручное управление, чтобы выбрать подходящее для посадки ровное место рядом с северо-западным склоном кратера. Пилот лунного модуля Алан Бин все это время непрерывно снабжал командира данными бортового компьютера о высоте, скорости и остатке топлива. Сразу после того, как Конрад погасил горизонтальную скорость на высоте около 70 метров, лунный модуль начал поднимать огромное количество пыли, намного большее чем было во время посадки "Аполлона-11" в Море Спокойствия и чем ожидали астронавты. Последние секунды снижение происходило почти вслепую из-за сильной пелены из лунной пыли, скрывавшей неровности и горизонт.
Чувства, которые испытывали при этом астронавты, описал впоследствии Алан Бин:
Я думал, когда вернусь (и если вернусь), буду жить только так, как хочу – жизнь коротка!.. Все-таки мы сильно рисковали, уходя к Луне.
После того, как наконец один из трех щупов-сенсоров, длиной 173 см, свисающих с трех посадочных опор (кроме передней опоры, с лестницей для спуска на поверхность) коснулся поверхности и на панели загорелся сигнал контакта (синяя лампочка), Пит Конрад выключил двигатель за 1,1 сек до посадки с остатком топлива в баках посадочной ступени на 103 сек работы двигателя. Пыль немедленно улеглась.
Лунный модуль "Интрепид" совершил посадку 19 ноября в Т+110 час 32 мин 43 сек полетного времени (06 час 54 мин 43 сек по Гринвичу) в 45 метрах от северо-западного края кратера Сурвейор и на расстоянии около 200 метров от аппарата "Сурвейор-3" (это обрадовало астронавтов: инструкция запрещала им идти к мертвому автомату, если они сядут от него дальше чем 900 метров).
Посадка была совершена на почти горизонтальную площадку (уклон 3,08 град). Координаты точки посадки удалось уточнить сравнительно быстро, потому что Гордон с селеноцентрической орбиты засек лунный модуль и аппарат "Сурвейор-3" на поверхности (что не удалось сделать Коллинзу на "Аполлоне-11").
Пребывание на Луне. Первый выход на поверхность.
После посадки астронавты в течение нескольких минут находились в готовности совершить аварийный старт с Луны. Поскольку обстановка не требовала аварийного старта, Центр управления дал астронавтам предварительное, а через несколько минут и окончательное разрешение остаться на Луне. После этого астронавты стравили остатки топлива посадочной ступени и выключили те бортовые системы, которые не должны были работать в период пребывания на Луне. Сняв шлемы и перчатки, они приступили к осмотру местности через иллюминаторы для более точного определения места посадки, а также в интересах ученых-геологов на Земле. Почти через два часа после посадки, в Т+112 час 26 мин полетного времени, когда командно-сервисный модуль с Диком Гордоном на борту на следующем витке пролетал над ними, командир Пит Конрад сообщил в Хьюстон, что визуально наблюдает летящий в небе "Янки Клипер" (в виде яркой точки) через находящийся у него над головой верхний стыковочный иллюминатор.
Через три часа после посадки астронавты начали подготовку к первому выходу на поверхность. Люк лунного модуля был открыт в Т+115 час 10 мин полета и командир Пит Конрад начал осторожно вылезать наружу. Алан Бин изнутри кабины сделал несколько снимков спускавшегося по лестнице Конрада с помощью 70-мм фотокамеры "Hasselblad".
Находясь на крыльце перед люком, Конрад потянул за трос, открыв тем самым отсек с оборудованием для развертывания на поверхности (MESA), расположенный на посадочной ступени ниже правого иллюминатора, и одновременно включив этим цветную телекамеру, которую впервые использовали на поверхности Луны.
Автор статьи не помнит, прямой это был эфир или нет, но выход Конрада из лунного модуля показывали по советскому телевидению, и автор своими глазами это видел (правда по черно-белому телевизору). Изображение было весьма невысокого качества, но в то время любая телепередача из космоса была такой - так что это никого не удивляло, да и не огорчало. А автору этот эпизод запомнился на всю жизнь - он стал очевидцем исторического события.
А в это же время выход Конрада на поверхность Луны снимала кинокамера, установленная на правом иллюминаторе лунного модуля.
