Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Бронированная плавучая автодрезина БАД-2, 1932

Оглавление

Бронедрезина БАД-2 — это экспериментальная разработка советских инженеров, созданная для ОГПУ как универсальное средство для ведения боевых действий в условиях современной войны. Являясь развитием бронедрезины БАД-1, новая модель получила возможность передвижения не только по грунту и железной дороге, но и по водной поверхности.

Бронированная автомобильная дрезина БАД-2. Фотография в свободном доступе.
Бронированная автомобильная дрезина БАД-2. Фотография в свободном доступе.

История создания

Работы по созданию машины-амфибии начались ещё в конце 1931 года, когда конструкторы задумали улучшить предыдущую модель, чтобы заинтересовать не только руководство ОГПУ, но и РевВоенСовет. В то время все вопросы по перевооружению армии и силовых структур рассматривал только этот орган и конструкторы, откровенно говоря, планировали “выехать” на создании амфибии - бронеавтомобиля, который стал бы не только грозной силой на суше, но и мог форсировать водные преграды, а также вести бой с водной поверхности. Конечно, второе было утопическим решением, ведь серьёзного вооружения на такую боевую машину не поставить, а пулемёты способны лишь на борьбу с открыто размещённым противником.

Чертёж-схема бронедрезины БАД-2. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема бронедрезины БАД-2. Изображение в свободном доступе.

Тем не менее, конструкторы понимали, что иного выхода у них попросту нет - прототип первой модели не то, чтобы провалился, но на вооружение его принимать не спешили. И последней попыткой решили сыграть на создании по-настоящему вездеходной машины. В качестве базовой машины был выбран всё тот же Ford-Timken, второй экземпляр которого начальник ОГПУ по Ленинградскому военному округу передал под личную ответственность инженера Обухова. Первый экземпляр, напомню, использовали при создании бронированной автомобильной дрезины БАД-1.

Новую машину собирали с учётом пересечения водных преград - поэтому корпусу придали “лодочную” форму, с учётом необходимой герметичности. Однако это сыграло с корпусом злую шутку - из-за этой конструкции, двигатель на марше часто перегревался от недостатка воздуха. После первых испытаний пришлось серьёзно поработать над вентиляцией - нужно было не только обеспечить двигателю приток воздуха, но и не позволять воде заполнять салон. Для этого придумали целую систему подачи воздуха при помощи патрубков, которые можно было наращивать при необходимости.

БАД-2 на железнодорожном ходу. Фотография в свободном доступе.
БАД-2 на железнодорожном ходу. Фотография в свободном доступе.

После первых испытаний броневик БАД-2 был доработан. Прежде всего, со средств подвода воздуха удалили крышки, что немного улучшило вентиляцию. Также были выполнены некоторые другие мелкие изменения, затрагивавшие те или иные элементы конструкции. Летом 1932 года опытный бронеавтомобиль вернулся на испытания. Проделанные изменения улучшили его характеристики, но в существующем виде машина все еще не представляла особого интереса для военных. По этой причине в начале августа Управление по механизации и моторизации Красной Армии заказало разработку улучшенного броневика с рабочим обозначением БАД-3. Он должен был представлять собой улучшенный вариант БАД-2, доработанный с учетом результатов испытаний. Опытный образец нового типа следовало построить к ноябрю того же года.

Испытания броневика на воде. Фотография в свободном доступе.
Испытания броневика на воде. Фотография в свободном доступе.

Однако разработка БАД-3 серьёзно затянулась и в ОГПУ приняли решение о серийном производстве БАД-2. Сборку техники поручили Ижорскому заводу. Вскоре он получил единственный построенный прототип, который планировалось использовать для подготовки к серийному производству. До конца года завод должен был собрать 25 новых машин. В этот период Ижорский завод был загружен различными заказами и попросту не справлялся с выпуском всей требуемой продукции. Сроки начала сборки БАД-2 постоянно смещались, что, среди прочего, приводило к пересмотру планов. Так, в сентябре представитель РККА рапортовал, что из 25 заказанных машин к 1934 году удастся изготовить только 15. Однако вскоре возникли новые проблемы, и в итоге заказ был отменен. К этому времени предприятие не успело построить ни одной серийной машины, и опытный броневик остался в единственном экземпляре.

