В последний раз я была в галерее современного искусства Бронштейна 15 июня. Изучала обряды, традиции и ритуалы через искусство – на 2-м этаже 👇
И погружалась в синий внутренний мир выставки на 3-м этаже 👇
27 июня на обоих этажах галереи начали работу новые выставки. Сегодня расскажу об экспозиции «10 лет: время в лицах».
Почему именно 10 лет? Не 50, не 100?
Потому что выставка эта по сути – визуальная история галереи через портреты. Декада современного искусства в Иркутске. Официально галерея Бронштейна открылась в 2015 году. Тут можно почитать 10 интересных фактов о галерее 👇
В экспозиции — работы современных авторов, чьи выставки когда-то проходили в залах галереи, и произведения признанных художников из Иркутской области, Бурятии и Якутии. И бОльшая часть экспонатов — из собственной коллекции галереи.
Примечательно, что портреты на выставке – это не только картины, но и скульптуры. Конечно, тут были и работы Даши Намдакова. Хотя его творчество занимает весь первый этаж галереи (постоянная экспозиция), какие-то смысловые акценты от этого мастера организаторы выставок непременно добавляют для полноты картины и в другие экспозиции. Например, такую синюю голову 👇
От этой скульптуры с названием «Начало» я и начала своё путешествие по просторам второго этажа галереи. Сначала обследовала угол позади синеликой головы. Там весьма масштабное полотно. Оно выше меня «ростом» – аж два метра.
Зорикто Бальжинимаевич Доржиев — российский, бурятский художник, заслуженный художник Бурятии, член-корреспондент Российской академии художеств (2024).
В 2023 году художник создал 31-метровое граффити «Мелодия родной земли» на фасаде гостиницы «Бурятия» в Улан-Удэ. Подробности тут 👇
Видела картины этого художника в продаже в сувенирном магазине этой же галереи. Красивые работы.
На стене справа от «Феникса» (если стоять лицом к картине) три менее масштабных произведения.
Слева направо:
- «Пьющая чашу» Андрей Рубцов
- «Серьга» Бобур Исмаилов (2020)
- «Портрет штукатурщицы» Андрей Рубцов (1960-е)
Это была первая стена, возле которой я стояла и мысленно возмущалась. Мало того, что верхняя картина размещена на высоте около двух метров, так ещё и засвечена лампой направленного освещения... Прочла, что картина называется «Серьга», но серьгу разглядела, только когда встала на носочки и сделала фото под удачным ракурсом. Вот и серьга 👇
И таких эпизодов возмущения высотой картины было ещё пять, не меньше.
Зачем так делать при наличии такого пространства галереи? А если б я была не под 180 см ростом, а 156, например?? Мне с селфи-палкой рассматривать картины?! Или я с ребёнком пришла смотреть выставку, допустим, подкидывать его, что ли?.. Нет, я понимаю, что искусство должно быть на высоте, но не настолько же!.. Короче, тут есть вопросы к оформителям выставочного зала.
Разглядывая картины, надо не очень увлекаться, а то можно споткнуться о такие арт-объекты 👇
Это работы скульптора Григория Свердлова: «Чёрное золото» (2025) и «Самоцветы» (2025). Примечательны материалы, из которых созданы эти кругляши: стеклопластик, автоэмаль, смальта, фьюзинг. Современные материалы для современного искусства.
Очень понравился мне красный «Лик» (2024)! ❤
Любопытной показалась эта скульптура от члена Гильдии оружейников Италии, основателя и председателя Международной Ассоциации Бурятских оружейников Жигжита Баясхаланова.
Кочевники и лучники в творчестве бурят – одни из центральных персонажей. Но эта скульптура лично для меня отличается от всех ранее виденных статуй бурятских мастеров. Прежде всего из-за выбранных материалов и объёмных форм без детализации. Цвета, кстати, тоже интересно подобраны.
Жигжит Баирович Баясхаланов — российский оружейник, скульптор, художник и ювелир. Заслуженный художник Республики Бурятия, член Союза художников России.
Интересным акцентом в его скульптурах является использование воздуха для визуального наполнения композиции. Проще показать, чем объяснить 👇
В 2017 году в галерее Бронштейна проходила выставка мастера «Душа Азии». В экспозиции было более 30 экспонатов, среди них мелкая бронзовая пластика, настольные композиции, монументальные скульптуры и коллекция ювелирных ножей, которые можно считать визиткой карточкой Жигжита Баясхаланова. И небольшая статуя «Кочевник» – это такой привет от мастера иркутянам и гостям города.
Продолжу своё путешествие по стенам галереи.
