Эта статья является продолжением рассказа о двух космических программах двух разных стран: программы "Восход" в СССР и программы "Джемини" в США. Начало этого рассказа уважаемые читатели моего канала могут прочитать здесь:
Но если полеты, описанные в предыдущей статье, были лишь беспилотной репетицией пилотируемых полетов, то в марте 1965 года настало время для полетов в космос людей. Причем промежуток между этими двумя пилотируемыми запусками составил всего пять дней.
Со времени этих полетов прошло уже 60 лет, и это отличный повод рассказать о них в этой статье.
"Восход-2".
В апреле 1964 г., когда работа над кораблем "Восход" была в самом разгаре, в ОКБ-1 возникла идея с помощью дополнительной шлюзовой камеры осуществить выход одного космонавта в открытый космос. Это послужило началом работ в этом направлении. Программу работ по этой теме назвали "Выход" (и хотели также назвать и корабль этой программы, но потом от этой идеи отказались).
После успешного полета трехместного корабля "Восход" (3КВ) почти все силы ОКБ-1 были брошены на реализацию этой приоритетной цели: осуществить выход в открытый космос (согласно постановлению от 14 июня 1964 года) раньше, чем американцы это сделают на своем новом корабле "Джемини". К проектированию корабля для выхода в открытый космос (3КД) подключился и вернувшийся из космического полета на корабле "Восход" Константин Феоктистов.
Следует ещё раз напомнить, что корабль "Восход" не был принципиально новым кораблем (как корабли "Джемини" или "Союз"), а создавался на базе уже проверенного в космических полетах одноместного корабля "Восток", с которого и началась эра пилотируемых полетов в космос.
22 февраля 1965 года с космодрома Байконур стартовал беспилотный "технологический" образец корабля (3КД №1), получивший обозначение "Космос-57". О полете этого корабля и последующих за этим событиях автор уже рассказывал в предыдущей статье на эту тему.
Этот полет (не сказать, что совсем удачный) и последующий полет спутника-разведчика серии "Зенит" открыли дорогу для пилотируемого полета по программе "Выход" (которая к тому времени получила обозначение "Восход-2").
Из дневника генерала Каманина за 5 февраля 1965 года:
Детально рассмотрел единую инструкцию экипажу корабля "Выход" (он же "Восход-2", или 3КД). Название корабля для печати еще не определилось, в различных документах его называют по-разному, но мне кажется, что название "Выход" наиболее кратко и удачно выражает главную цель предстоящего полета.
Для программы "Выход" был разработан новый скафандр "Беркут", который предназначался для безопасного выхода человека в открытый космос, а также для спасения при разгерметизации космического корабля. Он относился к скафандрам "мягкого" типа, то есть не имеющим жесткого каркаса. В комплект скафандра входили: шлем, костюм скафандра, защитная одежда. Жизнедеятельность космонавта обеспечивалась бортовой системой жизнеобеспечения корабля или автономной системой ранцевого типа. При выходе в открытый космос использовался страховочный фал.
Автономная система представляла собой кислородный прибор КП-55 и три кислородных баллона, которые были размещены в ранце. Космонавт, перед выходом в космос, должен был надеть ранец и закрепить его на скафандре с помощью подвесной системы. Кислород из баллонов направлялся в шлем, затем попадал под оболочку скафандра и далее выбрасывался в окружающую среду. Также была предусмотрена резервная система подачи кислорода - по шлангу от баллонов, установленных в шлюзовой камере. Система предусматривала возможность регулирования давления в скафандре.
Страховочный фал имел длину 7 м. В его состав входили амортизирующее устройство, стальной трос, шланг аварийной подачи кислорода и провода.
Первоначально в состав экипажей включили: Беляева (командир корабля), Леонова (выходящий в космос) - основной экипаж; Горбатко (командир корабля) и Хрунова (выходящий в космос) - экипаж дублеров.
В декабре 1964 года космонавты проводили очень тяжелые тренировки в самолете-лаборатории ТУ-104, где во время кратковременной невесомости приходилось отрабатывать весь процесс входа и выхода из шлюза, использование фала для перемещения и другие операции.
После таких интенсивных тренировок на электрокардиограмме у Виктора Горбатко проявились отрицательные зубцы, говорящие о серьезном нарушении работы сердца. В результате он 25 декабря прекратил подготовку и попал на обследование в госпиталь, где выяснилось, что виновником плохой электрокардиограммы оказались гланды и после их удаления все нормализовалось. Однако время было упущено и место командира дублирующего экипажа вместо Горбатко занял Дмитрий Заикин.
