Лейте, ставшее ареной сражений с 23 по 26 октября 1944 года, считается не только последним крупномасштабным морским столкновением на Тихоокеанском театре военных действий, но и одной из крупнейших морских битв в истории по количеству задействованной техники и живой силы. Несмотря на недостатки в планировании, американские войска в серии боёв нанесли сокрушительное поражение японскому флоту, фактически лишив его статуса значимой военной силы.
Предпосылки сражения
Наступление союзников на Японскую империю с августа 1942 года развивалось постепенно, но неуклонно: Гуадалканал, Соломоновы острова, Новая Гвинея, Марианские острова… Морские пехотинцы при поддержке флота методично освобождали остров за островом, раз за разом нанося поражения противнику. Японское командование потеряло возможность эвакуировать остатки гарнизонов, фактически предписывая солдатам "умереть с честью".
Захват Марианских островов предоставил плацдарм для стратегических бомбардировок Японии. В июне 1944 года в Филиппинском море произошло сражение, в результате которого были уничтожены три японских авианосца, а также более полутысячи самолетов и опытных экипажей. Вскоре должно было начаться освобождение Филиппин, которые играли ключевую роль в снабжении Японии и обладали мощной авиационной группировкой. Установление контроля над архипелагом гарантированно прерывало поставки ресурсов с юга.
Возвращение Филиппин также было вопросом престижа. Бесславная сдача американских владений в 1942 году требовала возмездия. Десантная операция на Филиппинах была неизбежной и потребовала значительных усилий от флота.
Ошибки в планировании
Первоначальным местом высадки был выбран остров Лейте. Его захват позволял разделить архипелаг на две части и эффективно контролировать действия противника.
Обеспечение высадки было поручено 7-му флоту под командованием вице-адмирала Томаса Кинкейда. Дальнее прикрытие операции было возложено на 3-й флот адмирала Уильяма Хэлси. Здесь американское командование допустило серьёзную ошибку: у двух флотов не было единого командования и надежной связи.
Однако этот просчет был отчасти компенсирован аналогичной ошибкой со стороны японцев. Три их флота, не имея единого командования, были расположены таким образом, чтобы действовать по четырем разным планам одновременно. Готовность защищать не только Филиппины, но и Формозу, Рюкю или Курилы, истощала запасы топлива из-за длительных переходов.
Точное знание направления удара противника могло бы помочь оптимизировать оборону, но японское командование не обладало этой информацией. Им оставалось полагаться на решающую битву с предсказуемыми последствиями в случае неудачи.
Первый контакт
12 октября началась серия авиаударов с авианосцев по Формозе и Рюкю с целью блокирования авиации противника. Благодаря умелым действиям подчиненных адмирала Хэлси японцы потеряли около шестисот самолетов всего за три дня. Фактически, авиационная группа региона перестала существовать еще до начала основной операции.
Тем не менее, японцы приступили к реализации плана обороны Филиппин. Северная группа вице-адмирала Дзисабуро Одзава должна была отвлечь американские корабли от архипелага. Её авианосцы, с недостаточным количеством самолетов и экипажей, должны были стать приманкой. Южная группа вице-адмиралов Содзи Нисимура и Киёхидэ Сима должна была атаковать десант в месте высадки. Центральная группа под командованием вице-адмирала Такэо Курита, самая мощная из всех, должна была нанести удар по десанту с другого направления.
Уже на этом этапе было ясно, что план обрекает на уничтожение как минимум одну из боевых групп, но у японцев не было выбора: флот без Филиппин становился флотом без топлива.
23 октября: день славы американских подводников
Центральная группа Такэо Курита состояла из пяти линкоров (включая "Ямато"), десяти тяжелых, двух легких крейсеров и пятнадцати эсминцев прикрытия.
Эсминцы не справились с задачей прикрытия. Во время прохода через пролив у острова Палаван американские подводные лодки "Дартер" и "Дэйс" обнаружили противника на расстоянии 27 километров с помощью радара и немедленно пошли на перехват, не погружаясь. Японский радист зафиксировал обмен сообщениями между подлодками, но японская сторона не предприняла дополнительных мер защиты.
Ночной переход и атака на рассвете из подводного положения продемонстрировали невероятную эффективность для подводных лодок того времени.
