Найти в Дзене

Станция метрополитена Курская кольцевая, её необычное оформление, интересные факты.

Оглавление

Прогулявшись по Курскому вокзалу и рассмотрев его внутреннее убранство, вышла я на площадь перед ним. Но площади как таковой у вокзала не оказалось, так как прямо из здания Курского вокзала идёт огромный стеклянный переход в торгово-развлекательный центр «Атриум», который поглотил вокзал, расположившись на его когда-то огромной площади. Хорошо это или плохо, споры велись и ведутся до сих пор. Но я сегодня не об этом.

Станция метрополитена Курская кольцевая.

С одной стороны, к Курскому вокзалу примыкает наземный вестибюль станции метро Курская кольцевая.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Я уже упоминала в своих статьях, что роскошь сталинского метрополитена в Москве было стремлением построить под землёй дворец коммунизма.

А вы знаете, что Кольцевую линию метро построили всего за 10 лет. Вы можете себе это представить? Мне, например, сложно. Как могли справиться с этой задачей в рекордно короткие сроки, учитывая годы ВОВ, послевоенное время и техническое оснащение?

Первый участок от «Парка культуры» до «Курской» открылся 1950 году, второй был запущен в 1952 от  «Курской» до «Белорусской». Замкнулось кольцо 14 марта 1954-го, от «Белорусской» до «Парка культуры».

При этом каждая станция роскошна и неповторима, у каждой своя тема.

Итак, заходим на Курскую кольцевую.

Наземный вход станции оформлен сдержанно, но в то же время чётко видны колонны и арочные ворота, напоминающие триумфальные.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Рассматривая наземный вход, сложно представить себе, что ожидает тебя внутри. Хотя, нет, я не права, первое — ворота и тут же, обращаешь внимание, что у вестибюля станции много сходства с храмовыми постройками. Ориентирован он входом на запад, внутренней алтарной частью на восток, как будто в нём заложен смысл Храма Победы.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Заходим и попадаем в кассовый зал. Я не припомню такой красоты кассового зала других станций, с украшением каждой детали.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные победные мечи, украшенные гирляндами. 

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Люстры с ярко красными звёздами.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

В зале с трех сторон одинаково выполненные двери, но одни, те, что справа от главного входа не используются.

За входом после прямоугольного кассового зала ещё один необыкновенно красивый зал со сложным восьмигранным ребристым парадным куполом, который опирается на 12 колонн.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Он опять напоминает нам храм воинской славы с торжественным круглым залом, украшенным скульптурами —над восемью центральными колоннами расположены скульптуры с лавровыми венками. Чем не античные скульптуры? 

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

На колоннах и между скульптурами идёт круговая балка, а на ней написан второй куплет Советского гимна:

«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил!»

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Естественно, что в 1961 году после известного всем съезда КПСС последние две строчки были сняты. Однако, во время ремонта вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить потерянные строчки гимна. И, ночью 24 октября 2009 года текст был воссоздан на прежнем месте, что почти восстановило архитектурный замысел зала как «Солнца Победы».

Выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Пол выложен красным и серым гранитом

«Почему почти»,- спросите вы.

А за восьмиугольным залом располагается ниша,

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

в которой стояла скульптура, отца народов, И.В.Сталина. Мне она напомнила алтарь, простите за смелость. Скульптура была утрачена, что в принципе нас сегодня не удивляет, и после реконструкции она не была восстановлена.

Фото из открытого доступа интернета.
Фото из открытого доступа интернета.

Далее, на уровень ниже вестибюля находится ещё один круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Этот зал с красивыми каменными колоннами по периметру и с огромной, богато украшенной в середине — колонна-цветок.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

 Главное украшение этого огромного зала. Кстати, кажется, что колонна вырастает из пола и опирается где-то глубоко внизу.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Отделка колонны посвящена изобилию — девушки с плодами, растительный орнамент, вверху вьётся виноградная лоза с гроздьями винограда.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Обратите внимание, зал освещается крутейшими люстрами.

Эскалаторный зал.

Итак, идём на эскалатор и спускаемся на платформу Курской кольцевой линии. Сразу же видим еще одну нишу наверху при входе на эскалатор, возможно, там стояла какая-то скульптура.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

На платформе стоят колонны продолговатой формы. Отделка камнем отсылает нас снова к античным храмам. Над арками между колоннами идет золотистый растительный орнамент.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Посреди платформы небольшой переход на Арбатско-Покровскую линию.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

 Люстры по оформлению перекликаются с древнеримскими люстрами-светильниками, напоминающими снизу солнце. В боковых залах они люстры необычной формы.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Покрытие пола — красный и серый гранит. На полу были сделаны крупные геометрические фигуры.

Металлические накладки на путевой стене позолочены, с растительным орнаментом. Удивляет надпись "Курская большого кольца" не просто кольцо, а БОЛЬШОЕ кольцо.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Легенда ли факт?:

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

В общем, станция метро Курская кольцевая — это красивая и, по статистике, является самым крупным транспортным узлом на Кольцевой линии.

Интересный факт:

Станция упоминается в романе «Метро 2033» и в компьютерной игре «Симбионт».

Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.
Станция метрополитена Курская кольцевая. Фото автора статьи.

Было интересно? Не забываем ставить лайк и писать комментарий.

Подписывайтесь на канал.

Путешествуйте с Надеждой!