Какие изменения ждут российских водителей в июле 2025 года?
Какие изменения ждут российских водителей в июле 2025 года - читайте в этом материале.
Автокредиты с 1 июля 2025
С 1 июля 2025 года получить автокредит станет ещё сложнее. И речь идёт не о процентных ставках, которые в этом году бьют рекорды, а об ограничениях со стороны Центробанка.
"По автокредитам с показателем долговой нагрузки потребителя свыше 50, но до 80% включительно лимиты будут равны 20%", - говорится в сообщении Банка России.
Иными словами, банкам ограничат выдачу кредитов лицам, у которых более 50% дохода итак уходит на погашение других кредитов или долгов: количество подобных кредитов не сможет превысить 20% от всех выданных каждым банком автокредитов.
С одной стороны, это снизит риски невозвратных кредитов для самих банков. С другой стороны, граждане, уже отдающие за предыдущие кредиты больше половины своих доходов, не смогут загнать себя в "долговую яму" ради покупки автомобиля.
Новые категории водительских прав с 1 июля 2025
Ряд источников сообщает, что с 1 июля 2025 года обладатели легковых водительских прав категории B смогут без экзаменов открыть категорию E для буксировки тяжёлых прицепов. Однако никаких изменений по водительским правам в июле 2025 года не предусмотрено.
Дело в том, что обладатели легковых прав категории B могут открыть категорию BE без сдачи экзаменов уже давно - ещё с 1 апреля 2024 года. Но только в том случае, если у них уже есть открытые "старшие" категории CE (автопоезд) или DE (сочленённый автобус). В таком случае, если категория B открыта более 12 месяцев назад, для получения категории BE нужно просто обратиться в ГИБДД для замены водительского удостоверения.
Аналогичная ситуация и с автобусными правами. Если категория D открыта более 12 месяцев назад, а также есть открытая категория CE, то открыть категорию DE сейчас можно без сдачи экзаменов.
Более подробно об этом читайте в предыдущем материале: Водители с категорией B могут получить новые права: в чём подвох?
Предупреждения об ОСАГО с 1 июля 2025
1 апреля 2024 года вступил в силу целый пакет поправок в сфере ОСАГО. Помимо прочего, речь идёт о новой информационной системе АИС Страхование.
Сведения, содержащиеся в страховом полисе ОСАГО, а также иную информацию, включенную в автоматизированную информационную систему страхования, с 1 апреля 2024 года можно получить через портал Госуслуг. Согласно поправкам, страховщики обязаны предоставлять информацию о страховании в автоматизированную информационную систему (АИС) страхования, а оператор АИС должен обеспечивать взаимодействие системы с порталом Госуслуг.
С 1 октября 2024 года единственным оператором АИС Страхования стала "дочка" Банка России - компания АО "НСИС". С этой же даты Госуслуги начали уведомлять водителей об истечении срока действия полиса ОСАГО, напоминая о необходимости продлить страховку. К примеру, полис ОСАГО автора статьи истёк 15 октября 2024 года. В час ночи этого же дня от портала Госуслуг пришло письмо на электронную почту о том, что действие страховки истекло и нужно купить новый полис.
Я уже сообщал, что польза от такого уведомления есть только для тех, кто новый полис ОСАГО купил заранее, но в день истечения предыдущей страховки может забыть заменить документ на новый в своём бумажнике.
Что же касается тех водителей, которые вообще забыли про продление ОСАГО, то им уведомление в день окончания полиса особо не поможет, ведь новый полис в большинстве случаев начинает действовать лишь через 3 дня с даты оформления. Мы предполагали, что в дальнейшем эти уведомления доработают и они начнут приходить заранее, а не день в день. Эту информацию в АО "НСИС" уже подтвердили ранее.
Гражданам действительно планируют напоминать об окончании действия ОСАГО через портал Госуслуги - такой функционал НСИС разрабатывает совместно с Минцифры. Помимо прочего, это должно снизить и количество водителей без полисов, часть из которых просто забывает продлить ОСАГО. По моей информации, уведомления о скором истечении полиса ОСАГО водителям могут начать рассылать уже после 1 июля 2025 года.
Камеры на ОСАГО с 1 июля 2025
Напомню, что на эту же дату, 1 июля 2025 года, был перенесён и запуск эксперимента с камерами на ОСАГО. Предполагалось, что на первом этапе дорожные камеры будут фиксировать автомобили без ОСАГО и автовладельцам вместо штрафов будут направлять уведомления о необходимости оформить страховку в их личный кабинет на Госуслугах.
Однако согласно последнему поручению Президента РФ, от стадии эксперимента с рассылкой уведомлений нарушителям могут полностью отказаться. Напомним, Владимир Путин подписал поручение, согласно которому в срок до 1 ноября 2025 года МВД и Банк России должны обеспечить автоматическую фиксацию нарушителей без страховки и рассылку им "писем счастья" со штрафами по статье 12.37 КоАП РФ.
Таким образом, эксперимент с рассылкой предупреждений нарушителям без страховки, перенесённый с 1 марта на 1 июля 2025 года, может даже не начаться, так как уже осенью по поручению Президента РФ камеры должны начать выписывать реальные штрафы водителям без ОСАГО.
А если Вам нужно купить или продлить полис ОСАГО - сравнить предложения по ценам и выбрать наиболее подходящий вариант можно у меня на сайте.
Лимиты выплат по Европротоколу с 5 июля 2025
На сегодняшний день мелкие аварии можно оформить самостоятельно, без вызова ГИБДД. Эта процедура называется Европротокол. Оформить ДТП в упрощённом порядке можно при выполнении следующих условий:
- в столкновении участвовали только два автомобиля;
- оба владельца застрахованы по ОСАГО;
- нет пострадавших людей – водителей, пассажиров, пешеходов;
- ущерб причинен только автомобилям участников ДТП, имущество третьих лиц не пострадало.
Европротокол в 2025 году может быть оформлен в бумажном или электронном виде: при помощи приложения "Госуслуги Авто", "Помощник ОСАГО" или приложений страховых компаний.
Суммы возмещения ущерба по европротоколу в 2025 году составляют:
- до 400 тыс. руб. – если участники ДТП сделали фотофиксацию повреждений и у них нет разногласий;
- до 100 тыс. руб. – если участники ДТП сделали фотофиксацию повреждений, но у них есть разногласия;
- до 100 тыс. руб. - если у участников ДТП нет разногласий, но они не сделали фотофиксацию.
Летом 2023 года партия "Новые люди" внесла в Госдуму законопроект, согласно которому было предложено увеличить минимальную выплату по Европротоколу в 2 раза - с нынешних 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
24 июня 2025 года данные поправки подписал Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон от 24.06.2025 № 160-ФЗ).
Поправками увеличен лимит страхового возмещения при упрощенном оформлении документов о ДТП до 200 тысяч только для случаев, когда у участников ДТП имеются разногласия и оформлена фотофиксация данных о ДТП.
В случае, если у участников ДТП нет разногласий, но фотофиксация не выполнена, лимит выплат остается до 100 тысяч рублей.
Таким образом, после вступления в силу этих поправок, лимиты выплат по Европротоколу составят:
- до 400 тыс. руб. – если участники ДТП сделали фотофиксацию повреждений и у них нет разногласий;
- до 200 тыс. руб. – если участники ДТП сделали фотофиксацию повреждений, но у них есть разногласия;
- до 100 тыс. руб. - если у участников ДТП нет разногласий, но они не сделали фотофиксацию.
Поправки вступят в силу по истечении 10 дней после даты официального опубликования подписанного Президентом РФ закона, то есть - с 5 июля 2025 года.
Штрафы за невыполнение требования об остановке и перегруз: июль 2025
Как я сообщал ранее, 2 февраля 2024 года в Госдуму был внесён очередной законопроект, которым было предложено ужесточить некоторые наказания для российских водителей. В первую очередь поправки были связаны с необходимостью ужесточить требования к водителям грузовиков, избегающим прохождения весогабаритного контроля. Однако, с учётом того, что часть затрагиваемых статей КоАП РФ действует на всех водителей, ужесточение коснётся не только дальнобойщиков, но и обычных автовладельцев.
Во-первых, законопроектом было предложено существенно ужесточить наказание для водителей, которые не выполняют требование ГИБДД об остановке. Сейчас согласно части 2 статьи 12.25 КоАП РФ за невыполнение законного требования об остановке водителю грозит всего лишь штраф от 500 до 800 рублей.
Законопроектом предложено существенно ужесточить наказание по части 2 статьи 12.25 КоАП РФ (невыполнение требования об остановке). Текстом документа предлагается:
- за первое нарушение вместо штрафа 500-800 рублей - ввести штраф 7 000 - 10 000 рублей;
- в случае повторного нарушения - ввести штраф 10 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Во-вторых, документом предусмотрен целый ряд поправок для водителей грузовиков, нарушающих требования весогабаритного контроля. Так, в финальной версии документа для водителей грузовиков за нарушения по весогабаритному контролю подготовлены следующие "сюрпризы":
- срок давности таких нарушений предлагается увеличить до 1 года;
- наказание за превышение габаритов до 10 сантиметров предлагается сделать в виде штрафа на собственника транспортного средства - 150 000 рублей (сейчас штраф составляет 1 000 - 1 500 руб. на водителя, 10 000 - 15 000 руб. на должностных лиц, 100 000 - 150 000 руб. на юрлиц);
- предлагается ввести отдельное наказание за невыполнение водителем законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля транспортного средства - штраф на собственника в размере 600 000 рублей;
- предлагается ввести отдельный штраф за нарушение требований знаков и разметки при проезде пунктов автоматического весогабаритного контроля, а также за несоблюдение дистанции на таких пунктах (для транспорта полной массой свыше 3,5 т.) - штраф на собственника 600 000 рублей.
24 июня 2025 года поправки были приняты в третьем (окончательном) чтении Госдумы. Уже 2 июля 2025 года законопроект должны одобрить в Совете Федерации, после чего направят на подпись Президенту РФ. Поправки вступят в силу по истечении 10 дней после даты официального опубликования подписанного Президентом РФ закона. Это должно произойти уже в июле 2025 года.