Прогулявшись по Курскому вокзалу и рассмотрев его внутреннее убранство, вышла я на площадь перед ним. Но площади как таковой у вокзала не оказалось, так как прямо из здания Курского вокзала идёт огромный стеклянный переход в торгово-развлекательный центр «Атриум», который поглотил вокзал, расположившись на его когда-то огромной площади. Хорошо это или плохо, споры велись и ведутся до сих пор. Но я сегодня не об этом.
Станция метрополитена Курская кольцевая.
С одной стороны, к Курскому вокзалу примыкает наземный вестибюль станции метро Курская кольцевая.
Я уже упоминала в своих статьях, что роскошь сталинского метрополитена в Москве было стремлением построить под землёй дворец коммунизма.
А вы знаете, что Кольцевую линию метро построили всего за 10 лет. Вы можете себе это представить? Мне, например, сложно. Как могли справиться с этой задачей в рекордно короткие сроки, учитывая годы ВОВ, послевоенное время и техническое оснащение?
Первый участок от «Парка культуры» до «Курской» открылся 1950 году, второй был запущен в 1952 от «Курской» до «Белорусской». Замкнулось кольцо 14 марта 1954-го, от «Белорусской» до «Парка культуры».
При этом каждая станция роскошна и неповторима, у каждой своя тема.
Итак, заходим на Курскую кольцевую.
Наземный вход станции оформлен сдержанно, но в то же время чётко видны колонны и арочные ворота, напоминающие триумфальные.
Рассматривая наземный вход, сложно представить себе, что ожидает тебя внутри. Хотя, нет, я не права, первое — ворота и тут же, обращаешь внимание, что у вестибюля станции много сходства с храмовыми постройками. Ориентирован он входом на запад, внутренней алтарной частью на восток, как будто в нём заложен смысл Храма Победы.
Заходим и попадаем в кассовый зал. Я не припомню такой красоты кассового зала других станций, с украшением каждой детали.
Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные победные мечи, украшенные гирляндами.
Люстры с ярко красными звёздами.
В зале с трех сторон одинаково выполненные двери, но одни, те, что справа от главного входа не используются.
За входом после прямоугольного кассового зала ещё один необыкновенно красивый зал со сложным восьмигранным ребристым парадным куполом, который опирается на 12 колонн.
Он опять напоминает нам храм воинской славы с торжественным круглым залом, украшенным скульптурами —над восемью центральными колоннами расположены скульптуры с лавровыми венками. Чем не античные скульптуры?
На колоннах и между скульптурами идёт круговая балка, а на ней написан второй куплет Советского гимна:
«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!»
Естественно, что в 1961 году после известного всем съезда КПСС последние две строчки были сняты. Однако, во время ремонта вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить потерянные строчки гимна. И, ночью 24 октября 2009 года текст был воссоздан на прежнем месте, что почти восстановило архитектурный замысел зала как «Солнца Победы».
Выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Пол выложен красным и серым гранитом
«Почему почти»,- спросите вы.
А за восьмиугольным залом располагается ниша,
в которой стояла скульптура, отца народов, И.В.Сталина. Мне она напомнила алтарь, простите за смелость. Скульптура была утрачена, что в принципе нас сегодня не удивляет, и после реконструкции она не была восстановлена.
Далее, на уровень ниже вестибюля находится ещё один круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором.
Этот зал с красивыми каменными колоннами по периметру и с огромной, богато украшенной в середине — колонна-цветок.
Главное украшение этого огромного зала. Кстати, кажется, что колонна вырастает из пола и опирается где-то глубоко внизу.
Отделка колонны посвящена изобилию — девушки с плодами, растительный орнамент, вверху вьётся виноградная лоза с гроздьями винограда.
Обратите внимание, зал освещается крутейшими люстрами.
Эскалаторный зал.
Итак, идём на эскалатор и спускаемся на платформу Курской кольцевой линии. Сразу же видим еще одну нишу наверху при входе на эскалатор, возможно, там стояла какая-то скульптура.
На платформе стоят колонны продолговатой формы. Отделка камнем отсылает нас снова к античным храмам. Над арками между колоннами идет золотистый растительный орнамент.
Посреди платформы небольшой переход на Арбатско-Покровскую линию.
Люстры по оформлению перекликаются с древнеримскими люстрами-светильниками, напоминающими снизу солнце. В боковых залах они люстры необычной формы.
Покрытие пола — красный и серый гранит. На полу были сделаны крупные геометрические фигуры.
Металлические накладки на путевой стене позолочены, с растительным орнаментом. Удивляет надпись "Курская большого кольца" не просто кольцо, а БОЛЬШОЕ кольцо.
Легенда ли факт?:
На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.
В общем, станция метро Курская кольцевая — это красивая и, по статистике, является самым крупным транспортным узлом на Кольцевой линии.
Интересный факт:
Станция упоминается в романе «Метро 2033» и в компьютерной игре «Симбионт».
Было интересно? Не забываем ставить лайк и писать комментарий.
Подписывайтесь на канал.
Путешествуйте с Надеждой!