"1879-1912 : 10 000 дней, 93 000 часов, 33 года лишений..."
Зритель, то что ты видишь создал человек. Не имя образования, денег, специальных средств и возможностей. Один. Сам. Только благодаря своему желанию и упорству. Потому что внутри каждого из нас находится Создатель миров. Всё остальное оправдания.
Джозеф Фердинанд Шеваль родился 19 апреля в 5 часов утра в Шарм-сюр-л'Эрбасс, маленькой деревушке недалеко от Отрива, в 1836 году. Он принадлежал к довольно бедной фермерской семье и начал работать вместе со своим отцом в раннем возрасте. Его школьное образование было весьма ограниченным. Он поступил в школу в возрасте 6 лет и бросил ее в 12. Он стал учеником пекаря и на несколько лет покинул свою семью в поисках работы, прежде чем вернуться в свою деревню, где стал сельским почтальоном. Когда ему было всего 11 лет, умерла его мать, Роза Франсуаза Сильберт. Его отец, Жан Франсуа Шеваль, умер несколько лет спустя, в 1854 году. Когда Жозеф Фердинанд Шеваль был еще несовершеннолетним, он был доверен своему дяде по материнской линии, Жозефу Бурелю. Джозефу Фердинанду Шевалю было 20 лет, когда он был учеником пекаря в Валансе. Когда он стал достаточно взрослым, чтобы пройти военную службу, его освободили от нее, из-за его маленького роста.
Он женился в 1858 году на Розали Револ, которой было всего 17 лет. Это был период, когда он уехал из Отривса, чтобы найти работу. В течение 6 лет его след был утрачен, и его жена подтвердила, что не знала, где он находится. Он вернулся в Отрив в 1863 году. Розали родила их первого сына, Викторина Жозефа Фернана. Через год ребенок умер. Два года спустя у них родился второй сын, Фердинанд Сирилл. В 1867 году, в возрасте 31 года Жозеф Фердинанд Шеваль принял присягу разносчика писем на почте. Его жена Розали умерла в 1873 году. В возрасте 37 лет Жозеф Фердинанд Шеваль передал своего сына Сирилла крестным отцу и крестной матери. Он был переведен почтальоном в сельскую местность, в отделение в Отриве в1878 году...
Его время, 19-й век, было временем великих страданий, когда голод и болезни брали свое. Это было также время великих революций во многих областях: конец монархии и начало республики, прогресс в науке и медицине, открытия Фрейда о бессознательном и сновидениях, промышленная революция, появление железной дороги, колонизация Францией Африки и Азии, рождение государственных и светских школ, презентация первых универсальных выставок…
Это был богатый период, описанный и проиллюстрированный в газетах, которые были широко распространены в то время, таких как Magasin Pittoresque или La revue illustrée (газеты, распространяемые всеми сельскими почтальонами), к которым добавилось рождение фотографии и появление первых почтовых открыток. Эти средства массовой информации открыли сельский мир для города, других регионов и даже всей планеты. Они должны были поразить воображение почтальона Шеваля необычайным образом.
Этот архитектурный проект служит примером "визионерской среды", в которой художник-аутсайдер создает масштабный архитектурный или ландшафтный объект. Окруженный пышным садом, Дворец Шеваля черпает архитектурное вдохновение из самых разных источников. Архитектурные критики Ульрих Конрад и Ганс Сперлих описали Идеальный Дворец так: "Наполовину пагода, наполовину замок барона-разбойника, наполовину нимфей, наполовину гробница; не барочный, не эллинистический, не буддийский, не индийский, и все же все это одновременно." Во дворце также есть гроты, водопады, подземные залы и высокие башни. На нем даже есть скульптурные элементы, изображающие различных животных, таких как осьминоги, кайманы, слоны, медведи и птицы, а также мифологических существ, таких как великаны и феи. На одной из стен дворца есть надпись: "Я не был строителем, я никогда не держал в руках мастерка каменщика, я не был скульптором. Резец был мне неизвестен, не говоря уже об архитектуре, в которой я оставался полным невеждой... Все, что ты видишь, прохожий, - дело рук одного крестьянина, который во сне создал королеву мира..."
