Найти в Дзене
Функция Архитектура

Арт-брют и искусство аутсайдеров. Глава 7. Терминология.

Оглавление
Стивен Уилтшир.
Стивен Уилтшир.

Арт-брют - это не движение, с которым художники себя идентифицируют, а скорее ярлык, присвоенный, часто посмертно, историками, критиками и коллекционерами творцам-самоучкам, практически не имеющим контактов с мейнстримным миром искусства и его институтами. Макгрегор объясняет: "Это совершенно разнородная коллекция изображений и художников, в которой нет основополагающего единства или общей цели." Аналогичным образом, художник и писатель Дэвид Маклаган пишет, что: "Спектр искусства аутсайдеров сейчас настолько широк, что трудно найти какую-либо очевидную общую черту, за исключением того, что это нечто, что поражает нас своей необычностью, как в выборе материалов, так и в содержании, и что оно кажется будто возникшим ни с того ни с сего." Действительно, считается, что эта работа является выражением индивидуализированной психики, обладающей уникальной врожденной подлинностью или "чистотой". Один из способов разделить искусство Арт-брют на категории основан на типе медиа (живопись, графика, скульптура, визуальная среда). Однако существуют и другие термины, которые различают типы творчества (народное искусство, международное искусство и новое изобретение). Эти термины часто пересекаются и иногда неправильно используются как синонимы. Правильно было бы сказать, что искусство разрозненно и не поддается объединению, хотя художники-аутсайдеры действительно разделяют склонность к определенным темам и мотивам. Например, есть интерес к портретам, рыбам, птицам, повторению, привязке, соединению и полному заполнению заданного пространства.

Гастон Дуф.
Гастон Дуф.

Живопись и графика.

Как уже говорилось, нет единого стиля или эстетики, которые определяли бы произведения искусства Арт-брют. Многие художники, такие как Гастон Дуф, Адольф Вёльфли, Генрих Антон Мюллер и Йерун Помп, создают фантастические образы, основанные на их живом воображении (включая города, людей, животных, которые часто заключены в геометрические фигуры). Однако есть и другие художники-аутсайдеры, такие как Стивен Уилтшир, Грегори Блэксток и Джеймс Касл, чьи работы представляют собой чрезвычайно реалистичные репродукции существующих вещей или мест. Что отличает этих последних художников от других, так это то, что они не следуют какому-либо ранее существовавшему художественному стилю или направлению, такому как кубизм или экспрессионизм (хотя, по случайному совпадению, иногда существует сходство). Они также, несмотря на то, что на первый взгляд создают более "реалистичные" картины, как и более классические аутсайдеры (Вёлфли), заполняют отведенное пространство и пытаются навести порядок с помощью искусства. Как пишет Колин Родс, профессор искусств: "Одной из самых поразительных особенностей искусства аутсайдеров является его общая тенденция представлять мир в трансцендентных или метафизических терминах. Почти всегда художники разрабатывают структурированную космологию, которая лежит в основе "реальности" их миров, хотя зритель не всегда имеет представление об этом", и не всегда имеет доступ к языку, на котором они выражаются. Действительно, отдельные люди часто намеренно занимаются мракобесием или разрабатывают сложную иконографию, чтобы защитить себя и свои идеи от предполагаемых угроз."

Генрих Антон Мюллер.
Генрих Антон Мюллер.

Скульптура.

Как и в случае с живописью и графикой, скульптура в стиле Арт-брют может принимать различные формы и стили. Однако, поскольку многие из этих художников создавали свои работы в учреждениях (таких как психиатрические лечебницы и тюрьмы), материалы, к которым у них был доступ, как правило, были более ограниченными. Таким образом, скульптуры в стиле Арт-брют часто демонстрируют изобретательность художника, который использует любые найденные предметы и материалы, которые попадаются ему под руку, включая зубы животных, кости и шкуры, найденные на фермах приютов, и другие виды мусора, такие как бечевки, шнуры и проволока. За пределами учреждений и без каких-либо принудительных ограничений художники-аутсайдеры, создающие скульптуры, как правило, продолжают тему использования отходов и выброшенных предметов. Художник из Корнуолла Дэвид Кемп использует для своих скульптур исключительно найденные материалы, часто вредный мусор, выброшенный морем на берег. Таким образом, финальные работы являются одновременно пощечиной жадной и невежественной культуре потребления и свидетельством того, что художники-аутсайдеры, бросающие вызов моде и тенденциям, всегда ставят во главу угла смысл.

Дэвид Кемп.
Дэвид Кемп.

Визуальная среда.