В Т+115 час 22 мин полетного времени командир "Аполлона-12" Чарльз "Пит" Конрад спрыгнул с последней ступеньки лестницы на посадочную опору лунного модуля и при этом произнес, намекая на исторические слова Нила Армстронга и свой небольшой рост: "Ух-ты! Может это был и маленький шаг для Нила, но для меня большой". Через несколько секунд он ступил на поверхность Луны, став третьим человеком в истории, кому удалось это сделать. По его словам поверхность была мягкой, ноги не слишком сильно углублялись в грунт и с передвижением не было проблем. Медленно и осторожно делая свои первые шаги по Луне, Конрад зашел в тень лунного модуля, посмотрел на юго-восток и впервые увидел аппарат "Сурвейор-3", стоящий на противоположном от них внутреннем склоне кратера. Затем Пит собрал с помощью специального приспособления аварийные образцы лунного грунта на случай срочного взлета, которые вместе с вынутыми из отсека оборудования аккумуляторами и патронами с гидроокисью лития для перезарядки скафандров были сразу же переданы в кабину с помощью троса.
Пилот лунного модуля Алан Бин начал выбираться из люка в Т+115 час 49 мин, Конрад в это время фотографировал его спуск по лестнице, и в Т+115 час 52 мин, через 30 минут после Конрада, Алан Бин стал четвертым человеком, ступившим на поверхность Луны.
Через несколько минут после выхода Бина случилась самая большая неприятность во время работы "Аполлона-12" на Луне. Алан Бин снял цветную телекамеру "Westinghouse" с отсека MESA на посадочной ступени и должен был перенести и установить её на штатив в 6 метрах от лунного модуля, но в процессе этого случайно направил камеру прямо на Солнце, причем дважды, что повредило светочувствительный слой в трубке камеры.
Вины астронавтов в этом не было, так как на Земле они тренировались лишь с макетом камеры (настоящий образец подоспел за несколько дней до старта). Телеизображение с Луны сразу же пропало, а вместо него появились яркие пятна. Всего телекамера проработала на Луне около 40 минут, позднее Бин даже пробовал ударять по ней молотком, но и это не помогло, и Хьюстон дал указание оставить эти попытки, опасаясь, что из-за этого астронавты потеряют время и выбьются из графика (в конце первого выхода предпринимались повторные попытки исправить камеру, но также безуспешные). Позже телекамера была перенесена в тень лунного модуля (на Земле все ещё надеялись, что светочувствительный слой восстановится), а впоследствии была доставлена на Землю для анализа неисправности, так как поначалу было неясно, что являлось причиной потери изображения.
А вот сейчас начинается раздолье для сторонников теории "лунного заговора". Телекомпании, которые должны были транслировать сигнал с Луны, как оказалось, подготовились к такому происшествию. Канал CBS продолжил трансляцию реальных переговоров астронавтов, а вместо картинки со спутника Земли показывал передвижения двух актёров в скафандрах по своей студии (совсем как в недавно вышедшем фильме "Покажи мне Луну"). Канал NBC нанял кукольника Била Бейрда (учителя создателя программы "Улица Сезам" Джима Хенсона), который с помощью кукол имитировал передвижения астронавтов по поверхности Луны. Хоть на экране у телеканалов и была надпись "симуляция" (!), но многие приняли за чистую монету этот посыл и усомнились в присутствии астронавтов на Луне (чем усердно занимаются до сих пор). Советское телевидение ограничилось комментариями дикторов на тему лунного полета.
Но, в любом случае, остались фотографии, сделанные астронавтами во время пребывания на Луне, причем фотоаппараты (в отличие от "Аполлона-11") теперь были у обоих членов экипажа.
Конрад тем временем развернул вблизи лунного модуля 3-х метровую остронаправленную параболическую антенну S-диапазона (диапазон дециметровых и сантиметровых волн), раскрывавшуюся подобно зонтику и предназначавшуюся для улучшения качества связи и телеизображения с Луны. Антенна была направлена на Землю, которая была у них практически над головой, чтобы увидеть ее астронавтам приходилось смотреть почти вертикально вверх - во время их высадки Земля находилась на высоте 61 град. над горизонтом и имела вид очень узкого серпа.
После этого Бин установил в 40 метрах от лунного модуля лист алюминиевой фольги для улавливания частиц солнечного ветра, в рамках эксперимента, который назывался "Solar Wind Collector", а через несколько минут, в Т+116 час 19 мин полетного времени был установлен и флаг США. При установке флага у них снова возникли проблемы - сломалось поперечное крепление к флагштоку, которое должно было удерживать флаг в горизонтальном положении, поэтому их флаг так и остался как бы висящим на флагштоке.
В Т+116 час 30 мин астронавты начали разворачивать на Луне комплект научных приборов ALSEP, который впервые являлся полностью укомплектованной научной станцией, доставленной на Луну кораблем "Аполлон" и питавшейся электроэнергией от небольшого плутониевого радиоизотопного генератора (RTG). При извлечении капсулы с радиоизотопом встретились трудности: она нагрелась до 760 град. Цельсия и, по-видимому, произошло расширение металла, заклинившее её в контейнере. Извлечь капсулу удалось, только ударив по удерживающему её механизму молотком (урок всем от Конрада: "Не прилетайте на Луну без молотка!").
