Найти в Дзене
Альтернативная история

«Серый призрак» Тихого океана

Оглавление

Невзирая на хрупкую броню, крейсеры типа Pensacola, словно заговоренные, прошли сквозь горнило Второй мировой войны, от первых её дней до победного финала, подтверждая старую морскую поговорку: «Кому суждено быть повешенным, тот не утонет».

Тяжёлые крейсеры, рождённые в эпоху 1920-30-х годов под диктовку Вашингтонского морского соглашения (водоизмещение – не более 10 000 тонн, калибр орудий – не свыше 203 мм), навеки получили прозвище «вашингтонских». И первыми ласточками этого класса в американском флоте стали именно крейсеры типа Pensacola.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Тактико-технические характеристики

Всего флот пополнился двумя кораблями этого проекта – Pensacola и Salt Lake City. Изначально числясь лёгкими крейсерами CL-24 и CL-25, 1 июля 1931 года они были переклассифицированы в тяжёлые крейсеры CА-24 и CА-25. При их проектировании американцы исходили из дерзкой предпосылки: вражеские корабли с 152-мм орудиями будут уничтожаться с запредельных дистанций, а от столкновения с линкорами крейсер уйдет, полагаясь на свою скорость. Так родился компромисс: хорошо вооружённый, стремительный корабль с огромной автономностью, но жертвующий бронёй.

В конструкции этих крейсеров отразился дух компромисса, свойственный многим проектам той эпохи: основные элементы скреплялись клёпкой, а сварка использовалась лишь там, где это не влияло на общую прочность – для настилов платформ, надстроек и трубопроводов.

Основные геометрические размеры крейсеров типа Pensacola:

-2

Довоенная фотография крейсера Pensacola (CА-24). Источник: navsource.org
Довоенная фотография крейсера Pensacola (CА-24). Источник: navsource.org

По первоначальному проекту, масса брони составляла около 6% от полного водоизмещения корабля.

Броневая защита крейсера Pensacola, мм:

-4

* – «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР) говорит о главной палубе (толщина – 50 мм) и верхней палубе (толщина – 25 мм)

Броневая защита крейсеров явно не соответствовала суровым реалиям Второй мировой. Несмотря на усиление в процессе строительства (масса брони возросла примерно на 250 тонн), японские 203-мм снаряды прошивали броневой пояс с дистанции в 120 кабельтовых, а палубу – с расстояния более 80 кабельтовых.

Главная энергетическая установка крейсеров типа Pensacola была стандартной для «вашингтонцев»: четыре турбины и восемь котлов. Расположение – классическое для американских крейсеров, эшелонное: два котельных (под трубами) и два турбинных отделения (каждое за котельным). Инженеры рассчитывали, что такая схема не позволит вывести корабль из строя одним попаданием ни в продольной, ни в поперечной плоскости. В каждом котельном отделении размещалось по четыре нефтяных котла White Forster от Babcock & Wilcox. Четыре турбозубчатых агрегата с турбинами Parsons суммарной мощностью 107 000 л. с. от Brown-Boveri, располагались попарно в двух турбинных отделениях. Энергетическая установка позволяла кораблю развивать скорость до 32,5 узлов и обеспечивала дальность плавания в 10 000 миль при скорости 15 узлов, хотя некоторые источники указывают на большую дальность.

Довоенная фотография крейсера Pensacola Источник: navsource.org
Довоенная фотография крейсера Pensacola Источник: navsource.org

Вооружение

Вооружение крейсеров «вашингтонского» типа включало 203-мм орудия главного калибра, универсальные 127-мм орудия, зенитные автоматы, торпедные аппараты и гидросамолёты.