В 05:24 утра подлодка "Дартер" выпустила шесть торпед, из которых минимум четыре поразили тяжелый крейсер "Атаго". Флагманский корабль Курита затонул через двадцать минут. Вице-адмиралу пришлось спасаться вплавь.
Тем временем крейсер того же типа "Такао" получил еще две торпеды из следующего залпа. Хотя он остался на плаву, он потерял боеспособность. Затопление машинных отделений вынудило отправить его в Бруней, а затем в Сингапур. В битве "Такао" больше не участвовал.
В 05:56 подлодка "Дэйс" атаковала тяжелый крейсер "Мая". Четыре попадания вызвали серию взрывов, и уже в шесть утра вопрос о сохранении крейсера не стоял. Еще через пять минут крейсер перевернулся и затонул.
Три японских тяжелых крейсера были потеряны еще до начала контакта с основными силами противника. Это была одна из самых успешных подводных атак!
24 октября: битва за море Сибуян
Около восьми утра авиация с авианосца "Энтерпрайз" обнаружила и нанесла бомбовый удар по Центральной группе японского флота. По иронии судьбы, силы морской авиации были ослаблены решением адмирала Хэлси, из-за которого крейсера сопровождения и ядро авианосного соединения не успели вернуться с пополнения запасов.
Основной удар пришлось наносить силами авианосца "Интрепид" и двух легких авианосцев сопровождения. Атака в 10:30 утра привела к попаданиям в "Нагато", "Ямато" и "Мусаси". Тяжелый крейсер "Миоко" получил серьёзные повреждения.
Непрерывные авиационные атаки продолжали обрушиваться на "Мусаси". Несмотря на невероятную живучесть, корабль был обречен после попадания девятнадцати торпед и семнадцати авиабомб. К половине восьмого вечера "Мусаси" опрокинулся и ушел под воду.
Тем временем, около полутора сотен японских самолетов, разделенных на три волны, взлетевших с аэродромов на Лусоне, частично смогли прорваться к авианосцу "Принстон". Благодаря эффективной обороне американской авиации, большая часть атакующих была уничтожена, однако одна бронебойная бомба весом 250 кг вызвала серьезный пожар на палубе авианосца. Легкий крейсер "Бирмингем" приблизился к авианосцу для оказания помощи в тушении огня, но из-за вторичного взрыва боеприпасов на борту "Принстона" спасательный крейсер получил настолько серьезные повреждения, что ему потребовалась срочная эвакуация для борьбы за собственное выживание.
В результате взрывов и пожара на "Принстоне" погибли 108 членов экипажа. Остальных (1361 человек) удалось эвакуировать. Авианосец был полностью уничтожен огнем. Остов корабля, выгоревший изнутри, был затоплен торпедным залпом легкого крейсера "Рино" в 17:30.
Этот легкий авианосец стал самой значительной потерей американского флота за время сражения.
Всего 259 вылетов авиации против Центральной группы Куриты привели к потере линкора "Мусаси" и серьезным повреждениям тяжелого крейсера "Миоко". Остальные корабли японского флота получили незначительные повреждения и сохранили полную боеспособность.
Незамеченная приманка
Северное соединение вице-адмирала Одзавы, которое, как известно, должно было отвлечь на себя внимание, оставалось не обнаруженным до вечера 24 октября. Только в 16:40 воздушная разведка обнаружила эти корабли, однако большая часть авиации 38-й оперативной группы флота США была занята атаками на "Мусаси" и защитой от истребителей, базировавшихся на острове Лусон. Вечером того же дня Одзава начал отход, но в 20:00 получил приказ от Тойоды атаковать, "рассчитывая на божественное провидение". Одзава повернул свои корабли в направлении залива Лейте.
В это время адмирал Хэлси посчитал центральную группировку японского флота "серьезно поврежденной" и направил свои корабли на север, преследуя последний крупный авианосец противника.
Это решение привело к тому, что пролив Сан-Бернардино остался без защиты. Не было даже эсминцев для наблюдения за врагом. Многочисленные предупреждения коллег о том, что Хэлси неправильно оценивает реальную угрозу обнаруженных кораблей, были проигнорированы.
Третий флот полным ходом двинулся на север, фактически открыв пролив для японцев!