Из дневника генерала Каманина за 15 января 1965 года:
Сегодня Беляев и Леонов выполняют упражнения на центрифуге. К Леонову у врачей не было и пока нет никаких замечаний, а к Беляеву - были. Ему уже почти 40 лет, и здоровье его несколько ослаблено. У меня нет полной уверенности, что он не "сдаст" на одном из этапов подготовки. Поэтому, кроме включения в подготовку Заикина (вместо Горбатко - Ред.), я приказал подготовить Хрунова не только как выходящего в космос члена экипажа, но и как командира корабля. Пара Хрунов-Леонов безусловно сильнее пары Беляев-Леонов, но, учитывая, что в предстоящем полете особенно важна роль выходящего пилота, мы наиболее сильных космонавтов Леонова и Хрунова в первую очередь готовили к выходу, а теперь, когда они к этой роли готовы, подготовим хотя бы одного из них и в качестве командира корабля.
8 февраля и 5 марта 1965 года Беляева и Леонова "поднимали" в барокамере на 37 км (больше не позволяла техника и это ограничение подготовило позднее в полете очень неприятный сюрприз). В следующие дни после основного экипажа такую же тренировку выполнял экипаж дублеров. Отрабатывали циклограмму выхода и ручное закрытие люка.
9 февраля Госкомиссия заслушала всех четырех космонавтов и утвердила экипажи. 3 марта заключительную тренировку на тренажере корабля провел основной экипаж. На этом подготовка к полету фактически завершилась. 9 марта основной и дублирующий экипажи вылетели на космодром, где в тот же день состоялось совещание по поводу состава экипажей. Хотя кандидатура Павла Беляева и вызывала сомнения, было решено не разбивать уже хорошо сработавшийся экипаж.
Из дневника генерала Каманина за 9 марта 1965 года:
Королев неоднократно говорил, что у него нет никаких сомнений в Леонове, высоко оценивал он и Хрунова, а вот Беляеву он не дал никакой оценки. Я никогда не был в восторге от Беляева. Человек он замкнутый, малообщительный, вяловатый и имеет только средние способности, но сейчас уже поздно ставить вопрос о его замене, тем более что к данному полету он подготовлен хорошо.
11 марта прошла последняя тренировка основного экипажа в скафандрах, в космическом корабле. А на следующий день они наблюдали старт с Байконура очередной ракеты с лунной автоматической станцией (Е-6 №9). Станция была успешно выведена на околоземную орбиту, но из-за отказа разгонного блока "Л" старт в сторону Луны не состоялся, и станция вместе с разгонным блоком до 17 марта оставалась на орбите Земли, после чего сгорела в атмосфере. Официально было объявлено о запуске спутника "Космос-60".
Из дневника генерала Каманина за 12 марта 1965 года:
Я наблюдал пуск лунника вместе с космонавтами с ИП-1. Ракета стартовала хорошо, правда, в самый последний момент была задержка на 1 минуту 41 секунду из-за заедания башмаков фермы обслуживания. Через 10-12 минут было уже известно, что ракета вышла на промежуточную орбиту. Все руководство (Тюлин, Королев, Келдыш, Руденко и другие) собралось на КП. Нужно было более часа ждать запуска четвертой ступени, она должна была вывести объект на лунную трассу. Но четвертая ступень не включилась, и полет к Луне не состоялся. Уже шесть лунников не дошли до цели, были подобные случаи и при пусках на Марс и Венеру. Более 10 мощных ракет с автоматическими станциями не выполнили задания. Пора кончать с этим пагубным увлечением автоматикой и начинать строить лунные корабли для космонавтов, такой путь будет надежнее и дешевле. Королев был очень расстроен неудачей и выглядел так, будто он сразу постарел лет на десять. Для расследования происшествия назначили комиссию под руководством Б.Е.Чертока.
13 марта на космодроме прошли последние контрольные занятия с экипажем.
15 марта успешно приземлился запущенный 7 марта спутник-фоторазведчик типа "Зенит-4" ("Космос-59"), на котором был установлен кольцевой шпангоут от шлюзовой камеры корабля 3КД. Закрутки спускаемого аппарата при приземлении не произошло - таким образом отпали последние сомнения конструкторов. 16 марта на Госкомиссии было принято решение: вывести ракетно-космический комплекс "Восход" на старт 17 марта и произвести его запуск 18 марта.
17 марта ракету и корабль "Восход-2" (3КД №4) вывезли из монтажно-испытательного корпуса и установили на стартовой площадке. В 16 часов того же дня на старте, в полусотне метров от ракеты, провели встречу экипажа "Восхода-2" со стартовой командой и представителями промышленности. Беляев выступил спокойно и хорошо, а Леонов очень волновался во время выступления. На митинге присутствовало 600-700 человек, в том числе Королев, Келдыш и Пилюгин.
18 марта 1965 года в 7:30 на старте прошло предпусковое заседание Госкомиссии, а в 9:20 экипаж прибыл на стартовую позицию. После напутствий и объятий космонавты поднялись в корабль. Беляев вел себя спокойно, Леонов же заметно волновался.
Из дневника генерала Каманина за 18 марта 1965 года:
Старт прошел отлично, но первые 40 секунд полета казались особенно долгими (в случае аварии до 40-й секунды спасение экипажа почти невозможно). Да и все 526 секунд выведения корабля на орбиту были полны тревог, недаром некурящий Королев после отсчета 530-й секунды дрожащими руками взял папиросу и закурил.
Через 1 час 35 мин после старта в начале второго витка Алексей Леонов первым в мире покинул корабль и вышел в открытое космическое пространство. Об этом на весь мир объявил Павел Беляев: "Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!". Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам страны.
Именно такое изображение на экране черно-белого телевизора "Неман" увидел 18 марта 1965 года семилетний мальчик - автор данной статьи.
Леонов находился в условиях космического пространства 23 мин 41 сек, а вне шлюза в открытом космосе - 12 мин 09 сек. За это время он удалялся от корабля на расстояние до 5,35 метров. Во время выхода его скафандр был связан с бортом корабля специальным электрическим кабелем.
Во время полета космонавты разговаривали с руководителями партии и правительства, собравшимися в Свердловском зале Кремля. Через сутки, на 18-м витке, корабль приземлился в Пермской области, и ТАСС объявил о полном успехе полета. Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев.
Именно так проходил этот космический полет согласно официальным заявлениям. Однако, несмотря на бодрые заявления ТАСС о том, что полет проходит отлично, на деле все было совсем не так. Теперь уже хорошо известно, что во время выхода в открытый космос скафандр Леонова раздулся так, что не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань (вот когда сказалось несовершенство барокамеры). Руки, при этом, вышли из перчаток, а ноги из сапог. Естественно, в таком состоянии космонавт не мог втиснуться обратно в люк. Нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, космонавт самостоятельно понизил давление в скафандре до 0,27 атмосфер (второй режим работы скафандра) и сумел втиснуться в люк не ногами, а головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов сумел перевернуться в шлюзе ногами вперед для входа в корабль. По его словам это была самая тяжелая операция за все время выхода.
Из воспоминаний Алексея Леонова:
Единственное, что я не сделал на выходе, – не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера "Аякс", способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.
Интересно, а если Леонов смог бы сфотографировать корабль со стороны во время выхода - его изображение появилось бы в открытом доступе, или бы было засекречено? Ведь то, как выглядит на самом деле корабль "Восход" советские люди узнали только много лет спустя благодаря картинам Алексея Леонова.
После возвращения Леонова в корабль неожиданно стало расти парциальное давление кислорода, что было чревато опасностью пожара и взрыва. Оказалось, что при возвращении Леонова в корабль люк закрылся неплотно (осталась небольшая щель), к тому же Леонов случайно шлангом от скафандра задел тумблер наддува. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти. При этом на Земле фиксировалось резкое падение давления (с 75 до 25 атмосфер) в баллонах наддува корабля. Ситуация, в итоге, разрешилась сама - давлением люк прижало как следует и утечка прекратилась. Но на этом аварийные ситуации не закончились.
На Земле было решено сажать корабль в автоматическом режиме на 17 витке. Первая команда автоматического цикла посадки прошла нормально, но спуска не последовало: не сработала автоматическая ориентация, и тормозная двигательная установка не включилась - корабль остался на орбите. Решили сажать корабль вручную на 18-м или 22-м витке (у нас это была первая попытка вручную посадить корабль). Космонавты сами выбрали место посадки: в тайге, в 150 км от Соликамска, именно потому, что это была ненаселенная местность. Ориентировал корабль для спуска Беляев, сначала по указаниям Леонова (компоновка кабины корабля была очень плохо приспособлена для этой операции), а потом просто отстегнувшись от кресла. В итоге "Восход-2" приземлился в 12:06 19 марта 1965 года недалеко от деревни Щучино (25-30 километров на юго-запад от Березников, севернее Перми), но о приземлении корабля на Земле узнали только через четыре часа. Продолжительность полета "Восхода-2" составила 1 сутки 2 часа 2 минуты и 17 секунд.
Беляеву и Леонову пришлось заночевать в лесу. Рано утром над ними летал вертолет, командир экипажа вертолета доложил: "Вижу двоих у корабля, один рубит дрова, другой подкладывает их в костер, оба одеты в летное обмундирование". Два члена экипажа вертолета, попытавшиеся ночью идти к космонавтам, вернулись обратно к вертолету. 20 марта в 7:30 полковник Сибиряков высадился из вертолета Ми-4 (на зависании в 1,5 метра) в полутора километрах от космонавтов, с ним были врач Туманов и техник. В 8:30 они направились на лыжах к космонавтам. В том же районе вертолеты высадили еще нескольких человек, которые начали расчистку площадки для посадки вертолета. Группа Сибирякова за три часа преодолела 1,5 километра и в 11:35 первой добралась до космонавтов.
К вечеру в районе приземления космического корабля было уже 22 спасателя. Вертолеты сбросили продовольствие, палатки, теплую одежду. Врач доложил: "Космонавты здоровы, травм и обморожения нет". Космонавтов можно было эвакуировать на вертолете, зависшем над местом приземления, но маршал Руденко, руководивший операцией по эвакуации космонавтов, распорядился обязательно вертолеты сажать. В итоге космонавты провели и вторую ночь в тайге, ожидая, когда подготовят площадки для вертолетов. Большая (в 5 километрах от "Восхода-2") и малая (в 1,7 километрах) площадки были подготовлены к 21 марта для взлета и посадки вертолетов. 21 марта в 6:50 группа в составе 7 человек (Беляев, Леонов, Туманов, Сибиряков и другие) начала движение к малой площадке и в 8:06 подошла к Ми-4.
Через 20 минут Ми-4 высадил космонавтов на большой площадке, там они пересели в Ми-6, который в 9:50 доставил их на аэродром Перми.
На 11:00 был назначен вылет самолета Ан-10 с Беляевым и Леоновым из Перми в Тюра-Там. Вылет задержался на час с небольшим из-за переговоров Брежнева с космонавтами.
Из дневника генерала Каманина за 21 марта 1965 года:
…В 17:30 мы встретили космонавтов. Все дружно расхохотались, когда в дверях самолета показались Беляев и Леонов, одетые в летное обмундирование и унты. Большой кортеж машин проехал по улицам Звездограда, космонавтов встречало все население города. В спортивном зале гостиницы Беляев и Леонов рассказали нам о своих первых впечатлениях о полете (они записаны на пленку). Вечером Королев говорил с Брежневым. Москва ждет космонавтов 23 марта. Все наши планы резко сокращаем и готовимся лететь в Москву.
Ну а дальше все было как обычно: торжественная встреча космонавтов в Москве, рапорт космонавтов правительству, объятия, поцелуи...
В заключение части первой статьи несколько слов о дальнейшей судьбе космонавтов, входивших в экипаж корабля "Восход-2".
Павел Беляев сначала руководил группой, готовившейся к полету на военную орбитальную станцию "Алмаз", а потом был включен в число тех, кого планировали для участия в облете Луны. Но из этой группы Беляева вывели по состоянию здоровья. В конце 1969 года он тяжело заболел. Известный хирург Вишневский вырезал ему две трети желудка, часть двенадцатиперстной кишки и аппендикс. Хотя операция прошла удачно, состояние Беляева оставалось очень тяжелым, и он умер 10 января 1970 года от интоксикации организма вследствие гнойного перитонита в возрасте 44 лет.
Алексей Леонов в 1965 - 1969 годах в группе космонавтов участвовал в подготовке по лунно-облетной и лунно-посадочной программам. Вместе с Олегом Макаровым входил в состав первого из трёх сформированных в 1967 году экипажей для облёта Луны. В 1969 году два экипажа (в том числе экипаж Леонова) продолжали подготовку к высадке на Луну, но подготовка прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н-1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа "Аполлона-11". В 1968 году Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (инженерный факультет). 22 января 1969 года он находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева во время встречи в Москве космонавтов кораблей "Союз-4" и "Союз-5", но при этом не пострадал. В 1971 году Леонов был назначен командиром основного экипажа корабля "Союз-11" (вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным). Перед самым стартом экипаж заменили, полетели дублеры и...погибли. В 1975 году Алексей Леонов совместно с Валерием Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира корабля "Союз-19" по программе "Союз-Аполлон" (пятидесятилетие которой тоже отмечается в этом году). В 1970-1991 годах - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. Вышел на пенсию в 1991 году. В начале 2000-х годов - вице-президент "Альфа -банка". Скончался 11 октября 2019 года в возрасте 85 лет.
На этом автор завершает рассказ о полете космического корабля "Восход-2". Во второй части статьи - рассказ о полете космического корабля "Джемини-3".
Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил вежливости.