Найти в Дзене

Техника и фантастика детского писателя Юрия Сотника. Повесть "Машка Самбо и Заноза". Фантастика в моём Дзене

Читатели, приходящие в мой Дзен за обзорами фантастики, наверное, сердятся, потому что я увлёкся сочинением заметок о книгах для подростков (теперь подобную литературу называют Young Adult –книги, но я стараюсь употреблять поменьше иностранных слов). Действительно, получилось так, что я написал о нескольких фантастических произведениях писателей Юрия Сотника и Юрия Томина (см., например, мои материалы «"Шёл по городу волшебник": фантастическая повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам» или «"Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести Юрия Сотника начинается не сразу...») и теперь никак не могу расстаться с этими "детскими" авторами, пишу здесь уже и об их нефантастических произведениях. Прошу меня понять и простить)) Оказалось, что погружение в атмосферу детства - это одновременно и грустно, и приятно, и затягивает. Детство до сих пор не хочет меня отпускать, а Юрий Сотник и Юрий Томин писали как раз о тех временах, когда я был школьником. Их проза очень достоверно передаёт настроение ушедших лет, их вещи, даже фантастические, создают ощущение реальности происходящего. Оба писателя были людьми талантливыми, неспроста их произведения до сих пор переиздаются. И даже иногда экранизируются.

Я намерен написать ещё парочку обзоров, посвящённых творчеству вышеупомянутых авторов, а потом обязательно займусь другими писателями. Не исключено, что тоже детскими, и тоже из нашего прошлого. Должен признаться, что виртуальная реальность, которая неистово эксплуатируется в произведениях многих современных фантастов, порядком меня утомила. Заочные приключения героев в искусственных мирах, созданных компьютерами, перестали меня впечатлять. Судите сами: ты, уходя от действительности, читаешь фантастический роман, а герои этого романа, не живут в своей фантастической действительности, а тоже, в свою очередь, уходят от неё и начинают существовать в некоей виртуальности. Получается какая-то двойная симуляция. А я с детства не любил фантастику, в которой все волшебные события, происходящие с героем, впоследствии оказываются его сном или, ещё хуже, бредом. Это банально. Читатель, подобный мне, хочет реальных фантастических приключений и не важно, что это оксюморон.

Фантастике прошлых лет была присуща другая крайность. Авторы опишут что-нибудь впечатляющее, а потом норовят поскорее уничтожить все следы описанных событий: утопят Атлантиду вместе с её высокоразвитой цивилизацией; раздробят на мелкие кусочки планету Фаэтон вместе с неосторожными фаэтонцами; без остатка взорвут над тайгой звездолёт чужих (Тунгусский метеорит) вместе с экипажем. А могут, как в фантастическом романе Александра Ломма "«Дрион» покидает Землю" (1974), устроить катастрофическое столкновение над горным массивом Высокие Татры авиалайнера (причём - пассажирского), с инопланетным шарообразным космическим кораблём ("Дрионом"). Землянин Юрий Карцев, посетивший на этом чудесном "Дрионе" далёкую планету Ариулу и вернувшийся, "чтобы помогать своим братьям строить новую жизнь", гибнет, не успев ничего толком рассказать про свою галактическую одиссею. Надо бы про этот роман написать: никак нельзя оставлять без внимания любимое многими фантастическое произведение из пионерского детства и его автора - чеха Вацлава Кличку (писавшего под псевдонимом Александр Ломм) с любопытной судьбой.

С "Дрионом", как и с другой, не менее популярной, военно-фантастической повестью Александра Ломма под названием "Ночной орёл", юных читателей в 1965 - 1967 гг. познакомила "Пионерская правда". Эта газета часто печатавшая в 50-х, 60-х и 70-х годах прошлого века увлекательные фантастические произведения, заразила десятки тысяч советских детей стремлением к странному и восхищением перед загадочным. Помню, как с замиранием сердца я ждал "Пионерскую правду", которую тогда выписывала мне мама, с главами "Ночного орла" и очень расстраивался, если очередного продолжения на четвёртой странице газеты не было. Кстати, приснопамятная "Гриада" Александра Колпакова изначально пришла к своему читателю тоже через "Пионерскую правду" (несколько раньше, в 1959 году).

Но вернёмся к Юрию Сотнику. В его авторский сборник, о котором я писал в предыдущей статье, кроме повести "Приключение не удалось" (см. мой материал "Приключение не удалось". Повесть Юрия Сотника и одноименный фильм-спектакль") вошла повесть "Машка Самбо и Заноза", которую писатель в подзаголовке назвал "Приключенческая научно-фантастическая детективная повесть". Первая публикация повести "Машка Самбо и Заноза" состоялась в 1965 году в журнале "Пионер" (№№ 6, 7, 8)

Заставка художника Ю. Коровина к повести "Машка Самбо и Заноза" в журнале "Пионер" (1965).
Заставка художника Ю. Коровина к повести "Машка Самбо и Заноза" в журнале "Пионер" (1965).

Вынужден снова огорчить любителей жанра - на самом деле никакой обещанной автором фантастики там нет. Юрий Сотник в очередной раз совместил юмористическое повествование о школьниках с полезной и востребованной в то время пропагандой научно-технических идей. Собственно, изучение техники и знакомство с достижениями науки полезно в любое время, особенно в юном возрасте.

Юрий Сотник. Повести.- М.: Детская литература, 1981 г. Тираж: 100000 экз.
Юрий Сотник. Повести.- М.: Детская литература, 1981 г. Тираж: 100000 экз.

Юрий Сотник часто пишет о том, как его герои используют технические новшества или сами что-то изобретают. Например, персонажи его повести «Эликсир Купрума Эса» мечтают записаться в конструкторское общество "Разведчик". Подростки на страницах повести с удовольствием занимаются в разнообразных кружках Дворца пионеров и школьников, а один из них, Валерка, даже собрал действующий прибор для записи телефонных разговоров на магнитофон.

Кадр из диафильма "Архимед" Вовки Грушина". Художник Л. Смехов.
Кадр из диафильма "Архимед" Вовки Грушина". Художник Л. Смехов.

Герой рассказа Сотника "Архимед" Вовки Грушина" ухитряется самостоятельно смастерить подводную лодку. Правда, сам Вовка чуть было не отдаёт концы на её испытаниях, но твёрдо намерен продолжать работу по усовершенствованию своей деревянной субмарины. Вовке надо лишь малость подковаться теоретически.

По мотивам этого рассказа в 1955 году был создан диафильм, нарисованный известным художником Львом Смеховым. О художнике Смехове, много работавшем с фантастическими произведениями для детей, и, между прочим, иллюстрировавшем в "Пионерской правде" вышеупомянутые роман Александра Колпакова "Гриада" и повесть Александра Ломма "Ночной орёл", я здесь уже рассказывал: см. мою запись "Лев Смехов. Фантастический художник".

Рассказ "Архимед" Вовки Грушина" был напечатан в журнале "Пионер" в 1939 году, когда его автору, Юрию Сотнику, было 25 лет. В предисловии к его сборнику "Вовка Грушин и другие" (1974) поэт Виктор Гиленко, знавший писателя лично, пишет: "Номер журнала попал в мои руки в дни школьных каникул уже потрёпанным, с отпечатками чьих-то маленьких грязных пальцев на полях страниц, с загнувшимися уголками, со следами раздавленных земляничин. Мне и моим товарищам повезло. Ходили слухи, что в соседнем пионерском лагере одна вожатая утаила от ребят этот номер, чтобы им не пришло в голову повторить и довести до победного конца подвижнический труд Вовки - не понятого взрослыми изобретателя".

Кадр из диафильма "Архимед" Вовки Грушина". Художник Л. Смехов.
Кадр из диафильма "Архимед" Вовки Грушина". Художник Л. Смехов.

Персонажи Сотника готовы не только к сугубо техническим изысканиям. В рассказе "Исследователи" двое мальчишек путешествуют по вентиляционным ходам добротно построенного старинного здания школы. Пожилой учитель литературы Николай Николаевич, обнаруживший юных "исследователей" в вентиляционном канале, собирается провести с искателями приключений воспитательную беседу. Но ещё до её начала, заразившись неистощимым детским любопытством, сам (вместе студентом-практикантом) оказывается практически замурованным внутри вентиляционной системы.

Рисунок Е. Медведева к рассказу "Гадюка" в авторском сборнике Ю. Сотника 1974 года.
Рисунок Е. Медведева к рассказу "Гадюка" в авторском сборнике Ю. Сотника 1974 года.

В рассказе "Гадюка" мальчик Боря везёт из деревни, где он был на каникулах у бабушки, в Москву, для школьного террариума, который они создают с друзьями самостоятельно, "ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать". И ещё одну гадюку. Ядовитое пресмыкающееся незаметно выползло из банки, переполошив наполненный пассажирами вагон, но сейчас я не стану делиться подробностями случившегося. Могу лишь заверить, что все истории Юрия Сотника, даже с научно-технической начинкой, сопровождаются неизменным юмором.

Здесь важно отметить, что писатель обладал не только потрясающим воображением, но и сам любил что-нибудь мастерить своими руками: у него было множество инструментов, он с удовольствием копался в приборах, что-то придумывал, разбирал и снова собирал. Виктор Гиленко вспоминает: "Юрий Вячеславович рассказывал мне, что сам, будучи школьником, "исследовал школьную вентиляцию", а ставши взрослым, мечтал о самодельной подводной лодке. Он говорил о своём увлечении техникой, всевозможными изобретениями (недаром первым его печатным трудом было описание того, как можно самостоятельно изготовить фотоаппарат). Потому-то писатель и любит рассказывать о том, как строят, конструируют, изобретают ребята".

Добавлю, что в 1936 году Юрий Сотник некоторое время работал в фотолаборатории. Кстати, его книга о лесе "Как здоровье, тайга?" (1968) проиллюстрирована фотографиями, сделанными им самим. А ещё у Сотника есть иронический рассказ "Кинохроника" (1957): в нём герой-школьник ведёт документальную съёмки драки одноклассников самодельной кинокамерой, которую они "построили" вместе с отцом.

Рисунок Е. Медведева к повести "Машка Самбо и Заноза" в сборнике Ю. Сотника 1974 года.
Рисунок Е. Медведева к повести "Машка Самбо и Заноза" в сборнике Ю. Сотника 1974 года.

Основа повести с оригинальным названием "Машка Самбо и Заноза" - тоже техническая. Детективная интрига произведения закручена вокруг электрической поломойной машины. Но можно сказать и по-другому. Можно сказать, что в основе произведения – пробуждающаяся любовь. У Машки Пролёткиной, энергичной и спортивной девочки по прозвищу Самбо, есть младшая сестра Люська, прозванная за свой непростой характер Занозой. Занозе нравится старшеклассник - высокий и стройный Эдик Лазовский, член школьного Клуба юных конструкторов. Люське очень хочется, чтоб Эдик её заметил, поэтому она мечтает попасть в этот Клуб. Но в Клуб юных конструкторов принимают только с шестого класса, а кроме того "туда нужно явиться с определенной технической идеей и твердо знать, над чем ты хочешь работать, как ты эту идею собираешься осуществить". Выход лишь один - Люська должна стать изобретателем.

Рисунок Е. Медведева к изданию повести ""Машка Самбо и Заноза" 1974 года.
Рисунок Е. Медведева к изданию повести ""Машка Самбо и Заноза" 1974 года.

Старшая сестра Занозы уже состоит в Клубе. "Люся считала Машу Самбо бесчувственной колодой, не понимающей своего счастья. У Машки были способности к технике, она придумала какое-то там "изготовление мелких деталей способом гальванопластики". Она дважды в неделю посещала клуб, виделась с Эдиком, разговаривала с ним и даже ссорилась с ним, как будто это был не сам Эдик Лазовский, а просто так, обыкновенный мальчишка. Сколько вечеров проворочалась Люся без сна в постели, сколько двоек получила она, пытаясь придумать во время уроков эту самую "техническую идею"! Ничего ей в голову не приходило. И вот теперь эта идея явилась сама собой! Да еще какая идея!". Но восхитительная Люськина идея требует проверки и воплощения в реальность.

Рисунок О. Коровина к изданию повести ""Машка Самбо и Заноза" 1971 года.
Рисунок О. Коровина к изданию повести ""Машка Самбо и Заноза" 1971 года.

Загадку не единожды вымытых неизвестно кем полов в квартире Пролёткиных раздосадованной Машке Самбо (в регулярном мытье полов подозревают её) помогает разгадывать шестиклассник Петя Калач. У мальчика - репутация проницательного сыщика, он прославился тем, что ещё летом помог родителям разыскать двух сбежавших из дома третьеклассников. Юный Шерлок Холмс уверенно пользуется всеми атрибутами детектива. У него есть лупа, специальная магнитная кисточка для снятия отпечатков пальцев и профессиональная интуиция. Петя с его интуицией - ещё один живой пример серьёзных (местами) исследований, которые проводят дети в произведениях Юрия Сотника.

Рисунок Е. Медведева к изданию повести ""Машка Самбо и Заноза" 1974 года.
Рисунок Е. Медведева к изданию повести ""Машка Самбо и Заноза" 1974 года.

Рисунки к повести "Машка Самбо и Заноза" в журнале "Пионер" выполнил Евгений Медведев. Этот замечательный художник регулярно иллюстрировал произведения Юрия Сотника. Рисунками Е. Медведева наполнены большой авторский сборник Ю. Сотника "Вовка Грушин и другие" (1974), авторский сборник Ю. Сотника "Повести" (1981), повесть "Эликсир Купрума Эса" (подробнее о ней см. здесь) и многие другие книги писателя.

Рисунки Е. Медведева к повести ""Машка Самбо и Заноза" в журнале "Пионер" (1965).
Рисунки Е. Медведева к повести ""Машка Самбо и Заноза" в журнале "Пионер" (1965).

Насколько мне известно, повесть "Машка Самбо и Заноза" экранизирована не была, но произведения Сотника переносились на экран довольно часто. О некоторых кинолентах по мотивам вещей писателя я уже здесь писал. В частности, об одноименном фильме-спектакле по повести Юрия Сотника "Приключение не удалось" и дважды экранизированной его пьесе "Просто ужас!" (см. запись "Просто ужас!": обмен телами в одной советской пьесе и двух фильмах"). Двух экранизаций (в 1962 и в 1987 гг.) удостоился смешной и поучительный рассказ Юрия Сотника "Как я был самостоятельным". В нём в квартиру мальчика, которого родители оставили дома одного, ребятишки, репетировавшие самодеятельную постановку, притащили живого козла с "безумным взглядом, каким смотрит с картины Иван Грозный, убивший своего сына".

По нескольким рассказам писателя сняты короткометражные фильмы: "ЧП в пятом «Б»" (1965), "Предположим — ты капитан..." (1976), "Петькина авантюра" (1978), "Опасный приз" (1986). Сюжеты Сотника использованы в 15-серийном телевизионном фильме режиссёра А. Судиловского "Искатели" (2001). Школьники, проводящие лето в подмосковном лагере отдыха, ищут клад, поиски которого связаны с приключениями и опасностями. По крайней мере, одно произведение Юрия Сотника в сериале несомненно "участвует" - я имею в виду упомянутый выше рассказ "Архимед" Вовки Грушина". Значительная часть экранного времени восьмой серии посвящена истории о том, как создатель подводной лодки при её ночных испытаниях чуть не утонул вместе с собранной им субмариной. Правда, здесь он не Вовка, а Венька Грушин.

Всё творчество Юрия Сотника мне, конечно, не охватить. Но ещё одну его вещь мы тут, наверное, скоро разберём. Я имею в виду повесть с длинным названием "Ясновидящая, или Эта ужасная улица" (1983).

Владимир Ларионов о книгах, фильмах и не только... | Дзен

Ещё о произведениях Юрия Сотника и их экранизациях в моём Дзене:

Юрий Сотник "Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести начинается не сразу...

"Просто ужас!": обмен телами в одной советской пьесе и двух кинофильмах

"Приключение не удалось". Повесть Юрия Сотника и одноименный фильм-спектакль

О книгах Юрия Томина и их экранизациях в моём Дзене:

"Шёл по городу волшебник": фантастическая повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам

Фантастическая повесть Юрия Томина "Карусели над городом". Её экранизация и её продолжение с неожиданным финалом

Первая ("Повесть об Атлантиде") и последняя ("А, Б, В, Г, Д и другие") повести Юрия Томина. Обе - грустные...

"Борька, я и невидимка". Про повесть Юрия Томина, радиопостановку по её мотивам и шпионов

"Нынче все наоборот" - в книжке, "С кошки всё и началось..." - на экране. И опять Томин!

И ещё:

Фантастические способности человека