Сегодня мы с вами на третьем этаже галереи современного искусства В. Бронштейна. Там до вчерашнего дня, до 15 июня, действовала персональная выставка красноярской художницы Анастасии Безвершук. Автор предложил нам погрузиться в «Синдром Офелии».
Анастасия Безвершук — художница из Красноярска и куратор Музейного центра «Площадь Мира». В своём творчестве использует разные виды искусства — цианотипию, керамику, текстильные объекты и скульптуру из различных материалов. Некоторые темы её работ: хрупкость человеческого бытия, фатальность жизненных обстоятельств, память, воспоминания, архивные материалы.
Ещё до того, как я оказалась на третьем этаже галереи, на лестничном пролёте между этажами моё внимание привлёк синий водопад полотна на стене. Поднявшись по ступенькам выше, я разглядела на ткани изображение девушки в воде. И мне было красиво.
На табличке прочла, что работа выполнена в технике цианотипии. Процесс цианотипии был изобретён в 1842 году английским физиком и астрономом сэром Джоном Гершелем. Он обнаружил, что растворы солей железа чувствительны к солнечному свету.
Цианотипия — бессеребряный фотографический процесс, который даёт при фотопечати изображение голубого (сине-зелёного) оттенка.
Классическая технология цианотипии основана на использовании двух веществ: 30%-м растворе аммиачного лимоннокислого железа (цитрат железа(III)-аммония) и 12%-м растворе железосинеродистого калия (красная кровяная соль).
Раствор наносят кистью на поверхность, чаще всего акварельную бумагу или на ткань. После полного высыхания бумага/ткань становится чувствительной к ультрафиолетовому излучению. На экспонированных участках покрытие становится нерастворимым, образуя «турнбулеву синь», которая окрашивает поверхность.
Закрепление отпечатка происходит промывкой водой: растворимое в воде железо вымывается, а нерастворимая «турнбулева синь» остаётся на бумаге/ткани. В результате получается негативное (по отношению к оригиналу) изображение синеватого оттенка.
Эту информацию брала с сайта ru.ruwiki.ru, соответствует ли описанная технология реальному творческому процессу художницы, знать наверняка не можем. Зато можно почитать гайд по цианотипии для начинающих 👇
Синдром Офелии — это термин, введённый в оборот в 1982 году доктором Яном Карром (официально в медицине такого термина нет). У него была 15-летняя дочь, у которой развилась прогрессирующая потеря памяти, депрессия, склонность теряться в собственных фантазиях, сильное чувство эстетизма и способность видеть красоту в мелочах. Обнаруженное расстройство психики было вызвано болезнью Ходжкина. Последующие исследования показали, что пациенты с этим недугом часто испытывают этот синдром.
Почему образ Офелии вдохновляет художников? Офелия — юная и нежная героиня трагедии Шекспира «Гамлет». Она — дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета. В течение пьесы Офелия переживает глубокие чувства, любовь и страдания. После потери доверия к Гамлету и смерти отца она сходит с ума, в конце погибает, утопая в реке. Её образ символизирует невинность, трагическую судьбу и разрушение внутренней гармонии.
Почему же Офелия так притягательна для художников?
- Её нежная красота и хрупкость вызывают желание запечатлеть мгновение уязвимости.
- Её символика — любовь, безысходность и смерть — позволяют исследовать глубокие человеческие эмоции.
- Образ Офелии часто ассоциируется с природой, водой и лесом, что даёт богатую визуальную и символическую палитру для творчества.
- Её трагическая судьба вызывает сочувствие и желание понять внутренний мир героини.
Многие художники, такие как Джон Эверет Милле, Джон Уильям Уотерхаус и другие, создавали свои версии Офелии, чтобы передать её душевное состояние и вечную тему трагедии и красоты. Этот образ продолжает вдохновлять художников по всему миру, напоминая о силе поэзии и искусства в передаче сложных человеческих переживаний.
Например, в Художественном музее имени В. П. Сукачёва до 28 сентября проходит выставка «Сценические действия». И там тоже есть своя Офелия – на видео художницы Саши Пучковой 👇 Тоже вода, цветы и метаморфозы, но в динамике.
Подробнее о выставке Московского музея современного искусства (ММОМА) тут 👇
Из последних киноинтерпретаций – мелодрама «Офелия» (2018).
А в галерее Бронштейна целый этаж посинел стараниями Анастасии Безвершук. И это было красиво!
Немного про влияние синего цвета на психику. Длительное и интенсивное воздействие синего цвета способно вызвать подавленность, депрессию, однако в умеренных и выверенных дозах этот цвет очень полезен. В частности, в современной цветотерапии использует-ся седативный эффект синего цвета, его свойство снижать напряжение и артериальное давление, успокаивать нервную систему и воспалительные процессы в организме.
Анастасия Безвершук дополняет свои синие работы вышивкой и апликацией. Есть у неё и керамические работы этого проекта 👇
Ниже керамическая фантазия «Цветок Офелии». Немного инопланетный получился цветок или родом из подсознания...
Мне очень понравилось ходить по выставке, понравился тематический музыкальный фон этажа. И я не удержалась от небольшого видео с места событий 👇
Ещё «Синдром Офелии» Анастасии Безвершук вдохновил меня сделать коллаж из селфи с выставки 👇 Одна и та же фотография обыграна в разных форматах и разворотах.
Мне кажется, это здорово, когда творчество художника может найти своё эхо в сознании зрителя и вдохновить на новое творчество. Круговорот вдохновения в природе))
Спасибо Анастасии Безвершук за такое погружение в глубины подсознания и за цветотерапию! Я спустилась с третьего этажа галереи с полным ощущением в голове, что была всё это время в воде...
О моём посещении выставок первого этажа галереи Бронштейна тут 👇
О выставках второго этажа тут 👇
На втором и третьем этажах после 15 июня будет обновление экспозиций, а значит, скоро приду в галерею современного искусства за вдохновением для новых статей))