Найти в Дзене
Функция Архитектура

Арт-брют и искусство аутсайдеров. Глава 4. Дюбюффе.

Прочитав в 1923 году об "Искусстве душевнобольных" (хотя он не умел читать по-немецки, поэтому основное влияние на него оказали сами изображения), французский художник Жан Дюбюффе собрал собственную коллекцию подобных произведений искусства. Однако Дюбюффе расширил сферу своей коллекции, включив в нее работы других эксцентриков и социальных маргиналов, занимающихся искусством на задворках общества, а не только тех, кто страдает психическими расстройствами. Коллекция пополнилась примерно 5000 работами 133 авторов, в том числе Алоиза Корбаза и Адольфа Вёльфли. Он назвал этот вид искусства Art Brut (что дословно переводится как "грубое искусство"). Он определил Арт-брют как: "Произведения, созданные людьми, не знакомыми с художественной культурой, произведения, в которых подражание - в отличие от того, что встречается среди интеллектуалов, - практически отсутствует, так что их создатели перенимают все (сюжеты, выбор используемых материалов, средства передвижения, ритмы, способы нанесения рисунка и т.д.) из своих собственных ресурсов, а не из условностей классического искусства или того искусства, которое стало модным. Здесь мы находим искусство в его самом грубом проявлении; мы видим, что на каждом этапе работы оно полностью переосмысливается благодаря изобретательности его создателя, а не благодаря его способности подражать другим или меняться подобно хамелеону, как это всегда бывает в искусстве."

-2

В 1948 году Дюбюффе и другие художники (в том числе Жан-Полан, Андре Бретон, Шарль Раттон, Мишель Тапи и Анри-Пьер Рош) основали компанию "Арт Брют", куратором коллекции которой был назначен художник Славко Копач. Организация должна была стать центром дальнейших исследований и кураторской деятельности. В 1949 году в Галерее Рене Друэна в Париже состоялась первая выставка "Арт Брют", на которой было представлено более 200 работ. В 1951 году, незадолго до распада компании (отчасти из-за разногласий, в ходе которых Дюбюффе обвинил Бретона в попытке интегрировать "Арт Брют" в "огромную культурную машину" сюрреализма), художник Альфонсо Оссорио предложил разместить коллекцию в своем доме в Ист-Хэмптоне, недалеко от Нью-Йорка. Во время визита в Соединенные Штаты Дюбюффе прочитал лекцию в Чикагском институте искусств под названием "Антикультурные позиции", в которой обвинил западную культуру в подавлении истинного творчества. Коллекция оставалась в Нью-Йорке в течение десяти лет, прежде чем была репатриирована в Париж, где Копач вновь стал ее хранителем и архивариусом. В 1962 году компания "Арт Брют" была реформирована, и более 100 членов посвятили себя открытию и сбору произведений Арт-брют. В 1964 году Дюбюффе выпустил первые восемь изданий буклетов "Арт Брют", которые выпускаются и по сей день. В 1967 году в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже состоялась еще одна крупная выставка, на которой было представлено более 700 работ в стиле Арт-брют от 75 различных авторов. В 1971 году Дюбюффе передал свою коллекцию Арт-брют в дар швейцарскому городу Лозанна.

-3

Дюбюффе находил Арт-брют важным источником вдохновения для своего собственного творчества, поскольку считал, что это более чистое, искреннее и аутентичное выражение эмоций, неподвластное ассимилирующему влиянию мейнстрима культуры. Он пытался подражать детской наивности, которую он видел в Арт-брют, однако его обучение живописи в академии искусств, а также его самосознание как художника и знание мира мейнстрима искусства означают, что его не следует причислять к арт-брютистам / художникам-аутсайдерам, утверждают искусствоведы. Вместо этого его творчество лучше определить как примитивизм, псевдонаивное искусство и искусственно-наивное неискусство.

Арт-брют и искусство аутсайдеров: