Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Потусторонний мир, белый шум и цифровое искусство в галерее Бронштейна

Сегодня мы с вами на втором этаже галереи современного искусства В. Бронштейна – самой крупной галереи за Уралом. Об инфраструктуре в целом и залах первого этажа писала тут 👇

До 15 июня в галерее действует выставка «Видимо-невидимо». Одно только название всколыхнуло во мне детские воспоминания о маминых сказках. Она читала перед сном толстенную «Золотую книгу сказок» и ещё русские народные сказки. И запомнилось, как мамин голос произносил не очень понятные тогда слова: «амбары», «сусеки», «дворянка», «ланиты», «видимо-невидимо»... Сейчас бы загуглили мигом, а тогда, в моём доинтернетном детстве, эти слова были будто частью ритуала перед сном. Что-то шёпотом спрашивала у мамы, а что-то оставалось для меня загадкой, пока сама не научилась читать и находить в словаре значения слов...

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Видимо-невидимо

Проект, который я успела посетить в галерее за несколько дней до завершения экспозиции, посвящён фольклору и разделён на несколько частей:

  • сказания,
  • духи,
  • обереги,
  • обряды,
  • традиции,
  • места и суеверия.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В экспозиции представлено более полусотни работ современных авторов из Иркутска, Улан-Удэ, Перми, Якутска, Москвы и Санкт-Петербурга. Это арт-объекты, инсталляции, графика и видео-арт.

При входе в зал внимание привлекают висячие объекты: существа в войлочных коконах и шаманский костюм.

Шуба якутской шаманки от творческой группы «Архетип» (Якутия). Одежда сшита из лоскутов одежды мам и бабушек авторов. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Шуба якутской шаманки от творческой группы «Архетип» (Якутия). Одежда сшита из лоскутов одежды мам и бабушек авторов. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Мне понравилась эта работа «Срединный мир / «Орто дойду» (2023) художницы Натальи Комиссаровой (Якутск). Это эстамп на ткани, большая гравюра, похожая на развёрнутый свиток. Она рассказывает о жизни и быте народа саха, о гармонии человека и природы.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Глядя на эту линогравюру, вспомнила я про древнеегипетские свитки с иероглифами...

А сейчас немного напишу про то, что показалось мне отталкивающим на выставке. И не только мне.

Воплощённая авторами картин и скульптур тема духов визуализировала то, что в детстве меня откровенно пугало.

Бабайки (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Бабайки (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
-7

Даже не скажу, чьи это работы, я не смогла заставить себя подойти к картинам, чтобы почитать информацию на табличках и пройти по QR-коду на сайт с описанием экспозиции.

«Я не трус, но я боюсь»))

Полное ощущение, что я видела подобные картины в фильмах ужасов... И хэппи энда мы не дождёмся... Может, художники вдохновлялись хоррорами?)

Нашла одну киноафишу в тему 👇

Афиша фильма «Злой дух» (2017)
Афиша фильма «Злой дух» (2017)

Признаться, у стены, которая напротив напротив этих мрачных картин, тоже было... монструозно. Там бурятский художник Амгалан Ринчинов представил большую коллекцию произведений: графику, живопись, керамику. И у изображённых им голов духов много глаз и зубов. Это боги Древнего мира.

Фото с сайта vbgallery.ru
Фото с сайта vbgallery.ru
Мир богов и духов бурят-монголов издревле делился на три части. Были – верхний мир, где жили боги-тэнгрии, средний мир – мир людей и нижний – подземный мир. По своей сути и содержанию этот мир был близок божественным мирам монгольских и тюркских народов. Многие божества одновременно присутствовали в небесных пантеонах бурят, монголов и тюрков. Некоторые боги к тюркам и бурят-монголам пришли от древних индоариев и их потомков – иранцев и индийцев.
Божественный пантеон бурят-монголов

Самой необычной работой этого автора мне показалась объёмная инсталляция «Сон». Она расположена прямо напротив названия выставки.

Инсталляция «Сон» от Амгалана Ринчинова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Инсталляция «Сон» от Амгалана Ринчинова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Будто шесть запелёнутых в войлок младенцев висят, как в коконах, и смотрят в разные стороны. Вместо лиц маски. Эти существа находятся на стыке миров, а сон – это тонкая грань между реальностями.

-11

Другие работы авторов были мне понятнее, потому что уже не требовали погружения в экзотический для меня бурятский или якутский фольклор.

Например, работы фотохудожницы Екатерины Старовойтовой. Жанр фотографии я люблю всей душой, а тут они ещё дополнены вышивкой и красками! Тем самым автор усилил «сказочность» сюжетов.

Серия фоторабот «Духи леса» Екатерины Старовойтовой (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Серия фоторабот «Духи леса» Екатерины Старовойтовой (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На фоне природы всё время присутствует человеческий образ, но это не люди, а духи – духи леса. От этих работ не хотелось убегать, крестясь на ходу... Они привлекали внимание цветом и фактурами, которые выходили за пределы кадра, будто магия фотографии продолжалась уже вне самого кадра.

Вышивка ещё одного автора тоже нашла отклик в моей душе. И это были уже мужские работы. На монохромных фотографиях вышивка красной нитью, и эта же красная нить связывает все работы между собой.

Инсталляция «Красной нитью» Алексея Крупяника (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Инсталляция «Красной нитью» Алексея Крупяника (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

У автора получилась дополненная реальность, где дополнение, полученное красной нитью, будто важнее, чем сама реальность.

Красная нить — это мощный символ, который встречается в различных культурах и видах искусства. Она олицетворяет связь между людьми, судьбу, защиту и духовное пробуждение. Даже у наших речевых оборотах сохранилось словосочетание «красной нитью». Например, «красной нитью через творчество автора проходит тема малой родины».

Инсталляция «Красной нитью» Алексея Крупяника (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Инсталляция «Красной нитью» Алексея Крупяника (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А ещё в древних традициях некоторых народов красная нить считается амулетом, охраняющим от зла и несчастий. На маркетплейсах и на рынках продаются красные нити браслетиков для детей и взрослых, и их покупают. Я такие видела в прошлом году в черноморском посёлке Витязево, что рядом с Анапой.

Фото с сайта gorelka-optimus.ru
Фото с сайта gorelka-optimus.ru

Красная нить — это не только эстетический элемент, но и символ, напоминающий о невидимых связях с окружающим миром.

Ниже работа, которой я завершу «красную тему» – это гравюра на картоне «Хий Морин» (2024) от художницы Даримы Кантаковой.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Хий Морин — это символ в тибетском буддизме в виде коня, несущего на спине чинтамани, то есть драгоценность, исполняющую желания и приносящую благополучие. Также обозначает жизненную силу человека. От этой картины я почувствовала тепло и позитивную энергию, будто смотрела на костёр...

Интересной мне показалась объёмная работа, дополненная видео, благодаря которому она будто оживала. Это работа от авторов из Улан-Удэ Ирины и Ольги Ертахановых, Арюны Сонг.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Конечно, тему фольклора и тонкого мира невозможно представить без масок. Художник Юрий Шикин из Перми работает в технике художественного литья. Ему близки фольклорные и библейские сюжеты, которые он обыгрывает в своих композициях. На выставке представлены маски, сделанные с использованием бронзы и змеевика (камень).

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Ритуальные маски — это неотъемлемая часть культурного наследия многих народов мира. В различных культурах маски использовались в обрядах посвящения, церемониях вызова духов, инициации, в свадебных ритуалах и ритуалах погребения. Они помогали установить связь с богами, духами предков или силой природы, а также защищали участников от злых сил.

Каждая маска обладает уникальным дизайном: узорами, материалами, цветами и формами, отражающими особенности конкретной культуры и её мифологию.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Маски органично вписываются и в нашу современную жизнь. Вспомним те же утренники в детском саду, где нередко дети или взрослые бывают в масках. Масленичные гуляния. Кукольные театры. Маски водолазов, сварщиков, медиков, пожарных и других профессионалов, которым требуется защита лица во время работы. По виду маски мы можем определить специальность человека. Так раньше наше предки по одной только маске тотема могли определить, на доброго или злого духа они указывают...

-20

«Старцы» Анжелика Алсаткина (Усть-Орда) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Старцы» Анжелика Алсаткина (Усть-Орда) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

«Старцы» (2022) Анжелики Алсаткиной из Усть-Орды сделаны из войлока, конского волоса и валоо.

Если кто-нибудь знает, что такое «валоо», напишите в комментариях, пожалуйста. Не нашла определения.

Анжелика Алсаткина создаёт этнические костюмы, малые архитектурные формы, гобелены, монументальные панно из традиционных материалов. Является автором книг по искусству прибайкальских бурят и иллюстратором литературных произведений.

Затем я погрузилась в историю мест и суеверий.

-22

Удивительно, как много могут сказать три строчки из русской народной сказки, если ты являешься носителем славянского культурного кода!