Шеваль был французским почтальоном, который приступил к реализации своего проекта в апреле 1879 года, несмотря на отсутствие опыта в архитектуре или инженерном деле. Позже он рассказывал об этом так: "Я шел очень быстро, когда моя нога за что-то зацепилась, и я, споткнувшись, пролетел несколько метров, я хотел узнать причину. Во сне я построил дворец, крепость или пещеру, я не могу точно описать это... Я никому не рассказывал об этом, опасаясь быть осмеянным, и сам чувствовал себя нелепо. Затем, пятнадцать лет спустя, когда я почти забыл о своей мечте, когда я вообще о ней не думал, моя нога напомнила мне о ней. Я споткнулся о камень и чуть не упал. Я захотел узнать, что это было... Это был камень такой странной формы, что я положил его в карман, чтобы спокойно полюбоваться им. На следующий день я вернулся на то же место. Я нашел еще камни, еще более красивые, собрал их на месте и был вне себя от восторга... Это песчаник, сформированный водой и затвердевший под действием времени. Он становится твердым, как галька. Она представляет собой скульптуру настолько странную, что человеку невозможно ее имитировать; она представляет любое животное, любую карикатуру. Я сказал себе: раз природа хочет создать скульптуру, я займусь каменной кладкой и архитектурой."
В течение следующих тридцати трех лет он собирал камни, которые находил во время ежедневного 25-километрового почтового маршрута, и приносил их домой, чтобы дополнить проект, часто работая по ночам при свете масляной лампы. Сначала он складывал камни в карманы, но позже начал пользоваться корзиной и, в конце концов, тачкой. Только на то, чтобы закончить наружные стены, у него ушло двадцать лет. Он выполнил весь проект без чьей-либо помощи. Шеваль хотел, чтобы его похоронили в его дворце, но французские законы запретили это. Таким образом, последние восемь лет своей жизни он посвятил строительству собственного мавзолея на кладбище Отрив. Мавзолей был построен с использованием материалов, схожих по стилю с Идеальным Дворцом.
Все начинается с восточного фасада. Фонтан “Источник жизни” в центре, окруженный львом и собакой, был первым сооружением, созданным архитектором Шевалем. Он неистово добавлял фонтаны, гроты и храмы, собирая камни, раковины и известковый раствор. Справа он добавил египетскую гробницу с намерением быть похороненным там вместе со своей женой. Слева - индуистский храм с нишей, в которой спрятана его знаменитая и верная тачка. Три великана завершают фасад. В 1899 году Фердинанд Шеваль провел 20 лет, работая над этой восточной частью. Именно на южной стороне Фердинанд Шеваль решил разместить свой допотопный музей - пещеру, в которой мастер Шеваль собирал камни, которые должны были быть использованы при строительстве.
Западный фасад словно приглашает к путешествию. Благодаря иллюстрациям своего времени Фердинанд Шеваль воспроизвел в нишах швейцарское шале, индуистский храм, Белый дом, Квадратный дом в Алжире, средневековый замок. Мечеть ведет во внутреннюю часть Идеального дворца, в галерею. На колоннах в классическом стиле он написал буквы: C H E V A L в качестве подписи к своей работе.
В галерее, представляющей собой длинный внутренний коридор, представлен необычный бестиарий: дромадер, медведь, слон, кошка, волк, фламинго изображены на барельефах. У входа в эту галерею высечено стихотворение Эмиля Ру Парассака "Ton idéal, ton Palais", которое послужило вдохновением для названия памятника почтальону Шевалю. Три лестницы ведут на террасу, где Фердинанд Шеваль разместил свой "камень преткновения", первый камень, о который он споткнулся и который вдохновил его на создание Идеального Дворца. На вершине Дворца, между опунциями и алоэ, возвышается башня Барбари. Для снабжения Дворца и его фонтана, "Источника жизни", водой использовался резервуар. Во времена Фердинанда Шеваля лишь немногие посетители могли наблюдать это зрелище. Вода слишком сильно повредила здание, и систему пришлось остановить.