Обо всех картинах рассказывать не буду, только о тех, которые особенно запали в душу или удивили. Например, из этого «ассорти» произведений современников удивила картина по центру.
Давайте посмотрим поближе.
Это «Поцелуй смерти» художника Алексея Андрусяка. Картина выполнена на холсте акрилом в технике пуантилизма, о которой подробнее рассказывала в статье, посвящённой мастер-классу, где я сама попробовала создать рисунок в этой технике 👇
Алексей Андрусяк — граффити-художник из Иркутска. В работе использует яркие цвета, создаёт росписи стен и холстов для интерьеров, работает для общественных и частных проектов. Картина «Поцелуй смерти» – это такой эксперимент, потому что автор отказался от своих цветовых предпочтений и выбрал средством изобразительности точку. В точках весь холст.
Далее на стене увидела картину, которая выглядела окном в чью-то жизнь.
Картина и размером с окно... Да ещё с такой рамой, что изображение как бы визуально уходит внутрь, становится глубже и объёмнее.
Специально сфотографировала угол рамы. Тот случай, когда обрамление картины является продолжением творческого замысла художника.
Картина Андрея Рубцова называется «Притча о вечном воине (День рождения)» и является частью семейной коллекции художника. По описанию внука художника Егора Серикова, в этой работе судьба мужчины интерпретируется как судьба воина, который должен не обязательно столкнуться со сражениями и побывать на войне, но преодолевать какие-то жизненные трудности.
Андрей Филиппович Рубцов (1925–2016) — признанный классик сибирской живописи, в своих работах рассуждал о судьбах поколения и философии человеческой жизни. Он работал в разных жанрах: портрете, натюрморте, пейзаже. Его работы (женские портреты) мы уже видели в начале статьи.
В начале этого года в галерее Бронштейна проходила выставка произведений этого художника.
Ох-хо-хо! А только до поворота дошли!..
Если стоять вот так и смотреть вперёд, то за спиной будет эта красная маска 👇
И картина «Тюльпаны». Я ещё не подошла прочитать табличку, а уже была уверена, что вижу тюльпаны!
И рядом ещё картина с тюльпанами, но уже менее абстрактная, и тут всё-таки доминирует женский образ.
Прежде чем пойти по следующей половине второго этажа, посмотрим подборки картин, расположенных друг напротив друга.
В этой подборке доминирует картина с лицом на синем фоне. Это «Тишина» (2024) художницы Александры Дугаровой.
А эта подборка картин расположена на стене напротив.
Снова масштабный холст с лицом. Это картина «Молчание» всё того же автора – Александры Дугаровой.
Александра Сономовна Дугарова — заслуженный художник Республики Бурятия, член Союза художников России. Известна многогранным творчеством: как живописец, график, иллюстратор, художник по костюмам и сценограф. В галерее Бронштейна в 2017 году прошла персональная выставка Александры Дугаровой — экспозиция «Дышать». Она включала более 40 живописных работ.
Тут дальше даже не знаю, надо ли просить убрать детей от экранов, но на всякий пишу – будет картина с обнажённой натурой.
Галина Евгеньевна Новикова — живописец, художник-график и педагог из Иркутска. Родилась 12 мая 1940 года, скончалась 1 сентября 2000 года. Автор множества натюрмортов и байкальских пейзажей, но наиболее ярко её художественный талант проявился в жанре портрета. Создала целую портретную галерею деятелей культуры Иркутска — ей позировали художники, писатели, музыканты, искусствоведы, артисты.
И последняя в этой статье картина – «Аюр», автор – Бальжинима Доржиев.
Бальжинима Доржиев — Заслуженный художник Российской Федерации (2004), Народный художник Республики Бурятия.
Более 30 лет он работает главным художником Бурятского театра драмы. Его выставки проходят в разных городах России, а картины находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру.
Любимая тема Бальжинимы Доржиева – родная земля. Он восхищается природой и создаёт яркие, наполненные энергией работы. Образы восточной культуры он показывает совершенно по-новому – сочетает приёмы европейской живописной школы с сюжетами бурятских легенд и мифов.
В галерее Бронштейна есть ещё несколько картин этого мастера, но «Аюр» запал мне в душу своей независимостью, современностью и руками в карманах)) Идеально для галереи современного искусства!
***
Фффсё. Вторую часть статьи начну с картины, которая вызвала у меня приступ смеха! 😁 Согласитесь, мы не часто смеёмся над картинами в музее, чаще стоим с умным видом. Но тут автор отличился чувством юмора.
Пока можно посмотреть 2-й этаж галереи и картины на видео 👇