Стандартным составом артиллерии главного калибра для «вашингтонцев» считался либо «европейский вариант» – восемь орудий в четырёх двухорудийных башнях (по две на носу и корме), либо «американский» – девять орудий в трёх трёхорудийных башнях (две на носу, одна на корме). Крейсера типа Pensacola – едва ли не единственные американские «вашингтонцы», на которых не был реализован «американский вариант» размещения среднекалиберной артиллерии. Они несли десять 203-мм орудий Mark 9 Mod 2, размещённых в двух двухорудийных и двух трёхорудийных башенных установках.

Крейсер Pensacola. Остров Маре, май 1944 года. Хорошо видны башни 203-мм орудий и счетверённая 40-мм зенитная установка Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola. Остров Маре, май 1944 года. Хорошо видны башни 203-мм орудий и счетверённая 40-мм зенитная установка Источник: navsource.org

Теоретически, при запредельном угле возвышения в +41 градус, орудия главного калибра могли обрушить свой смертоносный град на цели, удалённые на 159 кабельтовых. Однако эта перспектива оставалась скорее математической абстракцией, нежели реальной боевой возможностью. Из соображений безопасности, угол наводки ограничивался скромными +16 градусами, удерживая крейсеры от стрельбы в заоблачные дали.

Зенитный щит каждого крейсера составляли восемь грозных 127-мм орудий Mark 10 Mod 2, расставленных по четыре с каждого борта в одиночных установках. Их стальной дождь мог достигать врага на расстоянии до 25 километров, обрушивая на него 15 снарядов в минуту.

Однако, первоначальное лёгкое зенитное вооружение крейсеров типа Pensacola – две счетверённые 28-мм установки с черепашьей скорострельностью – зияло вопиющей брешью в обороне, не соответствуя тем задачам, которые возлагались на эти корабли.

Торпедный арсенал каждого крейсера состоял из двух строенных 533-мм торпедных аппаратов, скрытых в недрах корпуса, по одному с каждого борта. Это расположение, принося в жертву защищённость, сковывало свободу торпедного залпа, ограничивая сектор пуска 60 градусами в сторону кормы и носа.

Изначально задуманные как универсальные солдаты, крейсеры типа Pensacola несли на себе шесть рельсовых дорожек для установки мин (по три с каждого борта), способных принять до 178 адских даров. Две внешние дорожки служили лишь для хранения, а внутренние четыре – как для хранения, так и для установки. Но участь минных заградителей редко выпадала на долю крейсеров, и минные рельсы томились на портовых складах, ожидая своего часа.

Крылья Pensacola состояли из четырёх гидросамолётов O3U (впоследствии заменённых на OS2U Kingfisher), два из которых восседали на катапультах, готовые к взлёту, а два других – на палубе надстройки, словно хищные птицы, высматривающие добычу. Пусть их скорость (264 км/ч) не поражала воображение, зато дальность полёта (до 1296 км) позволяла им бороздить бескрайние просторы океана. Вооружённые двумя пулемётами калибра 7,62 мм и 295 кг бомб, OS2U Kingfisher были глазами и когтями флота. Запуск самолётов осуществлялся при помощи пороховых зарядов с бортовых катапульт, расположенных между дымовыми трубами. Их основной задачей была корректировка огня и противолодочная оборона, но официальная история крейсера Pensacola, запечатлённая на страницах navsource.org, свидетельствует о том, что пилоты этих машин оставили свой след в истории, сбив как минимум один японский истребитель.

Крейсер Pensacola, 1933 год. Хорошо видны гидросамолёты на бортовых катапультах Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola, 1933 год. Хорошо видны гидросамолёты на бортовых катапультах Источник: navsource.org

Изменения в вооружении

Эволюция зенитного вооружения крейсеров типа Pensacola проходила в несколько болезненных этапов. В 1942 году корабли получили по две дополнительные счетверённые 28-мм установки и по восемь одиночных 20-мм зенитных автоматов, словно залечивая раны, нанесённые временем и войной. В том же году 28-мм установки уступили место счетверённым 40-мм зенитным установкам фирмы Bofors, а количество 20-мм автоматов возросло до двенадцати, превращая крейсер в ощетинившегося стального ежа.

К 1944 году количество счетверённых 40-мм установок на каждом крейсере достигло шести, а 20-мм автоматов – 20–21, сплетая вокруг корабля непроницаемую завесу огня. После модернизации летом 1945 года зенитное вооружение крейсера Pensacola состояло из семи счетверённых 40-мм и девяти спаренных 20-мм установок – апофеоз зенитной мощи.

В 1944 году с кораблей демонтировали катапульты правого борта и сократили авиагруппу каждого из них до двух гидросамолётов, словно отказываясь от прежних амбиций. По другим данным, катапульты с крейсера Pensacola были сняты лишь в конце 1945 года, когда война уже отгремела.

После окончания войны крейсер Pensacola принял участие в трогательной миссии – возвращении американских военнослужащих на родину. Для этого с него сняли четыре 127-мм орудия, две 40-мм счетверённые и четыре 20-мм спаренные зенитные установки, словно освобождая место для долгожданных пассажиров.

Уже в 1940 году на Pensacola установили экспериментальную радиолокационную станцию СХАМ, предвестницу грядущей эпохи электронного боя. Впоследствии корабль получил РЛС управления артиллерийской стрельбой FC, радиолокатор SK и два радиолокатора SG, превратившись в зоркого охотника, способного видеть сквозь туман и мрак.

Экипаж и обитаемость

Численность экипажа крейсера Pensacola в мирное время составляла 653 человека (в том числе, 41 офицер), а в военное – 1193 человека, превращая корабль в плавучий город. При оборудовании помещений для команды инженеры проявили недюжинную изобретательность. В частности, на корабле отказались от металлических подвесных подволоков, чтобы избавить команду от назойливого соседства грызунов и насекомых. Кроме того, внутренний борт корабля обшили листами прессованной пробковой крошки, что, по отзывам моряков, создавало комфортный микроклимат и снижало уровень шума. Крейсеры типа Pensacola стали последними американскими кораблями с подвесными койками – на смену им пришли стационарные, ознаменовав новую эпоху в организации корабельного быта.

Боевая служба

Крейсер Pensacola был заложен на Нью-Йоркской военно-морской верфи 27 октября 1926 года и спущен на воду 25 апреля 1929 года, словно рождённый для великих свершений. Первым капитаном корабля, вступившего в строй 6 февраля 1930 года, стал капитан Альфред Г. Хоу, человек, которому было суждено вести этот корабль сквозь бури и сражения. После ввода в строй Pensacola вошёл в состав 4-й дивизии, базировавшейся у восточного побережья США, готовый защищать свою страну.

Учебно-боевой корабль

Крейсеры типа Pensacola, вероятно, рассматривались командованием ВМФ США как своего рода кузница кадров, где офицеры оттачивали своё мастерство для службы на более современных тяжёлых крейсерах. Этим можно объяснить многочисленные дальние переходы кораблей, призванные закалить их в боях и походах. Первый трансокеанский переход Pensacola совершил в период с 24 марта по 5 июня 1930 года по маршруту Нью-Йорк–Панамский канал–Кальяо (Перу)–Вальпараисо (Чили)–Нью-Йорк, демонстрируя свою мощь и выносливость. В течение следующих четырёх лет Pensacola бороздил просторы у восточного побережья США и в Карибском море, а также совершил несколько учебных переходов через Панамский канал к побережью Калифорнии и Гавайским островам, готовясь к грядущим испытаниям.

В связи с переводом 4-й дивизии в состав Тихоокеанского флота 15–30 января 1935 года Pensacola совершил переход из Норфолка в Сан-Диего – свой новый дом. Во время предвоенной подготовки крейсер, как правило, совершал учебные переходы на Гавайи, за что и получил прозвище «Гавайский экспресс». Исключениями из правила стали поход на Аляску и трансокеанский переход в Карибское море в ходе совместных учений Атлантического и Тихоокеанского флотов, демонстрируя гибкость и универсальность.

