Найти в Дзене
Виктор Павлов

Два космических запуска в начале 1965 года.

Оглавление
Коллаж автора.
Коллаж автора.

Прежде всего хочу принести своим постоянным читателям извинение за столь продолжительную паузу между статьями. На то были причины - автор обдумывал новые темы. В этом отношении автор немного похож на персонажа повести Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей" - изобретателя Шурупчика. Он точно также подолгу обдумывал свои статьи (и примерно в таких же условиях).

Автор обдумывает свои статьи. Иллюстрация из книги Николая Носова.
Автор обдумывает свои статьи. Иллюстрация из книги Николая Носова.

На этот раз обдумывание затянулось, новая тема все не приходила, а тут ещё и массовые негативные комментарии "немогликов" к предыдущим статьям, и новогодние праздники... Как всегда выручили юбилейные даты. В этом году исполняется 60 лет со времени полетов космических кораблей "Восход-2" и "Джемини-3". Естественно, мимо этих дат автор пройти не мог. Но все это произойдет немного позже, в марте месяце, а пока автор вспомнил о двух беспилотных полетах, предваряющих полеты этих кораблей и решил рассказать об этом читателям канала.

Итак, два беспилотных космических запуска: американский космический корабль "Джемини-2", запущенный 19 января 1965 года, и корабль-спутник "Космос-57", запущенный 22 февраля 1965 года. Именно об этих космических аппаратах и пойдет речь в этой статье.

"Джемини-2".

Вначале немного о программе "Джемини". Работы по программе "Джемини" (Gemini - созвездие Близнецов) в США начались в декабре 1961 года. В официальных документах НАСА задачи программы формулировались как "второй этап пилотируемых полетов, имеющий целью получение опыта в следующих областях: маневрирование на орбите, встреча и стыковка на орбите, длительный космический полет человека и проведение исследований в космосе с участием человека".

Первоначальные планы запусков по программе "Джемини" предусматривали:

  • I этап (ноябрь 1963 года). Запуск корабля без экипажа по баллистической траектории с возвращением на парашюте.
  • II этап (начало 1964 года). Запуск на орбиту трех кораблей с экипажем: первый на сутки, второй и третий на 14 суток.
  • III этап (1964-1965 годы). запуск восьми кораблей с экипажем для проведения экспериментов по встрече на орбите. При первых экспериментах для обеспечения встречи должны были использоваться бортовые ЖРД корабля "Джемини" и двигатель ракеты-мишени "Аджена D"; при последующих экспериментах - только бортовые ЖРД корабля.

Впоследствии планы и сроки запусков по программе "Джемини" неоднократно пересматривались. В 1962 году в связи с отставанием работ от графика некоторые специалисты НАСА даже ставили под сомнение целесообразность их продолжения (в пользу ускорения работ по программе "Аполлон"). Однако руководство НАСА приняло решение работы по программе "Джемини" продолжать.

Первый запуск по программе "Джемини" ("Джемини-1") состоялся 8 апреля 1964 года. Задачами запуска являлись:

1. Проверка совместимости ракеты-носителя "Титан II" и корабля "Джемини".

2. Исследование нагрева ракеты и корабля на активном участке полета ракеты.

3. Проверка точности работы радиоинерциальной системы наведения ракеты-носителя.

4. Испытание устройств, обеспечивающих включение запасных систем ракеты-носителя.

5. Испытание установленного на ракете-носителе оборудования системы MDS (система обнаружения неисправностей).

6. Испытание корабля при возникающих в полете динамических нагрузках.

7. Проверка надежности и летных характеристик ракеты-носителя.

8. Проверка методов расчета траектории полета и момента выключения двигателей.

9. Проверка программы предстартовой подготовки.

10. Испытания стартового и командно-измерительного комплексов.

11. Оценка точности определения параметров траектории по сигналам бортового радиолокационного приемоответчика на корабле.

12. Тренировка персонала.

Первые семь задач считались основными, остальные - второстепенными.

Корабль представлял собой серийный образец, но без основного бортового оборудования, вместо которого были установлены измерительные приборы для проведения 104 различных измерений, в частности, температуры, ускорений, давлений и вибрации. Помимо измерительных приборов корабль был снабжен тремя телеметрическими передатчиками, радиолокационным приемоответчиком, работающим в диапазоне С (диапазон частот сантиметровых длин волн, используемых для наземной и спутниковой радиосвязи), тремя антеннами, работающими в том же диапазоне и одной УКВ-антенной. Для того, чтобы довести вес корабля до расчетного в корабль было помещено ещё 405 кг балласта.

Корабль "Джемини-1" был запущен со стартового комплекса №19 на мысе Кеннеди (с 1973 - опять мыс Канаверал).

Изображение из журнала "Popular mechanics" №5 за 1963 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из журнала "Popular mechanics" №5 за 1963 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

При этом корабль не отделялся от второй ступени - связка корабля и второй ступени была выведена на орбиту наклонением 32,56° и высотой от 160 до 320 км. Основная задача пуска была успешно выполнена: было доказано, что корабль может быть успешно запущен такой ракетой. Прием информации с корабля проводился в течение первых трех витков, и через 4 час 50 мин после старта работа с "Джемини-1" закончилась. Сделав 64 оборота вокруг Земли, вечером 12 апреля связка вошла в атмосферу над южной частью Атлантики и разрушилась. На следующий день Роберт Гилрут (первый директор Центра пилотируемых космических кораблей) объявил, что в экипаж "Джемини-3" (первый пилотируемый полет) назначены командир Вирджил Гриссом и пилот Джон Янг, дублерами стали Уолтер Ширра и Томас Стаффорд. Запуск пилотируемого корабля был намечен на 16 ноября 1964 года. Но... как это часто бывает в космонавтике, что-то пошло не так.

Второй испытательный полет планировался на 24 августа 1964 года, но изготовление корабля запаздывало, а в стартовый комплекс с уже установленной на нем ракетой ударила молния. Наведенными зарядами были повреждены многие электрические компоненты. Для полной уверенности было решено заменить на ракете все блоки, содержащие транзисторы. Однако, работу пришлось прерывать из-за урагана Клео, пришедшего на мыс Кеннеди 27 августа 1964 года. А 8 сентября в ожидании урагана Дора обе ступени увезли в сборочный корпус. Корабль №2 был доставлен на полигон 21 сентября и до 17 октября испытывался и дооборудовался в Промышленной зоне НАСА на острове Мерритт, а с 18 октября – на стартовом комплексе. Только 5 ноября "Джемини-2" был состыкован с носителем.

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

В самый разгар испытаний пришло сенсационное сообщение: 12 октября 1964 года Советский Союз запустил трехместный корабль "Восход", а 13 октября космонавты Комаров, Феоктистов и Егоров успешно приземлились. Америку еще раз "побили" в космосе.

Попытка запуска "Джемини-2" была предпринята 9 декабря 1964 года в присутствии астронавтов Гриссома и Янга. Во время запуска система обнаружения сбоев ракеты-носителя обнаружила технические проблемы из-за снижения гидравлического давления в двигателе, и через одну секунду после зажигания последовала команда выключения двигателя. Причиной оказалась поломка сервоклапана одного из четырех приводов качания двигателей. А астронавты убедились на практике: хотя их ракета и "вонючая" – использует ядовитые высококипящие компоненты топлива – но умеет выключаться, не взрываясь. Старт снова перенесли - на январь 1965 года.

Из дневника генерала Каманина за 18 января 1965 года:

Американцы завтра собираются запустить беспилотный корабль "Джемини". Эта программа у них отстает на 16 месяцев из-за двух первых неудачных пусков*. На 1965 год американцы намечают 3-4 полета с экипажем. В этом году они не догонят нас, а если мы полностью используем наши возможности и проведем 2-3 удачных полета, то мы оторвемся от США еще на 2-3 года вперед.

* Автор статьи не нашел подтверждения слов Каманина о неудачных пусках корабля "Джемини".

Старт был произведен 19 января 1965 года по баллистической траектории. В корабле было установлено почти все штатное бортовое оборудование.

Изображение из Википедии.
Изображение из Википедии.

