Найти в Дзене
Виктор Павлов

Два пилотируемых космических полета в марте 1965 года. Часть первая - полет корабля "Восход-2".

Эта статья является продолжением рассказа о двух космических программах двух разных стран: программы "Восход" в СССР и программы "Джемини" в США. Начало этого рассказа уважаемые читатели моего канала могут прочитать здесь: Но если полеты, описанные в предыдущей статье, были лишь беспилотной репетицией пилотируемых полетов, то в марте 1965 года настало время для полетов в космос людей. Причем промежуток между этими двумя пилотируемыми запусками составил всего пять дней. Со времени этих полетов прошло уже 60 лет, и это отличный повод рассказать о них в этой статье. В апреле 1964 г., когда работа над кораблем "Восход" была в самом разгаре, в ОКБ-1 возникла идея с помощью дополнительной шлюзовой камеры осуществить выход одного космонавта в открытый космос. Это послужило началом работ в этом направлении. Программу работ по этой теме назвали "Выход" (и хотели также назвать и корабль этой программы, но потом от этой идеи отказались). После успешного полета трехместного корабля "Восход" (3КВ)
Обложка журнала "Огонек" №13 за март 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Обложка журнала "Огонек" №13 за март 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Эта статья является продолжением рассказа о двух космических программах двух разных стран: программы "Восход" в СССР и программы "Джемини" в США. Начало этого рассказа уважаемые читатели моего канала могут прочитать здесь:

Но если полеты, описанные в предыдущей статье, были лишь беспилотной репетицией пилотируемых полетов, то в марте 1965 года настало время для полетов в космос людей. Причем промежуток между этими двумя пилотируемыми запусками составил всего пять дней.

Иллюстрация из журнала "Америка" апрель 1970/№162. Из архива автора.
Иллюстрация из журнала "Америка" апрель 1970/№162. Из архива автора.

Со времени этих полетов прошло уже 60 лет, и это отличный повод рассказать о них в этой статье.

"Восход-2".

Из книги "Мировая пилотируемая космонавтика" 2005 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из книги "Мировая пилотируемая космонавтика" 2005 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

В апреле 1964 г., когда работа над кораблем "Восход" была в самом разгаре, в ОКБ-1 возникла идея с помощью дополнительной шлюзовой камеры осуществить выход одного космонавта в открытый космос. Это послужило началом работ в этом направлении. Программу работ по этой теме назвали "Выход" (и хотели также назвать и корабль этой программы, но потом от этой идеи отказались).

После успешного полета трехместного корабля "Восход" (3КВ) почти все силы ОКБ-1 были брошены на реализацию этой приоритетной цели: осуществить выход в открытый космос (согласно постановлению от 14 июня 1964 года) раньше, чем американцы это сделают на своем новом корабле "Джемини". К проектированию корабля для выхода в открытый космос (3КД) подключился и вернувшийся из космического полета на корабле "Восход" Константин Феоктистов.

Установка шлюзовой камеры на космический корабль 3КД. Из открытых источников.
Установка шлюзовой камеры на космический корабль 3КД. Из открытых источников.

Следует ещё раз напомнить, что корабль "Восход" не был принципиально новым кораблем (как корабли "Джемини" или "Союз"), а создавался на базе уже проверенного в космических полетах одноместного корабля "Восток", с которого и началась эра пилотируемых полетов в космос.

Записка группы руководителей ОПК в ЦК КПСС от 13 августа 1964 года. С сайта roscosmos.ru.
Записка группы руководителей ОПК в ЦК КПСС от 13 августа 1964 года. С сайта roscosmos.ru.

22 февраля 1965 года с космодрома Байконур стартовал беспилотный "технологический" образец корабля (3КД №1), получивший обозначение "Космос-57". О полете этого корабля и последующих за этим событиях автор уже рассказывал в предыдущей статье на эту тему.

Этот полет (не сказать, что совсем удачный) и последующий полет спутника-разведчика серии "Зенит" открыли дорогу для пилотируемого полета по программе "Выход" (которая к тому времени получила обозначение "Восход-2").

Из дневника генерала Каманина за 5 февраля 1965 года:

Детально рассмотрел единую инструкцию экипажу корабля "Выход" (он же "Восход-2", или 3КД). Название корабля для печати еще не определилось, в различных документах его называют по-разному, но мне кажется, что название "Выход" наиболее кратко и удачно выражает главную цель предстоящего полета.

Для программы "Выход" был разработан новый скафандр "Беркут", который предназначался для безопасного выхода человека в открытый космос, а также для спасения при разгерметизации космического корабля. Он относился к скафандрам "мягкого" типа, то есть не имеющим жесткого каркаса. В комплект скафандра входили: шлем, костюм скафандра, защитная одежда. Жизнедеятельность космонавта обеспечивалась бортовой системой жизнеобеспечения корабля или автономной системой ранцевого типа. При выходе в открытый космос использовался страховочный фал.

Алексей Леонов в скафандре "Беркут". С сайта vedomosti.ru.
Алексей Леонов в скафандре "Беркут". С сайта vedomosti.ru.

Автономная система представляла собой кислородный прибор КП-55 и три кислородных баллона, которые были размещены в ранце. Космонавт, перед выходом в космос, должен был надеть ранец и закрепить его на скафандре с помощью подвесной системы. Кислород из баллонов направлялся в шлем, затем попадал под оболочку скафандра и далее выбрасывался в окружающую среду. Также была предусмотрена резервная система подачи кислорода - по шлангу от баллонов, установленных в шлюзовой камере. Система предусматривала возможность регулирования давления в скафандре.

Страховочный фал имел длину 7 м. В его состав входили амортизирующее устройство, стальной трос, шланг аварийной подачи кислорода и провода.

Из книги И. Борисенко. "В открытом космосе" 1984 год. Из архива автора.
Из книги И. Борисенко. "В открытом космосе" 1984 год. Из архива автора.

Первоначально в состав экипажей включили: Беляева (командир корабля), Леонова (выходящий в космос) - основной экипаж; Горбатко (командир корабля) и Хрунова (выходящий в космос) - экипаж дублеров.

В декабре 1964 года космонавты проводили очень тяжелые тренировки в самолете-лаборатории ТУ-104, где во время кратковременной невесомости приходилось отрабатывать весь процесс входа и выхода из шлюза, использование фала для перемещения и другие операции.

Алексей Леонов во время тренировки в условиях невесомости. Фото с сайта roscosmos.ru.
Алексей Леонов во время тренировки в условиях невесомости. Фото с сайта roscosmos.ru.

После таких интенсивных тренировок на электрокардиограмме у Виктора Горбатко проявились отрицательные зубцы, говорящие о серьезном нарушении работы сердца. В результате он 25 декабря прекратил подготовку и попал на обследование в госпиталь, где выяснилось, что виновником плохой электрокардиограммы оказались гланды и после их удаления все нормализовалось. Однако время было упущено и место командира дублирующего экипажа вместо Горбатко занял Дмитрий Заикин.

Из дневника генерала Каманина за 15 января 1965 года:

Сегодня Беляев и Леонов выполняют упражнения на центрифуге. К Леонову у врачей не было и пока нет никаких замечаний, а к Беляеву - были. Ему уже почти 40 лет, и здоровье его несколько ослаблено. У меня нет полной уверенности, что он не "сдаст" на одном из этапов подготовки. Поэтому, кроме включения в подготовку Заикина (вместо Горбатко - Ред.), я приказал подготовить Хрунова не только как выходящего в космос члена экипажа, но и как командира корабля. Пара Хрунов-Леонов безусловно сильнее пары Беляев-Леонов, но, учитывая, что в предстоящем полете особенно важна роль выходящего пилота, мы наиболее сильных космонавтов Леонова и Хрунова в первую очередь готовили к выходу, а теперь, когда они к этой роли готовы, подготовим хотя бы одного из них и в качестве командира корабля.

8 февраля и 5 марта 1965 года Беляева и Леонова "поднимали" в барокамере на 37 км (больше не позволяла техника и это ограничение подготовило позднее в полете очень неприятный сюрприз). В следующие дни после основного экипажа такую же тренировку выполнял экипаж дублеров. Отрабатывали циклограмму выхода и ручное закрытие люка.

9 февраля Госкомиссия заслушала всех четырех космонавтов и утвердила экипажи. 3 марта заключительную тренировку на тренажере корабля провел основной экипаж. На этом подготовка к полету фактически завершилась. 9 марта основной и дублирующий экипажи вылетели на космодром, где в тот же день состоялось совещание по поводу состава экипажей. Хотя кандидатура Павла Беляева и вызывала сомнения, было решено не разбивать уже хорошо сработавшийся экипаж.

Из дневника генерала Каманина за 9 марта 1965 года:

Королев неоднократно говорил, что у него нет никаких сомнений в Леонове, высоко оценивал он и Хрунова, а вот Беляеву он не дал никакой оценки. Я никогда не был в восторге от Беляева. Человек он замкнутый, малообщительный, вяловатый и имеет только средние способности, но сейчас уже поздно ставить вопрос о его замене, тем более что к данному полету он подготовлен хорошо.