Северный фасад - результат 33-летней работы. Скульптура осьминога в западном углу является завершающей точкой работы. На противоположной стороне здания он написал: "10 000 дней, 93 000 часов, 33 года лишений, более упрямый, чем я, пытался начать работу." Северный фасад с его богатым орнаментом, населенный животными и другими мифологическими созданиями под пристальным взглядом Адама и Евы, является отголоском последней работы мастера Шеваля - его гробницы тишины и бесконечного покоя на кладбище Отрив. Сегодня он покоится со всей своей семьей в этой знаменитой гробнице, на строительство которой у него ушло 8 лет, после 33 лет работы, необходимых для создания Идеального Дворца.
“ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДВОРЦА МОЕЙ МЕЧТЫ В ВОЗРАСТЕ СЕМИДЕСЯТИ СЕМИ ЛЕТ И ТРИДЦАТИ ТРЕХ ЛЕТ УПОРНОГО ТРУДА Я ВСЕ ЕЩЕ БЫЛ ДОСТАТОЧНО ХРАБР, ЧТОБЫ ПОЙТИ И ПОХОРОНИТЬ СЕБЯ НА ПРИХОДСКОМ КЛАДБИЩЕ.
ТАМ Я СНОВА ПРОРАБОТАЛ ВОСЕМЬ ЛЕТ ТЯЖЕЛОГО ТРУДА. МНЕ ПОВЕЗЛО, ЧТО У МЕНЯ ХВАТИЛО ЗДОРОВЬЯ ДОСТРОИТЬ ЭТУ ГРОБНИЦУ, НАЗВАННУЮ “ГРОБНИЦЕЙ ТИШИНЫ И БЕСКОНЕЧНОГО ПОКОЯ”, В ВОЗРАСТЕ 86 ЛЕТ.
ЭТА ГРОБНИЦА НАХОДИТСЯ НЕДАЛЕКО ОТ ДЕРЕВНИ ОТРИВ. ЕГО РАБОТЫ ДЕЛАЮТ ИХ ОЧЕНЬ ОРИГИНАЛЬНЫМИ, ПОЧТИ УНИКАЛЬНЫМИ В МИРЕ, НА САМОМ ДЕЛЕ ИМЕННО ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ДЕЛАЕТ ИХ ПРЕКРАСНЫМИ.
МНОГИЕ ПОСЕТИТЕЛИ ТАКЖЕ ПОСЕЩАЮТ ЕЁ, УВИДЕВ МОЙ “ДВОРЕЦ ГРЕЗ”, И ВОЗВРАЩАЮТСЯ ДОМОЙ ПОРАЖЕННЫЕ, РАССКАЗЫВАЯ СВОИМ ДРУЗЬЯМ, ЧТО ЭТО НЕ СКАЗКА, А РЕАЛЬНОСТЬ. ВЫ ДОЛЖНЫ УВИДЕТЬ ЭТО, ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ В ЭТО. Я ТАКЖЕ ХОТЕЛ БЫ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ ЗДЕСЬ И ОТДОХНУТЬ НА НИВЕ РАВЕНСТВА“.
Фердинанд Шеваль.
К концу жизни Шеваля его дворцом заинтересовались такие художники, как Андре Бретон, Пабло Пикассо и Макс Эрнст. В 1932 году Эрнст даже создал коллаж под названием "Почтальон Шеваль". В 1969 году министр культуры Андре Мальро объявил дворец культурной достопримечательностью и предоставил ему официальную охрану. В 1986 году Шеваль и его магическая изобретательность были увековечены на французской почтовой марке.
“ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ? ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ В АРХИТЕКТУРЕ ПРИМЕР НАИВНОГО ИСКУССТВА. НАИВНОЕ ИСКУССТВО - БАНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ИЗВЕСТНОЕ ВСЕМ, НО НЕ ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЯ К АРХИТЕКТУРЕ… В ТО ВРЕМЯ, КОГДА НАИВНОЕ ИСКУССТВО СТАЛО ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, БЫЛО БЫ РЕБЯЧЕСТВОМ НЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ЕГО, КОГДА ИМЕННО НАМ, ФРАНЦУЗАМ, ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ОБЛАДАТЬ ИМ, ЕДИНСТВЕННОЙ НАИВНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ В МИРЕ, И ЖДАТЬ, ПОКА ОНО БУДЕТ РАЗРУШЕНО."
Андре Мальро.
Арт-брют: