Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Бронеавтомобиль-дрезина для ОГПУ - БАД-1, 1930

Оглавление

В 1931 году в руководстве отдела ОГПУ при Ленинградском военном округе внезапно осознали, что на вооружении “чекистов” нет надёжных бронеавтомобилей, которые могли бы использоваться для поддержки сил ОГПУ в различных ситуациях. С этой целью руководство “чекистов” постановило - нужно такую машину разработать, причём в кратчайшие сроки. Так началась история БАД-1.

Бронированная автомобильная дрезина БАД-1 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Бронированная автомобильная дрезина БАД-1 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Летом 1931 года несколько высокопоставленных сотрудников ОГПУ при ЛВО присутствовали на испытаниях грузового автомобиля Ford AA, в качестве эксперимента установленного на железнодорожный ход. Идея “чекистам” понравилась - но именно железнодорожная техника ОГПУ не интересовала. Куда практичнее была техника универсальная, способная передвигаться одновременно и по грунту, и по железнодорожным путям - по мнению руководства, такой вариант подразумевал куда более “шуструю” доставку бойцов к нужному месту.

Ford AA, послуживший базой для опытного железнодорожного бронеавтомобиля. Изображение в свободном доступе.
Ford AA, послуживший базой для опытного железнодорожного бронеавтомобиля. Изображение в свободном доступе.

Разработку и сборку опытного образца поручили подразделению с длинным названием, входящему в состав ОГПУ - Конструкторское бюро технического отделения экономического отдела полномочного представительства ОГПУ при Ленинградском военном округе. За основу было предложено взять тот самый Ford AA, что испытывался на железнодорожном ходу - благодаря этому весь процесс разработки занял всего 36 дней. Поспособствовало такой скорости разработки и предназначение будущей машины - её собирались применять только внутри страны, для борьбы с возможными антисоветскими элементами. Также решили поступить и с вооружением - артиллерию было решено не применять, а обойтись установкой пулемётов.

Внешне автомобиль мало изменился, во всяком случае, в передней его части. Изображение в свободном доступе.
Внешне автомобиль мало изменился, во всяком случае, в передней его части. Изображение в свободном доступе.

Готовую к испытаниям машину представили уже в середине августа, а в конце октября 1931 года начались её ходовые испытания, которые БАД-1 (как её окрестили ещё на этапе проектирования) успешно прошла и даже была рекомендована к массовому производству, вначале для ЛВО, затем для оснащения остальных региональных отделений ОГПУ. Однако полноценно на вооружение БАД-1 не встала - на самом верху решили, что отдельная машина для силовых структур не нужна, и при необходимости решили придавать танки и уже стоящие на вооружении бронеавтомобили.

Описание конструкции

За исключением ходовой части, БАД-1 мало чем отличалась от существовавших тогда бронемашин - всё то же противопульное бронирование, всё та же компоновка корпуса. Однако кое-что новенького в бронированную автомобильную дрезину (да, именно так это и расшифровывается) внесли.

Бронированный корпус и башни

Корпус бронеавтомобиля имел коробчатую форму, построенную по каркасной схеме из листов катаной стальной брони толщиной от четырёх до десяти миллиметров. Самая тонкая броня использовалась на днище и крыше корпуса, борта прикрывались бронелистами толщиной в шесть миллиметров, лоб (большая часть) прикрывался десятью миллиметрами брони. МТО располагалось в носовой части, водитель и стрелок располагались сразу за ним, сидя рядком. За ними размещалось боевое отделение, увенчанное двумя пулемётными башнями.

Можно рассмотреть ступенчатую конструкцию боевого отделения, а также то, что колёса были прикрыты бронелистами. Изображение в свободном доступе.
Можно рассмотреть ступенчатую конструкцию боевого отделения, а также то, что колёса были прикрыты бронелистами. Изображение в свободном доступе.

Башни размещались примерно как на бронеавтомобиле Ижорского завода, на ступенчатой крыше корпуса. Средняя (основная) башня, вооружённая пулемётом, имела возможность вращения на все 360 градусов. Эта башня управлялась командиром машины, и вращалась вручную, при помощи вертлюга. Скорости это особо не придавало, но электрики на машине было “впритык” - только стартер и фары. Лишним сочли и радиостанцию, и освещение внутри боевого отделения установили только одну тусклую лампу.

Водителю и "курсовому" стрелку попадать на свои рабочие места предлагалось через отдельные дверцы в бортах. Изображение в свободном доступе.
Водителю и "курсовому" стрелку попадать на свои рабочие места предлагалось через отдельные дверцы в бортах. Изображение в свободном доступе.

Задняя башня имела ограниченные углы поворота (примерно 240 градусов) и также управлялась вручную. Толщина брони на обеих башнях составляла шесть миллиметров, крыша прикрывалась листом брони толщиной в четыре миллиметра. Такая тонкая броня устраивала ОГПУ по одной причине - серьёзного вооружения у кого бы то ни было внутри страны быть не могло, а от пуль самопалов и обрезов она вполне себе защищала.

Посадка и высадка экипажа в боевом отделении происходила через дверь в корме машины. Внимательные читатели смогут рассмотреть ещё и патрубок подачи "дымовой завесы" слева от створа на борту. Изображение в свободном доступе.
Посадка и высадка экипажа в боевом отделении происходила через дверь в корме машины. Внимательные читатели смогут рассмотреть ещё и патрубок подачи "дымовой завесы" слева от створа на борту. Изображение в свободном доступе.

В дополнение к этому, на корме устанавливались два бака для химических смесей общим объёмом в пятнадцать литров. Ассортимент возможностей для загружаемого в них был широк - их недолго было оснастить специальными компрессорами, помогающими в распылении химического оружия, зажигательных смесей (поджигаемых отдельно) или можно было использовать их в качестве устройства постановки дымовых завес.

Вооружение

Всё вооружение бронедрезины было представлено сразу тремя пулемётами Дегтярёва - один размещался в лобовом листе корпуса, два размещались в башнях. На каждый из пулемётов приходилось по одному члену экипажа, соответственно, по штатному расписанию в машине было четыре человека. Боекомплект к пулемётам составлял 1890 патронов (большего в ОГПУ не требовали, считая, что десяти магазинов на ствол достаточно).

Отдельно, в ящике на дне боевого отделения укладывались ещё два запасных пулемёта - если по некоторым причинам, из строя выйдет один из основных, или в случае, когда нужно будет обороняться вне бронемашины. Боекомплект к ним составлял шесть дисков, но не возбранялось “захватить” при необходимости дополнительный боекомплект из машины.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В составе шасси особых революций не произошло - немного усилили раму для грузоподъёмности, а также установили домкраты для перевода машины с обычного на железнодорожный ход. Требуемые для этого бандажи находились в боевом отделении бронеавтомобиля-дрезины, а перевод занимал около 10-15 минут. Таким образом, единственным изменением в конструкции была установка домкратов для подъёма машины над землёй.

Боевые машины тех лет ещё не додумались ставить на гидравлическую подвеску разных приводов (например, как на современных дрезинах из грузовиков КамАЗ). Кстати, на фото - БАД-2, продолжение проекта. Изображение в свободном доступе.
Боевые машины тех лет ещё не додумались ставить на гидравлическую подвеску разных приводов (например, как на современных дрезинах из грузовиков КамАЗ). Кстати, на фото - БАД-2, продолжение проекта. Изображение в свободном доступе.

В остальном это был всё тот же Ford AA - двухосный грузовик средней грузоподъёмности, оснащённый четырёхцилиндровым рядным бензиновым двигателем карбюраторного типа мощностью в 40 лошадиных сил. Соединённый с четырёхскоростной механической коробкой передач, он разгонял бронедрезину до 20 километров в час по пересечённой местности, и до 50 по железной дороге. Колёсная формула также осталась без изменений - привод был только задний, а подвеска машины осталась полуэллиптической, рессорного типа.

Служба

Бронированная автомобильная дрезина, вопреки всем ожиданиям руководства ОГПУ, не встала на вооружение - ни “чекистам”, ни военным не разрешили её принимать. Высшее военное руководство старалось думать об унификации боевой техники, хоть там и не понимали её назначения. Однако какие-то намётки к этому вели - но в отношении совсем других образцов военной техники (часть из которой, в ходе унификации вооружений была поставлена и на вооружение карательных органов). А БАД-1 так и остался в единственном экземпляре, показался на нескольких парадах в Ленинграде и пропал. Возможно, был разбронирован и использован в виде грузового автомобиля, а возможно был и вовсе уничтожен.

Бронедрезины БАД-1 (слева) и БАД-2 (справа) на одном из парадов в Ленинграде. Изображение в свободном доступе.
Бронедрезины БАД-1 (слева) и БАД-2 (справа) на одном из парадов в Ленинграде. Изображение в свободном доступе.

Как вы уже поняли, ни в одном бою БАД-1 не поучаствовал - во всяком случае, никаких сведений об этом мне найти не удалось. Равно как и не удалось найти данных о том, когда бронеавтомобиль был списан в утиль и разобран - возможно, это случилось в 1934-1935 годах, а может быть, он дожил до 1941 года и был уничтожен в боях с противником.

Заключение

30-е годы ХХ века для советской военной промышленности стали настоящим испытанием - строилось и разрабатывалось множество образцов военной техники, зачастую не очень адекватных по своим характеристикам. Однако БАД-1 заметно выделялась на их фоне - как минимум, простой, но весьма интересной конструкцией ходовой части, а также возможностью перехода между двумя “средами”. Несмотря на то, что в серийном производстве машине было отказано, разработки продолжились - уже в следующем году будет представлен “трёхсредный” бронеавтомобиль. Но об этом в соответствующей публикации.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.