11 марта прошла последняя тренировка основного экипажа в скафандрах, в космическом корабле. А на следующий день они наблюдали старт с Байконура очередной ракеты с лунной автоматической станцией (Е-6 №9). Станция была успешно выведена на околоземную орбиту, но из-за отказа разгонного блока "Л" старт в сторону Луны не состоялся, и станция вместе с разгонным блоком до 17 марта оставалась на орбите Земли, после чего сгорела в атмосфере. Официально было объявлено о запуске спутника "Космос-60".

Из дневника генерала Каманина за 12 марта 1965 года:

Я наблюдал пуск лунника вместе с космонавтами с ИП-1. Ракета стартовала хорошо, правда, в самый последний момент была задержка на 1 минуту 41 секунду из-за заедания башмаков фермы обслуживания. Через 10-12 минут было уже известно, что ракета вышла на промежуточную орбиту. Все руководство (Тюлин, Королев, Келдыш, Руденко и другие) собралось на КП. Нужно было более часа ждать запуска четвертой ступени, она должна была вывести объект на лунную трассу. Но четвертая ступень не включилась, и полет к Луне не состоялся. Уже шесть лунников не дошли до цели, были подобные случаи и при пусках на Марс и Венеру. Более 10 мощных ракет с автоматическими станциями не выполнили задания. Пора кончать с этим пагубным увлечением автоматикой и начинать строить лунные корабли для космонавтов, такой путь будет надежнее и дешевле. Королев был очень расстроен неудачей и выглядел так, будто он сразу постарел лет на десять. Для расследования происшествия назначили комиссию под руководством Б.Е.Чертока.

13 марта на космодроме прошли последние контрольные занятия с экипажем.

15 марта успешно приземлился запущенный 7 марта спутник-фоторазведчик типа "Зенит-4" ("Космос-59"), на котором был установлен кольцевой шпангоут от шлюзовой камеры корабля 3КД. Закрутки спускаемого аппарата при приземлении не произошло - таким образом отпали последние сомнения конструкторов. 16 марта на Госкомиссии было принято решение: вывести ракетно-космический комплекс "Восход" на старт 17 марта и произвести его запуск 18 марта.

17 марта ракету и корабль "Восход-2" (3КД №4) вывезли из монтажно-испытательного корпуса и установили на стартовой площадке. В 16 часов того же дня на старте, в полусотне метров от ракеты, провели встречу экипажа "Восхода-2" со стартовой командой и представителями промышленности. Беляев выступил спокойно и хорошо, а Леонов очень волновался во время выступления. На митинге присутствовало 600-700 человек, в том числе Королев, Келдыш и Пилюгин.

Коллаж автора.
Коллаж автора.

18 марта 1965 года в 7:30 на старте прошло предпусковое заседание Госкомиссии, а в 9:20 экипаж прибыл на стартовую позицию. После напутствий и объятий космонавты поднялись в корабль. Беляев вел себя спокойно, Леонов же заметно волновался.

Из дневника генерала Каманина за 18 марта 1965 года:

Старт прошел отлично, но первые 40 секунд полета казались особенно долгими (в случае аварии до 40-й секунды спасение экипажа почти невозможно). Да и все 526 секунд выведения корабля на орбиту были полны тревог, недаром некурящий Королев после отсчета 530-й секунды дрожащими руками взял папиросу и закурил.
Старт ракеты с космическим кораблем "Восход-2". С сайта roscosmos.ru.
Старт ракеты с космическим кораблем "Восход-2". С сайта roscosmos.ru.

Через 1 час 35 мин после старта в начале второго витка Алексей Леонов первым в мире покинул корабль и вышел в открытое космическое пространство. Об этом на весь мир объявил Павел Беляев: "Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!". Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам страны.

Выход Леонова в открытый космос. Фото с экрана телевизора. С сайта roscosmos.ru.
Выход Леонова в открытый космос. Фото с экрана телевизора. С сайта roscosmos.ru.

Именно такое изображение на экране черно-белого телевизора "Неман" увидел 18 марта 1965 года семилетний мальчик - автор данной статьи.

Леонов находился в условиях космического пространства 23 мин 41 сек, а вне шлюза в открытом космосе - 12 мин 09 сек. За это время он удалялся от корабля на расстояние до 5,35 метров. Во время выхода его скафандр был связан с бортом корабля специальным электрическим кабелем.

Во время полета космонавты разговаривали с руководителями партии и правительства, собравшимися в Свердловском зале Кремля. Через сутки, на 18-м витке, корабль приземлился в Пермской области, и ТАСС объявил о полном успехе полета. Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев.

Газета "Комсомольская правда от 19 марта 1965 года. Из открытых источников.
Газета "Комсомольская правда от 19 марта 1965 года. Из открытых источников.

Именно так проходил этот космический полет согласно официальным заявлениям. Однако, несмотря на бодрые заявления ТАСС о том, что полет проходит отлично, на деле все было совсем не так. Теперь уже хорошо известно, что во время выхода в открытый космос скафандр Леонова раздулся так, что не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань (вот когда сказалось несовершенство барокамеры). Руки, при этом, вышли из перчаток, а ноги из сапог. Естественно, в таком состоянии космонавт не мог втиснуться обратно в люк. Нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, космонавт самостоятельно понизил давление в скафандре до 0,27 атмосфер (второй режим работы скафандра) и сумел втиснуться в люк не ногами, а головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов сумел перевернуться в шлюзе ногами вперед для входа в корабль. По его словам это была самая тяжелая операция за все время выхода.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Из воспоминаний Алексея Леонова:

Единственное, что я не сделал на выходе, – не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера "Аякс", способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.

Интересно, а если Леонов смог бы сфотографировать корабль со стороны во время выхода - его изображение появилось бы в открытом доступе, или бы было засекречено? Ведь то, как выглядит на самом деле корабль "Восход" советские люди узнали только много лет спустя благодаря картинам Алексея Леонова.

Почтовая марка СССР с изображением корабля "Восход-2". 1965 год.
Почтовая марка СССР с изображением корабля "Восход-2". 1965 год.

После возвращения Леонова в корабль неожиданно стало расти парциальное давление кислорода, что было чревато опасностью пожара и взрыва. Оказалось, что при возвращении Леонова в корабль люк закрылся неплотно (осталась небольшая щель), к тому же Леонов случайно шлангом от скафандра задел тумблер наддува. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти. При этом на Земле фиксировалось резкое падение давления (с 75 до 25 атмосфер) в баллонах наддува корабля. Ситуация, в итоге, разрешилась сама - давлением люк прижало как следует и утечка прекратилась. Но на этом аварийные ситуации не закончились.

На Земле было решено сажать корабль в автоматическом режиме на 17 витке. Первая команда автоматического цикла посадки прошла нормально, но спуска не последовало: не сработала автоматическая ориентация, и тормозная двигательная установка не включилась - корабль остался на орбите. Решили сажать корабль вручную на 18-м или 22-м витке (у нас это была первая попытка вручную посадить корабль). Космонавты сами выбрали место посадки: в тайге, в 150 км от Соликамска, именно потому, что это была ненаселенная местность. Ориентировал корабль для спуска Беляев, сначала по указаниям Леонова (компоновка кабины корабля была очень плохо приспособлена для этой операции), а потом просто отстегнувшись от кресла. В итоге "Восход-2" приземлился в 12:06 19 марта 1965 года недалеко от деревни Щучино (25-30 километров на юго-запад от Березников, севернее Перми), но о приземлении корабля на Земле узнали только через четыре часа. Продолжительность полета "Восхода-2" составила 1 сутки 2 часа 2 минуты и 17 секунд.

Беляеву и Леонову пришлось заночевать в лесу. Рано утром над ними летал вертолет, командир экипажа вертолета доложил: "Вижу двоих у корабля, один рубит дрова, другой подкладывает их в костер, оба одеты в летное обмундирование". Два члена экипажа вертолета, попытавшиеся ночью идти к космонавтам, вернулись обратно к вертолету. 20 марта в 7:30 полковник Сибиряков высадился из вертолета Ми-4 (на зависании в 1,5 метра) в полутора километрах от космонавтов, с ним были врач Туманов и техник. В 8:30 они направились на лыжах к космонавтам. В том же районе вертолеты высадили еще нескольких человек, которые начали расчистку площадки для посадки вертолета. Группа Сибирякова за три часа преодолела 1,5 километра и в 11:35 первой добралась до космонавтов.