ALSEP "Аполлона-12" состоял из пяти приборов:
- магнитометр (LSM);
- пассивный сейсмометр (PSE);
- спектрометр для измерения параметров солнечного ветра (SWS);
- детектор для измерения свойств положительных ионов в лунной среде, взаимодействия плазмы солнечного ветра с поверхностью и электрических свойств лунной поверхности (SIDE);
- прибор для измерения давления крайне разреженной лунной атмосферы (CCIG).
Все это соединялось кабелями с Центральной станцией, которая была чем-то вроде командного центра ALSEP, через который осуществлялось получение команд с Земли, передача данных и распределение электроэнергии между приборами. Комплект приборов ALSEP вместе с радиоизотопным генератором (RTG) был размещен на расстоянии около 130 метров от лунного модуля, чтобы избежать загрязнения его пылью при взлете с Луны. К Т+118 час полетного времени Конрад и Бин закончили установку ALSEP и направили антенну Центральной станции на Землю,
После установки приборов ALSEP Конрад и Бин на пути обратно к лунному модулю собрали образцы грунта и камней, в том числе и рядом с двумя, необычного вида холмами, высотой около или чуть больше метра, которые они обнаружили неподалеку от места установки ALSEP и которые они назвали "вулканами" за соответствующую форму. Самый крупный из этих "вулканов" находился в 114 метрах от лунного модуля. Это были, конечно, не вулканические образования, а просто результаты выбросов, получившиеся при формировании одного из крупных близлежащих кратеров.
Установленный астронавтами сейсмометр зафиксировал и сразу же передал на Землю данные о колебаниях лунной почвы, вызванных шагами астронавтов во время их возвращения к лунному модулю. Вернувшись к "Интрепиду" в конце первого выхода на поверхность Луны, астронавты использовали оставшееся время для сбора дополнительных образцов грунта и камней. Пока Конрад заполнял свободное место в контейнере дополнительными образцами, Бин наполнил грунтом полую трубку, отснял с помощью фотокамеры "Hasselblad" несколько панорам, а также перенес неработающую телекамеру по просьбе из Хьюстона в тень лунного модуля. Астронавты обнаружили, что их скафандры стали грязными от лунной пыли и им пришлось отряхивать друг друга, используя перчатки скафандров (в следующих полетах для этого появились специальные щетки).
В Т+118 час 50 мин полета Алан Бин начал подниматься по лестнице, через две минуты он был уже внутри лунного модуля. Оказавшись в кабине, Бин переключил сигнал связи с Землей с антенны лунного модуля на установленную Конрадом на поверхности остронаправленную параболическую антенну, что сразу же заметно улучшило связь астронавтов с Землей. Затем, с помощью троса они переправили в кабину контейнер с лунными образцами, а также контейнер с фотокамерами "Hasselblad". Конрад начал подниматься по лестнице в Т+119 час 02 мин полетного времени, подъем и вход заняли три минуты, и люк был закрыт в Т+119 ч 06 мин, завершив таким образом первый выход экипажа "Аполлона-12" на поверхность Луны.
Тем временем, в Т+119 час 47 мин полета командно-сервисный модуль с Диком Гордоном на борту произвел маневр изменения окололунной орбиты с помощью 18 секундного включения маршевого двигателя, в результате параметры орбиты стали 115,7 x 106,6 км.
Первый выход астронавтов продолжался 4 час 01 мин 23 сек, при этом запасы автономной ранцевой системы жизнеобеспечения были израсходованы далеко не полностью (кислорода оставалось на 1,5 часа пребывания на Луне, не считая аварийного запаса ещё на 0,5 час). Тепловыделение составляло всего 225 ккал/час у Конрада и 250 ккал/час у Бина, поэтому вода для охлаждения скафандров расходовалась весьма умеренно (система была рассчитана на тепловыделение до 500 ккал/час).
Возвратившись в лунный модуль после первого выхода, астронавты провели подзарядку водой и кислородом автономных ранцевых систем. После поели и забылись недолгим сном (Конрад спал в скафандре, боясь, снимая его, распространить пыль по кабине).
Из воспоминаний Чарльза Конрада:
Я все время сползал с гамака - спасибо Ал вставал и помогал мне снова улечься... Но я все-равно не мог уснуть - "Интрепид" издавал какие-то безумные звуки, одни исходили из его недр (работали насосы), другие - от стен (под Солнцем участки обшивки между шпангоутами выгибались с хлопками и скрежетом).
После ещё одного приема пищи астронавты начали готовиться ко второму выходу. Давайте и мы, дорогие читатели, на этом их ненадолго оставим и отдохнем сами.
Окончание следует. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.