Найти в Дзене

У «Синдрома Офелии» Анастасии Безвершук цвет настроения – синий

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Сегодня мы с вами на третьем этаже галереи современного искусства В. Бронштейна. Там до вчерашнего дня, до 15 июня, действовала персональная выставка красноярской художницы Анастасии Безвершук. Автор предложил нам погрузиться в «Синдром Офелии».

Автопортрет Анастасии Безвершук (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Автопортрет Анастасии Безвершук (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Анастасия Безвершук — художница из Красноярска и куратор Музейного центра «Площадь Мира». В своём творчестве использует разные виды искусства — цианотипию, керамику, текстильные объекты и скульптуру из различных материалов. Некоторые темы её работ: хрупкость человеческого бытия, фатальность жизненных обстоятельств, память, воспоминания, архивные материалы. 
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Ещё до того, как я оказалась на третьем этаже галереи, на лестничном пролёте между этажами моё внимание привлёк синий водопад полотна на стене. Поднявшись по ступенькам выше, я разглядела на ткани изображение девушки в воде. И мне было красиво.

На табличке прочла, что работа выполнена в технике цианотипии. Процесс цианотипии был изобретён в 1842 году английским физиком и астрономом сэром Джоном Гершелем. Он обнаружил, что растворы солей железа чувствительны к солнечному свету. 

Цианотипия — бессеребряный фотографический процесс, который даёт при фотопечати изображение голубого (сине-зелёного) оттенка.
Классическая технология цианотипии основана на использовании двух веществ: 30%-м растворе аммиачного лимоннокислого железа (цитрат железа(III)-аммония) и 12%-м растворе железосинеродистого калия (красная кровяная соль). 
Фото с сайта skillbox.ru
Фото с сайта skillbox.ru
Раствор наносят кистью на поверхность, чаще всего акварельную бумагу или на ткань. После полного высыхания бумага/ткань становится чувствительной к ультрафиолетовому излучению. На экспонированных участках покрытие становится нерастворимым, образуя «турнбулеву синь», которая окрашивает поверхность. 
Таким предстал третий этаж галереи Бронштейна (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Таким предстал третий этаж галереи Бронштейна (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Закрепление отпечатка происходит промывкой водой: растворимое в воде железо вымывается, а нерастворимая «турнбулева синь» остаётся на бумаге/ткани. В результате получается негативное (по отношению к оригиналу) изображение синеватого оттенка. 
Эту информацию брала с сайта ru.ruwiki.ru, соответствует ли описанная технология реальному творческому процессу художницы, знать наверняка не можем. Зато можно почитать гайд по цианотипии для начинающих 👇
Цианотипия: пошаговый гайд для начинающих

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Синдром Офелии — это термин, введённый в оборот в 1982 году доктором Яном Карром (официально в медицине такого термина нет). У него была 15-летняя дочь, у которой развилась прогрессирующая потеря памяти, депрессия, склонность теряться в собственных фантазиях, сильное чувство эстетизма и способность видеть красоту в мелочах. Обнаруженное расстройство психики было вызвано болезнью Ходжкина. Последующие исследования показали, что пациенты с этим недугом часто испытывают этот синдром.

«Гербарий» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Гербарий» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Почему образ Офелии вдохновляет художников? Офелия — юная и нежная героиня трагедии Шекспира «Гамлет». Она — дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная Гамлета. В течение пьесы Офелия переживает глубокие чувства, любовь и страдания. После потери доверия к Гамлету и смерти отца она сходит с ума, в конце погибает, утопая в реке. Её образ символизирует невинность, трагическую судьбу и разрушение внутренней гармонии.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Почему же Офелия так притягательна для художников?

  • Её нежная красота и хрупкость вызывают желание запечатлеть мгновение уязвимости. 
  • Её символика — любовь, безысходность и смерть — позволяют исследовать глубокие человеческие эмоции. 
  • Образ Офелии часто ассоциируется с природой, водой и лесом, что даёт богатую визуальную и символическую палитру для творчества. 
  • Её трагическая судьба вызывает сочувствие и желание понять внутренний мир героини.

Многие художники, такие как Джон Эверет Милле, Джон Уильям Уотерхаус и другие, создавали свои версии Офелии, чтобы передать её душевное состояние и вечную тему трагедии и красоты. Этот образ продолжает вдохновлять художников по всему миру, напоминая о силе поэзии и искусства в передаче сложных человеческих переживаний.

Например, в Художественном музее имени В. П. Сукачёва до 28 сентября проходит выставка «Сценические действия». И там тоже есть своя Офелия – на видео художницы Саши Пучковой 👇 Тоже вода, цветы и метаморфозы, но в динамике.

Кадры видео (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Кадры видео (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Подробнее о выставке Московского музея современного искусства (ММОМА) тут 👇

Из последних киноинтерпретаций – мелодрама «Офелия» (2018).

Афиша фильма. Темные времена настали в королевстве. Правитель мертв, а его трон занял самозванец и убийца. Гамлет, законный наследник престола, клянется отомстить за отца. Сердце принца способна смягчить лишь прекрасная Офелия. Ради него она готова оставить двор и пойти против тирана. Но cмогут ли их чувства преодолеть саму смерть?
Афиша фильма. Темные времена настали в королевстве. Правитель мертв, а его трон занял самозванец и убийца. Гамлет, законный наследник престола, клянется отомстить за отца. Сердце принца способна смягчить лишь прекрасная Офелия. Ради него она готова оставить двор и пойти против тирана. Но cмогут ли их чувства преодолеть саму смерть?
Кадр из фильма «Офелия» (2018)
Кадр из фильма «Офелия» (2018)

А в галерее Бронштейна целый этаж посинел стараниями Анастасии Безвершук. И это было красиво!

Немного про влияние синего цвета на психику. Длительное и интенсивное воздействие синего цвета способно вызвать подавленность, депрессию, однако в умеренных и выверенных дозах этот цвет очень полезен. В частности, в современной цветотерапии использует-ся седативный эффект синего цвета, его свойство снижать напряжение и артериальное давление, успокаивать нервную систему и воспалительные процессы в организме.
Психология цвета: о значении синего цвета и его влиянии на человека

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Анастасия Безвершук дополняет свои синие работы вышивкой и апликацией. Есть у неё и керамические работы этого проекта 👇

Объёмные элементы (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Объёмные элементы (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Ниже керамическая фантазия «Цветок Офелии». Немного инопланетный получился цветок или родом из подсознания...

«Цветок Офелии» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Цветок Офелии» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Мне очень понравилось ходить по выставке, понравился тематический музыкальный фон этажа. И я не удержалась от небольшого видео с места событий 👇

Ещё «Синдром Офелии» Анастасии Безвершук вдохновил меня сделать коллаж из селфи с выставки 👇 Одна и та же фотография обыграна в разных форматах и разворотах.

Коллаж из одного селфи (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Коллаж из одного селфи (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Мне кажется, это здорово, когда творчество художника может найти своё эхо в сознании зрителя и вдохновить на новое творчество. Круговорот вдохновения в природе))

Спасибо Анастасии Безвершук за такое погружение в глубины подсознания и за цветотерапию! Я спустилась с третьего этажа галереи с полным ощущением в голове, что была всё это время в воде...

-16

О моём посещении выставок первого этажа галереи Бронштейна тут 👇

О выставках второго этажа тут 👇

На втором и третьем этажах после 15 июня будет обновление экспозиций, а значит, скоро приду в галерею современного искусства за вдохновением для новых статей))