Азия — транспорт и путешествия. Оглавление
Не всякий может на вопрос «где?» честно ответить «в Караганде». Но в поездке в этот славный трудовой город меня прельщала не только эта возможность, но и невысокие горы на юге Карагандинской области, что я впервые проезжал в 2023-м. Разве не очаровательный пейзаж?
Проезжал я там на поезде «Тальго», который вёз французский электровоз PRIMA II, он же KZ4AT, про обе машины есть статьи – нажмите на цветное, они откроются. Впервые посетить эти степные холмы получилось полгода спустя, а недавно звёзды снова сошлись – и я опять отправился на юго-восток. Но если суровая зима северного Казахстана серьёзно ограничивала возможности предыдущей поездки, то в этой руки были развязаны. Поэтому палатку на внешнюю подвеску и вперёд!
Началась поездка с Уфы, где я оказался по работе. Проспект Карла Маркса, спускающийся к ЖД-вокзалу, далее – река Белая и промышленный район Черниковка:
Маршрут похода выбран довольно хитрый: мне предстоит стартовать из затерянных недалеко от границы с Казахстаном Карталóв, пересечь границу под Орском, сделать остановку в Бадамшé, оттуда двигать в Караганду:
Кажется, что это немного, но взгляните на верхний край карты: в одном углу Уфа, другой угол зацепил Новосибирск. И от Рудного до Караганды – 960 километров! Общая длина автостопного похода получается около трёх тысяч километров, но казахское гостеприимство этот километраж здорово сокращает.
Чтобы попасть из Уфы в Карталы – нужно доехать на пригородном до Чишмóв, ибо поезд Адлер – Нижневартовск с поста Локомотив поворачивает на Дёму-Южную, цепляя Уфу по самой окраине и на вокзал не заезжая. На краю ст. Чишмы-1 тихо стоит ЭП2К с путеизмерителем:
А этот ролик снят перед самым прибытием моего поезда, ему уже открыт сигнал два жёлтых, навстречу проходит хозяйственный поезд с парой тепловозов 2ТЭ10М.
И вот спустя 13 часов, после смены электровоза с ЭП2К на ЭП1 в Инзéре (там станция стыкования родов тока) и смены направления в ГопникоМагнитогорске, я оказываюсь в Карталах, где в прошлый раз был 10 лет назад в велопоходе и чуть не пересёк незаконно границу. Хорошо, что офицеры погранвойск ФСБ вовремя задушили наши прекрасные порывы... Видимо, нас хранил архангел Михаил, храм которого стоит у вокзала:
В Карталах живут люди трёх профессий – пограничники, железнодорожники и... Э... Покажу позже, пока же засвидетельствую паровозом-памятником засилье в городе железнодорожников:
На перегоне Начальное – Карталы-1 меня порадовал маневровый тепловоз ТЭМ14:
О нём и его старшем брате ТЭМ7 рассказано в третьей статье о нашей локомотивной промышленности:
Сразу за городом стоит ЗАТО Локомотивный, только локомотив на въездной стеле какой-то странный, выдаёт, какое третье сословие живёт в Карталах:
Говорят, что на Урале три дыры – Брéды, Троицк, Карталы. Вторую и третью я уже посещал, настал черёд первой, и вот местный фермер меня подкинул до середины пути до Бредов:
Потом Алексей, представитель касты железнодорожников, закинул меня за Бреды, и узбекский дальнобойщик Кайрат подхватил до погранпункта за Орском:
Российский пункт я прошёл сам пешком, не смотрели ничего кроме паспорта, и пограничник посадил меня на щебневоз, чтобы я пересёк запретную зону. Она шириной около четырёх километров. Казахстанский пункт я тоже прошёл сам, там уже осмотрели вещи, но на половине поняли, что ничего интересного нет, и пропустили.
Наконец я на законных основаниях в Республике Казахстан:
Актюбинский дальнобойщик подхватил меня до развилки на Хромтау и Актобе, где меня тут же подобрал до Бадамши другой дальнобойщик, но на своей легковой. Там повезло за полчаса до закрытия магазина купить SIM-карту Билайн Казахстан, обошлась в 4000 тенгé или 600 рублей.
Окраина села:
В лучах заката из Орска в Никельтау прошёл российский 2ТЭ116У с грузовым, и вот он резервом возвращается в Орск:
В паре километров дальше обнаружился путепровод разобранного подъездного пути Новобадамшинского карьера, с него поутру должен был открыться чудесный вид. Ночёвка в палатке прошла спокойно и вид ожиданий не обманул – с Никельтау катится американец с думпкарной вертушкой Актюбинской медной компании (АМК):
Об этих жуткого вида, но удобных в работе машинах есть статья в трёх частях:
А на горизонте показались местные работяги – тепловоз АМК с гружёными полувагонами и самосвал со щебнем:
Бывший Новобадамшинский карьер:
Строящийся ветряк:
Внезапно порадовал появлением родной 2ТЭ25КМ, но не российский, а казахстанский, из депо Саксаульская, потому и не красно-серый, а серо-красно-синий:
Что интересно – открыты жалюзи реостатного тормоза (над входной дверью), либо они заклинены в открытом положении, либо бригада придерживала электротормозом, благо с Никельтау идёт спуск. Об электрическом тормозе – в статье «ТЭД-21»:
Флюгер левому!
Я сказал, левому!
Как видим, у ветряков тоже винты изменяемого шага. Об обратной тяге авиадвигателей, в том числе о режимах работы винтов, есть пять фильмов «Самолёту – задний ход!» в разделе «Пламенный мотор»:
Заветный путепровод и перегон Кимперсай (так почему-то называется станция в Бадамше) – Никельтау:
Что на подъездном путь снят, что на перегоне второй путь... Вид сверху:
Что ж, пора на помывку на ещё один бывший карьер, на окраине села:
Вода достаточно тёплая, а уж насколько чистая!
Во второй части пойдём на подъездной путь АМК и узнаем, что там работают за тепловозы и насколько там тяжёлый профиль:
В третьей части – Хромовая гора или Хромтау:
Четвёртая часть – въезд в Костанайскую область, Рудный и Костанай:
Обновления канала также выходят в Телеграме:
А по авиационной теме сегодня вышло видео про коррекцию авиагоризонта.
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—