Описание конструкции

Корпус бронеавтомобиля был собран из конструкционной (понятно почему) стали, толщиной в 4-6 мм. Разумеется, самые толстые листы приходились на лобовую часть, где требовалось больше защиты. Возможно, после успешного завершения испытаний первой партии, корпуса получили бы полноценное бронирование, однако Ижорский завод, которому была поручена сборка, подобного заказа так и не получил. Подобно массе образцов своего класса, бронеавтомобиль имел простейшую компоновку с размещением двигателя под капотом и более крупным обитаемым отсеком, занимающим всю центральную и заднюю части корпуса.

БАД-2 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
БАД-2 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Корпус планировалось монтировать на уже готовом шасси трёхосного Ford Timken. Разумеется, такой метод установки требовалось размещать некоторые узлы как над самой рамой, так и под ней. При этом конструкторам требовалось разработать не только методы крепления корпуса к шасси, но и средства герметизации, которые предотвращали попадание воды через крепёжные отверстия, лючки для обслуживания и так далее. Но несмотря на все старания конструкторов, попадание воды в корпус не исключалось - для её откачки в штатный инвентарь броневика включался ручной насос.

Лобовая часть корпуса. Видно курсовой пулемёт и 37-мм пушку. Фотография в свободном доступе.
Лобовая часть корпуса. Видно курсовой пулемёт и 37-мм пушку. Фотография в свободном доступе.

Лобовая часть корпуса, вмещавшая моторный отсек, имела необычную форму. Передний лист выполнили изогнутым в виде цилиндра. Сзади к нему присоединялись вертикальные бортовые листы. Снизу рама прикрывалась длинным плоским днищем. Функции крышки капота выполнял незначительно выгнутый лист. За ним помещалась лобовая деталь обитаемого отсека. За моторным отделением корпус незначительно расширялся за счет некоторого разведения вертикальных бортов в сторону. Борта вместе с лобовым листом и выгнутой крышей образовывали надстройку-рубку с посадочным местом для башни. Позади нее, примерно на уровне третьего моста, крыша корпуса резко опускалась, образуя место для установки второй башни. Корма корпуса имела сужающуюся в плане форму с клиновидным профилем.

Корма бронедрезины. Фотография в свободном доступе.
Корма бронедрезины. Фотография в свободном доступе.

Оригинальным образом была решена проблема улучшения характеристик на воде и защиты ходовой части. На бортах предлагалось крепить пару крупных экранов. В передней части корпуса, над управляемыми колесами, экраны имели уменьшенную высоту и образовывали некое подобие колесных арок. Затем нижняя грань экрана плавно опускалась и выходила на уровень днища. Такой габарит детали сохранялся до кормы корпуса. Для обслуживания задних колес в бортовых экранах имелись откидные створки. Промежуток между бортом и экраном сверху прикрывался наклонными деталями, образовывавшими некое подобие палубы.

В задней части рубки предусматривался погон для установки конической башни с вооружением. Это устройство получило лобовую амбразуру для вооружения; в горизонтальной крыше имелся люк. За рубкой разместили цилиндрическую башенку, призванную защищать заднюю полусферу. Корпус получил набор устройств для подачи забортного воздуха в обитаемый отсек и к двигателю. Воздухозаборники моторного отсека были выполнены в виде патрубков, сверху прикрытых полусферическими крышками. Обитаемое отделение вентилировалось при помощи нескольких наборов жалюзи с защитными крышками.

Экипаж броневика состоял из четырех человек. В него предлагалось включить механика-водителя и трех стрелков. Водитель находился в передней части обитаемого отсека, у левого борта. Справа от него поместили одного из стрелков. Два других должны были работать с башнями. Над местами водителя и стрелка имелся люк для доступа в машину. Еще пара люков размещалась на крышах башен. Четвертый люк расположили в наклонном кормовом листе. Экипаж мог поддерживать связь при помощи радиостанции 71-ТК-1.

Вооружение

Бронеавтомобиль БАД-2 получил достаточно мощное вооружение. В верхней башне предлагалось установить 37-мм пушку Б-3. Конструкция башни и корпуса обеспечивали круговую наводку по горизонтали с возможностью вертикального наведения в пределах определенного сектора. Пушечный огонь дополнялся пулеметным. Один пулемет ДТ находился в установке лобового листа и был смещен к правому борту. Для второго предназначалась установка на задней башне. В связи с особым размещением оба пулемета не могли вести круговой обстрел, а их сектора не перекрывались.

Компоновка вооружения бронедрезины БАД-2. Фотография в свободном доступе.
Компоновка вооружения бронедрезины БАД-2. Фотография в свободном доступе.

Боекомплект пушки состоял из 60 снарядов. Имелись стеллажи для перевозки большого числа дисковых магазинов для пулеметов. Общий боекомплект двух пулемётов Дегтярёва – 3000 патронов.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В составе шасси особых революций не произошло - немного усилили раму для грузоподъёмности, а также установили домкраты для перевода машины с обычного на железнодорожный ход. Требуемые для этого бандажи находились в боевом отделении бронеавтомобиля-дрезины, а перевод занимал около 10-15 минут. Таким образом, единственным изменением в конструкции была установка домкратов для подъёма машины над землёй.

Вереница трёхосных грузовиков ГАЗ-АА, лицензионной копии Ford AA. Фотография в свободном доступе.
Вереница трёхосных грузовиков ГАЗ-АА, лицензионной копии Ford AA. Фотография в свободном доступе.

В остальном это был всё тот же Ford AA - двухосный грузовик средней грузоподъёмности, оснащённый четырёхцилиндровым рядным бензиновым двигателем карбюраторного типа мощностью в 40 лошадиных сил. Соединённый с четырёхскоростной механической коробкой передач, он разгонял бронедрезину до 20 километров в час по пересечённой местности, и до 50 по железной дороге. Колёсная формула также осталась без изменений - привод был только задний, а подвеска машины осталась полуэллиптической, рессорного типа.

Рядный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ. Фотография в свободном доступе.
Рядный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ. Фотография в свободном доступе.

Передвигаться по воде предлагалось при помощи гребного винта. Эту деталь разместили в неглубокой нише под кормой корпуса. Привод винта осуществлялся от удлиненного карданного вала, изначально связанного с задними мостами. Такая конструкция трансмиссии приводила к любопытным последствиям. Так, при движении по суше гребной винт постоянно вращался. Во время плавания, в свою очередь, продолжалось вращение ведущих колес. Отдельные средства управления для плавания отсутствовали. Маневрировать предлагалось за счет поворота передних колес.

В проекте применили характерный для того времени способ повышения проходимости на пересеченной местности. При необходимости на задние колеса можно было надевать резиновые гусеничные ленты типа «Оверолл». Штатные колеса при этом брали на себя функции опорных катков, а машина превращалась в полугусеничную.

Заключение

Точные сведения о дальнейшей судьбе единственного БАД-2 отсутствуют. Согласно некоторым версиям, эта машина в конце 1933 года отправилась на разборку. Когда стало понятно, что серийное производство запустить не удастся, было принято решение об утилизации опытного образца. Заказчик посчитал, что его дальнейшее существование не имеет смысла.

Одной из основных проблем проекта БАД-2, помешавших запуску серийного производства, была чрезмерно сложная конструкция броневого корпуса. В последних месяцах 1933 года появилось предложение о переработке имеющегося проекта с целью упрощения производства. Такие работы дали желаемый результат и привели к появлению бронеавтомобиля ПБ-4. Развитие направления плавающих броневиков продолжилось.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.