«Тяжёл камень, на дно тянет» (2021) Алёна Федоткина (Москва) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
«Тяжёл камень, на дно тянет» (2021) Алёна Федоткина (Москва) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А эта инсталляция сразу считывалась носителями других культурных традиций 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вот описание инсталляции 👇

-25

Испытала я на себе магию «Рябины». Это инсталляция от авторов из Бурятии Надежды Супониной и Юрия Цырендашиева 👇

-26

Вид изнутри 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Красивый элемент интерьера получился из гроздьев рябины, залитых эпоксидной смолой! Будто эти огненные гроздья существуют сами по себе, вне дерева. Только самая суть, какой бы горькой она ни была.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Самая суть осталась и в тотальной инсталляции Павла Михайлова. Автор сохранил форму, но забрал у неё индивидуальность и цвет.

-29

Пройдя за белую ширму, я оказалась в белой комнате деревенского дома. За окном снег. И слышно только белый шум. То есть белым было не только то, что вижу, но и то, что слышу. Мне и воздух тут казался белым, будто туманным, настолько здесь белое доминирует над восприятием и даже памятью...

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Я увидела 50 оттенков белого. И окно, за которым видно заснеженный пейзаж, только усилило ощущение безысходности. Снег везде. Всё белое. Белый саван.

Вот такие были мысли внутри инсталляции.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Предлагаю вам пройти в комнату вместе со мной и оглядеться вокруг под звуки белого шума 👇

После выставки «Видимо-невидимо» на втором этаже галереи в холле рядом с шоу-румом я ещё посмотрела картины, которые относятся к цифровому искусству (digital art).

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

За последние десятилетия цифровое искусство претерпело потрясающие изменения, открывая перед художниками и зрителями новые возможности для самовыражения и экспериментов. От первых компьютерных графиков до современного использования виртуальной и дополненной реальности — этот путь был насыщен инновациями и вдохновением.

Сегодня цифровое искусство включает в себя такие направления, как:

  • графический дизайн и иллюстрация
  • 3D-моделирование и анимация
  • VR и AR-арт — погружение в виртуальные миры 
  • искусственный интеллект и генеративное искусство — создание работ с помощью алгоритмов, машинного обучения и нейросетей
  • NFT и блокчейн — новые формы владения и продажи цифровых произведений

Технологии постоянно развиваются, расширяя границы возможного и делая искусство более доступным для создателей и ценителей по всему миру. Получается, цифровое искусство не только меняет представление о том, что такое творчество, но и создаёт новые культурные и экономические модели.

Будущее цифрового искусства — это пространство для экспериментов, инноваций и вдохновения.

Даже я, не будучи художником, использую для самовыражения достижения цифровой эпохи. Например, создала с помощью нейросетей кадры под слова своего стихотворения, смонтировала и озвучила нейросетью. Живой мужской голос был бы лучше (я тут слышу Константина Хабенского), но тут суть – показать многогранность взаимодействия человека и нейросетей 👇

А представляете, каких высот в этом направлении достигли профессионалы?!

Вот, например, картина Ирины и Ольги Ертахановых. Их инсталляцию мы видели на выставке «Видимо-невидимо» (милый каплевидный дух – скульптура и видео).

«Селенга»
«Селенга»

Вот ещё их работы 👇

«Ангара и Енисей»
«Ангара и Енисей»
«Синяя вода»
«Синяя вода»

Сёстры-дизайнеры создают иллюстрации в формате digital art, сюжеты которых вдохновлены рассказами прабабушки, древними легендами и сказками. Герои работ — персонажи древних мифов и преданий. 

Вот некоторые книги с иллюстрациями Ирины и Ольги Ертахановых:

  • «Ангара, дочь Байкала» — подарочное издание на трёх языках (русском, английском и бурятском) по мотивам народной сказки «Легенда об Ангаре»;
  • «Сарын отправляется в путь» — сказка из Хакасии о людях, духах и волшебных обитателях левого берега Енисея;
  • «Тибетские народные сказки» — сборник сказок из Тибета.

Кстати, эти книги можно купить в галерее Бронштейна в сувенирном магазине на первом этаже. Очень красивые издания!

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вот мы и прошлись во второму этажу галереи современного искусства В. Бронштейна.

После выставки «Видимо-невидимо» отмечу, что несмотря на значительные достижения науки и технологий, облегчивших нашу жизнь, многовековой опыт предков продолжает находить свой отклик в современности. Мы по-прежнему верим в приметы, боимся бабаеу в шкафу, читаем сказки детям, учим легенды и мифы в школе...

А ещё сами создаём легенды.