Переходные формы, а вернее их отсутствие, – даже невозможность, ведь животное не выживет, будучи приспособленным не полностью, – традиционно волнуют умы. Недостаточно зрелые, чтобы пойти учиться, прежде чем делать выводы по специальным вопросам. Тем не менее, камбала, – обычная, современная, съедобная, – внимания таких умов не привлекает. Ведь на камбале даже сейчас «переходность» написана крупными буквами. Череп этой рыбы асимметричен. Глаза сползли на один, ставший «спиной» бок… Но не совсем.
Соответственно, жившую 50 миллионов лет назад Амфистию Парадоксальную можно назвать лишь переходной формой к переходной форме. То есть, от обычной лучепёрой рыбы с телом сплющенным по вертикали, к камбале.
...Начать же стоит с того, что сжатое с боков тело было характерно для хордовых изначально. Именно такая форма диктовалась их методом плавания, – в биосфере зарекомендовавшим себя, как лучший. Однако, донные рыбы, – можно вспомнить как современного сома, так и девонских ихтиостегий, часто изменяют принципам, стремясь стать шире, нежели выше. Форма сплющенная по вертикали позволяет стать менее заметным – на дне. В толще воды, где враг или добыча могут оказаться с боков, сверху или снизу это не работает. На дне же можно распластаться, слившись с рельефом, и добившись полной невидимости благодаря неподвижности и покровительственной окраске.
Однако же не обязательно ложиться на дно брюхом, – наличия которого исходная конструкция лучепёрой рыбы вообще не предусматривала. Того же эффекта, но вообще без физической перестройки, можно добиться просто ложась на бок. Это будет лишь поведенческая адаптация.
То есть, сначала адаптация предков камбалы – и даже предков амфистии – была поведенческой. Стремясь исчезнуть с радаров, рыба ложилась на дно боком. И единственным недостатком такой тактики становился риск повредить глаз, оказывающийся под телом. Как минимум же, глаз становился бесполезным, – наблюдать цели получалось только одним, а значит, без возможности измерения дистанции.
С учётом данного обстоятельства, рыбы ложились на бок с уклоном, – не прижимая к грунту ту часть тела, которая при нормальном положении была бы «верхней». И тут уже начинал работать отбор. Рыба со смещением одной из глазниц вверх получала преимущество, – могла прижаться к дну «плотнее».
...Амфистия – что-то среднее между нормальной рыбой и камбалой. Плавала она, вероятно, ещё принимая нормальное, вертикальное положение тела. А не как камбала сейчас. Однако, положение могло уже быть наклонным, как на иллюстрации, потому что именно при крене глаза оказывались на одном уровне и по курсу возникал сектор бинокулярного зрения. Также только формировались у амфистии и различия в окрасе сторон тела.