После начала Второй мировой войны (5–12 октября 1939 года) Pensacola был переведён в Пёрл-Харбор, откуда совершал учебные походы в район атолла Мидуэй и острова Гуам, готовясь к схватке с врагом.


Крейсер Pensacola, сентябрь 1935 года Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola, сентябрь 1935 года Источник: navsource.org

Собственно боевым кораблём крейсер стал в январе 1941 года. С этого момента Pensacola фигурирует в русскоязычных источниках как «флагманский корабль 5-й дивизии».

Начальный период войны

Pensacola благополучно избежал Пёрл-харборской трагедии 6 декабря 1941 года, поскольку ещё 29 ноября покинул Пёрл-Харбор и взял курс на Манилу. Катастрофическое начало войны заставило американское командование пересмотреть свои планы – сначала крейсер отправили к берегам Австралии, а затем вернули в Пёрл-Харбор (прибыл 19 января 1942 года). В конце января Pensacola в составе «Оперативного соединения 11» участвовал в неудачном походе к острову Уэйк – операция была спешно прекращена после уничтожения японцами танкера сопровождения. После этого крейсер сопровождал конвои из Панамы на острова юго-западной части Тихого океана.

5 февраля 1942 года Pensacola выходит на патрулирование прибрежных вод Самоа, а с 17 февраля действует в составе соединения TF-17 и осуществляет эскортирование авианосца Lexington. К этому периоду относится и его первый огневой контакт с японскими ВМС – 20 февраля в районе острова Бугенвиль артиллеристы крейсера «помогли отразить налёт двух волн японских бомбардировщиков» (по американским данным, совместными усилиями корабельных зенитчиков и пилотов с борта Lexington уничтожены 17 из 18 атаковавших самолётов). В дальнейшем Pensacola эскортировал Lexington в ходе патрулирования в Коралловом море. 6 марта к группе присоединился отремонтированный авианосец Yorktown. Усиленная группа, прибыв 10 марта в залив Папуа, осуществила авианалёт на инфраструктуру японских баз Саламайа и Лаэ – по американским данным, налёт «благодаря эффекту внезапности прошёл без потерь и причинил противнику серьёзный урон». Японцы не были столь категоричны в оценке результатов этой акции, но признали, что не сумели нанести ответный удар по американским кораблям.

После пополнения запасов на острове Новая Каледония крейсер Pensacola с 8 апреля сопровождал авианосец Yorktown, патрулировавший воды Самоа, а затем перевозивший самолёты 212-й морской истребительной эскадрильи (VMF-212) на Новогебридские острова. В целом, в феврале-мае 1942 года Pensacola успешно справлялся с несвойственной ему ролью корабля эскорта, хотя и в условиях относительно слабого противодействия противника.

Ограниченный корабельный состав заставил американское командование интенсивно использовать имевшиеся боевые единицы. Крейсер Pensacola и авианосец Enterprise, прибывшие в Пёрл-Харбор 26 мая 1942 года, через два дня покинули базу, а 2 июня примкнули к соединению TF-17 северо-восточнее атолла Мидуэй.

В ходе сражения за Мидуэй, начавшегося два дня спустя, крейсер прикрывал авианосец Enterprise, а позже безуспешно пытался оказать помощь повреждённому авианосцу Yorktown. К моменту прибытия Pensacola авианосец уже тонул и был объят пламенем. Тем не менее, по американским данным, зенитчикам крейсера удалось сбить четыре японских бомбардировщика в ходе их повторного налёта на Yorktown. Оценив состояние авианосца как безнадёжное, американское командование отдало крейсеру Pensacola приказ оставить его и приступить к эскортированию авианосца Enterprise, преследовавшего отходивших японцев.

Вернувшись в Пёрл-Харбор 13 июня, крейсер уже 22 июня участвует вместе с Enterprise в переброске морских пехотинцев на Мидуэй, после чего, наконец, выводится на отдых, продлившийся до 7 августа.

Использование крейсера Pensacola в качестве эскортного корабля было вынужденным и малоэффективным решением. Так, во время похода к Соломоновым островам крейсер физически не мог помешать японским подводникам повредить авианосец Saratoga (31 августа) и потопить авианосец Wasp (15 сентября) из-за отсутствия средств противолодочной обороны. Помимо этого, противовоздушная оборона крейсера, сопоставимая по эффективности с ПВО эсминца, не смогла существенно повлиять на ход боя у островов Санта-Крус (26 октября), когда авианосцы Hornet и Enterprise были повреждены японской авиацией.

В дальнейшем командование использовало крейсер с неослабевающей интенсивностью. Доставив в Нумеа спасённых членов экипажа авианосца Hornet (30 октября), Pensacola уже 2 ноября эскортирует конвой к острову Гуадалканал. Во время морского сражения за Гуадалканал 12–13 ноября крейсер выступал в уже привычной для себя роли, эскортируя авианосец Enterprise.

Бой у Тассафаронга

Действуя в составе соединения TF-67 (пять крейсеров и семь эсминцев), 29 ноября Pensacola вышел из Эспириту-Санто для перехвата японского конвоя, который должен был подойти к Гудалканалу следующей ночью. 30 ноября, незадолго до полуночи, американские корабли столкнулись в районе острова Саво с японским соединением в составе восьми эсминцев под командованием контр-адмирала Райдзо Танака. Американская версия дальнейших событий выглядит следующим образом. Предупреждённые радаром о приближении японцев, американцы первыми открыли огонь и потопили один из эсминцев противника, «однако контр-адмирал Танака быстро и умело развернул своё соединение в сторону американцев, и каждый из его кораблей выпустил несколько торпед». Эпитеты «быстро и умело» от авторов «Всемирной истории войн» Р. Эрнеста Дюпуи и Тревора Н. Дюпуи – высшее признание мастерства японцев. Кораблям адмирала Танаки удалось «…продолжить путь на север», потопив один и серьёзно повредив три американских крейсера. При этом на четырёх американских кораблях погибло не менее 400 человек, а одним из повреждённых крейсеров стал Pensacola.

Крейсер Pensacola, 30 ноября 1942 года Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola, 30 ноября 1942 года Источник: navsource.org

В ходе боя в левый борт крейсера Pensacola, пытавшегося уклониться от столкновения с двумя повреждёнными американским крейсерами, попала одна из восемнадцати торпед, выпущенных японскими эсминцами. Попадание торпеды неподалёку от грот-мачты привело к затоплению кормового машинного отделения, утечке нефти из цистерн, сильному пожару, а позднее – взрыву части боезапаса в башне главного калибра №3.

Крейсер Pensacola после попадания торпеды 30 ноября 1942 года. На фото видно пробоину и повреждённую башню №3. Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola после попадания торпеды 30 ноября 1942 года. На фото видно пробоину и повреждённую башню №3. Источник: navsource.org

Благодаря слаженным действиям команды корабль, объятый пламенем, своим ходом прибыл в Тулаги. В результате попадания торпеды и двенадцатичасового пожара погибли 125 (в том числе, 7 офицеров) и получили ранения 68 (в том числе, 1 офицер) членов экипажа.

После временного ремонта в Тулаги крейсер Pensacola ушёл в Эспириту-Санто (прибыл туда 6 декабря), а оттуда в сопровождении плавучей мастерской Vestal 7 января 1943 года начал переход в Пёрл-Харбор (прибыл 27 января), где находится в ремонте до ноября. В ходе ремонта на крейсере, в частности, произвели замену башни главного калибра №3.

Крейсер Pensacola совершает испытательный выход в сопровождении буксира. Пёрл-Харбор, 14 октября 1943 года Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola совершает испытательный выход в сопровождении буксира. Пёрл-Харбор, 14 октября 1943 года Источник: navsource.org

От Маршалловых островов до Иводзимы

С ноября 1943 года крейсер всё чаще использовали для поддержки сухопутных войск. Впервые Pensacola участвовал в обстреле береговых объектов 19 ноября во время операции у Восточных Маршалловых островов, выпустив около 600 снарядов по японским позициям на островах Бетио и Тарава. 20 ноября во время высадки десанта крейсер эскортировал авианосцы, осуществлявшие авиационную поддержку, а ночью сопровождал повреждённый авианосец Independence к островам Эллис. Анализируя итоги операции, американцы высоко оценили ущерб, нанесённый противнику артобстрелами, и пересмотрели роль Pensacola в дальнейших боях. Ночью 29 января 1944 года крейсер обстрелял японские взлётно-посадочные полосы, аэродромы гидроавиации, склады боеприпасов и другие объекты на атолле Вотье, 18 января – береговую оборону японцев на атолле Малоэлап, затем поддерживал высадку американских десантов 31 января на атоллах Кваджалейн и Маджуро и 1 февраля – на атолле Рой-Намур. После захвата Маршалловых островов Pensacola с 30 марта по 1 апреля эскортировал авианосцы, наносившие удары по японским позициям на островах Палау, Яп, Улити и Улеай, а затем стал на краткосрочный ремонт на верфи Mare Island Naval Shipyard в Калифорнии, который проводился с 6 по 20 мая.

После ремонта крейсер перебросили в северную часть Тихого океана и использовали для обстрелов японских позиций на Курильских островах. 13 июня он обстрелял аэродром на острове Мацува, а ранним утром 26 июня – аэродром на острове Парамушир (израсходовано около трёхсот 203-мм снарядов). Вернувшись 13 августа в Пёрл-Харбор, крейсер 3 сентября участвует в комбинированном авиационно-артиллерийском ударе по острову Уэйк, а 9 октября обстреливает японскую радиостанцию на острове Маркус.

Крейсер Pensacola в бухте Массакр-бэй, остров Атту (Аляска). 9 июня 1944 года Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola в бухте Массакр-бэй, остров Атту (Аляска). 9 июня 1944 года Источник: navsource.org

О действиях корабля с 9 по 25 октября 1944 года известно мало, что вызывает массу разночтений. При этом точно известно, что Pensacola вместе с лёгким крейсером Houston сопровождал тяжёлый крейсер Canberra на остров Улити, 20 октября – прикрывал авианосцы в ходе высадки десанта на остров Лейте, а 25 октября – участвовал в бою у мыса Энгано. Подробности участия крейсера в этих событиях в общедоступных источниках отсутствуют.

В ночь с 11 на 12 ноября Pensacola впервые участвовал в обстрелах острова Иводзима. Во время перехода крейсера на остров Сайпан 20 ноября наблюдатель обнаружил перископ на дистанции 1200 ярдов по правому борту. К счастью для Pensacola, жертвой атаки японской «кайтэн» (торпеды, управляемой смертником) стал не крейсер, а танкер Mississinewa. По легенде, капитан крейсера Pensacola на вопрос командования о способах борьбы с «кайтэн» предложил «построить команду вдоль борта и дуть навстречу торпеде», аргументировав это отсутствием на борту корабля каких-либо средств борьбы с торпедами.

Заключительный период войны

С 22 ноября по 6 декабря 1944 года крейсер находился у острова Сайпан, где участвовал в отражении нескольких авианалётов (данные о сбитых самолётах отсутствуют), а затем продолжил обстрелы Иводзимы. 8 декабря Pensacola выпустил по береговым целям около пятисот 203-мм снарядов, 24 и 27 декабря обстреливал японские огневые позиции к северу от горы Сурибачи, 5 и 24 января 1945 года – обстреливал острова Чичидзима, Хахадзима и Иводзима, 16 февраля – вёл артогонь по северо-западному сектору Иводзимы.

Считается, что 16 февраля 1945 года лейтенанту Дугласу У. Ганди, пилотировавшему OS2U Kingfisher, взлетевший с борта крейсера, удалось сбить японский истребитель. В ходе обстрела Иводзимы 17 февраля в крейсер попали шесть снарядов с японских береговых батарей, что привело к гибели 17 (в том числе, 3 офицеров) и ранению 119 (в том числе, 5 офицеров) членов экипажа.

Крейсер Pensacola, 7 мая 1945 года. Фотография для служебного пользования. Белыми кружками обведены места попадания японских снарядов 17 февраля 1945 года. Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola, 7 мая 1945 года. Фотография для служебного пользования. Белыми кружками обведены места попадания японских снарядов 17 февраля 1945 года. Источник: navsource.org

После кратковременного ремонта корабль 19 февраля возобновил обстрелы береговой обороны противника на Иводзиме, продолжавшиеся вплоть до 3 марта. В частности, 1 марта его артиллерии удалось подавить береговую батарею противника, ранее повредившую эсминец Terry.

С 20 марта Pensacola участвовал в операции по захвату острова Окинава – 25 марта он обстреливал береговые укрепления, прикрывая траление акватории в зоне предполагаемой высадки десанта, а 27 марта подвергся торпедной атаке. Благодаря своевременно предпринятому крутому повороту влево крейсеру удалось уклониться от японских торпед. Одна торпеда прошла в 18 метрах, а вторая – в 6,1 метра от него. Артиллеристы Pensacola обстреляли перископ вражеской подлодки из автоматического оружия, но, видимо, безрезультатно. Крейсер продолжал обстрелы Окинавы вплоть до 15 апреля, после чего ушёл на ремонт в Калифорнию.

Битва за Окинаву стала последним сражением в карьере крейсера. После ремонта Pensacola базируется на острове Адак (штат Аляска), а 31 августа в составе 5-й дивизии крейсеров начинает переход в Омихато (остров Хонсю), куда прибывает 8 сентября. За годы войны крейсер заслужил тринадцать боевых звёзд от американского командования и прозвище «Серый призрак» – от японской пропаганды.

После войны

После окончания Второй мировой войны крейсер Pensacola принимал участие в возвращении американских военнослужащих на родину. В период с 14 ноября по 3 декабря 1945 года он перевёз 200 человек с Иводзимы в Сан-Франциско, а с 8 декабря 1945 года по 9 января 1946 года – 700 человек с острова Гуам в Сан-Диего.

29 апреля 1946 года крейсер отправился в Пёрл-Харбор для участия в качестве цели в испытаниях атомной бомбы на атолле Бикини. После участия в испытаниях с 1 по 25 июня крейсер был отбуксирован к атоллу Кваджалейн. Pensacola, официально выведенный из состава флота 26 августа 1946 года, подвергся радиологическим и структурным исследованиям, по окончании которых был затоплен у побережья штата Вашингтон 10 ноября 1948 года.

Крейсер Pensacola после проведения ядерных испытаний, июль 1946 года. Источник: navsource.org
Крейсер Pensacola после проведения ядерных испытаний, июль 1946 года. Источник: navsource.org

Официальная история крейсера предпочитает умалчивать о способе его затопления – корабль использовался в качестве мишени при проведении артиллерийских учений ВМФ.

За сутки до гибели. Корабль-мишень (бывший крейсер Pensacola) в Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон), 9 ноября 1948 года. Источник: navsource.org
За сутки до гибели. Корабль-мишень (бывший крейсер Pensacola) в Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон), 9 ноября 1948 года. Источник: navsource.org

В гибели крейсера Pensacola при желании можно увидеть определённую символичность, ведь боевой корабль погиб «почётной солдатской смертью» от снарядов «расстрельной эскадры», а не под резаком заготовителей металлолома.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Карьера «Индианаполиса» - Альтернативная История
Последняя жертва войны - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/andrej-maleev-seryj-prizrak-tihogo-okeana/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