25 октября. Битва в проливе Суригао
Южная группа под командованием Содзи Нисимуры состояла из устаревших линкоров "Фусо" и "Ямасиро", тяжелого крейсера "Могами" и четырех эсминцев. Изначально Нисимура должен был усилить Центральную группу. Вторая группа под командованием вице-адмирала Киёхидэ Сима включала тяжелые крейсера "Нати" и "Асигара", легкий крейсер "Абукума" и четыре эсминца.
Из-за соблюдения режима радиомолчания японским группам не удалось согласовать время своих передвижений. К моменту входа в пролив Суригао в два часа ночи Содзи Нисимура оторвался на 46 километров от Киёхидэ Симы, а Центральная группа значительно отставала.
Американская 7-я вспомогательная флотская группа оказалась смертельным противником для японцев. Линкоры "Западная Виргиния", "Мэриленд", "Миссисипи", "Теннесси", "Калифорния" и "Пенсильвания", несмотря на повреждения, полученные во время нападения на Перл-Харбор, к моменту сражения за Лейте были полностью восстановлены, а "Западная Виргиния" была практически перестроена. Тяжелые крейсера эскорта могли выставить еще 35 орудий калибра 203 мм. Их прикрывали четыре легких крейсера, 28 эсминцев и 39 торпедных катеров. В узком проливе это обеспечивало подавляющее превосходство в огневой мощи.
Хотя торпедным катерам не удалось нанести ущерба противнику, эсминцы полностью компенсировали этот недостаток. Около трех часов ночи оба линкора получили попадания торпед. "Ямасиро" смог продолжить движение, а "Фусо" затонул. Вместе с ним на дно ушли три японских эсминца: два сразу, а "Асагумо" - после безуспешной борьбы за живучесть.
В 03:53, после обнаружения противника радаром, "Западная Виргиния" произвела залп 406-мм орудиями главного калибра с расстояния около 21 километра. Первый же залп накрыл "Ямасиро". Вскоре к обстрелу присоединились 356-мм орудия "Калифорнии" и "Теннесси". Из-за несовершенства японской электроники они не могли вести ответный огонь; менее современные американские линкоры испытывали те же проблемы, что и японцы.
"Миссисипи" за весь бой произвел всего один залп в самом конце огневого контакта с противником. Этому залпу было суждено стать последним бортовым залпом линкора по линкору в истории.
Обстрел стал фатальным для "Ямасиро" и "Могами". Попадания снарядов калибра 406 и 356 мм превратили их в груды искореженного металла. Японские корабли вели беспорядочный огонь во все стороны. "Ямасиро" затонул в 4:20 утра вместе с вице-адмиралом Нисимурой. "Могами" и "Сигурэ" сумели отступить.
Вторая группа вице-адмирала Симы не смогла использовать свои радары из-за множества отражений сигнала в лабиринте островов. В результате легкий крейсер "Абукума" был потерян в результате успешной атаки американского торпедного катера. Увидев остатки Южной группы, Сима приказал отступать. При этом его флагманский корабль "Нати" столкнулся с "Могами", что привело к затоплению отсека управления и гибели "Могами" на следующий день от авиационной атаки.
Хотя корабли группы Симы пережили сражение в проливе, поскольку не принимали в нем участия, все они погибли в столкновениях вокруг Лейте в ходе последующих боев. Единственным кораблем Южной группы, который ушел из залива Лейте, был "Сигурэ", но он был потоплен подводной лодкой впоследствии.
Битва в проливе Суригао стала второй (и последней) битвой Тихоокеанской кампании, в которой линкоры сражались против линкоров.
25 октября. Битва у острова Самар
Центральная группа Курита прошла к острову Самар без сопротивления — и встретила там лишь небольшие, плохо защищённые и медлительные эскортные авианосцы, прикрытые слабо вооружёнными и почти не бронированными эскортными же эсминцами.
Контр-адмирал Клифтон Спрэг при виде такого серьёзного противника отдал приказ на взлёт любым готовым к вылету самолётам. Тем предстояло сбросить на противника всё, что имелось в наличии (включая глубинные и противопехотные бомбы), и уходить к суше.
Отступление эскортных авианосцев прикрывала дымовая завеса эсминцев. Их же самоубийственная атака, в которой «…не стоит надеяться выжить», закончилась повреждениями тяжёлого крейсера «Кумано» и гибелью всех атаковавших эсминцев США от множественных попаданий.