К вечеру в районе приземления космического корабля было уже 22 спасателя. Вертолеты сбросили продовольствие, палатки, теплую одежду. Врач доложил: "Космонавты здоровы, травм и обморожения нет". Космонавтов можно было эвакуировать на вертолете, зависшем над местом приземления, но маршал Руденко, руководивший операцией по эвакуации космонавтов, распорядился обязательно вертолеты сажать. В итоге космонавты провели и вторую ночь в тайге, ожидая, когда подготовят площадки для вертолетов. Большая (в 5 километрах от "Восхода-2") и малая (в 1,7 километрах) площадки были подготовлены к 21 марта для взлета и посадки вертолетов. 21 марта в 6:50 группа в составе 7 человек (Беляев, Леонов, Туманов, Сибиряков и другие) начала движение к малой площадке и в 8:06 подошла к Ми-4.

Космонавты у вертолета Ми-4. С сайта vedomosti.ru.
Космонавты у вертолета Ми-4. С сайта vedomosti.ru.

Через 20 минут Ми-4 высадил космонавтов на большой площадке, там они пересели в Ми-6, который в 9:50 доставил их на аэродром Перми.

Страница журнала "Огонек" №13 за март 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Страница журнала "Огонек" №13 за март 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

На 11:00 был назначен вылет самолета Ан-10 с Беляевым и Леоновым из Перми в Тюра-Там. Вылет задержался на час с небольшим из-за переговоров Брежнева с космонавтами.

Из дневника генерала Каманина за 21 марта 1965 года:

…В 17:30 мы встретили космонавтов. Все дружно расхохотались, когда в дверях самолета показались Беляев и Леонов, одетые в летное обмундирование и унты. Большой кортеж машин проехал по улицам Звездограда, космонавтов встречало все население города. В спортивном зале гостиницы Беляев и Леонов рассказали нам о своих первых впечатлениях о полете (они записаны на пленку). Вечером Королев говорил с Брежневым. Москва ждет космонавтов 23 марта. Все наши планы резко сокращаем и готовимся лететь в Москву.

Ну а дальше все было как обычно: торжественная встреча космонавтов в Москве, рапорт космонавтов правительству, объятия, поцелуи...

Встреча космонавтов на аэродроме в Москве. Фото из журнала "Огонек" №13 за март 1965 года.
Встреча космонавтов на аэродроме в Москве. Фото из журнала "Огонек" №13 за март 1965 года.

В заключение части первой статьи несколько слов о дальнейшей судьбе космонавтов, входивших в экипаж корабля "Восход-2".

Памятник Павлу Беляеву на "Аллее космонавтов" в Москве. Фото автора 1968 года.
Памятник Павлу Беляеву на "Аллее космонавтов" в Москве. Фото автора 1968 года.

Павел Беляев сначала руководил группой, готовившейся к полету на военную орбитальную станцию "Алмаз", а потом был включен в число тех, кого планировали для участия в облете Луны. Но из этой группы Беляева вывели по состоянию здоровья. В конце 1969 года он тяжело заболел. Известный хирург Вишневский вырезал ему две трети желудка, часть двенадцатиперстной кишки и аппендикс. Хотя операция прошла удачно, состояние Беляева оставалось очень тяжелым, и он умер 10 января 1970 года от интоксикации организма вследствие гнойного перитонита в возрасте 44 лет.

Памятник Алексею Леонову на "Аллее космонавтов" в Москве. Фото автора 1968 года.
Памятник Алексею Леонову на "Аллее космонавтов" в Москве. Фото автора 1968 года.

Алексей Леонов в 1965 - 1969 годах в группе космонавтов участвовал в подготовке по лунно-облетной и лунно-посадочной программам. Вместе с Олегом Макаровым входил в состав первого из трёх сформированных в 1967 году экипажей для облёта Луны. В 1969 году два экипажа (в том числе экипаж Леонова) продолжали подготовку к высадке на Луну, но подготовка прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н-1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа "Аполлона-11". В 1968 году Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (инженерный факультет). 22 января 1969 года он находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева во время встречи в Москве космонавтов кораблей "Союз-4" и "Союз-5", но при этом не пострадал. В 1971 году Леонов был назначен командиром основного экипажа корабля "Союз-11" (вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным). Перед самым стартом экипаж заменили, полетели дублеры и...погибли. В 1975 году Алексей Леонов совместно с Валерием Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира корабля "Союз-19" по программе "Союз-Аполлон" (пятидесятилетие которой тоже отмечается в этом году). В 1970-1991 годах - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. Вышел на пенсию в 1991 году. В начале 2000-х годов - вице-президент "Альфа -банка". Скончался 11 октября 2019 года в возрасте 85 лет.

На этом автор завершает рассказ о полете космического корабля "Восход-2". Во второй части статьи - рассказ о полете космического корабля "Джемини-3".

Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил вежливости.