Вместо кресел астронавтов были смонтированы два манекена, имитирующие дыхание и тепловыделение астронавтов, а также регистрирующая аппаратура и кинокамера, которая непрерывно снимала горизонт и индикатор ориентации на пульте.

Старт корабля "Джемини-2". Фото из материалов НАСА "Gemini program" за февраль 1965 года.
Старт корабля "Джемини-2". Фото из материалов НАСА "Gemini program" за февраль 1965 года.

Полетное задание включало: проверку системы отделения корабля от ракеты-носителя, проверку системы управления "Джемини-2", отработку операций схода с орбиты, отделения от возвращаемой капсулы секции оборудования и секции ТДУ агрегатного отсека, управляемого спуска в атмосфере, проверку средств приводнения. Все работало нормально, кроме опытного электрохимического генератора (ЭХГ). Перед пуском не открылся впускной клапан водорода, времени на устранение этой неисправности не было, и ЭХГ так и не был включен.

Траектория полета была выбрана так, чтобы проверить теплозащиту при максимальных тепловых нагрузках. В момент отсечки двигателя 2-ой ступени через 352.45 сек после старта ракета находилась на высоте 160,0 км, а ее скорость составляла 7845 м/с и была больше местной круговой скорости, равной 7818 м/с.

Отделившись от ракеты, аппарат немедленно развернулся, сбросил секцию оборудования и всего через 7 минут 16 секунд после старта отработал тормозной импульс для схода с орбиты. Максимальная перегрузка при входе в атмосферу составила 9,6 g.

Космический корабль "Джемини-2" во время возвращения в атмосферу. Фото из Википедии.
Космический корабль "Джемини-2" во время возвращения в атмосферу. Фото из Википедии.

На высоте 3,2 км был выпущен тормозной, а на высоте 2,7 км основной парашют. Возвращаемая капсула успешно приводнилась в Атлантике в 3 422 км от места запуска, в 63 км от расчетной точки и в 40 км от флагмана спасательной флотилии авианосца "Лейк Чемплейн". С авианосца стартовал вертолет, сбросивший на парашютах трех водолазов, которые подвели под спутник понтон.

Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Иллюстрация из книги "Программа Джемини" 1967 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Примерно через 85 мин после приводнения корабль был доставлен вертолетом на палубу авианосца.

Фото из материалов НАСА "Gemini program" за февраль 1965 года.
Фото из материалов НАСА "Gemini program" за февраль 1965 года.

Из дневника генерала Каманина за 20 января 1965 года:

США запустили вчера "Джемини" с двумя манекенами. Для запуска была использована ракета "Титан-2". Странно, что они пустили корабль по баллистической траектории: через 20 минут после старта капсула "Джемини" приводнилась на парашюте примерно в 3400 километрах от мыса Кеннеди. Скорее всего, это третья неудача с "Джемини" **, а не намеренный баллистический пуск. Мало смысла испытывать орбитальный корабль с манекенами не в реальных условиях предстоящего полета: баллистический пуск настолько отличается от полета по орбите, что после его осуществления нельзя быть уверенным в возможности осуществления орбитального полета.

** Автор статьи не нашел подтверждения слов Каманина о неудачных полетах корабля "Джемини".

Несмотря на такую критическую оценку руководителя советских космонавтов, этот полет дал путевку в жизнь для пилотируемых полетов кораблей "Джемини". Что интересно, капсула корабля "Джемини-2" была повторно использована 3 ноября 1966 года при запуске габаритно-весового макета орбитальной станции MOL.

Запуск габаритно-весового макета станции. Фото с сайта document.wikireading.ru.
Запуск габаритно-весового макета станции. Фото с сайта document.wikireading.ru.

Сейчас капсула корабля "Джемини-2" находится в Музее ракетно-космической техники ВВС.

Фото из Википедии.
Фото из Википедии.

"Космос-57".

Активность американцев в постройке многоместных космических кораблей стала к 1963 году серьезно беспокоить руководство Советского Союза, хотя до этого все предложения руководства ВВС переделать корабль "Восток" в многоместный корабль (сделанные ещё в 1961 году) поддержки от руководства страны не получали. Ставка делалась на создание многоместного корабля "Союз", но его конструирование затягивалось, и когда стало ясно, что в 1964 году "Союз" не полетит, в спешном порядке было принято решение о создании многоместного корабля на базе "Востока", который и был создан в невиданно короткие сроки - меньше чем за год. Следует отметить, что разрабатывались два варианта корабля: 3КВ - трехместный корабль и 3КД - двухместный со шлюзом для выхода в открытый космос.

Трехместный корабль 3КВ №2 был запущен 6 октября 1964 года в беспилотном режиме и получил (согласно недоброй советской традиции все скрывать) обозначение "Космос-47", а спустя всего несколько дней 12 октября 1964 года в космос отправился уже космический корабль "Восход" (3КВ №3) с экипажем из трех космонавтов.

После этого настало время для двухместного корабля 3КД (первоначальное название "Выход", последующее - "Восход-2"), проектирование которого велось параллельно с проектированием трехместного корабля 3КВ.

Главное отличие корабля "Восход-2" от корабля "Восход" состояло в наличие на борту шлюзовой камеры "Волга" с люками-лазами для выхода космонавта в открытое космическое пространство и в корабль.

Первоначально полет с выходом космонавта в открытый космос планировался на ноябрь 1964 года. Это срок предложил Сергей Павлович Королев. Но по предложению генерала Каманина полет перенесли на февраль - март 1965 года, когда будут полностью закончены все испытания, проверки и доработки корабля. Впрочем, это были далеко не первые утвержденные сроки запуска.

Записка группы руководителей ОПК в ЦК КПСС с графиком полетов. С сайта roscosmos.ru.
Записка группы руководителей ОПК в ЦК КПСС с графиком полетов. С сайта roscosmos.ru.

Изготовление и заводские испытания двух кораблей 3КД (с манекенами и для пилотируемого полета) шли достаточно быстро. Однако, в феврале 1965 года на Байконуре при проверках систем беспилотного корабля обнаружили отказ второго комплекта телеметрической системы "Трал". На доставку аппаратуры из Львова и замену потребовалось 7 дней.

Сборка в цехе корабля 3КД. С сайта roscosmos.ru.
Сборка в цехе корабля 3КД. С сайта roscosmos.ru.

Из-за этого запуск "Восхода-2" был перенесен с 22 февраля на начало марта. А 17 февраля было принято решение перенести полет пилотируемого "Восхода-2" на вторую половину марта, так как на 12 марта планировался пуск АМС к Луне (станция Е-6 №9 "Космос-60").

В итоге на 22 февраля был назначен запуск беспилотного корабля 3КД №1, который получил наименование "Космос-57".

Из записки группы руководителей ОПК в ЦК КПСС. С сайта roscosmos.ru.
Из записки группы руководителей ОПК в ЦК КПСС. С сайта roscosmos.ru.

21 февраля в 8 часов по местному времени ракету с кораблем вывезли на старт. Запуск состоялся 22 февраля 1965 года в 12.30 по местному времени с 31 стартовой площадки. Королева и других конструкторов больше всего волновали операции со шлюзом. Все они прошли четко по расписанию: подпитка шлюза, открытие и закрытие люка, наполнение шлюза воздухом, герметичность - все было в норме. Уже на первом витке можно было наблюдать корабль по телевидению: совершенно неожиданно для всех появилось четкое изображение, было видно примерно 2/3 передней части шлюза и, судя по всему, он был нормально заполнен и вел себя устойчиво. Казалось, все идет хорошо, но на втором витке корабль неожиданно "пропал". С него не поступал ни один сигнал, не шла информация ни по одному телеметрическому каналу. Средства противоракетной обороны корабль на орбите тоже не обнаружили.

Из дневника генерала Каманина за 22 февраля 1965 года:

Решением Госкомиссии для выяснения причин гибели корабля была создана комиссия под руководством Керимова, от ВВС я рекомендовал в состав комиссии полковника Комарова. Кроме комиссии Керимова приступили к работе несколько групп специалистов. В результате анализа докладов из Москвы, с ИПов и разбора хода полета уже через 2-3 часа нам стало ясно, что на корабле включился цикл спуска, сработала ТДУ, но корабль не сошел с орбиты, а только несколько изменил ее, и через 29 минут после окончания работы ТДУ он был подорван включением системы АПО. Необходимо было выяснить, откуда поступила команда на спуск, - сформировалась ли она из-за неисправностей на борту или борт принял эту команду с "Земли"? Если претензии к кораблю отпадут и виновником происшествия окажется "Земля", то полет "Восхода-2" с экипажем можно готовить, в противном случае полет придется отменить.

При расшифровке телеметрии выяснилось, что одну из команд управления шлюзом (№42 - перепуск воздуха в шлюз) передали на борт одновременно с двух наземных пунктов управления (ИП-6 и ИП-7). Две наложившиеся друг на друга команды были восприняты как одна команда (№5 - спуск), а поскольку спуск должен был произойти в непредусмотренном для этого месте, была активирована команда на подрыв корабля. Таким образом корабль был полностью "реабилитирован", а виновным оказался начальник пункта управления ИП-7, который нарушил приказ и передал команду на борт корабля в то время, когда его ИП обязан был "молчать".

Из дневника генерала Каманина за 24 февраля 1965 года:

Из бесед с Тюлиным, Керимовым и многими специалистами у меня складывается твердое убеждение, что корабль и его оборудование не виноваты в происшествии, и если бы на борту корабля был пилот, то и происшествия не было бы, и мы получили бы более ценные данные по полету. Год назад, при первом обсуждении идеи "Выхода" я предлагал первый корабль пускать не с манекенами, а с космонавтом, но Королев не согласился с моим предложением; его смущали не технические, а чисто политические соображения - такой испытательный суточный полет не мог быть очередным триумфом в космосе. Сейчас все видят, что необходимы "черновые" испытательные полеты людей в космос. С человеком на борту мы быстрее добьемся новых побед, но для этого надо одно: летать не ради шумихи и всенародных парадных встреч, а для дела освоения космоса.

Чем больше знакомишься с дневниками генерала Каманина, тем больше убеждаешься в эрудиции, инженерном мышлении и здравом смысле этого неординарного человека.

По итогам расследования было принято техническое решение по защите в радиолинии особо важных команд. Полет технологического корабля позволил проверить все системы 3КД на этапе выведения и начала полета, шлюзовая камера также развернулась нормально. Но окончание полета, отстрел шлюза и, главное, возможность посадки спускаемого аппарата с кольцевым шпангоутом от отстреленного шлюза (а он выступал на 27 мм) испытать не удалось. Выступающий шпангоут при спуске мог вызвать закрутку спускаемого аппарата, что могло затруднить раскрытие парашютов, а при скорости вращения корабля около двух оборотов в секунду - привести к гибели экипажа.

Поэтому было принято решение провести такое испытание на очередном фоторазведывательном спутнике серии "Зенит". 7 марта 1965 года с 31-ой площадки космодрома Байконур была запущена ракета, которая вывела на орбиту спутник "Зенит-4", получивший после выведения название "Космос-59". На его спускаемом аппарате был установлен кольцевой шпангоут от шлюзовой камеры. "Зенит-4" в течение восьми суток выполнял свои непосредственные задачи, а 15 марта его спускаемый аппарат успешно приземлился в 170 км южнее Кустаная (на 50 км севернее расчетной точки). Посадка произошла штатно, наличие шпангоута на нее никак не повлияло. Путь "Восходу-2" был открыт.

Заключение.

Итак, читатели канала ознакомились с двумя полетами беспилотных космических кораблей в начале 1965 года. Чем примечательны эти оба полета? Ответ простой - они оба открыли путь к этапным пилотируемым полетам космических кораблей, которые открыли новую страницу в пилотируемой космонавтике, открыли новые возможности для человека в космосе: возможность летать не по одиночке, а в составе экипажа, возможность работать в открытом космическом пространстве, возможность совершать длительные космические полеты, а также совершать маневры и стыковки на орбите.

Именно поэтому, эти полеты заслуживают того, чтобы о них помнили даже спустя 60 лет.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил вежливости.

Наука
7 млн интересуются