Пятидюймовые орудия эскортных авианосцев (по одному на каждом!) не только вели огонь, но и добились нескольких попаданий.
Ближе к финалу этого бесславного столкновения вице-адмирал Такидзиро Ониси дал приказ на боевой вылет камикадзе, после чего эскортный авианосец «Сент-Ло» был уничтожен пожаром и взрывом, вызванными единственным удачным попаданием смертника.
Вице-адмирал Курита не сумел адекватно оценить противника. Торпедные атаки и удар с воздуха дезорганизовали японскую ударную группу. Бессмысленные метания не дали ему даже толком добить почти беззащитные эскортные авианосцы. Японскому адмиралу ситуация показалась захлопнувшейся ловушкой — и он приказал отступать.
В отсутствие противника манёвр вполне удался, хотя из всех кораблей его группы лишь «Ямато» сохранил полную боеспособность к моменту возвращения на базу. Остальные в различной степени пострадали от воздушных налётов, хотя фактически и не встретили достойного противника.
Битва за мыс Энганьо
Ядро Северной группы Дзисабуро Одзава состояло из четырёх авианосцев (ветерана битвы за Пёрл-Харбор «Дзуйкаку» и лёгких «Дзуйхо», «Титосэ» и «Тиёда»), двух линкоров Первой мировой с надстроенными полётными палубами «Хюуга» и «Исэ» (без единого самолёта на борту), трёх лёгких крейсеров и девяти эсминцев. Воздушная группа насчитывала всего 108 самолётов.
Противостояли им пять капитальных американских авианосцев, пять лёгких, шесть линкоров, восемь крейсеров и более сорока эсминцев. Совокупная численность их воздушных сил насчитывала порядка девятисот самолётов.
На рассвете 25 октября 75 японских самолётов погибли в бою с американским воздушным прикрытием без единого успешного поражения кораблей противника. Лишь нескольким удалось вернуться на базы на острове Лусон.
В 07:10 утра воздушная группа США уже находилась в небе. Удар последовал сразу по обнаружению противника. Боевой заслон из примерно 30 самолётов оказался попросту сметён. В общей сложности 527 самолётовылетов привели к потоплению авианосца «Дзуйкаку», лёгких авианосцев «Титосэ» и «Дзуйхо» и эсминца «Акидзуки» и гибели значительное количества моряков и офицеров из числа их экипажей. Лёгкий авианосец «Тиёда» и крейсер «Тама» получили тяжёлые повреждения. Сам Одзава переместился на борт лёгкого крейсера «Оёдо» чтобы сохранить управление оставшимися кораблями.
К 14:15 американские крейсера пустились в преследование. Около пяти вечера они добили повреждённый авианосец «Тиёда». В 20:59, после долгого и упорного сопротивления затонул эсминец «Хатсудзуки». Попытка задавить преследователей силами отправленных на перехват ликоров-гибридов «Хюуга» с «Исэ» провалилась — они просто не отыскали противника, хотя заведомо превосходили его по фактической огневой мощи.
В 23:10 подводная лодка США «Джаллао» торпедировала и потопила лёгкий крейсер «Тама». Этой финальной потерей и закончилась битва в заливе Лейте.
Итоги
Обе стороны боевого столкновения имели проблемы с общим управлением флотами и координацией их действий. «Туман войны» оказался серьёзным фактором, во многом предопределившим исход основных боестолкновений.
Впрочем, заведомое материальное превосходство американской стороны нивелировало практически любые её ошибки. Потеря одного лёгкого, двух эскортных авианосцев и трёх эсминцев выглядела совершенно незначительной на фоне потерянных японцами двадцати шести кораблей, в основном тяжёлых. И это без учёта тех кораблей, которые японский флот потерял на пути к базам или был вынужден бросить на стоянках из-за отсутствия топлива.
С этого момента падение Филиппин стало вопросом времени, а японский флот как значимая военная сила прекратил существование. Большая часть из его уцелевших кораблей не совершала никаких действий вплоть до конца войны.
Единственная успешная атака камикадзе стала причиной дополнительных расходов американцев на защиту своих кораблей, но так и не стала для японцев спасительным «чудо-оружием». А последовавшие политические скандалы в США, связанные с потерей управления и ошибками Хэлси, не оказали заметного влияния на общий ход и результаты военной компании.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/mihail-lapikov-lejte-1944-zakat-yaponskogo-flota/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