К визуальной среде относятся крупномасштабные объекты или архитектурные проекты, созданные художниками-аутсайдерами, такие как Watts Towers Саймона Родиа, "Райский сад" Динсмура, "Идеальный дворец" Фердинанда Шеваля и "Сад камней" Нека Чанда. Как объясняет редактор журнала Raw Vision Джон Майзелс, визионерская среда - это, как правило, "необычные структуры, полные странностей и индивидуальности", которые "часто являются результатом многолетнего упорного труда" и "представляют собой одну из самых необычных форм человеческого творчества". Эти объекты, как правило, создаются из широкого спектра найденных материалов, таких как камни и мусор, найденные предметы, и часто представляют собой смесь стилей, основанных на различных формах архитектуры. Значительная часть таких проектов находится во Франции и Соединенных Штатах. У нас близкие по стилю работы можно наблюдать в парке Никола-Ленивец, что расположен в природном заповеднике на реке Угра в Калужской области.

Нек Чанд.
Нек Чанд.

Народное искусство.

Народное искусство - это термин, который первоначально широко использовался для обозначения ремесел ручной работы коренных народов и крестьянских общин, а позже - для обозначения простых практических предметов старых времен, включая такие предметы, как инструменты и предметы быта. Эти предметы, как правило, имеют чисто утилитарное или декоративное назначение. Эта категория иногда пересекается с категориями племенного искусства (tribal art) и примитивного искусства.

Николай Полисский.
Николай Полисский.

Наивное искусство.

Термин "Наивное искусство" часто используется как синоним Арт-брют и аутсайдерского искусства, описывая художников, не получивших формального художественного образования, хотя под наивными художниками обычно понимают тех, кто привносит в свои работы более высокий уровень художественного мастерства. Они часто тесно сотрудничают с другими художниками, но придерживаются более детского подхода к традиционным и техническим способам видения. Дюбюффе определил наивное искусство как искусство "воскресных художников", то есть людей, которые проникнуты уважением к культурному искусству, и на их творчество сильно влияют его традиции. Они хотят стать частью культурного искусства и заимствовать у него свои методы, подражая ему в меру своих возможностей. Конечно, они так "плохо" справляются из-за своей неопытности, что приводит к тому, что их усилия вызывают больший интерес, чем оригиналы, которые их вдохновляют.

Анри Руссо.
Анри Руссо.

Пожалуй, самым известным художником, которого можно отнести к этой категории, является Анри Руссо, французский живописец-самоучка, чьи щедрые и свободные, похожие на мечты, образы прославляли Пикассо и других известных художников, живших в то время в Париже. Руссо разработал очень узнаваемый фирменный стиль, в соответствии с которым на большинстве его картин были изображены сцены из тропических джунглей; либо городские пейзажи с портретами на переднем плане, которые художник называл "портретными пейзажами". Самым примечательным является тот факт, что сам Руссо никогда не видел джунглей. Он черпал вдохновение из детских книг и из своих регулярных посещений ботанических садов Парижа. Его стиль живописи был типично плоским и основывался на упрощенной перспективе. Наследие Руссо нельзя недооценивать; он стал главным источником вдохновения для сюрреалистов, а с тех пор и по сей день - для бесчисленного множества других творческих личностей.

Альфред Уоллис.
Альфред Уоллис.

Заметная волна наивного искусства также захлестнула Корнуолл, Великобритания, в начале двадцатого века, благодаря дальновидным работам Альфреда Уоллиса. Уоллис был рыбаком, который рисовал прибрежные пейзажи, не обращая внимания на общепринятый масштаб или перспективу. Он рисовал на найденном дереве, поэтому форма и размер его картинного стола также были необычными. Местные художники Бен Николсон и Кристофер "Кит" Вуд познакомились с его работами, и его влияние быстро распространилось на многочисленное художественное сообщество, жившее в то время в Сент-Айвсе. Из родных художников нельзя забывать прекрасного грузинского живописца Нико Пиросмани, чьи наивные полотна отдаются тёплым звучанием, наверное, в каждом сердце российского зрителя.

Фредерик Шредер-Зонненштерн.
Фредерик Шредер-Зонненштерн.

Новое изобретение.

Дюбюффе создал категорию "Новое изобретение" в 1982 году, чтобы обозначить неподготовленных художников, которые демонстрируют тенденции Арт-брют в своем творчестве, но при этом имеют больше контактов с обществом и большую осведомленность о мире искусства. Как объясняет редактор журнала Raw Vision Джон Майзелс: "Дюбюффе понимал, что существует множество творцов, которые, хотя и являются самоучками, имеют более тесные связи с традиционным обществом, чем настоящие художники-брютсы. Однако эти художники оказались на задворках мейнстримного культурного искусства, отделенные от обычного мира искусства, их часто избегают галереи и институты." Таким образом, эта категория служит своего рода промежуточным звеном между художниками-инсайдерами и художниками-аутсайдерами. Во многих отношениях изменение его классификации некоторых художников с "Арт-брют" на "Новое изобретение" послужило своего рода понижением в должности, поскольку художники "Нового изобретения" стали рассматриваться как обладающие меньшим творческим потенциалом, чем полноценные художники "Арт-брют". В качестве примеров можно привести Гастона Чейссака, Марио Чичорро, Розмари Коци, Жерара Латтье, Альберта Лоудена и Фредерика Шредер-Зонненштерна.

Арт-брют и искусство аутсайдеров: