Найти тему
Виктор Павлов

Космические орбитальные станции. Начало истории. Часть четвертая.

Оглавление
Коллаж автора.
Коллаж автора.

Продолжение разговора об американской орбитальной станции "Скайлэб", начатого в части третьей. Предыдущие части статьи:

Миссия "Скайлэб-1" - не самое удачное начало.

Ракета-носитель "Сатурн-5" с орбитальной станцией "Скайлэб" на стартовой площадке. На заднем плане стартовая площадка ракеты-носителя "Сатурн-1Б" с кораблем "Аполлон".
Ракета-носитель "Сатурн-5" с орбитальной станцией "Скайлэб" на стартовой площадке. На заднем плане стартовая площадка ракеты-носителя "Сатурн-1Б" с кораблем "Аполлон".

Запуск станции "Скайлэб" был запланирован 30 апреля 1973 года, а через день должен был состояться старт первого экипажа. Сначала эти планы оказались под угрозой из-за забастовки служащих стартового комплекса, требования которых очень быстро удовлетворили. Однако затем обнаружились неполадки в системе приборов, предназначенных для исследования земных ресурсов. В связи с последним запуск станции был отложен на две недели.

14 мая 1973 года ракета-носитель "Сатурн-5" номер AS513 с орбитальной станцией "Скайлэб" поднялась со стартового комплекса LC39А на мысе Канаверал.

Запуск ракеты "Сатупн-5" с орбитальной станцией "Скайлэб". Фото из открытых источников.
Запуск ракеты "Сатупн-5" с орбитальной станцией "Скайлэб". Фото из открытых источников.

Ракета вывела орбитальную станцию на орбиту вокруг Земли, с высотой
435 км. Однако, когда еще не прошло и часа после момента запуска была обнаружена первая неисправность - несмотря на многократное включение системы раскрытия двух из четырех панелей солнечных батарей, последние не раскрывались. Через некоторое время обнаружилась вторая неисправность - катастрофически стала расти температура внутри станции, вскоре достигнув 50 град. Цельсия. Дальнейшее увеличение температуры могло привести к срыву всей программы "Скайлэб", так как уже при таких температурах становились непригодными медикаменты и некоторые пищевые продукты. Такое повышение температуры грозило понизить прочность корпуса станции и испортить расположенную на ее борту чувствительную электронную аппаратуру. Наконец, облицовка станции, сделанная из пластика, при таких условиях выделяла бы отравляющие газы, опасные для астронавтов, которым предстояло работать без скафандров. Что же произошло?

Как потом оказалось, уже на 63-й секунде полета станции вследствие неравномерного распределения давления под противометеоритным экраном, последний оторвался от станции, полностью разрушив одну из панелей солнечных батарей и заклинив вторую. Так как этот, экран, изготовленный из алюминиевой фольги толщиной 0,6 мм, должен был также отражать солнечные лучи, то станция стала под действием последних сильно нагреваться.

Таким образом, станция лишилась половины энергопитания и стала сильно нагреваться. В первую очередь было решено предотвратить дальнейший нагрев станции. С этой целью ее развернули под меньшим углом к Солнцу. Однако это вызвало сильное охлаждение теневой стороны станции "Скайлэб", из-за которого вода на борту станции, замерзнув, могла разорвать баки и трубопроводы, в которых помещалась. Для баланса температуры станцию пришлось время от времени по-разному ориентировать относительно Солнца. Операторы с трудом подбирали баланс между питанием и охлаждением, гироскопы перегревались и давали ложные данные, температура зашкаливала
за 55 град. Цельсия, заряда аккумуляторов едва хватало для работы основных систем станции в дежурном режиме, а один из них вообще вышел из строя.
В связи с аварией на станции "Скайлэб" запуск первого экипажа был отсрочен на неделю, а некоторые специалисты НАСА предлагали вообще отказаться от запуска к ней астронавтов. Однако, разработав программу ремонта станции, НАСА решило попытаться исправить создавшуюся ситуацию.

Миссия "Скайлэб-2" - спасательная экспедиция.

Астронавты миссии "Скайлэб-2" садятся в специальный фургон, чтобы ехать на стартовую площадку. Фото из Википедии.
Астронавты миссии "Скайлэб-2" садятся в специальный фургон, чтобы ехать на стартовую площадку. Фото из Википедии.

Первоначально запуск миссии "Скайлэб-2" планировался на 15 мая 1973 года, то есть на следующий день после запуска орбитальной станции. В связи с выявленными неисправностями на орбитальной станции запуск был отложен на 20 мая, однако незадолго до старта на станции вновь зарегистрировали резкое возрастание температуры до 88 град. Цельсия. Запуск снова был отложен и состоялся лишь 25 мая 1973 года.

Старт ракеты-носителя "Сатурн-1Б" с космическим кораблём миссии "Скайлэб-2". Фото из Википедии.
Старт ракеты-носителя "Сатурн-1Б" с космическим кораблём миссии "Скайлэб-2". Фото из Википедии.

Через семь часов после запуска корабль "Аполлон" сблизился со станцией "Скайлэб" и примерно в течение часа совершал ее облет, передавая по телевидению изображение станции.

Снимок станции, сделанный до стыковки во время предварительного облёта. Фото из Википедии.
Снимок станции, сделанный до стыковки во время предварительного облёта. Фото из Википедии.

Затем он состыковался с ней, однако руководители полета решили сделать попытку развернуть панель солнечных батарей непосредственно из космоса. Но предпринятая Вейтцом попытка освободить застрявшую панель с помощью специального багра окончилась неудачно. Когда корабль вновь вернулся к стыковочному отсеку станции, и была сделана попытка состыковаться с ней, то стыковка не получилась ни с первой, ни с последующих пяти попыток. Как потом выяснилось, это произошло вследствие короткого замыкания в системе стыковки. Пришлось одному из астронавтов после разгерметизации кабины корабля "Аполлон" выйти в открытый космос и, используя аварийный люк станции "Скайлэб", исправить механизм стыковки. Последовавшая затем стыковка прошла успешно и усталым астронавтам был предоставлен отдых в кабине корабля "Аполлон".

На следующий день экипаж без скафандров, но в респираторах вошел в помещение станции. Привезенные с Земли детекторы не установили никакого
присутствия отравляющего газа. Главной задачей дня была названа установка теплозащитного экрана, необходимая для снижения температуры внутри станции. В течение пяти часов, работая в самой жаркой части станции, где
температура достигала 51 град. Цельсия, астронавты устанавливали экран через верхний научный шлюз. Когда экран установили, оказалось, что он не развернулся полностью - одна из четырех телескопических спиц-распорок не вытянулась полностью, и материал собрался складками. Однако температура станции стала снижаться. Для отдыха экипаж вновь вернулся на корабль, открыв все внутренние люки станции для свободной циркуляции воздуха.

Установленный астронавтами теплозащитный экран. На переднем плане видны опоры комплекта астрономических приборов. Фото из журнала "Америка" январь 1975/№219. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Установленный астронавтами теплозащитный экран. На переднем плане видны опоры комплекта астрономических приборов. Фото из журнала "Америка" январь 1975/№219. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Третий день прошел в проверке научной аппаратуры; была проведена первая телевизионная передача со станции на Землю. Автор статьи сам видел фрагмент этой телепередачи по советскому телевидению. Астронавты демонстрировали перемещение по окружности корпуса основного блока, причем одеты они были весьма легко из-за повышенной температуры внутри станции.

Фрагмент телерепортажа с борта орбитальной станции. Из Википедии.
Фрагмент телерепортажа с борта орбитальной станции. Из Википедии.

Вскоре температура внутри станции снизилась до 36 град. Цельсия. Астронавты уже спали на самой станции, но возле стыковочного отсека, устроившись в удобных гамаках.

В четвертый день также проводилась проверка оборудования станции. Температура снизилась до 31 град. Цельсия.

Только на пятый день экипаж впервые приступил к выполнению запланированных научных экспериментов, и впервые была использована вся мощность работающих батарей станции (4,6 кВт). Температура упала до
29,5 град. Цельсия.

Однако, на следующий день вышли из строя две аккумуляторные батареи станции, что поставило под угрозу выполнение запланированной программы исследований.

В течение всего седьмого дня астронавтов инструктировали с Земли, как устранить осколок противометеоритного экрана, заклинившего панель солнечных батарей. Дело в том, что при конструировании станции не учли
создавшуюся ситуацию, и на ее корпусе не было вспомогательных опор, закрепившись на которых, астронавт мог бы спокойно работать, без риска оторваться в открытый космос. Этот выход и все соответствующие операции были тщательно отрепетированы на Земле командиром дублирующего состава первого экипажа Расселом Швейкартом.

Астронавт Рассел Швейкарт в тренажере орбитальной станции отрабатывает процедуру, которая будет использоваться для ремонта поврежденного теплозащитного кожуха "Скайлэба”. Фото НАСА с сайта space.nss.org.
Астронавт Рассел Швейкарт в тренажере орбитальной станции отрабатывает процедуру, которая будет использоваться для ремонта поврежденного теплозащитного кожуха "Скайлэба”. Фото НАСА с сайта space.nss.org.

На следующий день экипаж отдыхал. Температура снизилась до 27,5° С. В после-
дующие дни астронавты успешно проводили научные эксперименты и им удалось почти полностью "догнать" график научных исследований, выполнению которого помешали ремонтные работы. На 12-й день температура снизилась до 24,2 град. Цельсия.

7 июня 1973 г. Чарльз Конрад вышел в открытый космос для попытки развернуть панель солнечных батарей. Держась за импровизированный
поручень, конец которого удалось закрепить за корпус станции близ панели, Конрад, осторожно к ней приблизившись, ножницами срезал лоскут экрана с застрявшим в нем болтом. Панель была "спасена". Выход астронавта передавался по телевизору. Кервин помогал ему, находясь в космосе у выходного люка. Вейтц оставался на станции. Работа продолжалась около полутора часов. Конрад по дороге "домой" заменил кассету с застрявшей пленкой коронального спектрогелиографа, открыл и зафиксировал крышку рентгеновского телескопа.

Астронавты Конрад (слева) и Кервин (внизу справа) во время выхода в открытый космос. Фото из журнала "Америка" январь 1975/№219. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Астронавты Конрад (слева) и Кервин (внизу справа) во время выхода в открытый космос. Фото из журнала "Америка" январь 1975/№219. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Вечером станцию развернули так, чтобы оттаяли замерзшие петли, и к ночи панели раскрылись полностью.

Развернувшаяся панель позволила повысить энергопитание станции до 80% от расчетного. Астронавты впервые смогли позволить себе разогреть пищу и принять теплый душ.

Чарльз Конрад в космической душевой. Фото из Википедии.
Чарльз Конрад в космической душевой. Фото из Википедии.

В последующие дни продолжалось проведение научных экспериментов, в основном наблюдение Солнца с помощью комплекта астрономических приборов. 15 июня астронавтам удалось наблюдать, причем с самого начала, развитие вспышки на Солнце.

В течение нескольких последующих дней неожиданно выходил из строя клапан в системе охлаждения. В начале 26-го дня Конрад и Вейтц вышли в открытый космос, что на сей раз было запланировано по программе полета. После замены кассет в астрономических приборах Конрад "починил" одну из аккумуляторных батарей, ударив молотком по регулятору зарядного устройства (таким же способом астронавты Бин и Конрад пытались починить на Луне отказавшую телекамеру, но тогда у них это не получилось). В результате батарея заработала. В 27-й и 28-й дни полета на станции астронавты занимались консервацией ее оборудования.

Несмотря на ремонтные работы первый экипаж на 87% выполнил запланированные исследования Солнца, получив 30 242 его фотографии, а также 90% медицинских экспериментов.

Программа исследований Земли была выполнена на 88%.

Фотография залива Сан-Франциско, сделанная с космической станцией «Скайлэб» в июне 1973 года. Фото с сайта  naked-science.ru.
Фотография залива Сан-Франциско, сделанная с космической станцией «Скайлэб» в июне 1973 года. Фото с сайта naked-science.ru.

22 июня экипаж перешел в корабль "Аполлон" и, отделившись от станции, начал обратный путь к Земле.

Орбитальная станция "Скайлэб", сфотографированная во время облета её кораблем "Аполлон" при завершении миссии "Скайлэб-2". Фото из журнала "Америка" январь 1975/№219. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Орбитальная станция "Скайлэб", сфотографированная во время облета её кораблем "Аполлон" при завершении миссии "Скайлэб-2". Фото из журнала "Америка" январь 1975/№219. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

После приводнения в Тихом океане командный модуль был поднят на палубу встречавшего его вертолетоносца. У Конрада полная реадаптация в условиях земного притяжения произошла уже через 2 часа, у Вейтца - через 8 часов, у Кервина - лишь на вторые сутки.

24 июня астронавтов в своей калифорнийской резиденции принял президент США Ричард Никсон и представил находившемуся в США с официальным визитом Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Астронавты попросили Л. И. Брежнева передать советским космонавтам нож, которым они пользовались в полете. На нем выгравировано: "Мы с Вами, как и Вы с нами, во всех космических полетах".

Миссия "Скайлэб-3"- космические трудоголики.

Астронавты миссии "Скайлэб-3" садятся в специальный фургон, чтобы ехать на стартовую площадку. Фото из Википедии.
Астронавты миссии "Скайлэб-3" садятся в специальный фургон, чтобы ехать на стартовую площадку. Фото из Википедии.

Пока станция "Скайлэб" летала в автоматическом режиме после полета первого экипажа, на ней вышли из строя несколько гироскопов в системе стабилизации. Кроме того, система охлаждения, выходившая несколько раз из строя при полете первого экипажа, не обеспечивала необходимой температуры. В связи с этим в программу полета второго экипажа были дополнительно включены
замена неисправных гироскопов новыми, а также установка нового более эффективного теплозащитного экрана. Экран, запасные гироскопы и различные организмы для биологических исследований (мушки, пауки, мыши, рыбы) увеличили вес корабля "Аполлон" со вторым экипажем на 500 кг по сравнению с первым.

Ракета-носитель "Сатурн-1Б" с кораблем "Аполлон" миссии "Скайлэб-3" на стартовой площадке космодрома. Фото из открытых источников.
Ракета-носитель "Сатурн-1Б" с кораблем "Аполлон" миссии "Скайлэб-3" на стартовой площадке космодрома. Фото из открытых источников.

За несколько дней до старта 56-суточный полет стал 59-суточным - посадку отложили на трое суток, чтобы точка приводнения была ближе к берегам США.

Командир экипажа Алан Бин сопровождал командира первого экипажа Чарльза Конрада в прогулках по Луне во время экспедиции на корабле "Аполлон-12". Другие члены экипажа — Джек Лаусма и Оуэн Гэрриот - являлись новичками в космосе. Так как основной задачей второго экипажа были наблюдения Солнца, в экипаж был включен специалист в области физики Солнца - Оуэн Гэрриот.

Космический корабль "Аполлон" со вторым экипажем на борту (миссия "Скайлэб-3") стартовал 28 июля 1973 года.

Старт ракеты-носителя "Сатурн-1Б" с космическим кораблём миссии "Скайлэб-3". Фото из Википедии.
Старт ракеты-носителя "Сатурн-1Б" с космическим кораблём миссии "Скайлэб-3". Фото из Википедии.

Через три часа после запуска, уже проведя первую коррекцию, астронавты
обнаружили рой блестящих частиц, окружающих "Аполлон". Оказалось, что заклинило клапан ЖРД ориентации, и произошла утечка 23 кг окислителя. Пришлось перекрыть весь двигательный блок B.

Как и первый экипаж, приблизившись к станции, они вначале осмотрели её со стороны, передавая по телевидению изображение, а затем провели успешную стыковку.

Космическая станция ​​«Скайлэб» на фоне Земли. Фото из корабля "Аполлон" миссии "Скайлэб-3" во время маневров перед стыковкой со станцией 28 июля 1973 года. С сайта naked-science.ru.
Космическая станция ​​«Скайлэб» на фоне Земли. Фото из корабля "Аполлон" миссии "Скайлэб-3" во время маневров перед стыковкой со станцией 28 июля 1973 года. С сайта naked-science.ru.

Последующие дни должны были быть проведены в расконсервации станции и в подготовке эксперимента по замене теплозащитного экрана. Эта замена, запланированная на 31 июля, должна была производиться в открытом космосе. Однако случилось непредвиденное.

Сразу после перехода в помещение станции астронавты заболели "морской" болезнью. Они испытывали, особенно после еды, головную боль, головокружение, тошноту. Все работы проводились с большим отставанием от графика. Был отложен выход в открытый космос. Однако состояние астронавтов не улучшалось. Им предоставили внеочередной выходной день. Впоследствии решили, что возникшее ухудшение состояния астронавтов вызвано очень резкими движениями, производимыми ими в просторном помещении станции, не дав вестибулярному аппарату постепенно адаптироваться (первый экипаж на станцию в начале полета вынужден был подолгу находиться в тесной кабине корабля "Аполлон", поэтому у него адаптация прошла нормально).

Вскоре пришла вторая беда. Когда самочувствие астронавтов стало немного улучшаться, обнаружилась неисправность во втором баке окислителя в системе двигателя корабля "Аполлон". Первый бак дал течь еще во время подлета корабля "Аполлон" к станции. Если бы вышел из строя еще хотя бы один бак, то астронавты не смогли бы вернуться на Землю на этом корабле. А именно на это указывали специалисты НАСА, заподозрив, что в окислитель попала примесь, вызывающая коррозию, которая могла привести к неисправности все двигатели. Было даже предложено срочно, пока не поздно вернуть второй экипаж на Землю. Для этого хотели задействовать корабль-спасатель. Два астронавта – Вэнс Бранд и Дон Линд в переоборудованном на пятерых корабле должны были отправиться к орбитальной станции и снять второй экипаж на Землю. Подготовку "спасательной экспедиции" вели круглосуточно, старт наметили сначала на 5 сентября, потом на 10-е. Лишь 12 августа стало понятно, почему "потек" бак, и старт спасателей отменили.

Все это время второй экипаж станции "Скайлэб" оправившись от болезни, усиленно пытался войти в график. Ежедневно норма научных экспериментов перевыполнялась на 50%. Правда, они жаловались еще, что приготовление пищи и некоторые другие "домашние" дела отнимают у них слишком много времени. Однако скоро они освоились и с бытом. По воскресеньям, когда астронавтам согласно программе полагалось отдыхать, они требовали разрешения на дополнительные эксперименты.

6 августа Лусма и Гэрриот вышли в открытый космос для установки нового теплозащитного экрана, так как первый экран медленно разрушался под действием ультрафиолета. В отличие от первой экспедиции, командир экипажа остался на станции. Вместо трех часов, которые были им отпущены программой, они затратили целых шесть с половиной, однако им удалось раскрыть экран полностью, в отличие от астронавтов первого экипажа. После этого температура на станции стала близка к оптимальной (21град. Цельсия).

Основное время экспериментов второго экипажа было отведено наблюдениям Солнца. Всего было проведено 305 часов наблюдений вместо запланированных
200. За время наблюдений Солнце было очень активно. Было зарегистрировано несколько крупных вспышек на Солнце, наблюдались большие группы пятен.

13 августа приступили к серии испытаний "устройств автономного перемещения в космосе", использующих газореактивные сопла на сжатом азоте. Такие устройства нужны для многих работ в открытом космосе. Они обеспечивают подлет астронавта в нужную точку работы и его стабилизацию. Вот только испытывать их решили не в открытом космосе, а внутри лабораторного отсека станции.

Всего на борту было три устройства:

  • ранцевая установка ASMU – усовершенствованный вариант установки AMU с корабля "Джемини-9". Она крепится на спине астронавта с помощью ремней с быстро раскрывающимися замками и имеет 14 сопел. Два пульта управления встроены в подлокотники;
Изображение из книги "Орбитальная станция Скайлэб" 1977 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Орбитальная станция Скайлэб" 1977 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
  • ручное устройство HHMU пистолетного типа (также аналог примененного в
    "Джемини") – два сопла, азот подается через гибкий шланг от установки ASMU;
Эд Уайт во время выхода в открытый космос с устройством HHMU. Фото из открытых источников.
Эд Уайт во время выхода в открытый космос с устройством HHMU. Фото из открытых источников.
  • устройство с ножным управлением FCMU – астронавт сидит в "седле", опирающемся на "доску" с газореактивными соплами, в просторечии – "ботинок".
Изображение из книги "Орбитальная станция Скайлэб" 1977 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Орбитальная станция Скайлэб" 1977 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Первую серию испытаний Бин проводил 13 августа в течение почти четырех часов, он был в легком комбинезоне и жестком шлеме.

Алан Бин испытывает установку ASMU внутри лабораторного отсека станции "Скайлэб". Фото из Википедии.
Алан Бин испытывает установку ASMU внутри лабораторного отсека станции "Скайлэб". Фото из Википедии.

Установка ASMU оказалась удобной и легко управляемой, в отличие от "пистолета" HHMU. Попробовал "покататься" и Лаусма – понравилось. 15 августа Бин "летал" уже в скафандре, шлеме и перчатках. 17 августа – новое усложнение: скафандр наддули. Бин отметил, что с подключенным фалом маневрировать трудно, с питанием от собственного баллона удобнее. 19 августа командир опробовал устройство FCMU, но "летающий ботинок" оказался самым неудобным. Пятый "заезд" 21 августа Бин снова выполнял на ASMU. Последнюю запланированную серию 27 августа провел Лаусма, а 31 августа Гэрриотт, до полета не готовившийся к этому эксперименту, также легко справился с "летающим ранцем". В этот же день был проведен во второй раз эксперимент с "летающими ботинками".

18 августа догнали по количеству выполненных экспериментов своих предшественников. Астронавты вошли вовкус и начали "трудоустраиваться" сами; работали в часы вечернего отдыха, забывали поесть, а 14 августа Бин
официально попросил "урезать" время на еду. Руководители полета признались, что не могут полностью загрузить экипаж.

Во время полета регулярно проводились исследования природных ресурсов Земли. И опять экипаж перевыполнил программу экспериментов; вместо запланированных 26 сеансов наблюдений он провел 39.

К сожалению, почти неудачно окончился биологический эксперимент. В результате неисправности системы жизнеобеспечения погибли мыши и плодовые мушки. Рыбы не освоились в невесомости и так не научились
плавать по прямой линии. Однако пауки (две самки) Анита и Арабелла после некоторого момента растерянности стали, невзирая на невесомость, плести
геометрически правильную паутину.

Изображение из книги "Мировая пилотируемая космонавтика" 2005 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Мировая пилотируемая космонавтика" 2005 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Хотя кормление пауков не планировалось программой экспериментов, было решено их подкармливать кусочками бифштекса, чтобы живыми вернуть на Землю. Однако из космоса живой удалось вернуться лишь Арабелле. Чтобы увековечить этот "подвиг", на здание Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне поместили эмблему с изображением Арабеллы.

Пока астронавты проводили исследования на борту станции, на Земле продолжалась подготовка спасательного корабля "Аполлон", но в более медленном темпе, рассчитывая подготовить корабль к 24 сентября, за
сутки до запланированного окончания срока пребывания астронавтов на борту станции "Скайлэб".

Тренировка по размещению астронавтов в отсеке экипажа корабля-спасателя. Фото из Википедии.
Тренировка по размещению астронавтов в отсеке экипажа корабля-спасателя. Фото из Википедии.

Некоторая напряженность возникла и на орбитальной станции, когда вышли из строя еще несколько гироскопов системы стабилизации. Однако во время второго выхода в открытый космос 24 августа астронавты подключили
запасной набор гироскопов, привезенных с Земли. Во время этого, а также третьго (22 сентября) выходов в космос астронавты второго экипажа заменяли кассеты в астрономических приборах и сняли образцы различных материалов и покрытий с корпуса станции, на котором они экспонировались, с целью возвращения на Землю.

Когда настало время возвращения на Землю, то к этому моменту прошли сомнения относительно надежности остальных баков окислителя в двигательной установке корабля "Аполлон". 25 сентября после тщательной консервации станции второй экипаж перешел в корабль "Аполлон", и после расстыковки начал обратный путь к Земле. В ночь на 26 сентября он приводнился в точно заданном районе. В самую последнюю минуту астронавтам опять не повезло. После неожиданного удара корабля об воду, он приводнился вверх дном, однако наполнив три специальных баллона газом, они привели корабль в нормальное положение. Через 43 мин командный модуль подняли на палубу вертолетоносца "Нью-Орлеан", внутрь отсека вошел врач, проверил состояние астронавтов и сообщил, что они могут выйти сами. Первым вышел Лаусма, затем Гэрриотт и за ним Бин. Все ступали неуверенно, делали мелкие шаги, но выглядели жизнерадостными и приветственно улыбались встречавшим.

Усиленно (в отличие от первого экипажа) занимаясь на велоэргометре на борту станции "Скайлэб", астронавты второго экипажа очень быстро реадаптировались к земному притяжению, даже быстрее, чем первый экипаж, хотя в полете находились вдвое дольше.

Миссия "Скайлэб-4"- охотники на комету.

Астронавты миссии "Скайлэб-4" садятся в специальный фургон, чтобы ехать на стартовую площадку. Фото из Википедии.
Астронавты миссии "Скайлэб-4" садятся в специальный фургон, чтобы ехать на стартовую площадку. Фото из Википедии.

Когда стартовать третьей экспедиции, решилось 16 августа 1973 года. Корабль
№118, срочно подготовленный как спасательный, можно было запустить уже 24 сентября, за сутки до ухода со станции второго экипажа, и провести пересменку без консервации комплекса. К этому варианту склоняли непонятные сбои датчиков угловых скоростей и проблемы с контурами охлаждения. Прямо противоположным было желание астрономов всего мира: комета, открытая
7 марта чешским астрономом Любошем Когоутеком из Гамбургской обсерватории, должна была пройти свой перигелий 28 декабря и обещала стать самым ярким объектом ночного неба после Луны. Запуск третьей экспедиции по плану, 9 ноября, давал возможность исследовать комету Когоутека мощным астрономическим комплексом "Скайлэба". Решение оказалось в пользу астрономов, причем с 16 декабря 1973 года и до 2 января 1974 года наблюдениям кометы отдавался высший приоритет.

Кроме того было решено увеличить срок пребывания третьего экипажа в космосе до трех месяцев. Для этого было необходимо дополнить запасы станции некоторым количеством пищевых продуктов, а также хладагентом, необходимым для системы охлаждения бортового оборудования. Чтобы не перегружать корабль "Аполлон" выбрали самые калорийные продукты.

Ракету "Сатурн-1Б" вывезли на старт 14 августа 1973 года.

Вывоз ракеты "Сатурн-1Б" миссии "Скайлэб-4" на стартовую площадку. Фото из Википедии.
Вывоз ракеты "Сатурн-1Б" миссии "Скайлэб-4" на стартовую площадку. Фото из Википедии.

На следующий день в стартовое сооружение несколько раз ударила молния. В корабле пришлось заменить часть приборов, ракета осталась цела. 23 октября 1973 года заправляли керосином первую ступень. Шел дождь – и отверстия вентиляционных клапанов были закрыты пластиковыми крышками. Их забыли снять, и, когда излишек топлива слили, образовавшееся разрежение деформировало верхние полусферические части двух баков из мягкого алюминиевомагниевого сплава. По оценке специалистов, установка
новых баков заняла бы не менее пяти суток и обошлась бы в 200 тыс $ за штуку. Поэтому 25 октября баки решено было выправить избыточным давлением гелия. Операция получилась. 6 ноября инженеры стартового комплекса обнаружили в местах крепления аэродинамических стабилизаторов к
корпусу первой ступени ракеты-носителя и в самих стабилизаторах 14 трещин
длиной от 9.5 до 38 мм и глубиной до 13 мм. Причиной могла быть коррозия
под действием морского воздуха (ракета находилась на старте с 14 августа)
и возраст ракеты-носителя, выпущенной летом 1966 года. Руководство НАСА решило заменить все восемь стабилизаторов на стартовом комплексе. Запуск отложили на 5 суток.

Изображение из книги "Мировая пилотируемая космонавтика" 2005 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Мировая пилотируемая космонавтика" 2005 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Монтажу лопастей мешал сильный холодный ветер, но к утру 13 ноября замена была закончена. Но уже после этого на корпусе ракеты нашли ещё несколько трещин, которые посчитали неопасными для запуска ракеты.

16 ноября третий экипаж "Скайлэба" занял свои места в кабине "Аполлона" на
стартовом комплексе 39В. Это был первый запуск в США с 1966 года, когда все члены экипажа летели в космос впервые: командир Джералд Карр, пилот командного модуля Уилльям Поуг и ученый-физик Эдвард Гибсон. В 14:01:23 ракета-носитель "Сатурн-1Б" стартовала.

Старт ракеты-носителя "Сатурн-1Б" с кораблем "Аполлон" миссии "Скайлэб-4". Фото из Википедии.
Старт ракеты-носителя "Сатурн-1Б" с кораблем "Аполлон" миссии "Скайлэб-4". Фото из Википедии.

В 22:02 на шестом витке вокруг Земли, с третьей попытки Карр пристыковал корабль "Аполлон" к станции. Еще при сближении со станцией Поуг почувствовал тошноту и начал принимать таблетки. После стыковки ему стало хуже, в ужине Билл не участвовал. Карр и особенно Гибсон чувствовали себя лучше. Ночь астронавты провели на корабле.

Корабль "Аполлон", пристыкованный к орбитальной станции "Скайлэб". Фото из Википедии.
Корабль "Аполлон", пристыкованный к орбитальной станции "Скайлэб". Фото из Википедии.

Утром, 17 ноября, войдя в помещение станции, третий экипаж был сильно удивлен, обнаружив там "людей" в костюмах американских астронавтов. Однако это оказались чучела, которые для них приготовили в качестве сюрприза астронавты второго экипажа.

Сюрприз от второй экспедиции. Фото с сайта dzen.ru/a/ZZBd18VaIihVDZG1.
Сюрприз от второй экспедиции. Фото с сайта dzen.ru/a/ZZBd18VaIihVDZG1.

Но новому экипажу "Скайлэб" было не до шуток. Третий экипаж космической станции неожиданно для специалистов НАСА с первых же дней пребывал на борту станции в непонятной апатии. Они не жаловались на здоровье, но все действия их были замедленны, они все время отставали от графика и очень
уставали. Они почти не разговаривали и совсем не шутили. Как предполагают специалисты НАСА, эта "летаргия" объясняется индивидуальными особенностями астронавтов.

Основной задачей третьего экипажа станции "Скайлэб" являлось наблюдение кометы Когоутека. Для этого использовались пять различных инструментов, оборудованных на станции для астрономических наблюдений. Кроме того, астронавты непосредственно наблюдали и фотографировали комету во время своих двух выходов в открытый космос. Пока комета находилась на большом расстоянии от Солнца астронавты фотографировали ее в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах спектра. При подходе кометы к Солнцу она наблюдалась при помощи системы телескопов, предназначенных для исследований Солнца. Во время наблюдений было получено много интересных результатов и сделано приблизительно 75 000 снимков кометы, а также Солнца.
Впервые был обнаружен интересный эффект отражения солнечного света от кометы, направленный в виде второго хвоста к Солнцу.

Эдвард Гибсон у пульта управления комплексом АТМ. Фото из Википедии.
Эдвард Гибсон у пульта управления комплексом АТМ. Фото из Википедии.

Кроме астрономических исследований продолжалась программа исследования природных ресурсов и было получено около 20 000 фотографий Земли со стан-
ции. На все эти исследования резко повлиял сильный "энергетический кризис", который ощутили астронавты на борту станции "Скайлэб". Дело в том, что за время пребывания на орбите был сильно израсходован запас сжатого азота. Когда же вышел из строя силовой гироскоп (гиродин) комплекса АТМ (не надо путать с гироскопами системы стабилизации) ориентацию станции для проведения научных исследований пришлось делать с более интенсивным использованием газодинамической системы управления на сжатом азоте. Но запасов азота уже было мало и, чтобы провести все сеансы наблюдений, нужно было жестко экономить его. В связи с этим сократилось число экспериментов по исследованию земных ресурсов.

22 ноября 1973 года астронавты Поуг и Гибсон совершили выход в открытый космос для фотографирования космических частиц коронографом, замене кассет с пленкой на комплексе АТМ и ремонта привода антенны микроволнового радиометра.

27 ноября стартовали наблюдения Солнца на ATM. В этот же день ракета Black Brant рассеяла на высоте 645 км около килограмма порошка бария. Ионизированное облако, вытянувшееся на тысячи километров вдоль силовых линий магнитного поля Земли, фотографировали телескопы на Аляске и Гавайях и Уильям Поуг на борту орбитальной станции "Скайлэб", которую развернули для этого на 66 град. При возвращении к штатной солнечной ориентации гиродины №2 и №3 не справились с задачей; БЦВМ автоматически их отключила и активизировала газодинамическую систему управления, затратив при этом 290 кг·сек азота при норме 62 кг·сек.

Фотография Солнца, сделанная экипажем третьей экспедиции. Фото из Википедии.
Фотография Солнца, сделанная экипажем третьей экспедиции. Фото из Википедии.

13 декабря астронавты наблюдали комету Когоутека уже невооруженным глазом (до этого с трудом засекали в бинокль), но яркость была меньше, чем предсказывали.

Такой видели астронавты комету Когоутека с 18 декабря 1973 года по 6 января 1974 года. Фото из открытых источников.
Такой видели астронавты комету Когоутека с 18 декабря 1973 года по 6 января 1974 года. Фото из открытых источников.

В этот же день заканчивалась четвертая неделя полета, в течение которой стало ощущаться все нарастающее напряжение в отношениях между экипажем и ЦУПом. Стороны были недовольны друг другом. Экипаж жаловался на слишком плотный график, а наземные службы отказывались перепланировать работы.

В рождественский сочельник, 24 декабря на телетайп станции поступило приветствие от руководства НАСА и команды ЦУПа, в котором астронавтам желали, чтобы Санта Клаус принес им на рождество трех красавиц, два исправных силовых гироскопа и 12 тысяч галлонов азота для системы управления ориентацией "Скайлэба". Это было второе рождество, которое американские астронавты встречали в космосе - первое было во время полета корабля "Аполлон-8".

Астронавт Джеральд Карр, командир миссии "Скайлэб-4", в шутку демонстрирует силовую тренировку в условиях невесомости, удерживая на пальце вверх ногами астронавта Уильяма Пога, пилота. Фото из Википедии.
Астронавт Джеральд Карр, командир миссии "Скайлэб-4", в шутку демонстрирует силовую тренировку в условиях невесомости, удерживая на пальце вверх ногами астронавта Уильяма Пога, пилота. Фото из Википедии.

25 декабря, в Рождество был второй выход в открытый космос. Вместо четырех часов работали за бортом семь, и не очень удачно. Карр и Гибсон укрепили на ферме АТМ две специальные камеры для фотографирования кометы и провели первую съемку. На ATM Карр заменил кассеты с пленкой и убрал заклинившую крышку УФ спектрогелиографа. Затем вновь вернулись к комете. Однако опять коррекция станции при неисправных гироскопах привела к перерасходу азота. Ремонтируя одно оборудование, астронавты невзначай повреждали другое. Наконец сбой дала система жизнеобеспечения скафандра Карра - пришлось срочно возвращаться.

Ложноцветное изображение кометы Когоутека, сфотографированное электрографической камерой дальнего ультрафиолетового диапазона во время выхода в открытый космос экипажа миссии "Скайлэб-4" 25 декабря 1973 года. Из Википедии.
Ложноцветное изображение кометы Когоутека, сфотографированное электрографической камерой дальнего ультрафиолетового диапазона во время выхода в открытый космос экипажа миссии "Скайлэб-4" 25 декабря 1973 года. Из Википедии.

После долгого выхода астронавты благополучно вернулись в орбитальную станцию к уже наряженной самодельной елке, украшенной самодельным же изображением кометы.

Рождественская елка астронавтов на экране телевизора. Фото из Википедии.
Рождественская елка астронавтов на экране телевизора. Фото из Википедии.

26-27 декабря фотографирование кометы продолжалось даже во время отдыха экипажа: астрономический комплекс АТМ работал по командам с Земли.

28 декабря комета прошла свой перигелий, а экипаж – середину пути. Готовились к третьему выходу. Состоялась 11-минутная беседа с Любошем Когоутеком, приглашенным в ЦУП в Хьюстоне. Астронавты описали внешний вид кометы. Прогнозы относительно ее яркости оказались, увы, сильно преувеличены.

Тогда же Карр наконец-то прямо сообщил Хьюстону, что его экипаж не справляется с заданным темпом работ и это приводит к ошибкам и потере части научных данных. После этого астронавты отключили связь и отдыхали оставшуюся часть дня. Это была первая (и пока единственная) забастовка на орбите.

29 декабря – третий выход в открытый космос. Карр и Гибсон установили снаружи фотокамеры для кометы и одну для Солнца. Карр сообщил, что наблюдает у кометы широкий, массивный хвост, хотя и не слишком длинный.

30 декабря состоялся "разговор по душам": про усталость и перегрузку, про физкультуру и свободное время, и про то, почему до сих пор молчали. Новый 1974-й год не отмечали: спали с 10 до 5 по хьюстонскому времени. И – стали работать по модифицированному графику.

Все первые дни года были посвящены наблюдениям за кометой, омраченные сбоями гиродина №2. 7 января астронавты начали подготовку к периоду повышенного нагрева: с 15 по 18 января – 74 часа "Скайлэб" будет на орбите, не заходящей в тень Земли, и наружная температура корпуса станции возрастет до
150 град. Цельсия. 10 января экипаж "перешагнул" первоначально планируемую продолжительность полета – 56 суток. 15 января Карр и Поуг опробовали установку перемещения FCMU, а 17 и 20 января – ASMU.

Джеральд Карр испытывает установку ASMU внутри лабораторного отсека станции "Скайлэб". Фото из Википедии.
Джеральд Карр испытывает установку ASMU внутри лабораторного отсека станции "Скайлэб". Фото из Википедии.

17 и 18 января температура внутри "Скайлэба" достигла 28 град. Цельсия. У астронавтов ухудшился сон. Медикобиологические эксперименты приобрели особую важность в связи с рекордной длительностью пребывания экипажа на орбите. 19 января температура начала понижаться: "Скайлэб" уже заходил в тень Земли. Сбои гиродина №2 участились. Руководители полета заявили, что полностью истощили свой "мешок фокусов", с помощью которых пытались наладить гиродин №2, и спасательному вертолетоносцу "Нью Орлеан" было
дано указание выйти в район приводнения на 3 дня раньше срока.

Фотография, сделанная из люка шлюзовой камеры в сторону орбитального блока. Гибсон и Карр осматривают проход, окруженный мешками для мусора. Фото из Википедии.
Фотография, сделанная из люка шлюзовой камеры в сторону орбитального блока. Гибсон и Карр осматривают проход, окруженный мешками для мусора. Фото из Википедии.

25 января экипаж побил рекорд суммарной продолжительности космического полета Алана Бина – 69 сут 15 час 45 мин. Медики ЦУПа обсуждали с экипажем вопросы адаптации. Гибсон привык к невесомости за неделю, а Карр заявил, что полного привыкания так и не наступило: все время приходится мысленно учитывать ее при проведении работ. 27 января в 5,6 км от станции прошел
американский спутник OV32 – одно из первых опасных сближений в космосе.

3 февраля – четвертый выход в открытый космос. Карр и Гибсон извлекли шесть кассет из комплекса АТМ, фотографировали: Солнце, свечение верхних слоев атмосферы и облако частиц искусственного происхождения вокруг станции. Забрали образцы материалов для оценки воздействия на них радиации и микрометеороидных частиц.

Четвертый выход в открытый космос. Фото из Википедии.
Четвертый выход в открытый космос. Фото из Википедии.

4 февраля Карр выполнил в электропечи эксперимент по сжиганию 30-ти разных материалов. В этот и следующие дни астронавты размещали в командном модуле возвращаемые материалы (779 кг). Провели имитацию расстыковки и возвращения.

Упаковка результатов исследований для возвращения на Землю. Фото из Википедии.
Упаковка результатов исследований для возвращения на Землю. Фото из Википедии.

6 февраля четырьмя малыми двигателями корабля "Аполлон" астронавты скорректировали орбиту станции, увеличив её высоту и прогнозируемый срок существования станции до 1983 года.

8 февраля астронавты, проведя последний осмотр и отключив электропитание, перешли в корабль, закрыли люки и отстыковались от станции. После отстыковки они 25 мин фотографировали станцию.

Станция "Скайлэб" сфотографированная при завершении миссии "Скайлэб-4". Фото из Википедии.
Станция "Скайлэб" сфотографированная при завершении миссии "Скайлэб-4". Фото из Википедии.

Через 9 мин после тормозного импульса и за 45 мин до входа в атмосферу Земли, вне зоны радиовидимости, Карр с ужасом обнаружил, что ЖРД ориентации не реагируют на движения ручки управления. Еще несколько минут – и корабль войдет в атмосферу с нерасчетной ориентацией и сгорит. Карр перешел на резервную ручную систему – она заработала. А через несколько минут своими силами, действуя по подготовленной специально на такой случай инструкции, астронавты восстановили работу и автоматических контуров.

Третий экипаж "Скайлэба", проведя в космосе 84 сут 01 час 15 мин 32 сек,
возвратился домой. Приводнение состоялось в 283 км от Сан-Диего и в
5,5 км от спасательного судна "Нью-Орлеан". На палубе внутрь командного модуля вошел врач и сообщил, что астронавты могут выйти самостоятельно. Лучше всех выглядел Гибсон – он был чисто выбрит; у Карра и Поуга были густые бороды. Астронавты не произносили речей – только улыбались и махали руками окружавшим их морякам. Телекомпании от трансляции приводнения миссии "Скайлэб-4" отказались: космос вышел из моды.

Уильям Поуг вылезает из командного модуля, Фото из Википедии.
Уильям Поуг вылезает из командного модуля, Фото из Википедии.

По результатам предварительного осмотра, астронавты миссии "Скайлэб-4" вернулись на Землю в лучшей форме, чем предыдущие экипажи. Карр даже прибавил в весе. Вследствие длительного пребывания в невесомости на 2-3 см увеличился рост астронавтов. Но адаптация к земным условиям им тоже далась не сразу.

Немного о том, что было дальше.

Первоначально не планировалось посылать к станции ещё экипажи, тем более, что она проработала в пилотируемом режиме 171,5 суток, вместо 140 по плану - больше, чем все предыдущие американские корабли, вместе взятые (147 суток). Мировой рекорд длительности полета, установленный экипажем миссии "Скайлэб-4" (84 сут 01 час 15 мин 32 сек) был превышен только в 1978 году советскими космонавтами.

Таблица из энциклопедии "Космонавтика" 1985 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Таблица из энциклопедии "Космонавтика" 1985 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Несмотря на то, что уже к концу 1973 года орбитальная станция проявляла признаки износа и дефицита расходуемых материалов, рассматривался вариант кратковременного посещения ее американским экипажем программы ЭПАС в 1975 г. после стыковки с кораблем "Союз". Из того, что это не случилось и даже не упоминалось в связи с программой ЭПАС, автор делает вывод, что этот проект был отвергнут на стадии предложения.

Потом были планы запуска к ней одного из шаттлов. Предполагалось, что он
доставит к орбитальной станции дистанционно управляемый разгонный блок, который поднял бы ее на безопасную орбиту. Но повышение солнечной активности в 1978–79 годах вызвало "вспухание" земной атмосферы и приблизило конец орбитальной станции.

Так выглядела бы доставка шаттлом разгонного блока к орбитальной станции "Скайлэб". Изображение из Википедии.
Так выглядела бы доставка шаттлом разгонного блока к орбитальной станции "Скайлэб". Изображение из Википедии.

Орбитальная станция вошла в плотные слои атмосферы 11 июля 1979 года. большинство обломков упало в Индийский океан, но часть долетела до побережья Австралии, к счастью никого не убив. Теперь они являются музейными экспонатами.

Но первоначальный проект орбитальной станции "Скайлэб" предусматривал строительство двух таких станций, что и было в итоге сделано. Существовало предложение задействовать вторую станцию для эксперимента по симуляции гравитации путем раскручивания ее на орбите. Другой вариант заключался в использовании ее в рамках программы "Союз-Аполлон" с возможностью посещения станции советскими экипажами. Однако из-за продолжающегося урезания космических бюджетов станция так и осталась на Земле.

Проект международной экспедиции на орбитальную станцию "Скайлэб". Из открытых источников.
Проект международной экспедиции на орбитальную станцию "Скайлэб". Из открытых источников.

Следующей американской инициативой по строительству большой обитаемой базы на орбите стал проект "Фридом" ("Freedom"). В 1993 году он был преобразован в программу создания Международной космической станции, которая успешно эксплуатируется на орбите с 1998 года по настоящее время.

В планах США создание международной окололунной орбитальной станции "Lunar Gateway", но уже без России, которая вышла из этого проекта.

Так что дело, начатое двумя первыми орбитальными станциями: советской станцией "Салют" и американской станцией "Скайлэб" живет и развивается.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.







Наука
7 млн интересуются