Найти в Дзене

Личность «как будто бы» лицемерие или защитный механизм?

В практике психотерапевта нередко встречаются люди, которые, казалось бы, успешно адаптированы к социуму, они вежливы, не конфликтуют, обходительны и, на первый взгляд, живут «нормальной» жизнью. Однако за этим фасадом скрывается глубокая внутренняя пустота - следствие психологического механизма, который можно назвать формированием личности «как будто бы».

Личность «как будто бы»: подражание вместо бытия

Термин «личность как будто бы» был введён немецким психиатром Хельмутом Кайзером. Схожие феномены позднее находили отражение в работах Хелены Дойч и других представителей психоаналитического направления.

Такие люди не живут изнутри, они подражают. Речь, мимика, социальные роли, даже эмоции, всё кажется скопированным. Это неосознанный, но отчаянный способ заполнить внутреннюю пустоту. У ребёнка, лишённого возможности выстраивать себя на фоне отклика другого (зрелого, принимающего, устойчивого родителя), не формируется ядро «Я». В результате вместо личности возникает адаптивная модель, состоящая из имитаций.

Эти люди могут казаться идеальными соседями, сотрудниками, знакомыми. Они никому не мешают, ничего не требуют, не спорят и не просят. В психоанализе подобное поведение иногда описывается как псевдоположительность - вежливость и обходительность, за которыми не стоит подлинной личности. Это форма защитного поведения, не быть замеченным, значит не быть отвергнутым.

Однако эта внешняя гармония оборачивается внутренним напряжением. Поскольку подражание не удовлетворяет потребность в подлинном контакте, возникает экзистенциальная тоска. Раз в несколько лет она может прорываться вспышками неконтролируемой ярости к окружающим или к себе. Эти эпизоды часто становятся единственным сигналом, что внутри «призрака адаптации» есть страдание.

Лицемерие или защитный механизм?

С моральной точки зрения такое поведение может быть воспринято как лицемерие, человек будто играет роль, не являясь искренним. Но в психоаналитической перспективе речь идёт не о сознательной лжи, а о защитной структуре. Это не маска, которую можно снять, а отсутствие лица под маской. Человек не скрывает себя, он не знает, что скрывать.

Ложь, подражание, «жизнь по сценарию», всё это формы выживания. Подлинная трагедия в том, что многие из таких людей не замечают собственной неаутентичности, пока не столкнутся с кризисом идентичности или разрушением привычного сценария.

В глубинной структуре таких личностей могут уживаться сразу три компонента:

 антисоциальные черты, близкие к эмоциональной холодности, как будто человек не способен чувствовать по-настоящему, утрата эмпатии и манипулятивность, возникающая как способ контроля в пустоте чувств

нарциссическое, гипертрофированное внимание к отражениям себя в глазах других и зависимость от внешнего одобрения;

«как будто бы», подмена собственной идентичности мозаикой чужих паттернов поведения. Основа всего. Всё, что происходит - как будто. Реакции - как будто. Любовь - как будто. Привязанность - как будто.

Это психодинамическое описание внутренней реальности, в которой личность не может быть субъектом, а лишь исполняет чужие сценарии.

Люди с такой внутренней структурой могут глубоко страдать от самого факта, что их чувства, желания, вкусы не их собственные. Правда для них не облегчение, а боль. Потому что она обнажает, за внешне аккуратно устроенной жизнью нет опоры. Всё взято «в аренду». 

Мир в целом это поощряет, таких людей любят за мягкость, за отсутствие проблем. Но это, самая тихая трагедия. Человек может прожить так десятки лет, не осознавая, что всё, что он делает, игра по чужим правилам. Он учился не быть собой, а не мешать другим.

Возможен ли выход?

Терапия процесс долгий и требующий большой деликатности. Сначала важно осознать, что пустота, которая ощущается, не признак «неисправности», а логическое следствие дефицита в детстве. Постепенно становится возможным формировать «Я», не через знания, а через опыт подлинного контакта, переноса, признания чувств.

Психоанализ здесь становится не просто инструментом, а пространством, где впервые может родиться личность - не как роль, а как реальность.